Энн Конвей

Mar 03, 2018 21:00


Думаю, у большинства понятие "монада" ассоциируется с Лейбницем. Однако первой ввела это понятие в европейскую философию Энн Конвей.
Русский перевод статьи о леди Энн Конвей начинается так:
"Леди Энн Конвей (урожденная Энн Финч) была одной из немногих женщин семнадцатого века, которые проявляли интерес к философии."
А теперь заглянем в оригинал: "Lady Anne Conway (nee Anne Finch) was one of a tiny minority of seventeenth-century women who was able to pursue an interest in philosophy." То есть, не одной из немногих, которые проявляли интерес, а одной из немногих, которые смогли реализовать свой интерес к философии.
Также в переводной статье неправильный портрет - на нем изображена другая Энн Финч, урожденная Кингсмилл, почти на полвека младше.
Впрочем, перевод в целом годный:

"Она была связана с Кембриджскими платониками, особенно с Генри Мором (1614-1687). Её единственный сохранившийся трактат «Принципы древнейшей и современной философии», который был издан посмертно и анонимно в 1690 г., излагает своего рода онтологию духа, рожденного из атрибутов Бога, которую она противопоставляет учениям Г. Мора, Р. Декарта, Т. Гоббса и Б. Спинозы. Её понятие монады, которая она заимствует из каббалистики, предвосхищает аналогичный концепт Лейбница.
Леди Энн Конвей (урожденная Финч) была поздней дочерью сэра Хениджа Финча и его второй жены Элизабет Крэдок, вдовы сэра Джона Беннета. Она родилась в Лондоне в 1631 г. и выросла в доме, теперь известном как Кенсингтонский дворец, который в то время принадлежал семье Х. Финча. Самый младший ребенок в большой семье, она была особенно близка со своим единокровным братом Джоном Финчем. Ничего не известно о ее образовании, хотя она была явно хорошо начитана к тому времени, когда завела знакомство с одним из кембриджских платоников, Генри Мором (1614-1687). Намного больше известно о замечательном философском образовании Энн Конвей. Благодаря её брату, который был учеником Мора в Крайстс-Колледже Кембриджа, Мор согласился наставлять её в философии. Поскольку женщинам было запрещено посещение университета, он инструктировал её в письмах. Несколько писем, которые сохранились из этой ранней корреспонденции, указывают, что в основание курса было положено картезианство, которому она следовала некоторое время. После этого Энн Конвей и Мор остались друзьями и в дальнейшей жизни.
В 1651 г. Энн Конвей вышла замуж за Эдварда, третьего виконта Конвея, который был наследником состояний в Уорикшире и графстве Антрим в Ирландии. Их единственный ребенок, Хенидж, умер в младенчестве. Семья Конвея обладала одной из самых великолепных частных библиотек своего времени, и ее муж, видимо, поощрял интеллектуальные интересы своей жены. Однако со времени подросткового возраста она страдала от периодических приступов болезни, которые стали чаще и острее беспокоить ее со временем. По этой причине она познакомилась с фламандским врачом и философом Фрэнсисом Меркери ван Хелмонтом, сыном ятрохимика, Яна Батиста ван Хелмонта. В течение целого десятилетия младший Ван Хелмонт жил в доме Конвеев и именно через Ван Хелмонта Энн Конвей ознакомилась с кабалистикой и идеологией квакеров. Это знакомство привело к радикальным изменениям ее мировоззрения: с одной стороны, ее исследование еврейской кабалы способствовало решающему разрыву с картезианством; с другой, к её обращению в религию квакеров незадолго до того, как она умерла в 1679 г.
Энн Конвей, как известно, была автором единственного философского трактата, написанного в конце жизни и изданного анонимно в Амстердаме в 1690 г. в латинском переводе с названием «Principia philosophiae antiquissimae и recentissimae». Он был вновь переведен на английский язык и напечатан в Лондоне в 1692 г. как «Принципы древнейшей и современной философии». Другой документ ее философских взглядов - её письма Генри Мору. Трактат Энн Конвей - плод платонической метафизики, в рамках которой она разрабатывает свою систему философии, исходя из существования и атрибутов Бога. Структура системы Э. Конвей - трехсторонняя онтологическая иерархия «родов», высшим из которых является Бог, источник всего сущего. Христос, или «средняя природа», связывает Бога и третьи разновидности, названные «творением». Бог как самая прекрасная сущность бесконечно благ, мудр и прост. Бога и творение связывает принцип подобия: так как Бог благ и прост, его создание также благое и простое.
Созданная субстанция, подобно Богу, состоит из духа, но, в отличие от Бога, составлена из частиц, называемых монадами. Вся созданная субстанция находится в процессе жизни, способна к движению и восприятию, Энн Конвей отрицает существование материального тела как такового, утверждая, что инертное материальное вещество противоречило бы природе Бога, который является самой жизнью. Бестелесная созданная субстанция однако, отличается от божественной вследствие ее переменчивости и разнообразия, но, несмотря на это, бесконечное число и постоянная переменчивость созданных монад составляют видимое отражение единства, бесконечности, вечности и неизменности Бога.
Континуум между Богом и творением является возможным через «среднюю природу», посредующую сущность, через которую Бог сообщает жизнь, действие, совершенство и справедливость. «Средняя природа» разделяет природу и Бога и создания и является мостом и буфером между Богом и созданными вещами. Таким образом, хотя Э. Конвей и принимает созданную субстанцию как континуум и объясняет переменчивость как способность к возрастающему совершенству, она стремится избежать пантеизма. Духовный перфекционизм системы Энн Конвей содержит двойной аспект: метафизический и моральный. С одной стороны, все вещи способны к становлению подобно духу, то есть, к усовершенствованию духовной субстанции и возрастанию совершенства. Зло она объясняет как отпадение от совершенства Бога и понимает страдание как часть долгосрочного процесса духовного восстановления. Она отрицает вечность ада, так как для Бога было бы явно несправедливо и противоречило бы божественной природе наказывать конечный проступок бесконечным и вечным наказанием в преисподней. Вместо этого она объясняет боль и страдание как очищение с окончательной целью восстановления существ к моральному и метафизическому совершенству. Система Энн Конвей - таким образом не только онтология и но и теодицея, в которых ощутимы идеи оригенизма, модные в среде кембриджских платоников.
Энн Конвей видит свою систему как ответ на ведущие философские идеи ее времени. Несколько глав её трактата посвящены опровержению т. н. дуализма Генри Мора и Декарта. При этом, она выражает свое восхищение физикой Декарта. Она также не соглашается с Гоббсом и Спинозой, которого она обвиняет в материальном пантеизме, смешивающего Бога и творение.
Концептом вещества, субстанции Энн Конвей, вероятно, обязана платониму и кабаллистике (в её платонизирующей версии). Её взгляды также демонстирируют влияние неортодоксального христианского богослова, Оригена, которым очень восхищался ее учитель, Генри Мор. Как теодицея и монадология, её система предвосхищает философию Готтфрида Вильгельма Лейбница, который имел копию её трактата (вероятно, подарок их общего друга, Ван Хелмонта) и оценивал её работу благоприятно."

забытые имена, Великобритания, религия, 17 век, философия, Европа

Previous post Next post
Up