Евгения Ярошинская (18 октября 1868 - 21 октября 1904) - украинская писательница-феминистка из Буковины. Родилась в селе Чунькив (сейчас - Черновецкая область) в семье учителя. Закончила 6 классов гимназии в Черновцах, но о продолжении учебы мечтать не могла, отец не мог обеспечить образование четверым детям. К женскому движению присоединилась в 1890-х годах, вместе с Наталией Кобринской приняла участие в созыве женского веча в городе Стрый, вместе с ней же подписала обращение, в котором требовалось дать женщинам право на образование, работу, участие в общественной жизни. Сотрудничала с женским альманахом "Наша доля", в нем опубликовала свою феминистскую статью "Чого нам боятися"? ("Чего нам бояться?") в 1893 году. С 1896 года работала учительницей в селе. Ярошинскую считают первой писательницей Буковины - она начала печататься даже раньше, чем Ольга Кобылянская, хотя та стала гораздо известнее. Писала рассказы из крестьянской жизни и из жизни интеллигенции, произведения для детей, а также несколько повестей. И, пожалуй, лучшая из них - повесть "Перекинчики" ("Перевертыши") 1897 года, ее можно прочитать на сайте divczata.org. Главная героиня чем-то напоминает Наталку из повести Кобылянской "Царівна", которая вышла за пару лет до того и, вероятно, повлияла на Ярошинскую. Анна из повести "Перекинчики" - тоже бедная сирота, живущая у родственников, тоже стремится к образованию и саморазвитию и тоже влюбляются в юношу, который в итоге оказывается ее недостоин. Однако, это произведение ни в коем случае нельзя считать неким подражанием Кобылянской, несмотря на некоторое сходство между Анной и Наталкой. Ярошинская решилась на то, на что мало кто решался - покритиковать нравы православного духовенства, так что повесть вышла антиклерикальной и вызвала большой скандал. Писательницу упрекали, как смеет незамужняя девица, да еще и учительница (!), писать такие непотребства :D И непотребства таки присутствуют. [Spoiler (click to open)] В семье протопопа, дяди главной героини, творится такое... Протопопиха всю жизнь изменяет мужу направо и налево, так что даже сын не от него. Младшая дочь заводит роман с дьяком и сбегает с ним. Для поповны это крайняя степень падения - мало того, что внебрачная связь, да еще и с кем? С дьяком! Хотя дьяки тоже относились к духовенству, но между дьяком и протопопом - социальная пропасть. Дьяки были в основном из простых крестьян, получали очень ограниченное образование, и священники относились к ним примерно так же, как к слугам, так что дьяк, по идее, не мог и глаз поднять на поповскую дочку, не то что жениться на ней. Старшая дочь вышла замуж, как положено, за семинариста (хорошо показана отвратительная атмосфера "ловли жениха" - не то чтобы она к нему питала симпатию, но замуж-то надо, и за человека из своего сословия), однако, вскоре пошла по стопам матушки - начала изменять мужу. "Перекинчиками" же писательница называет это семейство за то, что они усиленно пытаются откреститься от своей национальности и сойти за румынов, при том, даже не зная толком румынского языка. Кроме того, протопоп и протопопиха обдирают свою паству как липку. В общем, с какой стороны ни посмотри, крайне неприятные персонажи. Неудивительно, что произведение вызвало много возмущения Повесть выходила в журнале по частям, и были попытки остановить публикацию "аморального" произведения.
Евгения Ярошинская, к сожалению, рано умерла. Поехала вместе с отцом на учительскую конференцию, успешно прочитала доклад - и внезапно заболела. Положили на операцию, которая оказалась неудачной, и через несколько месяцев ее не стало. Было ей всего 36 лет...