Статью об Эдит Штайн для сборника "A History of Women Philosophers: Contemporary Women Philosophers, 1900 - Today" написали Мэри Кэтрин Бэйсхарт и Линда Лопес МакАлистер при участии Вальтраут Штайн, переводчицы произведений Эдит Штайн на английский.
Эдит Штайн родилась 12 октября 1891 года в Бреслау, ныне - Вроцлав, Польша. Она была младшей из одиннадцати детей Зигфрида и Августы Штайн. Отец умер, когда Эдит было всего два года, и мать продолжила семейный бизнес по продаже леса при помощи старших детей. В доме строго соблюдались еврейские традиции, мать была очень набожной женщиной. А вот Эдит к 13 годам начала сомневаться в иудейской вере и стала атеисткой.
После школы Эдит Штайн поступила в университет родного города, где изучала немецкий язык и литературу, философию и историю. Познакомившись к философией Эдмунда Гуссерля, основателя нового философского направления - феноменологии, в 1913 году она отправилась в Гёттингенский университет и присоединилась к кругу его учеников.
Вскоре началась Первая мировая, и многие ученики Гуссерля оказались на фронте. Штайн, движимая патриотическими чувствами, некоторое время была медсестрой Красного Креста, но затем вернулась к учебе. Когда Гуссерль перебрался из Гёттингена во Фрайбург, Штайн последовала за ним. В это же время она написала свою диссертацию - "О проблеме эмпатии" ("Zum Problem der Einfiihlung") - и получила докторскую степень "summa cum laude". Гуссерль был очень впечатлен интеллектом Штайн и предложил ей стать его ассистенткой. В этой роли Эдит Штайн преподавала в его, как он это называл, "философском детсаду" и помогала готовить рукопись его новой книги. Это было совсем не то, чего ожидала Штайн - она-то думала, что будет работать с Гуссерлем на равных...
Следующим шагом для Штайн должна была быть хабилитация - присвоение высшей академической квалификации, которая даёт право занять профессорскую должность в университете. Но Гуссерль из принципа не хотел поддерживать женщину в этом деле - как же, идти против традиций. Он считал, что наилучший вариант для Штайн - остаться его ассистенткой и найти подходящего мужа, желательно такого, который тоже мог бы быть ассистентом Гуссерля. Классно придумал, да? Штайн иронизировала, что их предполагаемые дети тоже должны были бы стать ассистентами Гуссерля. До 1918 года Эдит Штайн оставалась ассистенткой Гуссерля, но это не могло продолжаться вечно - у нее были собственные амбиции.
Осенью 1919 года Эдит Штайн попыталась пройти хабилитацию в Гёттингене. Безуспешно. Официальная причина отказа - она женщина. Штайн не захотела смириться с этой несправедливостью, она написала жалобу в министерство науки, искусства и образования, и в феврале 1921 года получила официальный ответ от министра Беккера: принадлежность к женскому полу не должна быть препятствием для хабилитации в немецких университетах. Сама она не воспользовалась этим и больше не пыталась пройти хабилитацию в Гёттингене, однако, этот положительный ответ проложил дорогу другим женщинам.
Как атеистка Штайн стала верующей? Любопытно, что не только она, но и многие из философов-феноменологов в этот период прошли религиозное обращение. Событие, которое послужило первым толчком к ее переходу в христианство, произошло в военные годы. Ее друг по Гёттингену Адольф Райнах погиб на войне в 1917 году, и она поехала навестить вдову, чтобы утешить ее, и осталась под большим впечатлением от силы духа этой женщины: благодаря своей глубокой религиозной вере фрау Райнах не нуждалась в утешении, а сама утешала Эдит Штайн.
А около 1920 года Штайн прочитала автобиографию
Терезы Авильской и сказала себе: "Это истина". В 1922 году Эдит Штайн крестилась в католической церкви. Для матери и остальной родни это было большим ударом...
В 1922-1932 годах Эдит Штайн, оставаясь мирянкой, работала в католической женской школе монахинь-доминиканок в Шпайере. В это время она много писала об образовании девочек и профессиях для женщин, а также на другие педагогические темы. Ее часто приглашали выступать на различные конференции, посвященные католическому образованию.
Первое время после обращения она совсем забросила свои философские занятия, считая, что вера и философия несовместимы. Однако, открыв для себя труды Фомы Аквинского, изменила свое мнение. Эдит Штайн перевела с латыни на немецкий его "Дискуссионные вопросы об истине". Это довольно своеобразный перевод: она использовала термины феноменологии, чтобы сделать Аквината понятным современным ей немецким философам. Также она написала ряд работ, в которых пыталась синтезировать томистскую и феноменологическую мысль.
В 1932 году Эдит Штайн стала доценткой Немецкого института научной педагогики в Мюнстере, но ее академическая карьера была недолгой: в 1933 году нацисты пришли к власти и она потеряла работу, поскольку была еврейкой.
Вскоре после этого Штайн написала мемуары о своем детстве "Жизнь в еврейской семье", в противовес чудовищной антисемитской пропаганде, распространяемой нацистами. Также она обратилась к папе римскому с призывом выпустить энциклику, осуждающую фашизм и расизм, но он этого не сделал.
В 1933 году Штайн приняла окончательное решение стать монахиней. Семья ее, конечно, была шокирована еще больше... Она вступила в кармелитский монастырь в Кёльн-Линдентале и приняла постриг под именем Терезия Бенедикта Креста. Здесь чувствуется явная отсылка к так сильно повлиявшей на нее Терезе Авильской, которая, кстати, тоже была кармелиткой.
Устав кармелитского ордена весьма строгий, и Эдит Штайн не рассчитывала, что сможет продолжать писать в монастыре. Однако, вышестоящие поощряли ее, и она продолжила работу над начатой ранее рукописью, которая будет опубликована посмертно под названием "Конечное и вечное бытие" ("Endliches und Ewiges Sein").
Ситуация в Германии становилась всё более опасной для евреев, так что Эдит Штайн и ее сестру Розу, которая тоже стала католичкой и работала привратницей в том же монастыре, отправили в другую обитель, в Нидерланды. Однако, недолго там было безопасно - в 1940 году Нидерланды были оккупированы нацистами. Сестер собирались переправить в Швейцарию, но дело продвигалось медленно, слишком медленно. Получить визы они не успели...
В конце июля 1942 года католические епископы Нидерландов издали пастырское послание, осуждающее истребление нацистами евреев. В ответ на этот смелый жест нацисты отомстили: по всей стране началась охота на "христиан-неарийцев" (до того евреев христианского вероисповедания особо не трогали). Монастыри не были исключением. 2 августа пришли за монахиней Терезией Бенедиктой и ее сестрой. Они попали в концлагерь в Амерсфорте, затем в Вестерборк, затем в Аушвиц. Согласно свидетельствам выживших, сестра Бенедикта в лагере сохраняла спокойствие, храбрость и умиротворенность, помогала другим узницам и поддерживала их. 9 августа 1942 года сестры Штайн были убиты в газовых камерах Аушвица.
Иоанн Павел II второй канонизировал сестру Терезию Бенедикту Креста как святую и мученицу.
Личность
В первом же своем труде, "О проблеме эмпатии", Штайн взялась за тему, которая будет одной из ключевых для нее - онтологию личности.
Она проводила различие между "Я", душой и духом. "Я" (Ich) само по себе пустое, его содержимое зависит от опыта, получаемого из внешнего мира и из внутреннего мира, его переживания - постоянный "поток сознания". Душа (Seele) - субстрат, который остается постоянным, несмотря на все изменения, происходящие с "Я". Дух (Geist) - это объективируемое содержание интенциональных действий: мыслей, целей, ценностей, творческих актов.
Психические феномены невозможно рассматривать в отрыве от тела. БэйсХарт и МакАлистер пишут: "Взаимосвязь "Я" с воспринимающим телом неизбежна, поскольку плоть (Leib) сущностно конструируется через ощущения, а ощущения - реальные составляющие сознания, принадлежащие "Я", получаемые через стимулы от существующих вещей." "Штайн пытается доказать, что всё психическое - это связанное с телом сознание и что душа вместе с плотью образуют субстанциональное единство психофизического индивидуума."
Также она рассматривает плоть как инструмент воли "Я".
Со временем представления Эдит Штайн о личности менялись под влиянием философии Аристотеля и Фомы Аквинского. В последнем своем труде, "Конечное и вечное бытие", она рассматривает "Я" как триединство тела-души-духа. Здесь она уже переходит от философии к теологии, говоря, что это - образ святой троицы в человеке.
Женщина
Лекции, прочитанные Штайн в различных немецких городах в 1930, собраны в сборнике "Женщина" (Die Frau). В основном они касаются вопросов образования. С точки зрения Штайн, гендерные различия могут обуславливать некоторые персональные различия, но эти различия применимы лишь "в целом". Некоторые женщины обладают характеристиками, которые принято считать "мужественными" и наоборот. Нет таких профессий, которые не могли бы освоить женщины, а некоторые женщины имеют особые склонности к профессиям, которые считались преимущественно мужскими, например, к профессии врача. (Интересно, что Штайн приводит в пример именно профессию врача, феминизацию которой в ХХ веке по крайней мере в некоторых странах нельзя не заметить. А ведь когда-то считалось, что это профессия чисто мужская...)
Индивидуум и общество
Штайн проводила различие между обществом (Gesellschaft) и сообществом (Gemeinschaft). В обществе человек рассматривает себя как субъект, а других людей как объекты; в сообществе субъект признает в других таких же субъектов. В большинстве социальных групп присутствуют черты и общества, и сообщества, но можно выделить преобладающее свойство.
Государство Эдит Штайн рассматривала как сообщество с некоторыми элементами общества. Государство, по ее мнению, имеет естественное происхождение, а не сформировано общественным договором. Государство обладает суверенитетом, однако, оно должно сохранять характер сообщества, ограничивая гражданскую власть до уровня, необходимого для достижения общего блага, и способствуя свободе своих граждан.
Политическая философия Штайн определенно критична по отношению к нараставшему в ту эпоху тоталитаризма, однако крайний индивидуализм тоже порицает. Штайн приводила исторические свидетельства того, что государство не должно быть привязано к единственному народу или расе, чтобы достигнуть единства как сообщество. Надо сказать, эта открытая критика тоталитарных и расистских тенденций выделяла ее из остальных немецких феноменологов.
---
Женщины-философы:
Том IV. XX век
Виктория Уэлби Констанс Джонс Шарлотта Перкинс Гилман Лу Саломе Мэри Уитон Калкинс Сьюзен Стеббинг Том III. Новое время
Из предисловия Маргарет Кавендиш Кристина Ваза, королева Швеции Энн Конвей Хуана Инес де ла Крус Дамарис Кедворт Машем Мэри Эстелл Кэтрин Троттер Коберн Эмили дю Шатле Мэри Уолстонкрафт Кларисса Куанье Антуанетта Браун Блэкуэлл Жюли Вельтен Фавр Анна Мария ван Схурман Батсуа Мэкин Елизавета Богемская Елена Лукреция Корнаро Пископия Лаура Басси Кэтрин Маколей "София, Достойная Личность" Олимпия де Гуж Мэри Фэрфакс Сомервилль Анна Дойл Уилер Кэтрин Бичер Гарриет Мартино Гарриет Тейлор Милль Женни д'Эрикур Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс) Клеманс Руайе Жюльетта Ламбер ла Мессин Адам Кристин Лэдд Франклин Гортензия Алларт де Меритенс Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие