Главу о Маргарет Кавендиш для сборника "A History of Women Philosophers: Modern Women Philosophers, 1600-1900" написала
Лонда Шибингер. В качестве эпиграфа она взяла слова самой Кавендиш:
"Будучи женщиной, я не могу публично проповедовать, учить, провозглашать или объяснять мои труды устно, как поступали большинство знаменитых философов, делая таким образом свои философские воззрения более знаменитым, чем, я боюсь, когда-либо будут мои."
Творчество Маргарет Кавендиш, герцогини Ньюкасл, весьма разнообразно: она писала стихи, пьесы, даже выпустила научно-фантастический роман. Среди прочего, она была также натурфилософкой.
Шибингер пишет: "Герцогиня Ньюкасл была не только одной из первых женщин, разработавших оригинальную натурфилософию, она также была одной из самых дерзких и плодовитых. Помимо своих литературных ораций, пьес и стихотворений, Кавендиш написала ряд философских трудов: "Философские и физические воззрения" (1665), "Зарисовки природы" (1655), "Философские письма, или Скромные размышления о некоторых воззрениях на натурфилософию, которых придерживаются некоторые знаменитые и ученые авторы нашего времени" (1664), ее замечательные "Наблюдения об экспериментальной философии" (1666), к которым была присовокуплена утопия или научная фантастика "Описание нового мира, именуемого Пылающим Миром", и ее "Основания натурфилософии" (1668). Маргарет Кавендиш была чрезвычайно самоуверенной писательницей; ко всем своим трудам она добавляла предисловия, живописующие ее философские амбиции и острое осознание препятствий, с которыми сталкивается представительница ее пола.
Хотя Кавендиш часто обращалась к женщинам, ее натурфилософия не была упрощением или популяризацией для "слабого пола". Напротив, она участвовала в ключевых дискуссиях своего времени, вступая в дебаты о материи и движении, существовании вакуума, природе магнетизма, жизни и зарождении, цвете и огне, восприятии и знании, свободе воли и Боге. Кавендиш также вступала в переписку (обычно одностороннюю) с ведущими философами по этим темам. Ее "Философские письма", представляют собой подробнейшую критику "Левиафана" Гоббса, а в своих "Элементах философии" она атакует Декарта и его "вихри", доказательство Бога Генри Мора и "причудливое и странное искусство химии" ван Гельмонта. Ее философская дерзость надолго оставалась не имеющей себе равных среди женщин."
Любопытно, что Маргарет Кавендиш была своего рода материалисткой и даже атеисткой - по крайней мере, в философском смысле. Она не отвергала религию и церковь как социальные институты, но в ее картине мира Бог как "перводвигатель" и "первопричина" был лишним:
"Самодвижущаяся материя, восприимчивая и разумная - единственная причина и принцип всех природных эффектов" - писала она.
Также в своих работах она разграничивала философию и теологию и подчеркивала, что занимается исключительно натурфилософией, "без малейшей примеси теологии".
Всю жизнь Маргарет Кавендиш жаловалась на недостаточность своего образования. В родительском доме будущую герцогиню научили читать и писать, петь, танцевать и музицировать, и на этом всё: ни языков, ни наук. Своими знаниями она обязана самообразованию, брату Джону Лукасу и интеллектуальному кругу своего мужа. Однако, и в этом кругу ее воспринимали не слишком серьезно, кроме, разве что, деверя Чарльза Кавендиша.
За увлечение философией и литературой ее прозвали "безумной Мэдж". Безумной она, конечно, не была, но она была очень амбициозна. С юных лет Маргарет решила прославиться и рассудила, что наиболее перспективных поприщ в Англии три: государственное управление, военная карьера и философия; ни министром, ни офицером она никак не могла стать, а вот заняться философией она может. Как оказалось, и философские круги оказались для нее доступны лишь частично, несмотря на статус и богатство. Повезло ей разве что в том, что муж всегда поддерживал ее устремления, и морально, и финансово, в том числе, издавал и переиздавал ее труды. Она писала различным европейским ученым и философам, но серьезная переписка завязалась лишь с двумя: с Джозефом Гленвиллом и Христианом Гюйгенсом. С Декартом ей не раз доводилось обедать за одним столом, однако, даже поговорить с ним Маргарет не могла: она не знала ни одного иностранного языка, а Декарт не говорил по-английски. Так что в значительной степени она жила в интеллектуальной изоляции.
В Лондонское королевское общество Маргарет Кавендиш не приняли, хотя мужчин-аристократов принимали охотно за самые скромные достижения - из соображений престижа; не помогло и то, что она была богата и щедро покровительствовала Кембриджскому университету, а Общество нуждалось в деньгах. Однажды герцогиня сама напросилась на приглашение - захотела поприсутствовать на одной из сессий Лондонского королевского общества; даже это вызвало много споров среди ученых мужей, однако, всё же ей позволили прийти, устроили для нее "показательное выступление", продемонстрировав несколько опытов - на этом всё и закончилось. Впервые женщину приняли в Лондонское королевское общество лишь в 1945 году.
Предыдущий пост о Маргарет Кавендиш и других английских писательницах XVII века ---
Женщины-философы:
Том III. Новое время
Из предисловия Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие