Женщины-философы: Екатерина Сиенская

May 17, 2020 05:03



Портрет работы Андреа Ванни (художник был лично знаком с Екатериной)

Главу о Екатерине Сиенской для сборника "A History of Women Philosophers: Medieval, Renaissance and Enlightenment Women Philosophers" написала Корнелия Вулфскил.
Екатерина Сиенская, величайшая из итальянских мистиков XIV века, родилась в 1347 году или ранее в квартале Фонта Бранда в Сиене, умерла 29 апреля 1380 года в Риме. Дата ее рождения неточна, она могла быть старше даже лет на десять. Дело в том, что ее первые биографы писали агиографию, "житие святой" для канонизации, так что возраст Екатерины могли подогнать таким образом, чтобы получилось, что она умерла в 33 года - в возрасте Христа.
Ее родители - красильщик Джакопомо Бенинказа и его жена Лапа.
Присоединившись к доминиканскому ордену в качестве терциарки, она продолжала жить в родительском доме как отшельница. Впрочем, это не мешало ей путешествовать: с политическими и религиозными миссиями она посетила Пизу, Флоренцию, Авиньон. Екатерина Сиенская была очень популярна и влиятельна, она стала центром целой общины, которую называла своей семьей ("famiglia"). Ей было даже позволено принимать исповеди - случай совершенно беспрецендентный в истории католической церкви! Папа Григорий XI выпустил специальные апостольские письма, которыми разрешил Раймондо да Капуа и еще двум священникам отпускать грехи тем, кто приходили к Екатерине исповедоваться.
Было у нее и много врагов и недоброжелателей, которые пытались ее дискредитировать. В 1374 году глава доминиканского ордена Элиас Тулузский вызвал Екатерину в суд по обвинению в ереси, однако, ее успешно защитил ее духовник фра Анджело Адимари.
Влияние Екатерины Сиенской еще более возросло, когда она получила стигматы в церкви святой Кристины в Пизе в 1375 году. Находясь в Пизе, Екатерина агитировала за новый крестовый поход, и, возможно, даже сама хотела принять в нем участие. Папа написал доминиканцам, францисканцам и Раймондо да Капуа, чтобы все желающие отправиться в Святую Землю зарегистрировали свои имена. Многие женщины во Флоренции проявили интерес и записались. Дон Джованни делле Челле, отшельник в Валломброзе, пытался убедить этих женщин, что их участие в крестовом походе - полная глупость. (Хотя, собственно, почему?.. Женщины и раньше участвовали в крестовых походах.) Екатерина в ответ на это лишь усилила старания по вербовке и написала нескольким монархам, в том числе Елизавете, королеве Венгрии, и Джованне Неаполитанской. Этот замысел ей так и не удалось осуществить, но она не прекращала попытки.
В 1376 году Екатерина посетила папский двор в Авиньоне и произвела там большое впечатление. Ее целью было убедить папу вернуться в Италию и организовать новый крестовый поход. Также она хотела установить мир между папой и городом Флоренцией (в то время шла война итальянских городов против папы римского, и Флоренция стремилась снять интердикт, наложенный на нее понтификом). Ей даже удалось убедить папу, однако, официальные послы Флоренции, прибыв к папскому двору, не восприняли ее всерьез - не могли поверить, что папа уполномочил ее вести переговоры. Так что, этот план тоже не удался.
Папа Григорий XI все-таки вернулся в Рим в 1377 году, но его возвращение не принесло мира. Итальянские города продолжали воевать друг с другом и с папой. Екатерину папа сделал своей советницей. Она же критиковала его, и весьма жестко: за то, что он более озабочен политической властью, чем своими духовными обязанностями, за назначения на церковные должности людей, рекомендованных светскими правителями, которые были его союзниками и т.д. Тем не менее, папа назначил ее послом во Флоренцию в 1378 году - на этот раз флорентийцы сами хотели видеть ее. Однако, во время ее визита во Флоренцию папа Григорий XI умер. И даже ее многочисленные влиятельные друзья во Флоренции не могли защитить Екатерину от могущественной антиклерикальной партии. После смерти папы во Флоренции начались беспорядки. Екатерину нашли, когда она скрывалась в саду с группой своих друзей. Она согласилась сдаться и попросила пощадить ее спутников (она надеялась на мученичество). Такая жертвенность произвела впечатление: всю группу пощадили, и самой Екатерине не причинили вреда.
Урбан VI, преемник Григория, заключил мир с Флоренцией, чему Екатерина была безмерно рада. Она стала на сторону Урбана, когда был избран "антипапа" Климент VII. Однако, правление Урбана VI было очень неудачным, и Екатерина была разочарована в нем. Ей так и не удалось убедить его объявить новый крестовый поход (эту идею она так и не оставляла до конца жизни), он не прислушивался к ее советам и игнорировал ее критику, не собирался проводить церковные реформы, о которых она мечтала. Но Екатерина Сиенская продолжала поддерживать Урбана VI и оставалась в Риме, при папском дворе, безуспешно пытаясь повлиять на ситуацию. Ее здоровье ухудшалось, и после нескольких месяцев болезни она умерла в 1380 году. Ее последние слова: "Отче! в руки твои предаю дух мой" - это слова Христа на кресте.

Произведения Екатерины Сиенской: «Письма» к различным адресатам, от простых женщин из ее окружения до высокопоставленных церковных сановников; "Il Dialogo" - диалоги, где она задает вопросы Богу, а он отвечает; "Orazioni" - тексты, записанные ее секретарями, которые Екатерина произносила в экстатическом состоянии.

Формального образования она не получила - семья была слишком простая; считается, что и грамотность она обрела "чудесным образом". Однако, ее тексты выдают хорошее знакомство с Библией и августинианской философией.

Корнелия Вулфскил показывает, что Екатерина Сиенская была оригинальной и независимой мыслительницей.
Хотя она жила чуть позже Фомы Аквинского, следов томизма в ее произведениях не наблюдаются. Нельзя считать ее доктрину и в полной мере августинианской. И Фома Аквинский, и Августин придерживались детерминизма (Августин в несколько более мягкой форме), но не Екатерина Сиенская.

Вулфскил пишет: "Екатерина подчеркивает тот факт, что человеку дана свобода воли и свобода выбора. На самом деле свобода воли - это способность души, на которую не повлиял первородный грех. Бог уважает свободу выбора в нас. Он создал нас без нашего участия, но он не собирается спасать нас без нашего участия. Невозможно примирить этот образ мышления с учением о предопределении, как оно было задумано святым Фомой. Образ мыслей Екатерины более схож с Августином."
"Однако, следует помнить, что, по мнению Августина, любая человеческая воля управляется Богом. Екатерина, однако, не принимает августиновское учение о предопределении и последовательно подчеркивает человеческую свободу воли."

"Человеческая свобода воли так сильна, что ни Бог, ни дьявол не могут сделать ничего вопреки ей. Даже Марию спросили о согласии, когда Бог захотел соединить божественную и человеческую природу в Христе."

Екатерина Сиенская много пишет о необходимости самопознания. Познать себя, по ее мнению, единственный способ познать Бога.

Также она проводит связь между любовь к Богу и любовью к ближнему. Любовь к ближнему служит доказательством любви к Богу. Путь к Богу - милосердие и уничтожение ложного самолюбия ("amore proprio"), а не самоистязание и чрезмерный аскетизм.

Корнелия Вулфскил пишет: "Екатерина, жившая в период, когда теология фокусировалась на человечности Христа, его агонии и страданиях, касается темы страданий во многих фрагментах своих текстов. Страдание по собственному выбору не имеет ценности с ее точки зрения. Человеку не позволено делать собственный выбор в пользу страдания, но он должен принимать все страдания, данные Богом."

В письмах к папе римскому и другим служителям церкви она часто критикует их за чрезмерный интерес к мирским богатствам и власти и слишком малую заботу о спасении душ. Во многих письмах, адресованных высокопоставленным церковникам, она пишет о необходимости церковной реформы.

В конце главы Вулфскил заключает:
"Ее тексты демонстрируют знание и мастерство во многих вопросах религиозной философии: природа Бога, природа познания Бога, природа души, отношение Бога к человеку, связь между интеллектом, верой и добродетелью, религиозные основания нравственных действий, в частности на примере милосердия к ближнему. Ее прововедь делает ее истинной доминиканкой. Более того, ее писания и проповеди демонстрируют, что ее вовлеченность в церковную политику была основана на ее философском и теологическом убеждении, что ее знание возлагало на нее обязанность действовать в соответствии с ее убеждениями, даже ценой большого личного риска. Поступая таким образом, она оказывается в компании всех тех христианских философов, которые более или менее находились под влиянием Платона и платонизма, и чья философия всегда подразумевала образ жизни в соответствии с их философской системой. Древняя концепция, что философия - это больше, чем интеллектуальная система, и с необходимостью подразумевает "образ жизни", всё ещё была жива в средние века. Екатерина, которая определенно жаждала получить мученический венец во имя Христа, была верна древней платоновской философской традиции."
Предыдущий пост о Екатерине Сиенской

---
Женщины-философы
Средневековье:
Мурасаки Сикибу
Хильдегарда Бингенская
Элоиза
Геррада Гогенбургская (Ландсбергская)
Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская
Мехтильда Магдебургская
Бригитта Шведская
Юлиана Нориджская

Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо
Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II
Аспазия и Диотима
Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие

итальянский язык, мистицизм, средневековье, религия, Италия, США, английский язык, впечатления от чтения, политика, Америка, 20 век, эпистолярный жанр, история женскими глазами, философия, Европа

Previous post Next post
Up