Статью о Герде Вальтер для сборника "A History of Women Philosophers: Contemporary Women Philosophers, 1900 - Today" написала Линда Лопес МакАлистер.
Герда Вальтер (18 марта 1897 - 6 января 1977) родилась в Нордрахе, Германия, в туберкулезном санатории, где ее отец, Отто Вальтер, был владельцем и директором, а мать, Рагнхильд Байер, пациенткой. Отто Вальтер основал этот санаторий вместе со своей первой женой, британской докторкой Хоуп Адамс, когда их выгнали из Франкфурта за нелегальную политическую деятельность - они были социалистами. В 1893 году Вальтер и Адамс развелись, и он женился на матери Герды. Она была родом из Дании, дочь датского писателя и политика Фредрика Байера, лауреата Нобелевской премии мира, и его жены
Матильды Байер, феминистки и пацифистки. Герда была единственным ребенком от этого брака, мать умерла в 1902 году от туберкулеза. Ее отец женился еще раз - на сестре своей второй жены, Сигрун Байер. Отношения Герды с тетушкой-мачехой были натянутыми, и она не очень уютно чувствовала себя в отцовском доме. Зато она с юных лет общалась с выдающимися деятелями социалистического движения: друзьями семьи были Август Бебель, Карл Каутский и
Луиза Каутская, Густав Экштейн - вот у кого она получила свое политическое образование. Неудивительно, что в таком окружении у нее сформировались марксисткие убеждения. В начале Первой мировой Герда Вальтер училась в гимназии в Мюнхене, где присоединилась к молодежной группе социал-демократической партии.
В 1916 году Герда Вальтер поступила в Мюнхенский университет и сперва была очень разочарована - слишком "буржуазным" он ей показался. Однако, отец убедил ее, что образование, даже в "буржуазном" университете, вовсе не помешает будущей социалистке-агитаторке, которой Герда мечтала стать.
На втором семестре Герда Вальтер почти случайно попала курс, который изменил ее жизнь. Она хотела всего лишь заполнить "окно" в своем графике и записалась на "Введение в психологию" Александра Пфендера. В следующем семестре она посещала его курс "Введение в философию" и лекции по логике, что мотивировало ее прочитать "Логические исследования" Гуссерля. Идеи Гуссерля произвели на Герду Вальтер столь сильное впечатление, что она решила стать его ученицей.
В 1917 Вальтер приехала во Фрайбург, чтобы учиться у Гуссерля. Гуссерль, человек довольно консервативный, был отнюдь не в восторге от того, что к нему явилась юная марксистка, которая с порога заявила, что ее жизненная цель - стать политагитаторкой. Сперва он указал ей на дверь, но потом смягчился и направил к своей ассистентке
Эдит Штайн, чтобы та пообщалась с Вальтер и решила, принимать ли ее. Решение Штайн было положительным, и Герду Вальтер допустили не только в "философский детсад", но и на курсы, которые читал лично Гуссерль, в первом же семестре.
Защищать свою докторскую диссертацию у Гуссерля Герда Вальтер, однако, не захотела - из-за его авторитарности. Говаривали, что по отношению к аспирантам Гуссерль выступал в роли архитектора, который не только проектировал здание, но и строил большую его часть, а своим ученикам позволял разве что поклеить обои, да и то, узорчик для обоев выбирал он сам. Так что Вальтер вернулась в Мюнхен и защитилась у Пфендера "summa cum laude". Ее докторская диссертация называлась "Об онтологии социальных сообществ" ("Zur Ontologie der sozialen Gemeinschaften").
Поворотное событие в жизни Герды Вальтер произошло в ноябре 1918 года, когда она возвращалась во Фрайбург из родительского дома в Баден-Бадене. Она пережила некий духовный или религиозный опыт; как она описывала позже "некая сила, всепожирающий свет, море теплой любви и доброты" окружала ее на протяжении поездки. Что бы это ни было, она была уверена, что это происходило не из нее самой, но из иного мира. С тех пор она посвятила свою жизнь исследованию того духовного мира, который открылся ей. Конечно, это было крайне далеко от атеистического материализма, в котором ее воспитывали... Одним из результатов этого необычного опыта было то, что она практически забросила политический активизм и стала больше заниматься своей академической карьерой. Ей даже удалось найти именитого профессора, который поддержал бы ее хабилитацию - это был Карл Ясперс. Благодаря стараниям Эдит Штайн, которая добилась от министерства образования Германии официального подтверждения, что женщина может быть профессоркой в университете, это было уже реально для Вальтер. Но была одна загвоздка: на тот момент должность приват-доцента не приносила жалованья от университета, лишь небольшую плату за обучение можно было собрать со студентов, так что на жизнь надо было зарабатывать как-то иначе или же иметь пассивный доход. Папа-социалист, надо сказать, оставил Герде очень неплохое состояние после своей смерти в 1919 году, так что некоторое время она могла жить на проценты, однако послевоенная гиперинфляция уничтожила ее капитал, оставив ее к 1923 году почти нищей. Некоторое время Герда Вальтер прожила в Копенгагене, где жили бабушка и дедушка по материнской линии, но там она столкнулась с такими сильными антинемецкими настроениями, что долго не выдержала в Дании.
Весной 1924 года Герда Вальтер вернулась в Германию, и с тех пор всю жизнь работала на всяческих мелких должностях с частичной занятостью. Она была то санитаркой, то клерком в книжном магазине, то машинисткой, то писала речи для одной политикессы, то что-то переводила... Однажды ей довелось работать стенографисткой в государственной психиатрической больнице в Эммендингене, там она заинтересовалась шизофренией и написала статью "О внутрипсихической структуре шизофрении ("Zur innenpsychischen Struktur der Schizophrenie"). Ее пригласили прочитать эту статью на заседании Психиатрической ассоциации юго-запада Германии в 1926 году. В результате она потеряла работу. Видимо, хрупкие эго докторов не перенесли шуток коллег по поводу того, что, мол, в Эммендингене научные статьи пишут секретарши, потому что у врачей не хватает на это мозгов.
В 1920-х годах Герда Вальтер также занималась разнообразнейшими "оккультными" вещами: астрологией, спиритическими сеансами и тому подобным. Так что, когда один из ее друзей порекомендовал ее психиатру и парапсихологу Альберту фон Шренк-Нотцингу, который как раз искал секретаршу-ассистентку, это было отличным вариантом для обоих. Шренк-Нотцинг пытался научно доказать существование различных оккультных феноменов, проводя всяческие опыты, и Вальтер ему в этом помогала. После его смерти в 1929 году она по просьбе его вдовы отредактировала его собрание сочинений, а дальше занялась другими психологическими и парапсихологическими вопросами, которыми Шренк-Нотцинг не интересовался: телепатия, ясновидение, психометрия. Вальтер часто разъезжала с лекциями по Северной и Центральной Европе, редактировала нидерландский парапсихологический журнал и писала в различные издания подобного профиля.
Когда к власти пришли нацисты, все, кто имели социалистическое прошлое и тесные личные отношения с лидерами социалистического движения в Германии, оказались в опале. Что касается отношения Третьего Рейха к парапсихологии, оно было, так скажем, амбивалентным. До 1938 года, впрочем, Герду Вальтер не трогали, она свободно путешествовала по Европе. В 1938 году ее впервые вызвали в гестапо и строго запретили писать в один из нидерландских журналов, с которым она сотрудничала, поскольку якобы его издателем был еврей.
После начала Второй мировой Вальтер предложили работать в отделении зарубежной почтовой цензуры: она была ценным кадром, так как владела рядом иностранных языков - английским, французским, итальянским, нидерландским, датским. Не то чтобы она хотела читать и цензурировать чужие письма, но это было предложение, от которого нельзя было отказаться, пришлось работать... Вальтер устраивала мелкий саботаж: например, отправляла людям предупреждения, что их почта цензурируется, или передавала не дошедшие до них из-за цензуры весточки от родных. Также у нее дома была печатная машинка, на которой она делала копии документов, распространявшихся подпольно, например, антинацистских проповедей.
В июня 1941 года Герду Вальтер арестовало гестапо. Ее продержали в тюрьме несколько недель, допрашивая, во-первых, по поводу ее знакомства с Куртом Эйснером, лидером Ноябрьской революции 1918 года в Мюнхене, а во-вторых - по вопросам, касающимся астрологии, парапсихологии и прочих оккультных тем. Что ей известно о гороскопе Гитлера, например? Пока она была в тюрьме, в ее квартире всё перерыли, многие книги, письма и вещи были конфискованы. Как она позже узнала, это была общегосударственная "Акция Рудольф Гесс", направленная на занимающихся всяческим оккультизмом и эзотерикой. По иронии судьбы, не прошло и года, как Герду Вальтер и многих других людей, арестованных в рамках этой акции, пригласили поучаствовать в проекте немецкого военно-морского флота, который страдал от огромных потерь подводных лодок, причиняемых британцами. Возникла идея искать вражеские суда при помощи "операторов маятника" - нужно было держать маятник над картой Атлантики, и он, значит, должен был указать, где же таятся подлые бриты :D Герда Вальтера не хотела участвовать в деятельности, которая привела бы к торпедированию судов, да и не верила в то, что это вообще может сработать, так что она отказалась, аргументируя это тем, что гестапо, мол, категорически запретило ей заниматься подобными вещами. Ей разрешили вернуться к ее работе в бюро цензуры.
В 1944 году гестапо взяло под непосредственный контроль бюро цензуры и, узнав о предыдущем аресте Вальтер, немедленно ее уволило. В том же году она обратилась в католицизм - 30 лет спустя после первого пережитого ею религиозного опыта.
К концу Второй мировой здоровье Герды Вальтер сильно ухудшилось, она пережила несколько бомбардировок и потеряла всё свое имущество. Нелегко ей приходилось и в послевоенные годы. Она вернулась в Мюнхен, где продолжила писать и заниматься парапсихологией. В 1955 году выпустила 2-е издание своей "Феноменологии мистицизма" ("Phänomenologie der Mystik"), впервые опубликованной в 1923-м. В 1960 году написала автобиографию "К иному берегу" ("Zum anderen Ufer") - как "документ времени" ее широко распространяли, в том числе по школьным библиотекам. В 1970 друзья убедили Вальтер дополнить "Феноменологию мистицизма" собственным опытом и опубликовать еще раз - так появилось 3-е издание.
В 1970-х Герда Вальтер перебралась в дом престарелых близ Мюнхена, где и провела остаток жизни. Вдали от большого города, друзей и коллег ей было тоскливо, не хватало достойной компании, однако, она оставалась умственно активной, продолжала переписываться с коллегами-философами, которые готовили немецкое и английское издание ее трудов. Умерла 6 января 1977 года, немного не дожив до 80-летнего юбилея.
"Об онтологии социальных сообществ"
Линда Лопес МакАлистер пишет: "...некоторые аспекты марксистской мысли сильно повлияли на первый крупный труд Вальтер, ее диссертацию 1919 года "Zur Ontologie der socialen Gemeinschaften" ("Об онтологии социальных сообществ"). Хотя стиль, язык и подход к предмету определенно маркируют ее как приверженку феноменологии, ее понимание природы сообщества и того, что значит для человеческих существ быть и чувствовать себя частью сообщества, коренится в маркисистском видении человеческих существ как по природе своей "общественных животных", а не, как считают "буржуазные либералы", сущностно изолированных индивидуумов, которые из более или менее практических соображений приняли решение объединиться с такими же изолированными индивидуумами, чтобы сформировать общество или сообщество."
Герду Вальтер, как и Гуссерля, и Штайн, интересовал вопрос: как же мы можем узнать друг друга, получить знание о чужой душе (fremde Seele)? Лопес МакАлистер пишет: "Гуссерль и Эдит Штайн отвечали на этот вопрос так: мы получаем это знание путем "эмпатии". Другие выражают себя через язык тела и жесты, через речь и другие виды коммуникации, и при помощи этих внешних сигналов мы "эмпатически" постигаем и понимаем их. То есть, в первую очередь "данностью" является тело индивидуума, и это тело, материальный элемент, производит впечатление на психику. Гуссерль считал, что это единственный возможный способ. Вальтер, однако, полагала, что должно быть еще нечто большое, что у нас должно быть некое более непосредственное знание о чужих душах. Гуссерль рассматривал природу сообществ как следующий шаг, при котором люди, сперва "соединившись эмпатически" и восприняв опыт друг друга, объединяются (сознательно или несознательно), чтобы сформировать общество. Следовательно, согласно описанию Гуссерля/Штайн знание сообщества также основано на материальных, внешних свидетельствах. Мы начинаем с опыта пространственно-физического мира и выводим внутреннюю жизнь других из него, а затем переходим к формированию общества. Вальтер хотела рассмотреть возможность, что ответ находится в противоположной стороне: что отправная точка - некая прямая внутренняя между человеческими существами, а все прочее - лишь внешнее выражение этой внутренней связи."
Вальтер подробно рассмотрела, что необходимо для возникновения сообщества. Во-первых, должны быть люди, которые по крайней мере в одном аспекте своей жизни вовлечены в отношения с одним и тем же интенциональным объектом (в самом широком понимании). Во-вторых, они должны знать друг друга или хотя бы знать друг о друге. В результате этого знания между ними возникает взаимодействие, прямое или косвенное. Это взаимодействие, мотивированное взаимоотношениями с одним и тем же интенциональным объектом, должно привносить некую общность в их жизни. Но этого еще недостаточно, при соблюдении этих условий сообщество может и не возникнуть, если у этих людей негативные установки по отношению друг к другу. Необходим еще один фактор: внутреннее единство.
МакАлистер отмечает, что труд Вальтер о природе сообществ должен быть интересен феминисткам, поскольку сама тема сообщества весьма актуальна для феминистского движения, а еще потому, что сама Вальтер была убежденной феминисткой.
"Феноменология мистицизма"
Интерес к мистицизму, возникший у Вальтер еще в 1918 году, она сохранила до конца своих дней. "Феноменология мистицизма" выдержала три переиздания еще при ее жизни.
Вальтер поставила задачу дать феноменологическое описание мистического опыта и других ему подобных. Она приложила усилия, чтобы разграничить, на что способно, а на что неспособно феноменологическое исследование таких явлений. Оно не может ни дать причинно-следственное объяснение мистическим событиям, ни свести их к чему-либо объяснимому согласно принципам естественных наук, ни доказать или опровергнуть различные мнения по поводу мистицизма путем логической аргументации. Согласно Вальтер, мистический опыт - феномен, несводимый ни к чему другому, как основные феномены сенсорного восприятия, такие как цвет, звук и т.д. Цель ее исследования - рассмотреть эти базовые явления без предубеждений, так, как они происходят в опыте мистика.
Отрицать существование такого опыта невозможно, поскольку многие люди сообщают о подобных переживаниях, и даже если их меньшинство, это еще не повод им не верить.
Вальтер рассматривала не только религиозные переживания, но также и оккультные, поскольку, по ее мнению, они родственны по своей природе, по крайней мере, они ближе между собой, чем к внешнему сенсорному восприятию. Однако, оккультные переживания могут быть и нерелигиозными. Чтобы объяснить сходство и различие между оккультными и религиозными переживаниями, она приводила такую аналогию: представим человека, который прожил всю жизнь в подземелье с тусклым искусственным освещением; конечно, у него будет понимание, что такое свет и что такое цвета; но лишь выйдя на яркий солнечный свет он в полной мере поймет, что такое видеть, настолько более красочным будет его восприятие.
В философских кругах подобные интересы совсем не приветствовались, и Вальтер оказалась выкинутой из философского мейнстрима за свое увлечение оккультизмом и парапсихологией.
Лопес МакАлистер пишет: "Очевидно, что даже в своей ранней работе Вальтер двигалась по направлению к парапсихологии. Внутренняя связь между людьми, которую она постулирует в своем исследовании о сообществе, это не эмпатия, а форма телепатии..." "Жизненная ситуация Вальтер во многом определила направление ее исследований. Не имея возможности работать в области философии из-за экономического положения, она некоторое время работала в психиатрической больнице, в тесном контакте с больными шизофренией. Она использовала это как возможность изучить и сравнить феномены психической болезни с феноменами мистицизма, и она была убеждена, что они совершенно различны по своей сути, хотя часто утверждают, что мистический опыт - некая форма психопатологии. Оказавшись в ассистентках у мюнхенского психиатра Альберта фон Шренк-Нотцинга, который был погружен в изучение медиумов и спиритических сеансов, она всерьез увлеклась парапсихологическими исследованиями. Поскольку мистицизм и обсуждение мистического опыта давно имели место в истории философии, феноменология мистицизма могла бы рассматриваться как правомерное и интересное философское предприятие, но серьезное увлечение парапсихологией столкнулось с совсем иной реакцией со стороны ее бывших коллег-философов." "Вальтер вынуждена была всё больше и больше писать для популярной прессы и других ненаучных изданий, просто чтобы заработать на жизнь, и это увеличивало дистанцию между нею и философским истеблишментом, хотя она оставалась в дружеских личных отношениях со многими своими современниками-философами и никогда не переставала считать себя феноменологиней. В нескольких эссе она отстаивала применение феноменологического метода в парапсихологических исследованиях, а также утверждала, что истинные феноменологи должны подходить к феноменам парапсихологии без предубеждений. Если бы они подошли таким образом, то увидели бы, что парапсихологические переживания - столь же правомерная область исследований, как и любая другая."
В заключение Лопес МакАлистер пишет: "Необходимость зарабатывать на жизнь внештатными публикациями и лекциями, тяготы Второй мировой и послевоенного времени и неодобрение коллег не позволили Вальтер много заниматься философией после начала 1930-х. Качество трудов, которые она всё же смогла написать, делает очевидным, что сфера философии многое потеряла от ее отсутствия. Однако, возможно, история покажет, что работа, проделанная ею в философии парапсихологии, была оригинальна и важна, и она просто опередила своё время."
---
Женщины-философы:
Том IV. XX век
Виктория Уэлби Констанс Джонс Шарлотта Перкинс Гилман Лу Саломе Мэри Уитон Калкинс Сьюзен Стеббинг Эдит Штайн Том III. Новое время
Из предисловия Маргарет Кавендиш Кристина Ваза, королева Швеции Энн Конвей Хуана Инес де ла Крус Дамарис Кедворт Машем Мэри Эстелл Кэтрин Троттер Коберн Эмили дю Шатле Мэри Уолстонкрафт Кларисса Куанье Антуанетта Браун Блэкуэлл Жюли Вельтен Фавр Анна Мария ван Схурман Батсуа Мэкин Елизавета Богемская Елена Лукреция Корнаро Пископия Лаура Басси Кэтрин Маколей "София, Достойная Личность" Олимпия де Гуж Мэри Фэрфакс Сомервилль Анна Дойл Уилер Кэтрин Бичер Гарриет Мартино Гарриет Тейлор Милль Женни д'Эрикур Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс) Клеманс Руайе Жюльетта Ламбер ла Мессин Адам Кристин Лэдд Франклин Гортензия Алларт де Меритенс Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие ---
Женщины-философы:
Том IV. XX век
Виктория Уэлби Констанс Джонс Шарлотта Перкинс Гилман Лу Саломе Мэри Уитон Калкинс Сьюзен Стеббинг Том III. Новое время
Из предисловия Маргарет Кавендиш Кристина Ваза, королева Швеции Энн Конвей Хуана Инес де ла Крус Дамарис Кедворт Машем Мэри Эстелл Кэтрин Троттер Коберн Эмили дю Шатле Мэри Уолстонкрафт Кларисса Куанье Антуанетта Браун Блэкуэлл Жюли Вельтен Фавр Анна Мария ван Схурман Батсуа Мэкин Елизавета Богемская Елена Лукреция Корнаро Пископия Лаура Басси Кэтрин Маколей "София, Достойная Личность" Олимпия де Гуж Мэри Фэрфакс Сомервилль Анна Дойл Уилер Кэтрин Бичер Гарриет Мартино Гарриет Тейлор Милль Женни д'Эрикур Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс) Клеманс Руайе Жюльетта Ламбер ла Мессин Адам Кристин Лэдд Франклин Гортензия Алларт де Меритенс Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие