Главу о Мэри Эстелл, первой британской феминистке, для сборника "A History of Women Philosophers: Modern Women Philosophers, 1600-1900" написала Кэтлин Сквадрито.
Мэри Эстелл родилась в Ньюкасле 12 ноября 1666 года, в семье богатых торговцев. Рано осталась сиротой: отец умер в 1678 году, мать, Мэри Эррингтон, в 1684. Ранним образованием Мэри Эстелл занимался ее дядя, Ральф Эстелл, викарий церкви святого Николая (он умер, когда Мэри было 13 лет, так что дальнейшим своим образованием она обязана в первую очередь чтению).
В 1688 году умерла и тетушка, у которой Мэри и ее мать жили после смерти отца. После этого Мэри Эстелл отправилась в Лондон, где познакомилась с
леди Кэтрин Джонс, богатой филантропкой, интересовавшейся правами женщин и женским образованием. Леди Кэтрин вращалась при дворе и познакомила Мэри Эстелл с рядом влиятельных и хорошо образованных дам, которые стремились изменить положение женщин. Вокруг Мэри начал формироваться свой круг, наподобие салона, в котором велись дискуссии о философии, религиозных противоречиях и женском образовании.
Первая опубликованная работа Мэри Эстел вышла в 1694 году и была посвящена образованию женщин: «A Serious Proposal to the Ladies, for the Advancement of Their True and Greatest Interest» ("Серьезное предложение для леди по развитию их истинного и величайшего интереса") (1694). Вторая часть "Серьезного предложения" вышла в 1697.
В 1695 году опубликована ее переписка с Джоном Норрисом «Letters Concerning the Love of God» ("Письма о любви к Богу").
В 1700 году Мэри Эстелл опубликовала эссе «Some Reflections upon Marriage» ("Некоторые размышления о браке").
В 1705 году она подытожила свои взгляды на религию и образование в книге «The Christian Religion As Profess'd by a Daughter of the Church of England» ("Христианская религия, исповедуемая дочерью англиканской церкви").
В 1729 году здоровье Мэри Эстелл начало ухудшаться. 11 мая 1731 года она умерла от рака.
В "Христианской религии" Эстелл жалуется: "...сфера, отведенная нам, женщинам-подданным, не предоставляет нам возможности служить нашей стране ни своим советом, ни своими жизнями. У нас нет власти проповедовать добродетель или наказывать порок, и не наша вина в установлении законом неравенства, также не можем мы вершить суд и справедливость."
Будучи набожной, религиозные обоснования угнетения женщин Эстелл отметала: "Если бы Бог не хотел, чтобы женщины использовали свой разум, он бы и не дал им оного, ибо он ничего не делает напрасно."
Также Эстелл впервые применила такой аргумент: "То, что земной Адам был сформирован раньше, чем Ева, так же мало доказывает естественность ее подчиненности ему, как то, что живые создания, рыбы, птицы, звери были сформированы до них обоих, не доказывает, что человечество должно подчиняться этим животным."
Кэтлин Сквадрито пишет: "Эстелл разделяла мнение
леди Мэри [Монтэгю], что ни в одной части света с женщинами не обращаются с таким презрением, как в Англии. В XVII веке женских школ было мало и их программа сводилась к музыке, танцам, вышивке и пению. Женщин поощряли проявлять покорность авторитетам, хранить молчание в церкви и изучать лишь искусство домоводства. Традиция отказывать женщинам в образовательных возможностях и ограничивать их интеллект побудила Мэри Эстелл написать "Серьезное предложение для леди". В первой части этого труда Эстелл доказывает, что женщины так же способны к образованию, как мужчины. Ее предложение заключалось в создании монастыря, религиозного убежища для женщин. <...> Школа, предлагаемая Эстелл, предоставила бы женщинам программу обучения, аналогичную предлагаемой мужчинам, а именно, изучение науки, философии, религии и языков."
Во второй части Эстелл рассмотрела философскую методологию, необходимую для достижения интеллектуальных целей, используя и переосмысливая взгляды Декарта и Локка.
Что касается взглядов Эстелл на брак, Сквадрито пишет: "Браки оказываются неудачными, поскольку большинство мужчин не ищут подобающих качеств в супруге. Она подчеркивает, что неважно, женится ли мужчина ради денег или из любви к красоте. В любом случае, такой мужчина не действует в соответствии с разумом, но руководствуется беспорядочными аппетитами. Женщины не должны выходить замуж, поскольку они считают, что это их обязанность, ни для того, чтобы угодить друзьям или избежать жизненных тягот." "Эстелл призывает к как можно большему равенству в браке. Она находит, что подчинение не имеет иной цели или смысла, кроме как подпитывать гордость и тщеславие обладающих властью. «Если все мужчины рождены свободными, - говорит она, - почему же все женщины рождены рабынями? А рабынями они вынуждены быть, ибо разве подчинение непостоянной, ненадежной, деспотической воле мужчин - не есть подлинное состояние рабства?» Согласно Эстелл, мужчины практикуют в своих семьях то самое деспотическое господство, которое они ненавидят и против которого протестуют в государстве. Если деспотическая власть - негодный метод управления народом, то она «не должна практиковаться где бы то ни было»".
Мэри Эллен Уэйт пишет о Мэри Эстелл: "Эстелл хотела обратить свою критику Локка и Декарта на пользу женщинам, признавая роль страсти, способность разума господствовать на ней и важность того, чтобы образование развивало не только рациональные навыки, но и привычку управлять эмоциями. С таким образованием, считала она, женщины будут готовы искать альтернативы традиционным формам брака, а мужчины будут готовы искать женщин, которые были бы им равны интеллектуально. Но, помимо обращения эпистемологическим вопросам, касающихся интеллектуального и социального статуса женщин, Эстелл обращалась и к вопросам религиозной эпистемологии. Она исследовала природу откровения и его взаимоотношения с разумом; может ли материя мыслить; является ли Бог эффективной причиной боли и удовольствия, а также другие эпистемические вопросы."
Предыдущий пост о Мэри Эстелл ---
Женщины-философы:
Том III. Новое время
Из предисловия Маргарет Кавендиш Кристина Ваза, королева Швеции Энн Конвей Хуана Инес де ла Крус Дамарис Кедворт Машем Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие