Кэтрин Бичер (6 сентября 1800 - 12 мая 1878) родилась в семье кальвинистского теолога и проповедника Лаймана Бичера и его первой жены Роксаны (Фут) Бичер. Ее младшей сестрой была
Гарриет Бичер Стоу, написавшая "Хижину дяди Тома". Мать умерла от туберкулеза, когда Кэтрин было всего 15. Образование, которое она получила, было довольно неплохим для дочери пуританина в Новой Англии. Она изучала религию, великих римских и английских поэтов, американскую литературу, основы математики и наук, а также и "женские искусства", связанные с домашней работой и заботой о детях. Посещала девичью среднюю школу.
Мэри Эллен Уэйт пишет о ней: "Кэтрин Бичер стала плодовитой писательницей в различных философских и практических темах. В восьми из своих произведений она развивает всестороннюю нравственную, религиозную, социальную и политическую философию. Философские произведения Бичер объединяют религиозные и светские этические теории. Она адаптирует шотландскую философию "здравого смысла" к пуританским добродетелям самоотречения и самопожертвования. Из этого синтеза она выводит обязанность благожелательной полезности, согласованной с принципами справедливости. Представления Кэтрин Бичер о комплементарности полов, усиленные кальвинистским воспитанием, привели ее к заключению, что нравственный долг женщин - добиваться запрета рабовладения. Тем не менее, она была очень критична к политическим методам ведущих аболиционисток, в том числе,
Анджелины Гримке."
Философии религии посвящены три произведения Кэтрин Бичер: "Письма о затруднениях религии" ("Letters on the Difficulties of Religion"), "Обращение к протестантскому духовенству Соединенных Штатов" ("An Address to the Protestant Clergy of the United States"), "Очерк о причине и следствии в связи с противоречиями между фатализмом и свободой воли" ("An Essay on Cause and Effect in Connection with the Difference of Fatalism and Free Will")
Уэйт пишет об этих трудах: "Они свидетельствуют о неудовлетворенности Бичер евангелическим кальвинизмом Лаймана Бичера, ее отца. Ее неудовлетворенность кальвинизмом в значительной степени была вызвана духовными и социальными ограничениями, которые пуританство Новой Англии налагало на женщин."
Несмотря на претензии Бичер к пуританству, тот факт, что она обратилась к философии "здравого смысла", связан с религией, в которой она была воспитана, так как пуританство высоко ценит эту способность, суть которой в умении отличать истину от фантазии. Кэтрин Бичер стала, видимо, первой сторонницей философии здравого смысла в США.
В книге "Начала духовной и нравственной философии, основанной на опыте, разуме и Библии" ("The Elements of Mental and Moral Philosophy, Founded upon Experience, Reason, and the Bible") Бичер дополняет рационализм философии "здравого смысла" коммунитарными и утилитарными взглядами: умы людей существуют в социальной системе, в которой каждый разум зависит от других, которые служат ему источниками счастья. Развивая социальные добродетели в других, человек делает вклад в продвижение к "наибольшему общественному счастью".
Бичер сурово критиковала кальвинистские ограничения нравственной свободы индивидуума через насаждение вины и страха. В своем четвертом философском труде "Здравый смысл в применении к религии, или Библия и народ" ("Common Sense Applied to Religion, or the Bible and the People") она заявляла, что концепции первородного греха и религиозного обращения - это августиновские искажения. Бичер придерживалась мнения, что настоящий нравственный вызов - это жить в мире, преодолевая искушения через страдания, самопожертвование и самоотречение, и способствовать улучшению других - образованием и собственным примером. В "Призыве к людям по поводу их прав как полномочных толкователей Библии" ("An Appeal to the People in Behalf of Their Rights as Authorized Interpreters of the Bible") Бичер утверждает, что похвален не выбор в пользу добра как таковой, похвально, если этот выбор требует борьбы и самопожертвования.
Нравственным долгом каждого человека она считала действовать утилитарно, то есть, ради наибольшего блага наибольшего количества людей, с учетом, однако, принципов справедливости.
Далее Кэтрин Бичер развивает свои этические принципы в "Очерке о рабстве и аболиционизме, с указанием на долг американских женщин" ("On Essay on Slavery and Abolitionism with Reference to the Duty of American Females"). Это открытое письмо Анджелине Гримке, ответ на ее «Призыв к христианским женщинам Юга». Бичер соглашается, что свобода для всех - полезна и ведет к наибольшему счастью всех людей, и освобождение рабов не только утилитарно, но и добродетельно. Бичер утверждает, что социальных изменений нужно добиваться путем убеждения, но убеждать нужно с добротой и уважением к оппонентам, иначе есть риск лишь восстановить их против себя и повредить тому делу, которому служишь. Гримке, по ее мнению, была слишком резкой.
(Насколько всё же живуча идея, что женщины должны быть "белыми и пушистыми" и бороться за что угодно, только не за свои собственные права...)
Уэйт пишет: "Нравственная, социальная и политическая философия Кэтрин Бичер сконцентрирована на ее взглядах на природу женщин. Помимо "Очерка о рабстве и аболиционизме", два других философских труда о женщинах отражают ее взгляды: "Долг американских женщин по отношению к их стране" ("The Duty of American Women to their Country") и "Бедствия американских женщин и американских детей: причины и лекарство" ("The Evils Suffered by American Women and American Children: The Causes and the Remedy". В этих двух произведениях Бичер приводит аргументы в пользу особой женской обязанности просвещать и подавать нравственный пример путем актов благожелательной полезности."
Бичер считала, что женщины влияют на общество в первую очередь тем, что воспитывают детей достойными гражданами, но морально-просветительская роль женщин не ограничивается этим, женщины должны способствовать социальным реформам в обществе в целом.
При том, что Кэтрин Бичер была по-своему феминисткой и верила в моральное превосходство женщин, она была против суфражизма. По ее мнению, управлять государством - дело мужчин, женщинам же принадлежит нравственное лидерство (неформального, видимо, характера...)
(Кстати, сама Кэтрин Бичер замужем никогда не была и вовсе не рвалась исполнять роль жены и матери самолично, хехе. Предпочитала влиять на общество в целом своими книгами.)
Мэри Эллен Уэйт пишет: "Кэтрин Бичер внесла вклад в развитие американской нравственной, социальной и политической философии, истоки которой лежат в пересмотренном и секуляризированном кальвинизме. <...> Кэтрин Бичер использовала эпистемологию и методологию философии здравого смысла и включила присущий ей акцент на совести как нравственной способности в свою этическую теорию."
В заключение Уэйт пишет: "Труды Кэтрин Бичер по домоводству следует понимать как важные прагматические следствия ее философских взглядов. Вместе со своей сестрой Гарриет Бичер Стоу, написавшей "Хижину дяди Тома", Кэтрин Бичер написала классические "Принципы домашней науки". Эта и подобные работы обрисовывают "систему управления домом", чтобы помочь женщинам создать такое домашнее окружение, которое Кэтрин считала ключевым для развития добродетели. Хотя многие произведения Бичер, включая труды по домоводству, не философские, они твердо основаны на ее религиозной, социальной, нравственной, политической и образовательной философии здравого смысла и пуританском кальвинизме. Восемь ее философских произведений заслуживают рассмотрения и анализа как образцы американской рационалистической философии середины XIX века."
Предыдущий пост о Кэтрин Бичер ---
Женщины-философы:
Том III. Новое время
Из предисловия Маргарет Кавендиш Кристина Ваза, королева Швеции Энн Конвей Хуана Инес де ла Крус Дамарис Кедворт Машем Мэри Эстелл Кэтрин Троттер Коберн Эмили дю Шатле Мэри Уолстонкрафт Кларисса Куанье Антуанетта Браун Блэкуэлл Жюли Вельтен Фавр Анна Мария ван Схурман Батсуа Мэкин Елизавета Богемская Елена Лукреция Корнаро Пископия Лаура Басси Кэтрин Маколей "София, Достойная Личность" Олимпия де Гуж Мэри Фэрфакс Сомервилль Анна Дойл Уилер Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие