Иллюстрация "Кристина Пизанская преподносит свою книгу королеве Изабелле Баварской"
Среди прочих женщин-философов в последней главе сборника "A History of Women Philosophers: Medieval, Renaissance and Enlightenment Women Philosophers" Мэри Эллен Уэйт упоминает и
Кристину Пизанскую, первую писательницу, жившую за счет литературного труда.
Уэйт пишет:
"Cité des Dames" ("Город дам") отличается от других книг, написанных для женщин в то время. Три добродетели Кристины предлагают деонтологические аргументы против угнетения женщин. Но они также предлагают и телеологические аргументы в пользу того, что угнетение женщин противоречит цели улучшения общества как такового."
"Кристина рекомендует скорее нравственные, чем религиозные добродетели. Ее "Le Livre de Trois Vertus" ("Книга о трех добродетелях") развивает идеи "Cité des Dames", признавая социальные ограничения для женщин в возможности практиковать добродетели. Кристина призывает женщин извлечь как можно больше из тех возможностей, которые они могут создать для себя. В этом труде она описывает "добродетели" женщин, чья активность ограничена конкретными социальными ролями и побуждает каждую трудиться во имя духовного возрождения и избегать тех видов деятельности, которые притупляют их интеллект и высасывают их силы, а это всё идет во вред всеобщей цели: улучшению общества. "Epistre au Dieu d'Amours" ("Послание богу любви"), "Cité des Dames" ("Город дам"), "Le Livre de Trois Vertus" ("Книга о трех добродетелях"), "Le Dit de la Rose" ("Ди о розе") и "Ditie de Jehanne d'Arc" ("Песнь о Жанне д'Арке") широко признаны образцами раннего феминистского письма и прямым ответом на "Le Roman de la Rose" ("Роман о розе") Гийома де Лорриса и Жана де Мёна."
"Интересно проследить, как тексты Кристины отражают события ее жизни. В 1389 году, когда Кристине было 25 лет, ее муж Этьен дю Кастель, внезапно умер. Ее "Cent Ballades" ("Сто баллад"), "Virelays" ("Виреле"), "Rondeaux" ("Рондо"), сборник коротких прозаических произведений, скорее всего, были созданы вскоре после его смерти. Многие баллады отражают это горе. В течение следующего десятилетия она самостоятельно обеспечивала себя и своих детей. В этот период она одновременно бралась за составление многочисленных работ трех типов: атаки на мизогинию, труды социального, морального и политического содержания и заказной сборник псалмов-аллегорий. Затем последовал 11-летний период с января 1414 года, когда она завершила "Le Livre de la paix" ("Книгу о мире"), по июль 1429 года, когда она написала "Ditie de Jehanne d'Arc" ("Песнь о Жанне д'Арке"). На протяжении этих 11 лет Кристина, очевидно, ничего не писала. Она в последний раз нарушила это литературное молчание потрясающей одой Жанне д'Арк, за год с небольшим до того, как ту сожгут на костре как еретичку. Другие произведения Кристины включают труды о военной этике - "Книга о подвигах оружия и о рыцарстве", об идеальном государстве - "Le Livre du Chemin de Long Estude" ("Путь долгого учения"), о справедливой монархии - "Le Livre defais et bonnes meurs du sage Roy Charles V" («Книга о деяниях и добрых нравах мудрого короля Карла V»), об обязанностях, которые накладывает политический статус - "Le Livre du corps de policie" ("Книга о политическом теле"), о правлении в интересах мира - "Le Livre de la paix" ("Книга о мире"), и о ценности жизни перед лицом страданий - "L'Epistre de la prison de vie humain" ("Послание о темнице человеческой жизни"). Все они широко доступны на французском языке. Ее труды представляют собой одни из богатейших образцов поэзии и прозы ее эпохи и содержат многочисленные иллюстрации. Многие из них насыщены философской аргументацией и мыслью и являются репрезентативными для социальных и политических споров конца феодального периода."
---
Женщины-философы
Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие