В последней главе сборника "A History of Women Philosophers: Medieval, Renaissance and Enlightenment Women Philosophers" Мэри Эллен Уэйт вкратце пишет еще о нескольких женщинах-философах, в том числе о Хросвите Гандерсхаймской.
Хросвита Гандерсхаймская (также Гросвита, Хротсвита, Росвита), бенедиктинская монахиня и писательница, жила около 935-1001 годов.
Ссылаясь на медиевистку Урсулу Дронке, Мэри Эллен Уэйт пишет, что Хросвита, возможно, в юности некоторое время жила при дворе Оттона I и училась у епископа Ратериуса Веронского, ученого мужа и лучшего прозаика своего времени. Дронке проводит параллели между их стилями.
Определенно Хросвита изучала литературу, особенно римскую классику, и читала на древнегреческом и латыни. Ее тексты выдают обширные знания политической истории, истории религии и истории философии.
Более всего Хросвита известна как драматургесса. Хотя все ее произведения содержат интересные философские элементы, наиболее философскими из них Уэйт называет пьесы "Пафнутий" ("Paphnutius"), также известную как "Обращение Таиды", и "Сапиенция" ("Sapientia"), также известную как "Мученичество святых девственниц".
"Сильные, бесстрашные, мудрые и добродетельные женщины находятся в центре пьес Хросвиты" - пишет Уэйт.
"Хоть и прибегая к требуемым формулам скромности, Хросвита ясно утверждала, что мужчины и женщины имеют равные способности к мудрости и к добродетели, и что нравственно ошибочно не развивать эти способности. Она писала:
«Бог дал мне проницательный ум, но он будет лежать праздным и пустынным, если его не культивировать.»"
Подробную статью о Хросвите и некоторые переводы на русский можно найти в библиотеке Якова Кротова:
"В плеяде писателей-новаторов оттоновского времени Хротсвита Гандерсгеймская занимает почетное место. В век, когда драматического жанра в литературе не существовало, она писала драмы; в век, когда рифмованная проза только что начинала утверждаться в латинской словесности, она пользовалась ею широко и свободно; в век, когда женщина рассматривалась господствующим мировоззрением, главным образом, как "сосуд диавольский", она выступила с апологией женского достоинства в той форме, в какой это только и было возможно в средневековой христианской культуре, - в форме прославления девственности.
Даты рождения и смерти Хротсвиты неизвестны; творчество ее относится к 950-970-м годам. Имя свое (Хротсвита, Гросвита, Росвита - около 20 орфографических вариантов) она толковала как "Громкий Глагол", но этимология эта сомнительна. По-видимому, она происходила из Саксонии, и по-видимому, из знатного рода: Гандерсгеймский каноникат, к которому она принадлежала, был аристократическим заведением, из 8 первых его аббатис 6 принадлежали к оттоновскому Лиудольфингскому роду. В Гандерсгейме Хротсвита воспитывалась смолоду, одной из ее наставниц была племянница Отгона I Герберга (940-1001), с 959 г. гандерсгеймская аббатиса; Хротсвита была ненамного старше Герберги. Училась она с усердием, была знакома не только с тривием, но и с квадривием, свои знания она с гордостью выставляет напоказ в своих сочинениях; ученость была для нее как бы обоснованием права на человеческое достоинство.
Сочинения Хротсвиты были собраны ею самой в три книги с посвящениями и предисловиями. Первая книга - это сборник 8 стихотворных легенд (в леонинских гексаметрах, одна - в дистихах), главным образом, из житий святых; впрочем, две легенды, о франкском мученике Гонгольфе и о кордовском мученике Пелагии, повествуют о совсем недавних событиях, отчасти даже со слов очевидцев. Одна из легенд посвящена истории Теофила, продавшего душу дьяволу, а потом спасенного заступничеством Богоматери, - сюжет, обработанный потом Рютбёфом и послуживший легенде о Фаусте. Писать легенды Хротсвита начала в юности и тайно, лишь потом, с одобрения Герберги, она собрала их в книгу, и они читались за монастырской трапезой.
Вторая книга Хротсвиты - это шесть пьес, содержание которых тоже заимствовано из житий святых; они были написаны в два приема. Первыми явились: "Галликан" - история языческого военачальника, влюбленного в дочь императора Константина, обратившегося в христианство и ставшего святым; "Дульциций" - о мученичестве девственниц Агапии, Хионии и Ирины во время Диоклетианова гонения; "Каллимах" - о юноше-язычнике, влюбленном в христианку Друзиану, об их смерти и чудесном воскрешении по воле Бога; "Авраам" - о святом отшельнике, возвращающем на путь истинный свою приемную дочь, совращенную дьяволом и ставшую блудницей. Потом были написаны еще две пьесы: "Пафнутий", вариант того же сюжета, что и в "Аврааме", и "Сапиенция", вариант того же сюжета, что и в "Дульциций"; обе эти пьесы сильно перегружены ученым материалом, в "Пафнутия" вставлен длинный диалог героя с его учениками о философских и научных предметах. Как возникли эти пьесы, Хротсвита рассказывает в предисловии к ним: читая популярного в X в. Теренция, она любовалась его изящным стилем и живым диалогом, но жалела, что все эти достоинства служат лишь для описания мирских утех и блудной любви; поэтому она решила написать несколько сочинений в той же форме (словом "комедия" она не пользуется), но с благочестивым христианским содержанием. Теренция современники Хротсвиты читали как прозу, потому что сложное строение метрического стиха римской комедии ими уже не воспринималось; поэтому и свои подражания Теренцию Хротсвита пишет прозой, однако украшая ее только что начавшим входить в моду украшением - рифмой. Кроме Теренция, несомненное влияние на форму пьес Хротсвиты оказали диалогические учебники (типа Алкуиновых), диалогические эклоги и, быть может, мало известный нам народный примитивный театр бродячих мимов.
Третья книга Хротсвиты включает две эпические поэмы исторического содержания. Первая - "Деяния Оттона", написанная по прямому заказу Герберги, сохранилась неполностью; здесь панегирически рассказывается история правления императора, кульминацию образует римская коронация, но в целом внимание автора больше сосредоточено на лицах, чем на событиях. Это, главным образом, семейная история, самая живая ее часть - рассказ об итальянской королеве Адельгейде, ставшей потом женой Отгона, ее плене, бегстве и т. д. Вторая поэма- "Начала Гандерсгеймской обители" - стихотворная история Гандерсгеймского канониката, начиная с его основателей графа Лиудольфа и графини Оды - и до смерти их дочери Христины в 919 г. Поэма об Оттоне имеет посвящения самому Отгону I, Оттону II и Вильгельму Майнцскому - свидетельство о прямой связи творчества Хротсвиты с оттоновским двором.
Идейный мир Хротсвиты прост и ясен. Все четко делится на праведное и грешное, Божие и диавольское, черное и белое; дело истинного христианина - побеждать в себе грешное начало и служить Господу всеми своими силами; страсть есть проявление грешного начала, опасное и соблазнительное, и борьбу своих героев со страстью Хротсвита рисует живо и сочувственно; девственность есть образец чистой жизни, угодной Богу, для мужчин такая степень чистоты недоступна, и поэтому Хротсвита прославляет девственность от первых своих стихотворений до последних. Содержание большинства ее произведений - столкновение праведной стихии и грешной стихии, для изображения этого конфликта она не жалеет контрастных красок, упоминает и о педерастии (в "Пелагии") и о некрофилии (в "Каллимахе"); оттого она и возвращается к таким ярким ситуациям, как "обращение в лупанаре" ("Авраам", "Пафнутий") и "беззащитные девы перед деспотом" ("Дульциций", "Сапиенция"); победа в этой борьбе уготована светлому началу, отсюда такой вкус к изображению Божиих чудес (например, в "Каллимахе"), отсюда же тезис о всесилии Божия милосердия в "Аврааме". Пьесы Хротсвиты построены как наглядные иллюстрации к ее идейной программе; отсюда намеренная простота их построения, прямолинейность действия, строгая однокрасочность фигур, простота диалога. При всем этом она умеет разнообразить свое искусство: читатель почувствует разницу между комической окраской ее "Дульциция", лирической - "Каллимаха" и психологической углубленностью "Авраама" - пьесы, в которой внутреннее перерождение грешной Марии происходит на глазах у читателя.
Задуманные не столько как комедии, сколько как "антикомедии", пьесы Хротсвиты не имели успеха: Теренция продолжали читать, а ее скоро забыли; лишь одна из ее пьес, "Галликан", в XII в. была переработана для сцены уже возникшего средневекового театра. Зато когда накануне германской реформации, в пору обостренной немецкой национальной гордости, гуманист Цельтис в 1493 г. нашел и в 1501 г. издал эти сочинения "первой немецкой поэтессы" (с гравюрами Дюрера и Траута), это стало всеевропейской сенсацией. (Высказывалось даже предположение, что пьесы Хротсвиты были лишь подделкой, написанной самим Цельтисом и его друзьями, но оно оказалось не выдерживающим критики.) В эпоху классицизма восторг перед Хротсвитой затих, но в эпоху романтизма вспыхнул снова. Неожиданное усиление интереса к драматургии Хротсвиты наблюдается на Западе и в наше время - в связи с тем, что некоторые исследователи не без оснований усмотрели в ее творчестве черты сходства с "эпическим театром" Бертольда Брехта, возникшим, конечно, на совершенно иной идейной основе, но использующим аналогичные агитационно-поэтические приемы."
---
Женщины-философы
Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие