Олимпия де Гуж была (или считалась) дочерью мясника из Монтобана. Родилась в 1748 году. Вышла замуж (или, скорее, ее выдали) за некого Обри, родила сына и рано овдовела, после чего переехала в Париж в 1770 году. Несмотря на то, что ее почерк был ужасен, а писала она "как слышала", довольно скоро она стала достаточно известной драматургессой.
Мэри Эллен Уэйт пишет об Олимпии де Гуж: "В 1788-1791 годах она опубликовала ряд памфлетов и трактатов, отстаивающих политическое и юридическое равенство женщин и налоговую реформу, которая должна привести перераспределению национального богатства и выплате национального долга. Женщины по-прежнему были исключены из участия в большинстве популярных обществ, а также из университетов. Де Гуж неоднократно пыталась организовать женские общества, сочетавшие в себе черты интеллектуальных салонов и политических активистских групп. В отличие от других революционеров, она считала, что монарх во главе государства мог бы служить номинальным главой в народной демократии. В июле 1793 года она была арестована за попытку распространить памфлет "Les Trois Urnes ou Ie Salut de la patrie" (Три урны, или Спасение отечества"), в котором предлагала провести народный референдум для определения формы правления во Франции. (Название содержит в себе каламбур: "урны" означают и "урны для кремации", и "ящики для сбора бюллетеней"). В ноябре того же года ее судили. За несколько дней до того Национальный конвент запретил клубы и общества для женщин. Частичный транскрипт судебного процесса указывает, что именно ее "Декларация прав женщины и гражданки", а также ее пьесы и другие труды, критиковавшие методы Революции и Террора, привели к ее аресту. Ее признали виновной в реакционном роялизме и гильотинировали на следующий день после суда."
В 1788 году де Гуж написала три радикальных трактата. "Письмо к народу, или Проект патриотической казны от одной гражданки" ("Lettre au peuple ou projet d' une caisse patriotique par une citoyenne") предлагает женщинам делать добровольные взносы в государственный бюджет, что будет содействовать перераспределению богатства, а в обмен Генеральные Штаты должны признать женский патриотизм и закрепить в законе равенство женщин. "Патриотические замечания гражданки, авторки Письма к народу" предлагаются другие формы добровольного налогообложения. Также де Гуж призывала ввести налог на роскошь и штрафы для хозяев, которые наносят травмы своим слугам. В "Размышлениях о чернокожих" ("Réflexion sur les hommes nègres") де Гуж заявляла, что нет никаких врожденных естественных различий между белыми и черными, поэтому нет никакого нравственного оправдания разнице в правах, а особенно рабству.Произведения Олимпии де Гуж зачастую начинались и заканчивались призывом к действию.
Памфлет 1789 года "Проект второго театра и родильного дома" 1789 года - не философский, а чисто утилитарный. В нем де Гуж предлагала основать "Национальный театр" в качестве альтернативы "Комеди Франсез", который стал бы площадкой для немейнстримной феминистской драматургии, а также писала о необходимости женского госпиталя, где для женщин были бы лучшие условия, чем в существующих государственных больницах. В том же году де Гуж написала "Вопль мудреца, написанный одной женщиной" ("Le Cri du Sage par une Femme"), в котором выступала против
"ковертюра" - юридической концепции, в рамках которой женщина не обладала полной дееспособностью и не считалась правовым субъектом, так как ее интересы якобы "покрываются" интересами мужчины, например, мужа.
Самым знаменитым и самым философским трудом де Гуж Мэри Эллен Уэйт называет "Права женщины" ("Les Droits de la Femme") 1791 года. Олимпия де Гуж посвятила его Марии-Антуанетте (!) и составила по образцу преамбулы к Конституции - Декларации прав человека и гражданина. Женщины не включались в понятие "людей и граждан", так что де Гуж решила написать собственную Декларацию прав женщины и гражданки. В этом произведении она призывала к полному политическому равенству полов, равенству перед законом, равному доступу к работе, образованию и государственным должностям. Отдельная часть этого трактата содержит образец "общественного договора" между мужчиной и женщиной, который де Гуж предложила в качестве замены традиционным брачным клятвам, которые тогда служили легальной основой семьи.
Одновременно с этими произведениями юридической и политической философии, Олимпия де Гуж продолжала писать свои пьесы, преимущественно очень критические по отношению к революционным методам. Ее последний труд "Три урны, или Спасение отечества" был конфискован и так никогда и не публиковался, информацию о его содержании можно почерпнуть лишь из материалов судебного процесса. В нем она предупреждала, что народная революция рискует восстановить старые привилегии, если гражданам не будет позволено решить судьбу Франции на референдуме, а также повторила свои требования политических, социальных и юридических прав для женщин.
Предыдущие посты об Олимпии де Гуж:
1,
2 ---
Женщины-философы:
Том III. Новое время
Из предисловия Маргарет Кавендиш Кристина Ваза, королева Швеции Энн Конвей Хуана Инес де ла Крус Дамарис Кедворт Машем Мэри Эстелл Кэтрин Троттер Коберн Эмили дю Шатле Мэри Уолстонкрафт Кларисса Куанье Антуанетта Браун Блэкуэлл Жюли Вельтен Фавр Анна Мария ван Схурман Батсуа Мэкин Елизавета Богемская Елена Лукреция Корнаро Пископия Лаура Басси Кэтрин Маколей "София, Достойная Личность" Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие