Главу о Бригитте Шведской для сборника "A History of Women Philosophers: Medieval, Renaissance and Enlightenment Women Philosophers" написала Корнелия Вулфскил.
Бригитта Шведская родилась в 1302 году в Финстаде близ Упсалы, в знатной семье. Её отец, Биргерус, был лагманом в Уппланде. Мать, Ингеборг Бенгтсдоттер, вела родословную от королевской династии Фолькунгов. Ее раннее детство окружено благочестивыми легендами: якобы Ингеборг незадолго до ее рождения выжила в страшном кораблекрушении и имела видение, в котором ангел сообщил ей, что она была спасена ради дочери, которую скоро родит, и эта девочка будет очень любезна Богу; подобное видение было и у священника соседней церкви.
Если рождение Бригитты и сопровождали чудесные явления, ее отца это, видимо, мало тронуло. Несмотря на то, что она была с детства очень религиозна и мечтала о монашеской жизни, ее выдали замуж, и очень рано - в 13 лет (ее мать к тому времени уже умерла). Жениху было 18. В этом браке Бриггита родила восемь детей.
После паломничества в Сантьяго-де-Компостела в 1341 году супруги решили стать монахами. Муж Бригитты, Олаф, вступил в цистерцианский орден и умер через несколько лет в монастыре Альвастра. А Бригитту еще ожидала долгая и плодотворная жизнь.
В 1346 году король Магнус Эрикссон подарил Бригитте Вадстену, чтобы она основала там монастырь нового ордена - бригитток. Строительство было завершено уже после ее смерти, а Бригитта в 1349 году отправилась в Рим, планируя совершить паломничество в Святую Землю. Однако ее якобы остановило видение: Христос велел ей отложить путешествие. Так что она оставалась в Риме аж до 1372 года, затем посетила наконец-то Святую Землю, в 1373 году вернулась в Рим, где и умерла в присутствии своего сына Биргеруса и дочери Екатерины, единственных своих детей, которые были на тот момент еще живы. Тело Бригитты перевезли в Вадстену. Папа Бонифаций IX канонизировал ее в 1391 году, чему немало поспособоствовала та самая дочь Екатерина, тоже будущая святая.
Бригитта Шведская активно занималась благотворительной деятельностью еще в мирской жизни, например, она основала в Швеции множество госпиталей.
Она отличалась большим аскетизмом, занималась всяческим "умерщвлением плоти" и сделала частью устава своего ордена обет бедности. В этом чувствуется влияние Франциска Ассизского, основателя нищенствующего ордена францисканцев, с одним лишь исключением: Бригитта в своих видениях получила инструкцию, что тем, кто дает обет бедности, однако, позволяется иметь сколько угодно книг, так как продолжение учебы тоже должно быть частью устава ее ордена.
Еще одна отличительная черта Бригитты Шведской - ее большой интерес к европейской политике, на которую она неоднократно пыталась повлиять (не всегда успешно), пользуясь своим положением "пророчицы", получающей божественные откровения.
Вулфскил пишет: "Подобно
Екатерине Сиенской, Бригитта не стеснялась давать критические советы сильным мира сего, в том числе королеве Кипра и князю Антиохии. Христос, явившись ей в видении, критиковал королей и князей, которые не желали отправляться в крестовый поход в Святую Землю, где он страдал и умер. Согласно этому видению, записанному Бригиттой, монархи Неаполя будут прокляты Христом, поскольку их незаконные браки были заключены вопреки доктрине церкви. Бригитта напоминает Екатерину Сиенскую и своей критикой роскошного образа жизни духовенства".
"Бригитта была подготовлена к своей позднейшей политической роли на протяжении 1335-1341 годов, когда она и ее муж находились при дворе короля Магнуса и его жены Бланки Намюрской в Стокгольме. Бригитта не боялась вмешиваться в международные политические дела короля Магнуса. Ей было присуще очень сильное чувство справедливости и большая забота о бедных."
Когда королю Магнусу были сильно нужны деньги для выплаты долгов, он хотел повысить налоги, но Бригитта посоветовала ему не делать этого. Она считала, что это будет преступлением не только против шведского народа, но и против Бога.
"После паломничества в Сантьяго-де-Компостела политические интересы Бригитты распространились на Европу, и особенно на политическую роль папства в Европе. В 1349 году она написала папе Клименту VI в Авиньон с просьбой, чтобы он прекратил войну между Англией и Францией и вернулся в Рим, провозгласил 1350-й юбилейным годом и начал преобразование церкви в то, чем она должна была быть по мнению Бригитты: духовное сообщество. Папа не прислушался к совету, который Бригитта якобы получила от Бога. Он только лишь провозгласил 1350-й год юбилейным. С этого времени Бригитта считала своей богоданной обязанностью заниматься политикой. Подчиняясь божественным инструкциям, данным ей в видениях, она отправилась в Рим осенью 1349 года. Она подчинялась божественным приказам и говорила с высокопоставленными лицами и политическими лидерами об этических аспектах их политического лидерства и в последующие годы."
"Политическая деятельность Бригитты была бы немыслима без ее мистицизма. Но можно сказать и больше: ее политическая мысль подпитывалась мистицизмом, и ее политическая деятельность - закономерное следствие ее теологических и философских идей."
Труды Бригитты Шведской включают: "Откровения" ("Revelatione") из 8 книг и "Малые труды" ("Opera Minora"): "Regula Salvatoris" - устав ордена бригитток, "Проповедь ангельская" ("Sermo Angelicus") и "Extravagantes" - откровения, не вошедшие в первые восемь книг.
Бригитта особо почитала Деву Марию, которая часто являлась ей в видениях. В своей мариологии она опередила эпоху. Бригитта называет ее "magistra apostolorum" - "наставницей апостолов" - и даже "salvatrix" - "спасительницей".
Вулфскил пишет: "На основе своих откровений Бригитта изображает Марию как женщину высоких этических, духовных и интеллектуальных качеств. Упор Бригитты на интеллектуальные качества Марии и на ее активную роль в передаче учения Христа делает ее концепцию Марии очень особенной. Этические качества Марии подчеркивались многими патристическими авторами, но образ Марии у самых ранних отцов церкви отражал их собственные взгляды на то, какой должна быть добродетельная женщина. Образ Марии в патристической литературе это, за немногими исключениями, образ добродетельной, но очень пассивной женщины, которая оставалась дома и уж конечно не учила апостолов. Образ Марии у Бригитты еще более примечателен, если вспомнить тот факт, что великий схоласт, Фома Аквинский, был невысокого мнения об интеллектуальных способностях женщин в целом и считал женский интеллект более низким, чем мужской. Бригитта же была очень высокого мнения о женском интеллектуальном потенциале. Согласно уставу, переданному ей сами Христом, аббатиса монастыря - олицетворение самой Пресвятой Девы. Это подразумевает, что аббатиса должна быть этически, духовно и интеллектуально одарена, и что такую женщину можно найти."
Бригитта Шведская придерживалась доктрины детерминизма, следуя августинианской традиции: кто будет спасен, а кто будет проклят - предопределено. В этом она, кстати, отличилась от своей младшей современницы Екатерины Сиенской. Однако, при этом она считала, что все маленькие дети, крещеные или некрещеные, умершие до достижения "возраста различения" (позволяющего делать сознательный нравственный выбор), получат милость божью. Весьма гуманный момент, ведь по поводу посмертной участи некрещеных младенцев среди теологов бывали куда более мрачные представления.
В заключении Корнелия Вулфскил пишет:
"Рожденная в благородной семье в условиях, способствовавших и ее личной набожности, и ее интеллектуальному влиянию, Бригитта Шведская обращалась к ряду наиболее значительных социальных, философских, теологических и политических вопросов своего времени. Она использовала своё личное богатство на благо наиболее обездоленных людей в своем обществе. Она лично основала больницы и двойной монастырь, сама ведя аскетическую жизнь. Бригитта была мистичкой, которая не отстранялась от социальной и политической деятельности. Она участвовала в дискуссии о философских и теологических вопросах своей эпохи, разработала свою концепцию Бога, концепцию человека, представление о политической власти и, что наиболее важно для женщин, мариологию, в которой матерь божья мудра, активна и служит идеалом для женщин. Активный образ Марии у Бригитты следует считать очень особенным и прорывом в средневековой теологической мысли. Католические теологи вплоть до ХХ века предпочитали очень пассивный образ Марии, представленный у отцов церкви. Только в ХХ веке произошел сдвиг в сторону более активного образа Марии под влиянием книги Карла Ранера "Maria und die Kirche" ("Мария и Церковь")."
Орден бригитток, хотя и пережил тяжелые времена в эпоху Реформации, существует по сей день.
А в 1999 году папа римский Иоанн Павел II провозгласил святую Бригитту Шведскую покровительницей Европы.
---
Женщины-философы
Средневековье:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие