Главу об испанской натурфилософке XVI века Оливе Сабуко де Нантес Баррера для сборника "A History of Women Philosophers: Medieval, Renaissance and Enlightenment Women Philosophers" написала Мэри Эллен Уэйт.
"Натурфилософия, характерная для раннего Ренессанса, подчеркивала связь между людьми и вселенной. Новый акцент был поставлен на научном изучении человеческого бытия. Ренессанс затронул все науки, в том числе и медицину. Болезнь уже не воспринимали как последствие греха, которое может быть исцелено только лишь молитвой. Скорее, болезнь все больше воспринимали как процесс, на который частично влияют действия человека, частично естественные причины. Столетиями вскрытие трупов было неприемлемым, но новый дух научного любопытства сделал аутопсию обычным делом. Это способствовало дальнейшему прогрессу медицины.
Позднее, в XVII веке, произойдет огромный технический прогресс в медицине: теория циркуляции крови Гарвея (1628), нейрологические рисунки Кристофера Рена (1664), описание бактерий Левенгуком (1665), оптика Ньютона (1672). Но в XVI веке развивалась не техническая медицинская наука, а философия медицины. Умозрительная философия медицины стала настолько же центральной для медицинской науки, как и макроскопическая анатомия. Теорию медицины стали воспринимать как прикладную философию человеческой природы."
В Испании XVI века наиболее значительными медицинскими трактатами прославились Хуан Уарте, Гомес Перейра и Олива Сабуко де Нантес Баррера.
Луиса Олива Сабуко де Нантес Баррера родилась в испанском Алькарасе 2 декабря 1562 года. Она была пятой из восьми детей Мигеля Сабуко и Франсиски де Косар. В 18 лет она вышла замуж за Акасио де Буэдо. В 1587 году, когда ей было 25, в Мадриде была опубликована ее книга "La Nueva Filosofia de la naturaleza del hombre" ("Новая философия человеческой природы"). Этот труд был довольно популярен, по крайней мере в Испании, и его переиздавали в каждом следующем столетии.
Мэри Эллен Уэйт часто сравнивает Оливу Сабуко с Декартом и говорит, что та кое в чем его предвосхитила.
"Главный тезис Сабуко заключался в том, что между душой и телом есть тесная связь, и должное понимание этой связи позволит людям контролировать и улучшать свое здоровье и таким образом продлить свою жизнь. Ее первой задачей было описать свою теорию человеческой природы, продемонстрировав взаимозависимость между душой, телом и космосом. Она сосредоточилась на том, что нам известно о людях и вселенной, интерпретируя эмпирические свидетельства таким образом, чтобы показать, как ее теория о человеческой природе объясняет эти свидетельства. Это задача первой части ее работы, "Coloquio de el Conocimiento de si Mismo, en el qual hablan tres Pastores Filosofos en vida solitaria, nombrados Antonio, Veronio, Rodonio" ("Беседа о самопознании, которую ведут в уединении трое пастухов-философов, именуемые Антонио, Веронио, Родонио")." Поскольку это наиболее философская часть труда Оливы Сабуко, Мэри Эллен Уэйт в своей статье рассматривает в основном ее.
Антонио представляет авторскую точку зрения. Возможно, это отсылка к труду Гомеса Перейры "Antoniana Margarita" (название дано в честь родителей автора).
Уэйт пишет: "Ее крестьяне отстаивают ее философию человеческой природы и медицинские принципы, выведенные из этой философии против взглядов многих теоретиков, включая Галена и Демокрита - взглядов, которые все еще преподавали в академиях."
"Первая часть труда рассматривает три проявления человеческой природы: чисто физическое, интеллектуальное и духовное. Как и ее предшественники и современники, Сабуко рассматривает человеческу природу как микрокосм самой природы <...> Познание макрокосма, микрокосмом которого мы являемся, поможет нам понять, как жить в этом мире, и как он стал тем, чем он есть. <...> Сабуко описывает три души: вегетативную, чувственную и разумную. У растений есть только "вегетативная" душа; у животных - "вегетативная" и "чувственная"; у людей - и "вегетативная", и "чувственная", и "разумная" душа." Та же концепция присутствует у ее предшественника Хуана Уарте.
Также Сабуко вводит метафору человека как "дерева корнями вверх", головной мозг - "корень" человека.
Уэйт пишет: "По мнению Сабуко, мозг, разумная душа, является локусом индивидуальности. Важно отметить, что она не пытается отделить душу, локус духовной индивидуальности, от мозга, локуса разумной, физической и психологической индивидуальности. В ее изложении медицинской эпистемологии, воображению принадлежит ведущая роль как в физическом, так и в духовном благополучии. Познание человеческой природы - форма самопознания. Поняв человеческую природу и роль воображения в регулировании физического и нравственного ослабления, мы сможем понять воздействие отрицательных и положительных внутренних переживаний на нравственные действия и на наше физическое состояние. Хоть и не используя философский жаргон, Сабуко рекомендует интроспекцию для постижения моральной психологии, моральной философии и философии медицины."
"По мнению Сабуко, воображение влияет на здоровье, так что она настоятельно рекомендует избегать скуки, поскольку это ведет к измышлению причин либо для ненависти к себе, либо для отвращения к удовольствию других. И труд, и удовольствие должны быть разнообразными, поскольку отрицательные эмоции крайне истощают дух и тело. Поэтому не стоит продолжать работать над неблагодарными задачами или гнаться за неясными, бессмысленными идеями якобы в поисках какого-то стоящего знания. <...> Она говорит, что воображение может придать форму чему угодно, стоит лишь на этом сфокусироваться. Ничто не напоминает реальность больше, чем образы, порожденные этим зеркалом мира, воображением. Из-за воображения страсти могут влиять на разум. Сабуко, по-видимому, докартезианская скептическая рационалистка." "Воображаемый страх может напугать до смерти, отмечает она, а некоторые люди счастливы, только когда видят сны, поскольку воображение способно видоизменить их образ мира на такой, каким они могут быть довольны."
"Сабуко отмечает, что традиционная медицинская теория не смогла контролировать болезни:
«Как же редко люди живут весь свой естественный жизненный срок и умирают естественной смертью...»
Она объясняет эту неудачу медицинской науки философскому непониманию человеческой природы, которое игнорирует колоссальное влияние эмоций на физическое здоровье."
Олива Сабуко задается вопросом, почему болезни, вызванные переживаниями, намного реже встречаются у животных, чем у людей. "Она утверждает, что сожаления характерны для людей, но не для других созданий природы. Только люди скорбят о прошлом, неудовлетворены настоящим и беспокоятся о будущем. Она объясняет уникальную человеческую способность производить такие саморазрушительные эмоции человеческой возможностью использовать воображение. С точки зрения Сабуко, люди - психосоматические единицы."
"Теория, лежащая в основе всей аргументации Сабуко, заключается в том, что существует тесная связь между физиологией и психологией. И она развивает свою философию человеческой природы на основе эмпирических наблюдений. Она ясно демонстрирует, как скоординированы ее теории психологии и физиологии. Но ее ключевые тезисы - что эмоции влияют на душу и что мы можем понять взаимосвязь между человеческой природой и остальным миром".
С физиологической точки зрения Сабуко объясняет различные психоматические явления, используя понятие "нервного сока" - эта идея была очень распространена до того, как была изучена электрическая природа нервных импульсов. Сабуко излагает эту теорию первой, хотя обычно ее приписывают более поздним английским медикам.Третья часть "Новой философии" затрагивает интересные темы. Она называется "Coloquio de las cosas que mejoraran este mundo, y sus republicas" ("Беседа о том, что улучшит этот мир и его республики"). В этой части Олива Сабуко касается того, как применить ее понимание человеческой природы к социально-политическим вопросам и общественным институтам. Она предлагает законодательные, юридические и социальные реформы, в том числе обеспечение базового жизненного уровня для самых бедных - безземельных крестьян, рядовых рабочих и т.д. Уэйт пишет: "Она предостерегает, что у людей хорошие, добродетельные свойства не являются наследственными, как у растений. Скорее, они требуют тщательной культивации, обучения примером и образования. Этому препятствуют условия крайней бедности и болезней, когда все силы уходят на получение самого необходимого, утверждает она."
Мэри Эллен Уэйт пишет: "Сабуко хотела, чтобы медицина использовала философию для улучшения медицины и, следовательно, для улучшения человеческого бытия. Она говорит:
«Философия - это наука о божественных и природных вещах, и познание причин всех вещей есть добродетель, и наивысшая добродетель для людей...»"
---
Женщины-философы
Средневековье:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие