Женщины-философы: Клеманс Руайе

Jun 13, 2020 00:12



Клеманс Руайе (21 апреля 1830 - 6 февраля 1902) наиболее известна своим переводом «Происхождения видов» на французский язык. Она не только перевела труд Дарвина, но и снабдила его обширными примечаниями и добавила философские комментарии о теории естественного отбора и ее следствиях для этической теории.
В 1881 году вышел главный философский труд Клеманс Руайе - "Благо и нравственный закон, этика и телеология" («Le bien et la loi morale, éthique et téleologie»), в котором она развивала атомистическую метафизику и утопическую утилитаристскую этику.
Мэри Эллен Уэйт пишет: "Согласно Руайе, как человеческий вид борется за выживание и усиляется путем развития интеллекта, так же и люди как моральные агенты ищут счастья не только для самих себя как для индивидуумов, но и для больших социальных групп, частью которых они являются. Основывая свое описание развития нравственности на онтологической доктрине, которую она называет субстанциализмом, Руайе заявляет, что и дух, и материя - производные одной ноуменальной "субстанции", основополагающего материала вселенной. <...> Согласно Руайе, эта сущность осознает себя и формирует смутную идею о пространстве, которое она не занимает. Первые условия самопознания, то есть, априорного знания - часть самоосознания этой сущностью своего собственного существования через ощущение физического контакта с другими сущностями, поскольку они ограничивают пространство ее существования. Эти ощущения контакта с другими сущностями воспринимаются либо как приятные, либо как болезненные."
"Она задает вопрос: как же мы можем увеличить количество счастья во вселенной? Чтобы дать на него ответ, Руайе начинает со стандартного утилитаристского описания блага. Благо для каждой сущности представляется как сумма ее приятных переживаний, умноженных на интенсивность каждого переживания. Зло для каждой сущености представляется как сумма ее болезненных переживаний, умноженных на интенсивность каждого переживания. Нравственное благо для каждого существа заключается в том, чтобы действовать инстинктивно, что для людей означает - действовать разумно в соответствии с законом человеческой природы. Этот закон - стремиться к наибольшему счастью, то есть к наилучшим интересам наибольшего количества людей. Нравственный закон, утверждает она, накладывает на разумных существ обязательства увеличивать человеческое счастье, защищая и регулируя развития свойств человеческого организма, которые приносят счастье. Для каждого человека нравственный закон требует признать, что наибольшее счастье происходит из пожертвования эгоистическими удовольствиями и непосредственным благополучием одной личности, семьи или социальной группы ради продвижения ко всеобщему человеческому благу. Это означает действовать из побуждений сочувствия и всеобщего братства."
"Чтобы поддержать индивидуумов в отказе от морального эгоизма в пользу общего блага, общества должны поддерживать институции, которые обучают и способствуют развитию гуманистических чувств. В конце концов, говорит Руайе, гуманистические инстинкты станут настолько же неотъемлемой частью органического устройства будущих человеческих существ, как эгоистический инстинкт для человеческой природы XIX века."

В заключение Уэйт пишет, что Руайе "интересна как барометр нравственной философии конца XIX века, сформированной антропологией, физикой, психологией и политикой."

Клеманс Руайе была феминисткой и боролась за женское образование, например, в 1859 году она открыла для женщин курсы по логике, а затем и по философии.
Статья о Клеманс Руайе в Википедии

---
Женщины-философы:

Том III. Новое время
Из предисловия
Маргарет Кавендиш
Кристина Ваза, королева Швеции
Энн Конвей
Хуана Инес де ла Крус
Дамарис Кедворт Машем
Мэри Эстелл
Кэтрин Троттер Коберн
Эмили дю Шатле
Мэри Уолстонкрафт
Кларисса Куанье
Антуанетта Браун Блэкуэлл
Жюли Вельтен Фавр
Анна Мария ван Схурман
Батсуа Мэкин
Елизавета Богемская
Елена Лукреция Корнаро Пископия
Лаура Басси
Кэтрин Маколей
"София, Достойная Личность"
Олимпия де Гуж
Мэри Фэрфакс Сомервилль
Анна Дойл Уилер
Кэтрин Бичер
Гарриет Мартино
Гарриет Тейлор Милль
Женни д'Эрикур
Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс)

Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу
Хильдегарда Бингенская
Элоиза
Геррада Гогенбургская (Ландсбергская)
Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская
Мехтильда Магдебургская
Бригитта Шведская
Юлиана Нориджская
Екатерина Сиенская
Олива Сабуко де Нантес Баррера
Мари ле Жарс де Гурне
Хросвита Гандерсхаймская
Кристина Пизанская
Маргарет Ропер Мор
Тереза Авильская

Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо
Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II
Аспазия и Диотима
Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие

французский язык, Франция, феминистка, США, эволюция, забытые имена, впечатления от чтения, английский язык, Америка, 20 век, история женскими глазами, философия, Европа, переводчицы, 19 век

Previous post Next post
Up