Иллюстрация из "Liber Scivias": Хильдегарда Бингенская со своим секретарем
Главу о Хильдегарде Бингенской для сборника "A History of Women Philosophers: Medieval, Renaissance and Enlightenment Women Philosophers" написала немецкая феминистская теологиня
Элизабет Гёссман.
Гёссман сразу оговаривается, что Хильдегарду Бингенскую скорее можно отнести к теологиням, чем к философиням.
Однако, философия и теология по тем временам были настолько близки между собой, и столько философов были одновременно и теологами, что включение ее в список женщин-философов вполне оправданно.
Хильдегарда родилась в Бермерсхайме близ Альцая в 1098 году в знатной семье, родители - Хильдеберт фон Бермерсхайм и его супруга Мехтильда. Она была десятым и последним ребенком в семье, и это предопределило ее судьбу - с рождения она была предназначена для церкви в качестве "десятины". Для девочки это было благоприятно - с раннего детства ее начали посещать мистические видения (современные исследователи объясняют эти феномены галлюцинациями при мигрени).
В возрасте восьми лет лет Хильдегарду отдали на обучение монахине-отшельнице Ютте Шпонхаймской, которая жила при бенедиктинском монастыре Дисибоденберг. Ютта прославилась как прекрасная наставница, и если сперва учениц у нее было всего две - Хильдегарда и еще одна девочка, то вскоре всё больше немецких аристократов начали отдавать своих дочерей на обучение Ютте.
В возрасте около 15-16 лет Хильдегарда приняла постриг. Очень рано, как по нынешним меркам, но тогда это был обычный брачный возраст для девушек, так что и монахинь постригали в таком возрасте.
О следующих 20 годах ее жизни известно мало. Вероятно, это была обычная жизнь бенедиктинской монахини: церковные службы, работа в монастырском саду, чтения за трапезой...
Поворотной точкой в жизни Хильдегарды стал 1136 год, когда умерла Ютта Шпонхаймская и Хильдегарду избрали магистрой женской монашеской общины, которая к тому времени насчитывала уже около десятка монахинь.
Литературная деятельность Хильдегарды началась в 1141 году, первой ее книгой была визионерская "Liber Scivias", включающая 26 видений с иллюстрациями к ним.
Эти интереснейшие иллюстрации можно просмотреть здесь."Liber Scivias" определенно можно отнести к философии истории - разумеется, понимаемой Хильдегардой в христианском ключе: она рассматривает историю человечества как историю спасения - от сотворения и последующего грехопадения до конца времен и Страшного Суда. Алоис Демпф относит Хильдегарду Бингенскую к такому направлению, как немецкий исторический символизм.
В 1147-1148 годах на Трирском соборе папа Евгений III ознакомился с частью "Liber Scivias" (книга еще не была полностью готова, Хильдегарда работала над ней около 10 лет), одобрил ее и поощрил Хильдегарду Бингенскую писать дальше. Это было важно: далеко не каждого и не каждую, кто заявляли о полученных божественных откровениях, церковь воспринимала благосклонно, могли и в ереси обвинить, это запросто.
Пока Хильдегарда работала над своей первой книгой, ей приходилось заниматься и другими делами: отделением своего монастыря от бенедиктинского аббатства Дисибоденберг. Мужчины-монахи очень возражали - из меркантильных соображений: монахини были представительницами знатных и богатых семей и, вступая в монастырь, девушки приносили с собой свое приданое. Однако, в 1147-1152 годах Хильдегарда завершила строительство отдельного монастыря на горе Рупертсберг близ Бингена, и женская община переместилась туда. Первое время монахиням приходилось очень тяжело в материальном плане, некоторые даже покинули монастырь. Только в 1158 году Хильдегарда Бингенская добилась удовлетворительного разрешения конфликта с монахами Дисибоденберга по поводу взносов монахинь.
В 1150-х Хильдегарда написала свои труды по естествознанию и медицине и таким образом вошла также в историю европейской медицины.
В 1158-1163 годах Хильдегарда Бингенская написала второй том своей визионерской трилогии - "Liber vitae meritorum". Это книга этического содержания, посвященная порокам и добродетелям.
Одновременно с этим она активно проповедовала - что было крайне нетипично для женщины того времени. В 1160 году состоялся ее первый проповеднический тур по немецким землям - Майнц, Вертхайм, Вюрцбург, Китцинген, Эбрах, Бамберг. Затем - отдельная поездка в Трир, Мец и Лотарингию.
В 1163 году Хильдегарда Бингенская добилась покровительства императора Барбароссы: выданная им грамота защитила ее монастырь от печальной участи многих других, разоренных во время феодальных распрей.
В 1165 году она основала еще один монастырь - Айбинген, для незнатных женщин. Это была редкая возможность для того времени, неаристократкам попасть в монастырь было гораздо сложнее.
В 1163-1173 годах Хильдегарда Бингенская написала свой третий визионерский труд - "Liber divinorum operum".
Ее третий проповеднический тур состоялся в 1163 году - Боппард, Андернах, Зигбург, Кёльн, Верден/Рур. Последний тур - Маульбронн, Хирсау, Кирххайм, Цвифальтен. Всё это было возможно только потому, что Хильдегарду Бингенскую считали пророчицей - под этим подразумевалась не столько способность предсказывать будущее, сколько интерпретировать настоящее. В этой роли Хильдегарда могла даже критиковать монархов, что она и делала - например, порицала того же Барбароссу за продолжение раскола и назначение антипап.
Умерла Хильдегарда Бингенская в 1179 году в своем монастыре Рупертсберг.
Элизабет Гёссман отвечает на занятный вопрос: почему у христианского мистицизма настолько отчетливо женское лицо? Большинство знаменитых мистиков были женщинами, Хильдегарда Бингенская - одна из первых, но по ее стопам пойдут другие, и это будет продолжаться из века в век:
Гертруда Хельфтская,
Тереза Авильская,
Екатерина Сиенская,
Анджела да Фолиньо,
Жанна-Мария Гюйон, и это лишь некоторые.
Ответ довольно прост: Новый Завет напрямую запрещал женщинам учить в соответствии с указанием апостола Павла: "Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии". Так что ни одна средневековая женщина не могла претендовать на философский или теологический авторитет напрямую. "Стало быть, они искали другую возможность высказывать свои мнения по горячо обсуждаемым вопросам своего времени, и находили его в рамках мистического письма", - пишет Элизабет Гёссман. Вот и Хильдегарда Бингенская, высказывая свое мнение или отвечая на вопросы, постоянно повторяла: "живой свет поведал мне" или что-то в таком духе.
В трудах Хильдегарды Бингенской много протофеминистских мотивов. Гёссман, среди прочего, рассматривает гендерный символизм ее писаний. Он довольно сложен и многогранен, не всегда она говорит хорошо о женщинах и женском, но также критикует и мужчин и мужское. Это идет вразрез со схоластической традицией ее времени, которая практически всегда рассматривает маскулинное как позитивное, а фемининное как негативное.
Хильдегарда подчеркивала и мужской, и женский аспекты Бога, и даже предпочитала использовать слово женского рода "divinitas" - "божественность", говоря о Боге, и писала о "женственной" природе Христа. Она парировала распространенный аргумент о якобы второсортной природе женщин, основанный на истории сотворения из книги Бытия, тем, что женщина создана из уже "очищенного", лучшего материала, чем Адам - из одухотворенной плоти, а не из глины (честно говоря, я думала, что первой применила этот аргумент
Рэйчел Спет в 17 веке, но нет, оказывается, он появился гораздо раньше).
Но самое впечатляющее: Хильдегарда Бингенская осмелилась поправить самого апостола Павла, который когда-то написал: "не муж создан для жены, но жена для мужа". Нет, возразила она, жена для мужа, но и муж для жены! "Тем самым она отрицает, что цель существования женщины связана исключительно с мужчиной, и описывает связь между полами, как равносильную в обоих направлениях. Таким образом, она вносит множество релятивизирующих моментов в тот период, когда иерархия "мужчина - женщина" была общим местом в академической теологии", - пишет Элизабет Гёссман.
В конце Гёссман подытоживает:
"Хильдегарда во многом обогатила образ и Бога, и Человека. В то патриархальное время она доказала, что ни в коем случае не является "женщиной, идентифицирующейся с мужчинами", ни в общественной и литературной деятельности, и уж наверняка не в плане философии и теологии. Это верно даже несмотря на то, что тенденции современной ей мысли не прошли для нее бесследно."
Когда-то уже постила в сообщество небольшую статью о Хильдегарде Бингенской, тоже основанную на работе Элизабет Гёссман, так что больше можно прочитать здесь. ---
Женщины-философы
Средневековье:
Мурасаки Сикибу Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие