Женщины-философы: Айн Рэнд

Jun 25, 2020 14:31



Статью об Айн Рэнд  для сборника "A History of Women Philosophers: Contemporary Women Philosophers, 1900 - Today" написала Дженни Хейл.
Хейл пишет, что едва ли кто-то еще из женщин-философов сталкивалась с таким количеством обожания и с таким количеством ненависти, как Айн Рэнд, и после ее смерти эти противоречия никуда не делись. "Мало кто из тех, кто встречали Айн Рэнд или читали ее труды, оставались амбивалентными; да и сама Рэнд не оставалась амбивалентной по отношению к любой теме или личности."
"В девять лет она решила, что станет писательницей. Она написала четыре романа, два из которых - "Источник" и "Атлант расправил плечи" - стали классикой. Ее философское движение, объективизм, часто называли культом, она же ненавидела это слово за его религиозные коннотации: Рэнд была убежденной атеисткой. Также Рэнд держалась в стороне академической философии, считая, что истинная проверка ценности философии - ее способность воздействовать на жизнь рядового человека. По ее мнению, "Если бы все философы должны были представлять свои идеи в романах, инсценируя точное значение и последствия своих философий в человеческой жизни, было бы куда меньше философов - и они были бы намного лучше."
Лишь после выхода в 1957 году романа "Атлант расправил плечи", она взялась за систематизацию своей философии в нехудожественной форме.
Настоящее имя Айн Рэнд - Алиса Розенбаум, родилась она 2 февраля 1905 года в Петербурге. Семья была еврейская, но совершенно нерелигиозная. Отец был фармацевтом, владел аптекой - национализацию этой аптеки после революции она воспримет очень болезненно.
В старших классах школы Алиса Розенбаум изучала историю США и поняла: книги, которые она собирается написать будут написаны на английском, а Америка станет ее новой родиной.
В 1921 году она поступила в Петроградский университет. В университете познакомилась с философией Ницше; ей импонировало ее преклонение перед героическим человеком, индивидуализм и презрение к альтруизму, однако раздражал его психологический детерминизм, двойственное отношение к теме власти и особенно - его антиинтеллектуализм.
В США у нее были родственники, и в 1925 году ей удалось выехать из СССР - якобы с целью учебы, но возвращаться она не собиралась. Ступив на американский берег она сменила имя на Айн - имя какой-то финской писательницы, которую она даже не читала, просто имя понравилось. Фамилию поменяла на Рэнд позже, в честь печатной машинки Ремингтон-Рэнд, привезенной из России.
Пожив некоторое время у американской родни, в 1926 году Айн Рэнд отправилась в Голливуд, чтобы стать сценаристкой. В 1929 вышла замуж за актера Фрэнка О'Коннора. Злые языки говорили, что мотивом к замужеству стало то, что ее виза заканчивалась. Впрочем, брак оказался прочным, и даже ее роман с Натаниэлем Бранденом его не разрушил.
Успех пришел к ней с публикацией романа "Источник" в 1943 году. Warner Bros. заплатили ей неслыханную по тем временам сумму в 50 тысяч долларов за право на экранизацию, а также заказали сценарий. На этот гонорар Айн Рэнд приобрела роскошное ранчо. Как сценаристка она сделала себе имя. У нее появилось множество приверженцев, можно даже сказать, фанатов.

В 1950-х вокруг Рэнд сформировался круг молодых интеллектуалов, ее учеников, активно проповедовавших философию Рэнд. Иронично самоназвание этой группы - "Коллектив", учитывая принципиальный антиколлективизм Айн Рэнд. В эту группу входили Леонард Пейкофф, Джоан Митчелл, Алан Гринспэн и Натаниэль Брендан. В 1955 году отношения Айн Рэнд с Натаниэлем Бренданом (он был младше на 25 лет) перестали быть платоническими. И ее муж, и его жена знали об этом. Позднее и Натаниэль Брендан, и его жена Барбара напишут об этом периоде мемуары.
В марте 1957 последний роман Рэнд "Атлант расправил плечи" вышел с двойным посвящением - мужу и любовнику. Рецензии были разгромными, и никто из влиятельных интеллектуалов не выступил в защиту Рэнд, из-за чего она надолго погрузилась в глубокую депрессию. В этот период она отказала Брандену в сексуальных отношениях, а когда захотела их возобновить - тут уже отказался он. Это привело Рэнд в страшную ярость, она разругалась и с Натаниэлем, и с его женой, и со всеми, кто встали на его сторону, убрала посвящение ему из книги, в общем, среди объективистов произошел необратимый раскол.
Своим "интеллектуальным наследником" вместо Брендана Айн Рэнд назначила Пейкоффа.Рэнд говорила, что придерживалась одной и той же философии, сколько себя помнит, и подытоживала ее так: "Человек - героическое существо, нравственная цель его жизни - собственное счастье, его самая благородная деятельность - продуктивные достижения, а единственный его абсолют - разум." Однажды ее попросили объяснить свою философию, стоя на одной ноге; она согласилась и сказала следующее: "Метафизика - объективная реальность. Эпистемология - разум. Этика - личная выгода. Политика - капитализм."

Антифеминизм Айн Рэнд часто подвергался критике. И вправду, она не очень-то последовательна в этом вопросе: утверждая, что рационально руководствоваться лишь собственным интересом, и порицая самопожертвование, Рэнд изображает идеальную любовь как капитуляцию женщины перед мужчиной, перед которым она преклоняется, и ее идеальная женщина находит наслаждение в этой капитуляция. Были с ее стороны и прямые нападки на феминистское движение. В сборнике "Новые левые: антииндустриальная революция" ("The New Left: The Anti-Industrial Revolution") 1971 года она проводит параллели между студенческим движением и женским движением, и это сравнение отнюдь не комплиментарно. Она говорила, что за женскими протестами стоит зависть, женщины завидуют мужчинам, что американки не ценят того, что они самые привилегированные женщины в мире, да и вообще все эти феминистки мужененавистницы.

"Новому интеллектуалу: Философия Айн Рэнд" (For The New Intellectual: The Philosophy of Ayn Rand"), 1961
Это была первая попытка Айн Рэнд изложить свою философию объективизма в публицистической форме, а не в художественной. Отрывки из своих романов она использовала в качестве иллюстраций тезисов эссе.
Дженни Хейл пишет: "Она описывает свою философскую систему, вводя архетипические фигуры Знахаря и Аттилы, которые господствовали на протяжении истории и чье господство привело к тому, что она видит как духовное банкротство культуры. Знахарь, полагаясь на веру, и Аттила, полагаясь на силу, подавили способность людей к разуму. Два события, которые временно спасли человека от Знахаря и Аттилы - возрождение аристотелевской этики и индустриальная революция. Фома Аквинский покончил с господством Знахаря, возродив философию Аристотеля и освободив человека из рабства вері. Индустриальная революция, которая была вызвана освобождением человеческого разума, покончила с господством Аттилы. Этот золотой век закончился слишком быстро, как считает Рэнд, из-за упадка интеллектуала. Она клеймит Декарта, за то, что он вернул Знахаря, отрицая существование объективной реальности, оплота философской системы Рэнд. Юм продолжил этот уход от разума, описав человеческое сознание как сознание животного <...> Однако, больше всего яда Рэнд приберегла для Иммануила Канта. Именно Кант дал власть и Знахарю, и Аттиле. "Ноуменальный" мир высшей реальности отдан Знахарю, а законы нравственности познаются чувством; "феноменальный" мир - искажение, воспринимаемое разумом; это не просто иллюзия, а коллективная иллюзия. Следовательно, разум и наука с необходимостью ограничены. Рэнд заявляет, что задача интеллектуала - предоставить рациональную мораль для Производителя, бизнесмена. <...> Интеллектуал становится врагом бизнесмена, изображая его как грабителя, а не как производителя. Если бы интеллектуалы и бизнесмены объединили усилия, как это сделали, по ее представлению, отцы-основатели Соединенных Штатов, стало бы ясно, что "свободный разум и свободный рынок непосредственно связаны"."

"Добродетель эгоизма" ("The Virtue of Selfishness"), 1964
Во введении к "Добродетели эгоизма" Рэнд объясняет, почему она использует для описания положительных черт характера термин "эгоизм", который столь многим неприятен: "Именно потому, что он вас пугает".
Рэнд обращается к аристотелевскому принципу, что первичная цель любого организма - поддержание собственной жизни, то есть, личная выгода. Ценности необходимо выбирать так, чтобы достигнуть этого: разум, целеустремленность и самоуважение. Соответствующие им добродетели: рациональность, продуктивность и гордость.

"Капитализм: Неизвестный идеал" ("Capitalism: The Unknown Ideal) (1966)
В этой книге Рэнд заявляет, что капитализм - единственная система, основанная на индивидуальных правах, особенно на праве собственности. Истинная форма капитализма, по ее мнению - полное невмешательство со стороны государства.
"Романтический манифест" (The Romantic Manifesto), 1969
Сборник статей об эстетике, в котором Рэнд говорит о важности искусства для человеческого сознания. Она считала, что искусство - способ коммуникации духовных идеалов, что и сама пыталась делать в своих романах.

В заключение Хейл пишет: "Как и экзистенциализм, и прагматизм ХХ века, объективизм стремился к философскому прозрению и анализу в вопросах, с которыми сталкиваются реальные люди: возможность нравственного существования в современном, часто безнравственном мире. Сложная, беспокойная и творческая личность, Рэнд, возможно, единственная среди философов, чьи взгляды проложили ей путь на Бродвей и киноэкран. Возможно, потому, что она чуждалась академической философии, и потому, что ее работы принято считать литературными произведениями, объективистскую философию часто исключают из академической философии. Однако, в литературоведческих кругах Айн Рэнд считается философкой. Ее произведения заслуживают рассмотрения как философские труды."

Предыдущие пост об Айн Рэнд в сообществе
Ее первый роман "Мы, живые" Второй роман, "Гимн"

---
Женщины-философы:
Том IV. XX век

Виктория Уэлби
Констанс Джонс
Шарлотта Перкинс Гилман
Лу Саломе
Мэри Уитон Калкинс
Сьюзен Стеббинг
Эдит Штайн
Герда Вальтер

Том III. Новое время

Из предисловия
Маргарет Кавендиш
Кристина Ваза, королева Швеции
Энн Конвей
Хуана Инес де ла Крус
Дамарис Кедворт Машем
Мэри Эстелл
Кэтрин Троттер Коберн
Эмили дю Шатле
Мэри Уолстонкрафт
Кларисса Куанье
Антуанетта Браун Блэкуэлл
Жюли Вельтен Фавр
Анна Мария ван Схурман
Батсуа Мэкин
Елизавета Богемская
Елена Лукреция Корнаро Пископия
Лаура Басси
Кэтрин Маколей
"София, Достойная Личность"
Олимпия де Гуж
Мэри Фэрфакс Сомервилль
Анна Дойл Уилер
Кэтрин Бичер
Гарриет Мартино
Гарриет Тейлор Милль
Женни д'Эрикур
Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс)
Клеманс Руайе
Жюльетта Ламбер ла Мессин Адам
Кристин Лэдд Франклин
Гортензия Алларт де Меритенс

Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу
Хильдегарда Бингенская
Элоиза
Геррада Гогенбургская (Ландсбергская)
Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская
Мехтильда Магдебургская
Бригитта Шведская
Юлиана Нориджская
Екатерина Сиенская
Олива Сабуко де Нантес Баррера
Мари ле Жарс де Гурне
Хросвита Гандерсхаймская
Кристина Пизанская
Маргарет Ропер Мор
Тереза Авильская

Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо
Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II
Аспазия и Диотима
Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие

философский роман, культовая книга, антиутопия, США, экранизация, евреи, английский язык, Америка, 20 век, социальная фантастика, история женскими глазами, философия, классика

Previous post Next post
Up