Женщины-философы: Дамарис Кедворт Машем

May 27, 2020 11:43



Главу о Дамарис Кедворт Машем для сборника "A History of Women Philosophers: Modern Women Philosophers, 1600-1900" написала Лоис Франкель.
Дамарис Кедворт Машем (18 января 1659 - 20 апреля 1708) была дочерью Ральфа Кедворта, одного из кембриджских платоников. Как и у других ее современниц, у нее не было доступа к высшему образованию. Еще одним препятствием к учебе для нее было плохое зрение. Однако, ей повезло в том, что отец поощрял ее учебу. Дамарис Кедворт Машем разделяла многие взгляды своего отца и Джона Локка и часто поддерживала их в своих трудах. Она вышла замуж за сэра Фрэнсиса Машема в 1685 году и применяла образовательные методы Локка со своим сыном (среди прочего, подход Локка подразумевает, что необязательно лупить детей, чтобы они чему-то научились).
Труды леди Машем - "Рассуждения о любви к Богу" (1696) ("A Discourse Concerning the Love of God") и "Случайные мысли по поводу добродетельной и христианской жизни" (1705) ("Occasional Thoughts in reference to a Virtuous or Christian Life"), а также переписка с Локком и Лейбницем.
Переписка Машем с Лейбницем касается ряда вопросов: свободы воли, концепции "созидательной природы", разработанной ее отцом, связи разума и тела, а также лейбницевской идеи о предустановленной гармонии.
Более близкими были ее отношения с Локком. Еще до ее замужества между ними были романтические чувства, а после они остались добрыми друзьями. Локк провел свои последние годы и умер в доме леди Машем. В этот период ее дом посещал Исаак Ньютон, с которым Машем и Локк обсуждали Библию, а также Фрэнсис Меркури ван Гельмонт. Наверняка Дамарис Кедворт Машем была знакома с трудом Энн Конвей - о ней упоминается в переписке с Лейбницем, а также ван Гельмонт был их общим другом.

Лоис Франкель пишет: "В то время как Энн Конвей сосредотачивалась на метафизических вопросах, Машем, хотя и не была лишена интереса к метафизике, акцентировалась на христианской теологии, эпистемологии и моральной философии. Ее интересы в этой области включали связь между верой и разумом и вопрос о нравственности "мирских" занятий. В частности, Машем в "Случайных мыслях" хотела поддержать Локка против Стиллингфлита по вопросу об относительных достоинствах разума и откровения. Стиллингфлит заявил, что Локк превозносит разум за счет откровения. <...> Машем возражает, что предпочтение откровения самого по себе откровению, критически изученному разумом, заставит людей считать христианство неразумным, результатом чего станет фанатизм ("энтузиазм") или скептицизм. Тем не менее, в "Случайных мыслях" она утверждает, что религия - единственное достаточное основание для добродетели, основанное на божественной награде и наказании. Хотя многие из христианских норм морали, по ее мнению, выводятся из разума и "света природы", наши страсти склонны одолевать нас без уравновешивающего воздействия религии и "разумного страха божьего"..."

"Рассуждения о любви к Богу" - ответ на трактат Джона Норриса "Практические рассуждения", в котором тот утверждал, что любовь к творениям несовместима с любовью к Богу. Дамарис Кедворт Машем возражает, что любовь к творениям - необходимое предусловие любви к Богу. В целом леди Машем возражала против кальвинистского резкого отрицания "мира" и материальных вещей. "По ее мнению, есть добродетель и в социальных взаимодействиях и в общественной жизни, не только в созерцательной жизни" - пишет Мэри Эллен Уэйт.
О феминистских тенденциях в трудах Машем Лоис Франкель пишет следующее:
"Явные феминистские утверждения находим в некоторых аргументах Машем: Во-первых, она возражает против более низкого качества образования, разрешенного женщинам, но в первую очередь потому, что такое худшее образование а) делает их неспособными как следует обучать своих детей, и б) ведет к отсутствию благочестия у женщин и их детей, поскольку те, кто не получили должного образования, будут придерживаться христианства по привычке, или бездумно, но не вследствие понимания, и, следовательно, окажутся неспособны защищать свою веру против каких-либо сомнений, с которыми они могут столкнуться. Прежде чем осудить слабость (по стандартам конца XX века) того рода феминизма, который выражен в ее аргументах, следует, однако, учесть время, в которое она жила, и аудиторию, к которой она обращалась."

"В целом, однако, она отмечает, что женщины зависят от мнения мужчин, и винит установки мужчин, которые, по большей части, сами не слишком увлечены учебой и поэтому опасаются образованных женщин, за это печальное положение дел."
Кроме того, Машем возражала против двойной морали и особенно против утверждения, что главная добродетель женщины - это целомудрие. Она напоминает, что целомудрие, согласно Евангелию - обязанность обоих полов, однако женщин порицают гораздо больше, чем мужчин, за сексуальные грехи. Также она считала, что само по себе целомудрие - это настолько минимальное требование, что просто оскорбительно для женщин считать, что оно является пределом женских добродетелей. В общем, Машем не возражала против строгой христианской сексуальной морали, но считала ее обязательной для обоих полов, а не только для женщин (в принципе, это типично для ранних феминисток вплоть до XIX века, подобные мысли можно найти и у Уолстонкрафт, и у д'Эрикур).

---
Женщины-философы:
Том III. Новое время
Из предисловия
Маргарет Кавендиш
Кристина Ваза, королева Швеции
Энн Конвей
Хуана Инес де ла Крус

Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу
Хильдегарда Бингенская
Элоиза
Геррада Гогенбургская (Ландсбергская)
Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская
Мехтильда Магдебургская
Бригитта Шведская
Юлиана Нориджская
Екатерина Сиенская
Олива Сабуко де Нантес Баррера
Мари ле Жарс де Гурне
Хросвита Гандерсхаймская
Кристина Пизанская
Маргарет Ропер Мор
Тереза Авильская

Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо
Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II
Аспазия и Диотима
Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие

религия, 18 век, США, забытые имена, английский язык, Великобритания, впечатления от чтения, Америка, 20 век, 17 век, история женскими глазами, Европа, философия

Previous post Next post
Up