Е.Кригер || «
Известия» №71, 26 марта 1943 года
Вчера артиллерийский завод, где директором т. Елян, досрочно выполнил квартальную программу производства пушек.
Привет славному коллективу! Страна ждёт от строителей пушек, самолётов, танков, от всех работников тыла ещё более напряжённых темпов в оснащении Красной Армии боевой техникой.
# Все статьи за
26 марта 1943 года.
Знакомые места. В первый год войны мы знали здесь каждый просёлок, в избах, где ночевали, помнили по именам хозяина и хозяйку, а на широкой прямой магистрали могли с закрытыми глазами об’ехать каждую выбоину, каждую воронку от немецкой бомбы. Теперь ничего не узнать. Всюду сверяйся по карте, и если не веришь своим глазам, то карта подскажет, что вот здесь, действительно, было село, а здесь мост, а здесь красная кирпичная церковь, а дальше дорога заворачивала в маленький город, где по вечерам трудно было пройти по главной улице, густо заполненной гуляющими, поющими, болтающими о том, о сем людьми.
Теперь не видно ровных дорог, не видно домов, не видно людей. Здесь были немцы, их выгнали, и теперь всё нужно строить заново. Дорога войны в этих местах - это дорога грандиозного строительства. Всюду, где появляются наши войска, сразу начинают стучать топоры, молотки, копры для забивки свай на мостах. Пусто и холодно бывает на сердце, когда попадаешь в отбитый у немцев район, безмолвный и мертвый, с вывороченной динамитом землей, разрушенными домами и трупами женщин, убитых немцами, на дорогах.
А бой продолжается. Днями, неделями, без перерыва, с того момента, когда прорвали немецкую оборону, до настоящего дня, когда немцев отбросили за Днепр. Здесь они пытались было закрепиться, выиграть время, воспользоваться благоприятными для сопротивления условиями местности - Днепр и высоты на том и другом берегу. Если бы они успели зацепиться за высоту перед Днепром, с ними пришлось бы основательно повозиться, но случилось так, что они ждали нашей атаки на утро и готовились к ней, а наша пехота начала штурм ночью, с хода, после длинного марша из района последнего боя, и немцы, не ожидавшие появления наших войск в темноте, к утру были сброшены с высоты. У аккуратного немца есть на всё своя мерка, он всё подсчитает, всё проверит линеечкой, заранее решит бой, как арифметическую задачу, но часто немецкая линеечка оказывается слишком короткой для измерения такой незнакомой и непонятной немцу величины, как
русское сердце.
По немецкому задачнику следовало, чтобы русские после 24-часового марша по бездорожью за ночь отдохнули перед атакой и дали немцам время подготовиться к обороне. Но бой происходит не на бумаге, где немец всё подсчитал, а на земле, и эта земля в крови и в слезах от немецкого зверства. Слёзы и кровь ударяют в русское сердце, оно бьётся сильнее и не знает усталости, тянет в бой, и бой начинается ночью. В час боя в русском сердце живёт всё то, что мы видим на печальных дорогах войны, - деревни без домов и людей, взорванные города, ветер над одичавшей, холодной землей, осиротевшие дети, живущие в снежных ямах, в пустыне. Измерить ли всё это аккуратной немецкой линейкой?
Бой начинается ночью. К утру русский штык рвёт в клочья листок бумаги, где время и сила русской атаки были подсчитаны темпами, как в простой арифметической задаче.
Утром в штабе дивизии трещит телефон. Командир, руководивший боем за приднепровскую высоту, сообщает:
- Вижу всё, как в театре. Роскошные места получил. Всё внизу передо мной - Днепр, оба берега и немецкие блиндажи на том берегу.
- Отлично, - отвечают из штаба командиру. - Однако не успокаивайся. В твоём театре антрактов не будет, Понятно? Надо принять меры, чтобы немцы не подорвали лёд на Днепре, переправы контролировать тщательно, особенно ночью, тот берег прощупать, что там у немцев, на какой глубине. Огня они сильного пока не ведут, это подозрительно. Хотят выманить нас на лёд, а потом и накрыть сразу. Так ты не будь слепым. Выкати орудия на высоту, на полузакрытые позиции.
Да, антракта в этом театре не будет. На таких реках, как Днепр, самое сложное - захватить переправы. Нужно беречь лёд, это дорога для армии через реку, немцы постараются взорвать её и сбросить наступающие батальоны в холодную днепровскую воду.
Ночь.
Вторая после того трудного марша и штурма высоты на Днепре. И в эту ночь мало кто отдыхает в наших штабах. Разведчики малыми группами ушли за Днепр. Они доползут до самой немецкой проволоки. Они перережут проволоку или набросят на неё шинели и так проберутся в расположение немцев. Здесь смерть будет ходить за ними по пятам. Но это старый их спутник. Они постараются натравить его на врага. У каждого разведчика автомат, граната. Но это слишком шумно. Есть ещё нож для немецкого часового. Но и это лишь на крайний случай. Лучше схватить часового живьём. Чтобы он не успел крикнуть, чтобы он не хрипел слишком громко, когда ему затыкают рот, чтобы всё было сделано спокойно и тихо. Потом нужно тащить часового под носом у его же товарищей, тащить мимо набитых немцами блиндажей, тащить через немецкую же проволоку и потом по льду на Днепре, где всё голо, открыто и тень человека хорошо видна в лунную ночь.
Ночью в штаб приводят двух пленных.
Им нужно пройти через первую половину избы, где на скамьях, на печи, на столах, на полу спит всё население сожженной немцами деревни. Больше людям некуда деться. Это единственный дом, где сохранились стены и крыша. Здесь грудные дети кричат на коленях у засыпающих матерей, здесь седые старики бормочут и стонут во сне, здесь дремлет усталое горе многих людей. Когда дверь открывается и на пороге избы появляются немцы, одна из женщин вскакивает на ноги и кричит, кричит, пятясь к стене, протирая глаза.
