Женщины-философы: "София, Достойная Личность"

Jun 07, 2020 12:05



В 1739 году в Лондоне вышел трактат под названием "Женщина не уступает мужчине, или Краткая и скромная защита естественного права прекрасного пола на совершенное равенство власти, достоинства и уважения с мужчинами" ("Woman Not Inferior to Man or, A Short and Modest Vindication of the Natural Right of the Fair Sex to a Perfect Equality of Power, Dignity, and Esteem, with the Men"). Настоящее имя авторки неизвестно, трактат был подписан как "Sophia, a Person of Quality" ("София, Достойная Личность"). В этом произведении критикуются мужчины-философы Просвещения, утверждавшие, что мужчины превосходят женщин.
Мэри Эллен Уэйт пишет: "София оспаривает два взаимосвязанных аргумента в пользу мужского превосходства. Первый из них - что мужчины превосходят женщин разумом, второй - что женщины более управляемы страстями, чем мужчины. Мужчины не только не превосходят женщин разумом, заявляет она, но и те аргументы, которые они приводят, чтобы доказать свое превосходство, вовсе не аргументы, а следствие их собственных "страстей, предрассудков и безосновательных обычаев". Претензии мужчин на бОльшую рациональность улетучиваются перед лицом эмпирических доказательств того, как мало они контролируют свои сексуальные аппетиты."

Мужчины ссылаются как на авторитеты на других мужчин, выносивших голословные суждения в пользу мужчин, поскольку они предубеждены и мотивируются собственным эгоизмом; это не аргументы, основанные на ясных и убедительных эмпирических свидетельствах.

София писала: "Если бы Мужчина мог отбросить пристрастность, связанную с личными интересами, и на минуту принять состояние нейтралитета, он бы смог увидеть и вынужден был бы признать, что предрассудки и предвзятость являются главными причинами утверждения меньшей ценности Женщин, чем Мужчин, и приписывания последним гораздо большего совершенства и благородства, чем первым."
В общем, мужчины-философы исходят из предрассудков, которые даже не в состоянии признать. София же предлагает прибегнуть к "чистому разуму" и судить объективно:
"Однако, поскольку среди них [мужчин-философов] так мало способных на столь отвлеченный образ мысли, у них не больше права, чем у нас [женщин], выступать судьями в этом вопросе; и, следовательно, мы обязаны прибегнуть к более непредвзятому судье, неспособному принимать ту или иную сторону и таким образом не вызывающему подозрений ни у одной из сторон. Это, по моему суждению, чистый разум, ибо это исключительно интеллектуальная способность, возвышающася над любым полом и равно озабоченная благополучием всего разумного вида в целом и в частности."

В ответ на трактат "Софии" вышел другой анонимный трактат, автор которого подписался просто как "Джентльмен" - "Мужчина превосходит женщину, или Защита естественного права мужчины на суверенную власть над женщиной". В 1740 году "София" ответила еще более обширным трактатом, в котором опровергала аргументы "Джентльмена" и выдвигала собственные. Оба ее произведения неоднократно переиздавались в Англии в течение 40 лет.
Выходили также переводы на французский, один из них был выполнен Мадлен де Пуазье.Оригинал книги есть бесплатно на Google Books

---
Женщины-философы:

Том III. Новое время
Из предисловия
Маргарет Кавендиш
Кристина Ваза, королева Швеции
Энн Конвей
Хуана Инес де ла Крус
Дамарис Кедворт Машем
Мэри Эстелл
Кэтрин Троттер Коберн
Эмили дю Шатле
Мэри Уолстонкрафт
Кларисса Куанье
Антуанетта Браун Блэкуэлл
Жюли Вельтен Фавр
Анна Мария ван Схурман
Батсуа Мэкин
Елизавета Богемская
Елена Лукреция Корнаро Пископия
Лаура Басси
Кэтрин Маколей

Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу
Хильдегарда Бингенская
Элоиза
Геррада Гогенбургская (Ландсбергская)
Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская
Мехтильда Магдебургская
Бригитта Шведская
Юлиана Нориджская
Екатерина Сиенская
Олива Сабуко де Нантес Баррера
Мари ле Жарс де Гурне
Хросвита Гандерсхаймская
Кристина Пизанская
Маргарет Ропер Мор
Тереза Авильская

Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо
Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II
Аспазия и Диотима
Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие

французский язык, США, феминизм, забытые имена, английский язык, Великобритания, впечатления от чтения, Америка, история женскими глазами, философия, Европа, фемкритика

Previous post Next post
Up