Сейчас много говорят о традиционной семье, о её неоспоримых преимуществах, защищённости, взаимной поддержке, о том, как важно защищать традиционный уклад. А между тем, не так-то много на планете осталось мест, где традиционная семейная жизнь сохранилась. Многие из тех, кто восхваляет наследие предков, сами с ним не сталкивались и слабо себе представляют, «как оно всё работает». Хорошо, что у нас есть шанс ознакомиться с точкой зрения женщин, которые испытали традиционные ценности на своём опыте. Вот, например, Стелла Прюдон, журналистка и писательница родом из Пятигорска, рассказывает о современной жизни горских евреев, полностью основанной на обычаях, завещанных предками.
И что я вам хочу сказать, на первый взгляд она кажется недурной, эта жизнь.
Дом - полная чаша. Большие многодетные набожные семьи, где все пристроены, все всех поддерживают, все обо всех всё знают, праздники справляют за общим столом. Браки долголетние и крепкие. Разводы редкость. Женщины хозяйственны и заботливы. Дедейме, матушка моя - высший титул. Мать главный человек в судьбе. Мать всегда права. Если мать неправа, смотри предыдущий пункт. Идеал юной девушки не какая-нибудь вульгарная особа с резким голосом, а духтер-хуна, в дословном переводе дщерь дома, по смыслу же - домашняя девочка. Образование образованием, а главными достоинствами невесты с незапамятных времён остаются умение стряпать, делать уборку и стирать, а также стремление стать матерью. И всё ж таки приданое (с) Тэффи. Мужчины трудолюбивы и верны своему слову:
Услышал, что за Эллу, дочь Арона, хорошее приданое дают, дом-машину - все дела дают, пошел свататься. Пришел, значит, а невеста - страшная, как ночь. А когда уже засватал девочку, выяснилось, что дом давали за другую Эллу, дочь Арона. Их на Теплосерной две! Две Эллы! И обе - дочери Аронов. Какой скандал был! Но он все равно женился. Слово дал, стыдно перед людьми, если они подумают, что он только из-за денег жениться хотел. А он теперь жену ненавидит, с русской бабой живёт, а домой даже не приходит.
Оплотом древних канонов выступает дедейме Ханна, мать семерых детей, свекровь пяти невесток и бабушка неисчислимого количества внуков. Кабаниха? Пожалуй, но Кабаниха современная, идущая в ногу с эпохой. Семья - это кулак. Все пальцы должны быть вместе. С энтузиазмом, достойным «Игры престолов», Ханна выдаёт замуж и женит, сводит и разводит, растит и воспитывает. По мановению властной её руки расторгаются и биологические узы: внучка превращается в младшую дочку, родная мать в сестрёнку. Сестрёнка! Каково? Забитая Эрке никаких попыток не предпринимает, чтобы защитить себя и дитя. Мама - святое, мама плохого не посоветует. Помните якобы шуточное стихотворение Барто:
Всё я делаю для мамы:
Для неё играю гаммы,
Для неё хожу к врачу,
Математику учу.
Какие уж тут шутки! Эрке в прямом смысле живёт ради Дедейме. Ради неё вступила в брак, ради неё рассталась с мужем, ради неё ради неё ест, спит, дышит, ради неё, получается, родила и с беспомощным ужасом наблюдает, как маленькая Минна повторяет её судьбу.
Бьющая через край семейственность не означает, что в браке у самой Ханны всё благополучно. Однако владетельный господин супруг стареет, и любящая супруга ещё всё ему припомнит, и шашни на стороне, и траты на любовниц, и равнодушие, и хамство. О, Натана ждёт шикарная старость.
К сожалению, текст обрывается на самом интересном месте, в сцене трагикомического заглазного сватовства, которое, скорее всего, сделает и невесту, и жениха, и любовницу жениха, не упомянутую даже по имени русскую бабу, несчастными, а их детей чьими-то чужими детьми. История повторяется и повторяется, то в виде трагедии, то в виде фарса.
У нас в семье курящих нет, пьющих нет, любящих... Любить - это надо, без любви нельзя жить. Правильно я говорю? Вот. А в остальном плохой поведений у моей семьи, моей породы нет. У меня пятьдесят-шестьдесят человек в семье, и все они хороший семьянины, мои дети. Дпй бог, чтобы ои шли по такой традиций, по такой путь и жили-здравствовали.
Прочесть можно здесь:
https://www.profilib.org/chtenie/38279/stella-pryudon-dedeyme.php