Статью о Ханне Арендт для сборника "A History of Women Philosophers: Contemporary Women Philosophers, 1900 - Today" написала Мэри Эллен Уэйт.
Ханна Арендт (14 октября 1906 - 4 декабря 1975) училась у выдающихся философов своего времени: Хайдеггера, Гуссерля, Ясперса. Пройденная ею философская школа и опыт жизни как еврейки во времена нацизма оказали наибольшее влияние на ее развитие как философки. Арендт сбежала во Францию в 1933 году и жила там как лицо без гражданства до 1941 года. В 1941 Арендт вместе с матерью и вторым мужем удалось эмигрировать в США, где она и прожила до конца своих дней. В 1951 году получила американское гражданство.
Уэйт пишет: "Несмотря на свое образование и академические должности в области философии (она была первой штатной профессоркой в Принстоне), Арендт в течение многих лет отрицала, что она "философка", предпочитая, следуя традиции своих современников,
Бовуар, Сартра и
Рэнд, философски освещать те темы, которые хорошо образованные не-философы сочли бы важными в своей жизни. Она написала множество статей для популярной прессы, и даже ее более академические полномасштабные труды публиковались преимущественно неакадемическими издательствами."
Арендт действительно в своих интервью говорила, что не относит себя к "кругу философов": "Я окончательно распрощалась философией. Я изучала философию, как вы знаете, но это не означает, что я осталась в ее пределах."
Уэйт пишет: "Два ключевых вопроса проходят сквозь ее тексты: во-первых, какова природа человеческой свободы и препятствий к свободе; во-вторых, как человеческая социальная свобода может практиковаться в том, что она описывала как "исцеление" общественной и политической жизни. Ханна Арендт затрагивала широкий круг тем, от философии Иммануила Канта до расизма, антисемитизма и империалистического господства. Она подробно исследовала моральную и политическую природу насилия и написала
документальную книгу об Эйхманне, современном ей воплощении зла. Она ретроспективно рассмотрела моральные, социальные и политические основы Войны за Независимость США и исследовала идеи добродетели и злоупотребления трудом. Кроме того, она завершила два из трех запланированных томов того, что нельзя назвать иначе как моральной философией разума."
Два тома трилогии, которые Арендт успела завершить: "Мышление" ("Thinking") и "Воление" ("Willing"). Третий том, "Суждение" ("Judging"), она едва успела начать - и умерла в тот же день.
"О революции"
Мэри Эллен Уэйт пишет: "В книге "О революции" Арендт исследует Французскую, Американскую и Русскую революции и ключевые компоненты каждой из них: власть, страсть и разум. С точки зрения Арендт, Американская революция воплотила каждый из этих компонентов таким образом, который тонко, но принципиально отличался от остальных революций. Эти отличия, утверждает она, и обусловили ее уникальный успех. <...> Арендт отмечает, что исторически "революция" означала "восстановление" и, по крайней мере со времен Коперника, в космологических терминах значила "упорядоченное и законное возвращение в первоначальное положение". "Первоначальное положение" определялось как первоначальное равенство всех и приверженность всех упорядоченному установлению позитивного закона (в том же смысле будет использовать этот термин Джон Ролз). Именно это утверждалось в Декларации о независимости накануне Американской революции: естественное равенство граждан и их естественное право на самоуправление и установление правовых институтов. Французская же и Русская революции, напротив, попытались свергнуть существующие режимы, но в итоге привели, вероятно, к еще большему хаосу, угнетению и разрухе."
"Арендт обращается к вопросу истоков верховной легитимности закона: какая власть, высшая, чем закон, легитимизирует сам закон? Вечным ответом на этот вопрос было: "божество". И хотя все американские создатели Конституции были деистами, они совершили первую попытку установить новый "секулярный порядок", в котором религиозная свобода была одной из фундаментальнейших гарантий. Очевидно, их мысли были далеки от защиты того, что назовут "безбожным атеизмом". Тем не менее, приверженность запрету на установление "государственной религии" и абсолютная сепарация церкви и государства оставили пустоту, которую нужно заполнить. Арендт призывает нас серьезно рассмотреть вариант, что философия или, скорее, философская ясность была той "высшей силой", которой Джефферсон заменил божество, когда написал: "Мы считаем, что эти истины являются самоочевидными". <...> Именно потому, что права на жизнь, свободу, самоуправление, равенство и стремление к счастью приняты за аксиомы, те, кто наделены разумом, должны признать легитимность нового секулярного порядка."
(Не идеализировала ли Арендт свою новую родину?... Свобода и равенство, установленные Декларацией о независимости США были далеки от совершества, никуда не делись рабство, гендерная и классовая дискриминация. Впрочем, они существовали и до того, и Американская революция действительно не ухудшила положение, не привела к террору и репрессиям, а заложенные в Декларацию и Конституцию идеалы со временем реализовались более полно.)
В заключение Уэйт пишет:
"Ханна Арендт была необычной и оригинальной философкой. Преодолев многочисленные препятствия расы и гендера, она сумела стать одной из ведущих философок этого столетия. Даже те, кому не слишком симпатичны методы и догадки немецкой феноменологии, могут оценить глубину ее анализа природы и способностей человеческой мысли. И именно человеческая моральная и политическая мысль наиболее занимали ее. Арендт очевидно было более чем просто хроникершей и переводчицей философий своих наставников, Ясперса и Хайдеггера. Она во многом была тем самым "сократовским оводом": понуждая нас изучать общественные феномены, которые мы находим отвратительными, но которые, тем не менее, характерны для века, в который мы живем."
Предыдущий пост о Ханне Арендт в сообществе О других книгах Арендт:
"Рахель Фарнхаген: Жизнь одной еврейки" "Между прошлым и будущим. Восемь упражнений в политической мысли" "Vita activa, или О деятельной жизни" ---
Женщины-философы:
Том IV. XX век
Виктория Уэлби Констанс Джонс Шарлотта Перкинс Гилман Лу Саломе Мэри Уитон Калкинс Сьюзен Стеббинг Эдит Штайн Герда Вальтер Айн Рэнд Корнелия Йоханна Де Фогель Том III. Новое время
Из предисловия Маргарет Кавендиш Кристина Ваза, королева Швеции Энн Конвей Хуана Инес де ла Крус Дамарис Кедворт Машем Мэри Эстелл Кэтрин Троттер Коберн Эмили дю Шатле Мэри Уолстонкрафт Кларисса Куанье Антуанетта Браун Блэкуэлл Жюли Вельтен Фавр Анна Мария ван Схурман Батсуа Мэкин Елизавета Богемская Елена Лукреция Корнаро Пископия Лаура Басси Кэтрин Маколей "София, Достойная Личность" Олимпия де Гуж Мэри Фэрфакс Сомервилль Анна Дойл Уилер Кэтрин Бичер Гарриет Мартино Гарриет Тейлор Милль Женни д'Эрикур Джордж Элиот (Мэри Энн Эванс) Клеманс Руайе Жюльетта Ламбер ла Мессин Адам Кристин Лэдд Франклин Гортензия Алларт де Меритенс Том II. Средневековье и Ренессанс:
Мурасаки Сикибу Хильдегарда Бингенская Элоиза Геррада Гогенбургская (Ландсбергская) Беатриса Назаретская и Хадевейх Антверпенская Мехтильда Магдебургская Бригитта Шведская Юлиана Нориджская Екатерина Сиенская Олива Сабуко де Нантес Баррера Мари ле Жарс де Гурне Хросвита Гандерсхаймская Кристина Пизанская Маргарет Ропер Мор Тереза Авильская Том I. Античность:
Ранние пифагорейки: Фемистоклея, Феано, Аригнота, Мийя и Дамо Поздние пифагорейки: Эсара, Финтис, Периктиона I, Периктиона II, Феано II Аспазия и Диотима Юлия Домна, Макрина, Гипатия и другие