Статью о Лу Саломе для сборника "A History of Women Philosophers: Contemporary Women Philosophers, 1900 - Today" написала Сандра Ваврытко.
О Лу Саломе часто говорят в связи со знаменитыми мужчинами, с которыми сводила ее жизнь - Ницше, Фрейдом, Рэ, Рильке, но редко как о самостоятельной мыслительнице...
Луиза фон Саломе родилась 12 февраля 1861 года в Петербурге. Ее отец был генералом царской армии. И отец, и мать были немецкого происхождения, семья вращалась преимущественно в кругах немецких протестантских эмигрантов, которых тогда часто приглашали в Российскую империю, так что с детства она говорила по-немецки. Луизу в детстве, вроде бы, любили и баловали - она была самой младшей из шести детей и единственной дочерью, но она всё же часто ощущала изоляцию и одиночество, от которых убегала в свои фантазии.
Сандра Ваврытко пишет:
"Одиночество Саломе в сочетании с разочарованием в Боге и религии вынудило ее в возрасте 17 лет искать духовного утешения у пастора Хендрика Гийо. У Гийо она нашла то религиозное обучение, которого искала, а кроме того - заменила свои детские фантазии широким философским образованием с упором на аналитическое мышление и метафизику. Когда отношения ученицы и учителя стали приобретать романтические обертоны, Саломе сбежала от этой связи. Ее реакция сперва приняла форму болезни, которая в свою очередь стала причиной выехать за пределы России.
Другим фактором, предоставившим Саломе свободу покинуть Россию и воспользоваться интеллектуальными возможностями остальной Европы, была потеря ее любимого отца в начале 1879 года. Ее сильная воля позволила ей преодолеть возражения и со стороны матери (которая боялась, что здоровью дочери вредит умственное напряжение), и со стороны брата. В 1880 году Саломе прибыла в Швейцарию вместе с матерью, чтобы начать новую жизнь под новым именем, "Лу", которое дал ей Гийо во время конфирмации.
Высшее образование Саломе теперь началось всерьез, с религиозных классов в университете Цюриха; она изучала сравнительное религиеведение, теологию, философию и историю искусства. Она настолько глубоко погрузилась в учебу, что ее прервала болезнь. Болезнь послужила причиной ее частых путешествий по Италии, Германии, Австрии и Франции."
Вскоре Саломе убедила свою мать вернуться в Россию, а сама осталась в Западной Европе. В течение семи лет она поддерживала отношения с Паулем Рэ - скандальные, несмотря на их платонический характер, ведь они жили вместе, не будучи женаты. Эта связь закончилась в 1887 году, когда Лу Саломе вышла замуж за Фреда Чарльза Андреаса. Андреас, надо сказать, вынудил Лу Саломе выйти за него замуж, совершив попытку самоубийства - попытался зарезаться у нее на глазах. Этот брак, продлившийся более 40 лет, тоже был платоническим, сексуальных отношений между ними не было, зато у Саломе было множество любовников, вот например, Рильке. Она вообще считала, что чувственную любовь и супружескую любовь смешивать не стоит.
Что касается отношений между Лу Саломе и феминизмом, Ваврытко пишет: "...она не чувствовала необходимости примыкать ни к феминисткам, ни к антифеминистким силам. Ее произведения не извиняются за "слабость" фемининного (по сравнению с маскулинным), они отстаивают его неотъемлемую ценность."
Среди ее подруг были феминистки, например,
Мальвида фон Мейзенбуг и
Хелене Штёкер, дружила она также с австрийской писательницей
Мари фон Эбнер-Эшенбах. Читала книгу американской феминистки
Шарлотты Перкинс Гилман "Женщины и экономика" и одобрительно отзывалась о ней в своем дневнике.
Интересная цитата из письма Лу Саломе пастору Гийо: "Я никогда не буду жить в соответствии с какими-либо моделями и никогда не буду моделью для кого-либо; напротив, что я определенно сделаю - я создам собственную жизнь в соответствии с самой собой, что бы из этого ни вышло."
Ваврытко пишет: "Основные сферы интереса Саломе в ее мысли и работе - религия и нравственность, особенно религиозный опыт, и философия женщин, особенно опыт любви и сексуальности. Сильная феменологическая ориентация преобладает и в философии Саломе, и в ее образе жизни."
Философия религии
Сандра Ваврытко пишет:
"Что уникально и ценно в подходе Саломе к религии - то, что она не увлечена вопросом происхождения религии и того, как это влияет на оценку ее истинности. На самом деле, это означало бы допускать
генетическую логическую ошибку, то есть, необоснованно отбрасывать нечто лишь по причине его происхождения или источника. Вместо этого Саломе исходит из факта религиозного опыта и пытается оценить этот фундаментальный человеческий опыт сам по себе. <...> "Сущность религиозной мысли" для нее заключается в человеческой потребности слияния "с силами внешнего мира", потребности, которую, по ее мнению, также удовлетворяют секс и искусство.
В результате Саломе положила начало собственной феноменологии религии, философскому исследованию феноменов/опыта религии. Она рассматривает религиозный опыт как состоящий из двух противоположных чувств, сосуществующих в творческом напряжении, а именно смирения (Demut) и высокомерия (Hochmut). Первое из них - результат нашего ощущения неполноценности перед лицом божественного, в то время как второе возникает из нашего отождествления с его силами: "только эти два вместе в загадочном взаимопротиворечии производят то трение, из которого внезапно, горячее и живое, вспыхивает пламя"..."
Хотя на религиозные взгляды Саломе, как часто говорят, сильно повлиял Ницше, еще один важный источник влияния, о котором не всегда вспоминают - Спиноза.
Философия женщин: опыт любви и сексуальности
Ваврытко пишет:
"Саломе не отрицала существования различий между полами, однако считала, что эти различия определенно не доказывают, что женщины уступают мужчинам. Своей реакцией на дефеминизирующие тенденции среди феминисток, которые угрожали этим ценностям, Саломе заслужила репутацию "реакционной" среди некоторых из них." (Например,
Хедвиг Дом в статье "Реакция в женском движении" привела Лу Саломе в числе реакционерок.)
Лу Саломе считала, что женщинам присуща особая эротическая духовность, к которой могут приблизиться лишь мужчины художественного склада.
"Первобытная стихия в женщине освещена в обсуждении Саломе шести героинь драм Генрика Ибсена. Каждая из них сравнивается с дикой уткой, которая оказалась заперта на чердаке. На самом деле, метафора дикой утки - слегка завуалированный намек на роль женщин в ее собственном обществе, особенно на искусственное ограничение свободы, налагаемое брачными условностями. Саломе анализирует каждую персонажку с точки зрения ее индивидуальных реакций на плен социальных условностей и лишение естественной свободы. Для одних это заканчивается смертью, для других той или иной степенью освобождения от себя, от общества, или от того и другого. Только в опыте любви, утверждает Саломе, становится возможным "наше глубочайшее погружение в самих себя", когда возлюбленный служит всего лишь возможностью для возврата к самим себе, духовному возвращению домой." "... с точки зрения Саломе, любовь предоставляет возможность переступить через границы сознания, погрузившись в наши первобытные глубины."
Множество работ Лу Саломе посвящены теме женщин, любви и сексуальности:
"Физическая любовь" ("Physische Liebe"), 1898 - статья, написанная как ответ Вильгельму Бёльше
"Злоупотребление женской силой" ("Missbrauchte Frauenkraft"), 1898 - рецензия на одноименную книгу
"Кощунства против современной женщины" ("Ketzereien gegen die moderne Frau"), 1899
"Человек как женщина" ("Der Mensch als Weib"), 1899
"Размышления о проблеме любви" ("Gedanken über das Liebensproblem"), 1900
"Эротика" ("Die Erotik"), 1910
"О женском типе" ("Zum Typus Weib"), 1914
"Анальное" и "сексуальное" ("Anal" und "Sexual") 1916
"Психосексуальность" ("Psychosexualitat"), 1917
Также Саломе развивает свою философию любви и сексуальности в художественных произведениях, которые всегда сфокусированы на проблематике мужско-женских отношений с женской точки зрения:
"Борясь с Богом" (Im Kampf um Gott) 1883
"Рут" ("Ruth") 1895, 1897 - рассказ
"Из чужой души: истории поздней осени" ("Aus fremder Seele: Eine Spätherbstgeschichte"), 1896
"Феничка: Отклонение" (Fenitschka: Ein Ausschweifung), 1898 - два рассказа
"Дети человеческие" (Menschenkinder), 1899 - цикл романов
"Ма: Портрет" (Ma: Ein Porträt) 1901
"В пограничье: Пять историй из душевной жизни девочки-подростка" (Im Zwischenland: Fünf Geschichten aus dem Seelenleben halbwuchsiger Miidchen"), 1902
"Дом: Семейные истории конца прошлого столетия" (Das Haus: Familiengeschichte vom Ende des vorigen Jahrhunderts), 1919, 1927
"Час без Бога и другие детские истории" (Die Stunde ohne Gott und andere Kindergeschichten), 1921
"Дьявол и его бабушка" (Der Teufel und seine Grossmutter), 1922
"Родинка: воспоминания из России" (Rodinka: Russiche Erinnerung), 1928.
Психоанализ
Сандра Ваврытко отмечает, что, хотя многие предпочли бы исключить психоаналитические тексты Лу Саломе из ее философского корпуса, для самой Саломе такое разделение было бы искусственным. Она считала, что философия и психология существуют в некоем континууме.
Ваврытко пишет: "Возможно, величайший и несомненно самый оригинальный вклад Саломе в психоаналитическую теорию заключается в ее объяснении нарциссизма как воплощения дуальных направленностей самолюбия и капитуляции. Однако, это также было дальнейшим развитием ее более ранних идей. В глазах Саломе нарциссизм приобретает определенно позитивные черты. В отличие от фрейдовской оценки нарциссизма как регрессивного и патологического, Саломе считает нарциссизм "творческим элементом, то есть, естественной и в то же время духовной целью любого человеческого развития, единством пола и эго". Более того, нарциссизм, по мнению Саломе, подразумевает целостность с природой, определение себя в природе как единого целого: "Не забывайте, что легендарный Нарцисс загляделся не в созданное человеком зеркало, но в зеркало Природы. Возможно, он наблюдал в этом зеркале не только самого себя, но себя, как если бы он был всё ещё Всем." Именно это первичное единство приветствует Саломе, когда говорит о нарциссизме. Первичное единство прерывается "первичной травмой каждого из нас... неосознанным самоуничижением превращения в индивидуума", которое оставляет нас "бездомными и обнищавшими"."
Саломе считала, что женщины более связаны с "первобытными" эротическими импульсами и первичным единством, и вовсе не считала это недостатком. Она говорила, что для женщины: "ее дух - это пол, ее пол - это дух".
Дискуссия о философии Ницше
Еще в 1894 году Лу Саломе опубликовала важный текст, стимулировавший серьезное обсуждение философии Ницше - "Фридрих Ницше в его трудах". Сандра Ваврытко пишет: "Красной нитью проходит в этом тексте ее тезис, общий с Ницше, об автобиографическом характере любой философии. Это мнение подытожено в ее утверждении, что жизнь Ницше заключалась в том, что он "заболевал от мыслей и выздоравливал от мыслей", а также: "Главным вопросом для него было не то, какова духовная история человечества, а то, как следует понимать его собственную духовную историю в качестве истории всего человечества"."
Дальнейшая жизнь и труды
Начиная с 1914 года Лу Саломе вела психоаналитическую практику - она была одной из первых женщин в этой профессии. Сам Фрейд направлял к ней пациенток.
Первую мировую войну Лу Саломе переживала очень тяжело: противостояние России, где она родилась и выросла, и Германии, с которой была связана корнями и где прожила значительную часть взрослой жизни, вызывало у нее конфликт лояльностей. В своем дневнике она много размышляла о войне и ее причинах. Революция 1917 года тоже не оставила ее равнодушной, она была настроена очень негативно по отношению к большевикам и их политике.
Последние годы жизни Лу Саломе посвятила трем крупным трудам: книгам о Рильке (1928), о Фрейде (1931) и о самой себе (опубликована посмертно в 1951). Книга о Рильке включает в себя и ее литературную критику, и психоанализ. В книге о Фрейде она и отдала дань основателю психоанализа, и привела собственную интерпретацию психоаналитической теории. Автобиография написана в феноменологической манере, затрагивая события и людей, которые Лу Саломе считала ключевыми в своей жизни, но не следуя историческому паттерну дат и фактов.
В своей книге о Рильке Лу Саломе написала: "Человеческая жизнь - да и всякая жизнь - поэзия. Мы проживаем ее бессознательно день за днем, фрагмент за фрагментом, но и она в своей нерушимой цельности проживает нас."
Лу Саломе умерла мирно 5 февраля 1937 года, вскоре после того, как ей исполнилось 76 лет. Ее последние слова: "Наилучшее всё-таки смерть" ("Das Beste ist doch der Tod").
В заключение Сандра Ваврытко пишет:
"Подытоживая жизнь и труд Лу Саломе, несколько парадоксально то, что, несмотря на ее многочисленные отношения она была "женщиной, мыслящей водиночку". Хотя она подвергалась воздействию идей столь многих из наиболее волевых и знаменитых личностей своей эпохи, она сумела сохранить свою идентичность в качестве независимого духа, отказавшегося попадаться в ловушку общепринятых ярлыков и категорий."
"Саломе особенно стоит ценить за ее догадки в вопросах, представляющих философский интерес, предложенные с редко слышной женской точки зрения. Если ее замечания о религии, искусстве, любви и сексуальности порой ставят читателей в тупик, возможно, причина в том, что она представляет нам новые феноменологические категории, дополняющие маскулинных мыслителей."
---
Женщины-философы:
Том IV. XX век
Виктория Уэлби Констанс Джонс Шарлотта Перкинс Гилман Том III. Новое время
Из предисловия Маргарет Кавендиш Кристина Ваза, королева Швеции Энн Конвей Хуана Инес де ла Крус Дамарис Кедворт Машем Мэри Эстелл Кэтрин Троттер Коберн Эмили дю Шатле Мэри Уолстонкрафт Кларисса Куанье Антуанетта Браун Блэкуэлл Жюли Вельтен Фавр Анна Мария ван Схурман Батсуа Мэкин Елизавета Богемская Елена Лукреция Корнаро Пископия Лаура Басси Кэтрин Маколей "София, Достойная Личность" Олимпия де Гуж Мэри Фэрфакс Сомервилль Анна Дойл Уилер Кэтрин Бичер Гарриет Мартино Гарриет Тейлор Милль Женни д'Эрикур Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс) Клеманс Руайе Жюльетта Ламбер ла Мессин Адам Кристин Лэдд Франклин Гортензия Алларт де Меритенс Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие