Портрет работы Самюэла ван Хогстратена
Главу об Энн Конвей, введшей термин "монада" в европейскую философию, для сборника "A History of Women Philosophers: Modern Women Philosophers, 1600-1900" написала Лоис Франкель.
Энн Финч, виконтесса Конвей (или Конуэй), родилась в Лондоне в 1631 году, а умерла в 1679. Не получила формального образованияя, но много читала и изучала французский, древнегреческий, древнееврейский, латынь, математику и философию. Ее близким другом и учителем был Генри Мор. Кроме Генри Мора, в ее философский круг входили Фрэнсис Меркури ван Гельмонт, Ральф Кедфорт, Джозеф Гленвилл, Джордж Раст, Бенджамин Вичкот, большинство из них - кембриджские платоники. Энн Конвей была знакома с трудами Декарта, Гоббса, Спинозы.
Единственный философский труд Энн Конвей, "The Principles of the Most Ancient and Modern Philosophy" ("Принципы древнейшей и современной философии"), датируется 1670-ми годами. Ван Гельмонт перевел "Принципы" с английского на латынь и опубликовал их в 1690-м, а затем, в 1692 году, книга была переведена обратно на английский.
Это произведение оказало сильное влияние на Лейбница, который познакомился с ним спустя почти 20 лет после ее смерти, через того же ван Гельмонта. У Конвей Лейбниц позаимствовал термин "монада", однако, переосмыслив его. "В то время как лейбницевские монады - чисто духовные, для Конвей монады одновременно физические и живые (т.е. обладающие и физическими, и духовными свойствами), так же, как и все создания" - пишет Лоис Франкель.
Конвей пыталась примирить противоречивые направления мысли: популярный в то время механицизм с платонизмом и христианской теологией. Она даже отходит от дуализма, присущего также картезианцам, разделения на материю и дух. Франкель пишет: "материя и дух в сущности одно и то же, и отличаются друг от друга лишь модально, то есть, по способу существования. В отличие от Бога, который чистый дух, творения - смесь тела и духа, и их относительное несовершенство, или греховность, связаны с их долей телесности." Это также разрешает противоречие, следующее из картезианского дуализма: как же могут взаимодействовать тело и дух, если они сущностно различны? Конвей отрицает эту сущностную разницу.
Лоис Франкель пишет: "Конвей можно назвать кембриджской платоничкой, поскольку ее образность и <...> базовые допущения платонистские. Ее язык изобилует неоплатоническими и каббалистическими образами: например, она говорит о Боге как о совершенном, самодостаточном "источнике", из которого все существа "эманируют" с необходимостью. Эманативная творческая сила Бога - один из его сущностных атрибутов. Поскольку творческая сила Бога эманативна, а не намеренна, Бог не "решал" создать мир. Скорее, творения проистекают из самой природы Бога." "Бог, творя, отдает нечто от себя своим творениям, при этом не уменьшаясь - божественный источник бесконечен. Генри Мор считал, что такой взгляд на творение не проводит надлежащего разделения между Богом и творениями и ведет к пантеизму. В итоге он отверг каббалистическую мысль Конвей."
Предыдущий пост об Энн Конвей---
Женщины-философы:
Том III. Новое время
Из предисловия Маргарет Кавендиш Кристина Ваза, королева Швеции Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие