Женщины-философы: Жюли Вельтен Фавр

Jun 04, 2020 05:56



Главу о Жюли Вельтен Фавр, французской прогрессивной педагогине и моральной философке, для сборника "A History of Women Philosophers: Modern Women Philosophers, 1600-1900" написала Джеффнер Аллен.

Жюли Вельтен родилась 5 ноября 1834 года в Висамбуре, в семье лютеранского пастора. В семье было шестеро детей - четыре девочки и два мальчика. Еще в раннем возрасте Жюли протестовала против навязывания религиозных практик. Атеисткой она не стала, но отвращение к насильственным методам воспитания сохранила на всю жизнь. Педагогические подходы, которые она использовала в дальнейшем, делали упор на свободу суждения и развитие индивидуальной сознательности, а не на наказания и внешние ограничения.
На ее юность пришлась революция 1848 года, и эти события сильно повлияли на Жюли Вельтен - она стала убежденной республиканкой.
Выучившись на учительницу в родном городе, Жюли Вельтен отправилась в Париж и устроилась на работу в пансион для девушек мадам Фрере-жан, либеральной и высокоинтеллектуальной женщины. Несмотря на большую разницу в возрасте - 38 лет, Жюли Вельтен и мадам Фрере-жан по-настоящему подружились. После смерти мадам Фрере-жан в 1860 году Жюли Вельтен возглавила это учебное заведение.
Ученицы очень любили новую директрису, поскольку она никогда не наказывала их и не практиковала строгий надзор. Зато она завела в пансионе традицию еженедельных философских чтений: Жюли Вельтен читала ученицам отрывки из своих любимых философов и предлагала им высказать свое мнение по тому или иному вопросу.

Во время Франко-прусской войны и осады Парижа 1870 года Жюли Вельтен осталась в своей школе и заботилась об ученицах, которым некуда было уехать.

В 1871 году она вышла замуж за республиканца Жюля Фавра. Муж был намного старше ее и умер 1880 году. После его смерти Жюли Вельтен Фавр подготовила к изданию и опубликовала его труды и парламентские речи.
В 1881 году Жюли Вельтен Фавр предложили пост директрисы в Высшей нормальной школе Севра, недавно основанном учебном заведении для женщин. Это было одно из первых учреждений такого уровня для женщин. Любопытно, что во Франции, в отличие от многих других европейских стран, требовалось, чтобы преподавали в женских средних учебных заведениях только женщины.
Свои морально-философские произведения Жюли Вельтен Фавр оформила в окончательном виде в 1887-1891 годах: "La Morale des Stoïciens" ("Мораль стоиков"), "La Morale de Socrate" ("Мораль Сократа"), "Montaigne moraliste et pédagogue" ("Монтень, моралист и педагог"), "La Morale d'Aristotle" ("Мораль Аристотеля"), "La Morale de Ciceron" ("Мораль Цицерона"), "La Morale de Plutarque" ("Мораль Плутарха").
Джеффнер Аллен пишет: "Книги Жюли Вельтен Фавр о моральной философии включают ее собственные размышления о нравственной жизни, обсуждение других моральных философов с ее точки зрения и обширную подборку выдержек из произведений рассматриваемых философов."
Центральная тема ее произведений - единство нравственного закона. Жюли Вельтен Фавр рассматривает, как разные умы разными путями приходили к одинаковым выводам.

Кроме того, она считала, что все люди в первую очередь "граждане мира", и только потом члены своей семьи и государства.
Особое внимание Вельтен Фавр уделяла философии стоиков; она находила параллели между этикой стоиков и христианским нравственным учением. Многим, кстати, не нравилось, что христиан сравнивают с какими-то язычниками, но она отстаивала свою позицию.
Призвание женщин Жюли Вельтен Фавр видела в том, чтобы улучшать нравственность общества - распространенная в XIX веке идея.
Большое внимание в своих текстах она уделяла любви и дружбе, понимая их как основу семьи, государства и "великой всемирной человеческой семьи". Кстати, она возражала Аристотелю, утверждавшему, что материнская любовь больше отцовской; по ее мнению, если бы мужчины заботились о детях в той же степени, как это делают матери, они бы любили их ничуть не меньше.

Жюли Вельтен Фавр считала недостаточной "негативную" добродетель - просто воздерживаться от причинения зла и не посягать права и собственность других по ее мнению недостаточно, нужно активно творить добро.

---
Женщины-философы:
Том III. Новое время
Из предисловия
Маргарет Кавендиш
Кристина Ваза, королева Швеции
Энн Конвей
Хуана Инес де ла Крус
Дамарис Кедворт Машем
Мэри Эстелл
Кэтрин Троттер Коберн
Эмили дю Шатле
Мэри Уолстонкрафт
Кларисса Куанье
Антуанетта Браун Блэкуэлл

Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу
Хильдегарда Бингенская
Элоиза
Геррада Гогенбургская (Ландсбергская)
Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская
Мехтильда Магдебургская
Бригитта Шведская
Юлиана Нориджская
Екатерина Сиенская
Олива Сабуко де Нантес Баррера
Мари ле Жарс де Гурне
Хросвита Гандерсхаймская
Кристина Пизанская
Маргарет Ропер Мор
Тереза Авильская

Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо
Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II
Аспазия и Диотима
Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие

французский язык, Франция, США, забытые имена, впечатления от чтения, английский язык, Америка, 20 век, история женскими глазами, философия, Европа, 19 век

Previous post Next post
Up