Сёстры Гримке против рабства и патриархата

Sep 22, 2013 17:19



Анджелина (1805-1879) и Сара (1792-1873) Гримке (Angelina and Sarah Grimke) - американские аболиционистки, суфражистки, писательницы и педагоги, выступавшие против рабства и за права женщин.

Анджелина Гримке написала «Призыв к христианским женщинам Юга» (1836), в котором осуждала рабство как социальный феномен. Сара Гримке издала «Письма о равенстве полов и состоянии женщин», где вопрос о равенстве афро-американских женщин тесно связан с вопросом о равенстве женщин в общем.

Сара и Ангелина Гримке родились в Южной Каролине в семье владельца плантации, который был также прокурором и судьей в Южной Каролине. Еще в раннем детстве они осознавали ограниченность своего положения, в отличие от своих братьев, получавших классическое образование. Несмотря на признание окружающими их способностей и интеллекта, они были лишены возможности получения полноценного образования.

Также сестры были недовольны положением рабов и их полной безграмотностью. В возрасте 12 лет Сара пыталась обучать их чтению, преподавая Библию, однако этот опыт закончился неудачей. Более того, по мнению ее семьи, грамотность будет только мешать рабам, делая их, с одной стороны, недовольными и мятежными, а с другой - психологическое напряжение будет мешать им заниматься физическим трудом. Тем не менее, она продолжала попытки научить их читать и писать, что противоречило рабовладельческому кодексу Южной Каролины 1740 г.  


После смерти своего отца в 1821 г Сара Гримке переехала в Пенсильванию. Видя действительное положение рабов, она называла Юг «пустыней», где ей не встречалось ничего, кроме «отчаяния и страданий». В Филадельфии она присоединилась к обществу квакеров. В 1829 г к ней присоединилась ее младшая сестра Ангелина Гримке.

Сестры Гримке стали активно распространять среди квакеров идеи аболиционизма и отмены смертной казни. Антирабовладельческая риторика первоначально привела их к некоторым трудностям внутри квакерской общины. Кроме того, они считали, что борьба за равные права женщин так же важна, как борьба за освобождение рабов. Сестры подвергались частым нападкам, даже со стороны некоторых аболиционистов, считавших их взгляды излишне радикальными.

В 1838 г Ангелина Гримке вышла замуж за ведущего аболициониста Теодора Уэлда. С этого времени она начала отдаляться от движения, становясь все больше женой и матерью. Сара Гримке продолжала активно работать в аболиционистском движении. Во время гражданской войны 1861-1865 г Сара писала и читала лекции в поддержку президента Авраама Линкольна.

В 1836 г Сара Гримке опубликовала Послание духовенству южных штатов. В 1837 г сестры совершили поездку по штату Массачусетс, выступая с лекциями об аболиционизме. В том же году в массачусетской газете «The Spectator» была опубликована серия «Писем о равенстве полов и положении женщин», адресованных президенту Бостонского женского антирабовладельческого общества Мэри С. Паркер. Вскоре они были перепечатаны в газете «The Liberator», издававшейся радикальным аболиционистов, сторонником женского равноправия и противником смертной казни Уильямом Ллойдом Гаррисоном. Письма были опубликованы в 1838 г в виде книги.
В Письмах Сара Гримке обращает внимание на подчиненное положение женщин во всех слоях общества. В ряде писем она отмечает различия и своеобразие положения женщин в светском обществе, женщин-трудящихся и женщин-рабынь. Она рассматривала вопрос об освобождении женщин через религию. В тексте постоянно присутствуют ссылки на те или иные цитаты из Библии, доказывающие, что не может идти речи о каком-либо первоначально заложенном неравенстве между мужчиной и женщиной.

Например, она пишет:

«Сначала необходимо увидеть женщину в момент ее творения. „И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему; по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися на земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их“.
В этом величественном описании сотворения человека нет и намека на разницу между мужчиной и женщиной, а понятие „человек“ (man) присутствует как в слое „мужчина“ (man), так и в слове „женщина“ (woman). Они созданы по образу Божию и владычествуют лишь над остальными тварями, но не друг над другом. Созданные в совершенном равенстве, они должны были по волне Творца своего управлять всеми, живя в гармонии и любви».

В ее тексте часто присутствует ирония относительно общественных стереотипов. Будучи человеком религиозным она отмечала, что женщина «по сей день виновата в том, что привнесла в мир грех». Хотя, пишет она дальше, «молчаливое согласие Адама с предложением жены отнюдь не свидетельствует о его умственном превосходстве, которое приписывают мужчинам».

_________

Вскоре после начала своей деятельности к Анджелине и Саре присоединилась еще одна их сестра - Анна (Anna), к тому моменту уже овдовевшая. Сестры довольно быстро убедились, что для вдов практически все имеющиеся карьерные пути закрыты напрочь - фактически, они могли лишь вновь выйти замуж или получить какую-нибудь низкооплачиваемую работу физического толка. Вывод Гримке сделали просто - современным женщинам категорически необходимо достойное образование.

Квакеры на поверку оказались не особо перспективными союзниками в борьбе с рабством. Анджелина понемногу увлеклась радикальными направлениями аболиционизма; Сара и другие квакеры этого не одобряли, однако Анджелину это уже не могло остановить. В 1835-м Гримке примкнула к Женскому обществу борьбы с рабством Филадельфии.

Осенью 1835-го Анджелина начала увлекаться работами известного аболициониста и журналиста Уильяма Ллойда Гаррисона. Интерес оказался обоюдным - Анджелина написала Уильяму целый ряд довольно интересных писем. Гаррисон эти письма опубликовал - без ведома Гримке; публикация эта сильно повлияла на репутацию Анджелины как среди аболиционистов, так и среди квакеров. Аболиционисты сразу же прониклись к Гримке уважением, квакеры - напротив, выразили открытый протест. Даже Сара попыталась было убедить сестру забрать письма назад; Анджелина, однако, наотрез отказалась.

После издания писем Анджелина стала одной из самых известных деятельниц аболиционистского движения. В 1836-м она вместе с Сарой посетила съезд Американского общества борьбы с рабством; кроме них женщин на съезде не было. Именно на съезде Анджелина познакомилась с Теодором Дуайтом Уэлдом, своим будущим мужем.

В 1838-м сестры Гримке отправились на северо-восток страны; в местных церквях они читали лекции об аболиционизме и феминизме. Сара выступала ничуть не реже Анджелины, однако главной звездой по праву считалась именно младшая из сестер. Критиковали Гримке в основном рабовладельцев Юга; впрочем, и северянам в этих лекциях доставалось - их обвиняли в молчаливой поддержке сложившейся ситуации.

Гримке продолжала активно выступать с лекциями до самой своей свадьбы. Выйдя за Уэлда, Анджелина понемногу отошла от дел и во многих отношениях переквалифицировалась в домохозяйку.













[Источники]
https://en.wikipedia.org/wiki/Grimk%C3%A9_sisters
https://en.wikipedia.org/wiki/Sarah_Grimk%C3%A9
https://en.wikipedia.org/wiki/Angelina_Grimk%C3%A9
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%BA%D0%B5,_%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0_%D0%9C%D1%83%D1%80
http://www.peoples.ru/state/statesmen/angelina_grimke/
http://www.nwhm.org/online-exhibits/rightsforwomen/Grimke.html
http://www.spartacus.schoolnet.co.uk/USASgrimke.htm
http://laidinen.ru/women.php?part=1174&letter=%C3


дискриминация, патриархат, сёстры, общественная деятельность, феминизм, права, Новое время, США

Previous post Next post
Up