Євгенія Ярошинська

May 23, 2020 11:21




Евгения Ярошинская (18 октября 1868 - 21 октября 1904) - украинская писательница-феминистка из Буковины.
Родилась в селе Чунькив (сейчас - Черновецкая область) в семье учителя. Закончила 6 классов гимназии в Черновцах, но о продолжении учебы мечтать не могла, отец не мог обеспечить образование четверым детям.
К женскому движению присоединилась в 1890-х годах, вместе с Наталией Кобринской приняла участие в созыве женского веча в городе Стрый, вместе с ней же подписала обращение, в котором требовалось дать женщинам право на образование, работу, участие в общественной жизни. Сотрудничала с женским альманахом "Наша доля", в нем опубликовала свою феминистскую статью "Чого нам боятися"? ("Чего нам бояться?") в 1893 году.
С 1896 года работала учительницей в селе.
Ярошинскую считают первой писательницей Буковины - она начала печататься даже раньше, чем Ольга Кобылянская, хотя та стала гораздо известнее. Писала рассказы из крестьянской жизни и из жизни интеллигенции, произведения для детей, а также несколько повестей. И, пожалуй, лучшая из них - повесть "Перекинчики" ("Перевертыши") 1897 года, ее можно прочитать на сайте divczata.org.
Главная героиня чем-то напоминает Наталку из повести Кобылянской "Царівна", которая вышла за пару лет до того и, вероятно, повлияла на Ярошинскую. Анна из повести "Перекинчики" - тоже бедная сирота, живущая у родственников, тоже стремится к образованию и саморазвитию и тоже влюбляются в юношу, который в итоге оказывается ее недостоин. Однако, это произведение ни в коем случае нельзя считать неким подражанием Кобылянской, несмотря на некоторое сходство между Анной и Наталкой. Ярошинская решилась на то, на что мало кто решался - покритиковать нравы православного духовенства, так что повесть вышла антиклерикальной и вызвала большой скандал. Писательницу упрекали, как смеет незамужняя девица, да еще и учительница (!), писать такие непотребства :D
И непотребства таки присутствуют.
[Spoiler (click to open)]
В семье протопопа, дяди главной героини, творится такое... Протопопиха всю жизнь изменяет мужу направо и налево, так что даже сын не от него. Младшая дочь заводит роман с дьяком и сбегает с ним. Для поповны это крайняя степень падения - мало того, что внебрачная связь, да еще и с кем? С дьяком! Хотя дьяки тоже относились к духовенству, но между дьяком и протопопом - социальная пропасть. Дьяки были в основном из простых крестьян, получали очень ограниченное образование, и священники относились к ним примерно так же, как к слугам, так что дьяк, по идее, не мог и глаз поднять на поповскую дочку, не то что жениться на ней. Старшая дочь вышла замуж, как положено, за семинариста (хорошо показана отвратительная атмосфера "ловли жениха" - не то чтобы она к нему питала симпатию, но замуж-то надо, и за человека из своего сословия), однако, вскоре пошла по стопам матушки - начала изменять мужу.
"Перекинчиками" же писательница называет это семейство за то, что они усиленно пытаются откреститься от своей национальности и сойти за румынов, при том, даже не зная толком румынского языка. Кроме того, протопоп и протопопиха обдирают свою паству как липку. В общем, с какой стороны ни посмотри, крайне неприятные персонажи.
Неудивительно, что произведение вызвало много возмущения  Повесть выходила в журнале по частям, и были попытки остановить публикацию "аморального" произведения.

Евгения Ярошинская, к сожалению, рано умерла. Поехала вместе с отцом на учительскую конференцию, успешно прочитала доклад - и внезапно заболела. Положили на операцию, которая оказалась неудачной, и через несколько месяцев ее не стало. Было ей всего 36 лет...

сатира, повесть, Украина, феминистка, забытые имена, впечатления от чтения, 20 век, украинский язык, Европа, 19 век

Previous post Next post
Up