Предыдущий пост:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки уже не были современницами Пифагора, они жили не ранее 425 года до н.э., а некоторые, возможно, и значительно позже.
Эсара Луканийская
Благодаря византийскому компилятору Стобею сохранились несколько страниц из труда Эсары Луканийской "О человеческой природе".
Эсара предлагает интроспекцию как метод познания:
"Человеческая природа по-видимому представляет собой образец закона и справедливости как для дома, так и для города. Углубляясь в самого себя, тот, кто ищет, совершит открытие: закон находится в нем, а также и справедливость, которая есть упорядоченное устройство души."
Практически "нравственный закон внутри нас".
Мэри Эллен Уэйт пишет: "Этот фрагмент из книги "О человеческой природе" рекомендует интроспекцию о природе человеческой души как способ понимания технической структуры трех областей человеческого закона: индивидуальной нравственности, законов, управляющих нравственными основами семьи, и законов, управляющих нравственными основами социальных институтов."
Душа в понимании Эсары тоже трехчастна: ее компоненты - разум, дух и желание.
Финтис Спартанская
Согласно Стобею, Финтис - дочь Калликрата. Фукидид и Плутарх называют ее дочерью Калликратида. Непонятно, кто такой Калликрат, но Калликратид - спартанский наварх (адмирал), погибший в битве при Аргинусских островах в 406 году до н.э. Если Финтис дочь того самого Калликратида, то она немного старшая современница Платона.
Сохранились два фрагмента из ее труда "Об умеренности женщин". Эти фрагменты отражают пифагорейское представление о том, что природа мужчин и женщин, хоть во многом схожа, но имеет некоторые отличия.
"Смелость, и справедливость, и мудрость - общие для обоих [полов]. Совершенства тела подобают и мужчине, и женщине, также и совершенства души."
"Наиболее подобающей" добродетелью для женщины Финтис называет умеренность. В это понятие Финтис включает супружескую верность, избегание роскоши и демонстрации своего социального статуса, а также сдержанность в религиозном поклонении, в частности, она резко возражает против оргиастических культов, таких как празднества Кибелы - неудивительно, с пифагорейскими добродетелями они и вправду не сочетаются.
Периктиона I и Периктиона II
Существуют два документа авторства "Периктионы" - "О гармонии женщин" и "О мудрости". Уэйт, вслед за Пруденс Аллен, считает, что эти тексты принадлежат разным женщинам, носившим то же имя.
Известно, что мать Платона звали Периктионой, так что высказывались предположения, что Периктиона I, авторка текста "О гармонии женщин" - это она, впрочем, уверенности в этом нет.
Периктиона I также писала о важности умеренности, в том числе высказывалась против пышных нарядов и причесок, благовоний и т.д. По ее мнению, женщину хорошего происхождения красит мудрость, а не внешние украшения.
Также Периктиона подчеркивает, что женщина ответственна за воплощение пифагорейского принципа гармонии в доме и семье (надо же какая старая идея, оказывается...) Даже если ее муж - человек недостойный, следует оставаться добропорядочной женой. Касательно супружеских измен, Периктиона говорит, что эта ошибка прощается мужчинам, женщинам же - никогда.
Мэри Эллен Уэйт комментирует это так: "Какими бы нефеминистическими ни были умозаключения Периктионы, мы видим, что они выводятся из философской посылки о том, что нормативный принцип "гармонии" необходимо применять к конкретным обстоятельствам человеческой жизни. Хотя ее взгляды (а также других пифагореек) представляют видение женской роли, не разделяемое большинством современных мыслителей, нам следует понимать это видение как как прагматический ответ на вопрос о нравственной ответственности перед лицом укоренившегося status quo."
Викки Линн Харпер добавляет: "Периктиона не раздумывает о том, как могло бы быть в неком гипотетическом и совершенно другом обществе. Скорее, она размышляет о том, как женщина может быть гармоничной в том обществе, которое есть."
В общем, таков был социальный порядок, и пифагорейки не протестовали против него, а принимали как данность. Уэйт называет такой подход "нравственным прагматизмом", в противовес идеализму мужчин-пифагорейцев.
В единственном сохранившемся отрывке Периктионы II гендерные вопросы не затрагиваются, она рассуждает о мудрости:
"Человечество возникло и существует для того, чтобы осмыслять первопричину природы в целом. Задача мудрости - овладеть самим этим предметом и осмыслить предназначение существующих вещей. Геометрия же, и арифметика, и другие теоретические учения и науки также занимаютcя существующими вещами, но мудрость занимается всеми родами их."
Философское познание - как смысл жизни человека!
Феано II
Имя Феано было весьма распространенным в античности, существует много текстов, подписанных этим именем. Часть из них атрибутируют Феано I, супруге Пифагора. Остальные определенно принадлежат не ей.
Три из них, написанные в эпистолярной форме и адресованные различным женщинам - Эвболе, Никострате, Каллисто, уверенно определяют, как написанные одной авторкой. Письма касаются воспитания детей, супружеских отношений и управления усадьбой, и, так же как тексты Финтис или Периктионы I, содержат рекомендации, как применять пифагорейские принципы и ценности в этих сферах женской жизни. Что касается остальных отрывков, нет уверенности, что все они написаны одной и той же женщиной. В сборнике приводятся переводы всех этих текстов (как и других найденных отрывков вышеперечисленных авторок) на английский, выполненные Викки Линн Харпер.
Отдельная глава посвящена вопросам атрибуции различных отрывков. Авторство этих фрагментов, сохранившихся в позднейших копиях у Стобея, Ямвлиха, Клемента Александрийского, Феодорета, установить непросто. Были даже сомнения в том, что тексты "поздних" пифагореек (и пифагорейцев тоже) были фальсифицированы позднее "неопифагорейцами" или что их писали вовсе не те, чье авторство декларируется. Уэйт критикует эти гипотезы весьма подробно и аргументированно.
Сборник доступен в интернете