- Что такое? - спрашивает из другой комнаты кто-то из штабных командиров.
- Пленных доставили! - смущенно отвечает конвойный. - Да тут женщина испугалась. Спросонья, должно быть.
И тогда с пола поднимаются все лишённые крова, ограбленные, обездоленные, осиротевшие после того, как немцы угнали в рабство многих людей этой деревни, - поднимается горе. Оно обступает двух немцев со всех сторон, и немцы с’ёживаются, втягивают головы в плечи, и та женщина уже не кричит, а только смотрит на немцев, не отрываясь, как будто в первый раз увидела немецкий мундир, и старики смотрят, и дети смотрят, и немцам уже некуда деть глаза, - отовсюду смотрит на них горе. Немцы тупо упираются взглядом в пол. Вид у них жалкий, колени дрожат, им холодно или страшно.
- А я думала, немцы, - медленно говорит та женщина, что кричала.
- Да немцы ж и есть, - удивляется конвойный. - Свеженькие, прямо с Днепра.
- Ну, нет, - продолжает женщина, и в голосе у неё слышится теперь не испуг, а злоба. - Разве они такие были все время и еще вчера ночью, когда дома наши жгли. Поджигателями были, звери лютые. А теперь…
- А теперь - плюнуть не во что - брезгливо говорит старик, не пожелавший даже с пола подняться, чтобы показать полное своё пренебрежение к немцам. - Одна дрожь в них осталась. Брось ты их. Тьфу! Навидались.
Пленных взяли возле самой немецкой проволоки. Они отбивались со всей злобой, на какую способен немец, которого схватили за шиворот в двух шагах от его блиндажа и поволокли по льду в темноту, в ночь, за Днепр. Их допрашивают. Они отвечают на все вопросы. Потом их уводят. Ни для кого они уже не представляют интереса, эти два немца. В той половине избы, где их в первую минуту тесно, жарко и страшно обступило горе, все уже спят. Посапывают во сне дети, покашливают старики; прижав к груди малых ребят, забылись усталые женщины.
Теперь можно спать спокойно. Горя больше не будет. В образе двух немцев оно привиделось в последний раз той женщине и дрожащими ногами ушло в далёкий сарай на конце деревни, где пленных немцев держат под стражей.
Но в другой половине избы не спят до утра. Там работает штаб. Трудный бой предстоит за Днепром. Нужно сохранить лёд на реке, нужно расчистить на том берегу плацдарм для нового броска вперёд, нужно изучить все силы немецкой обороны, предугадать все ухищрения, на какие пойдут немцы, чтобы удержать нас перед Дорогобужем, и лишь тогда, имея в руках все грозные средства победы, уверенно послать батальоны на штурм.
Тесно в этой избе на берегу Днепра. Вся человеческая жизнь, сохранившаяся в этих местах, собралась в одной её половине, как будто прижалась к маленькой частице нашей армии, - к штабу, разместившемуся в другой половине избы. Там не спят, чтобы спокойно могли уснуть, наконец, эти люди, измученные немецкой злобой, чтобы как можно скорей и возможно больше немцев было приведено в то состояние растерянности и животного страха, в каком появились перед женщинами, детьми, стариками последние немцы, которых видит это село.
На утро будет дан сигнал к наступлению. //
Евгений Кригер, спец. корреспондент «Известий». ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.
***********************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. На огневой позиции.
Фото специального военного корреспондента «Известий» П.Трошкина.
★
Разгром финского батальона диверсантов
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 25 марта. (Спецкор ТАСС). Несколько месяцев подготавливали финны диверсионный батальон, предназначенный для операций в тылу советских войск. 16 марта финны по замёрзшим болотам и озёрам пробрались в наш тыл и приблизились к одному из посёлков.
Огромное численное превосходство не помогло врагу. Советские бойцы не пустили его в посёлок, и финнам удалось сжечь только несколько домов.
В разгар битвы за посёлок к месту сражения подошла первая группа бойцов, высланная по боевой тревоге. Это был взвод лейтенанта Писарева. Смелыми атаками с флангов 28 советских воинов посеяли растерянность в диверсионном отряде, состоявшем из 500 солдат. Финны разбились на мелкие группы и, поняв, что потерпели неудачу, попытались уйти. Однако в этот момент к месту боя подоспело подразделение капитана Фесуна. Выставив засады на путях отхода диверсантов, красноармейцы стали преследовать диверсантов.
Бой на истребление разрозненных групп противника продолжался несколько дней. Финнов ловили в лесу и уничтожали. Только убитыми финны потеряли свыше 120 солдат и офицеров.
☆ ☆ ☆
26.03.43: В.Ильенков:
Исчезновение города ("Красная звезда", СССР)*
26.03.43: В.Антонов:
Истерзанный город ("Известия", СССР)
26.03.43: К.Лордкипанидзе:
Клятва ("Известия", СССР)
26.03.43:
Непреложный закон военного времени ("Известия", СССР)
25.03.43:
В деревне, отбитой у врага ("Красная звезда", СССР)**
25.03.43: Е.Габрилович:
Ночь в землянке ("Красная звезда", СССР)
25.03.43: 3.Абрамов:
Конструктор-танкист ("Красная звезда", СССР)
24.03.43: К.Симонов:
Восьмое ранение ("Красная звезда", СССР)**
24.03.43: А.Репин:
Творцы боевых машин ("Красная звезда", СССР)
24.03.43: Совинформбюро:
Еще одна фальшивка гитлеровского командования24.03.43: Е.Кригер:
Так приходит весна || «Известия» №69, 24 марта 1943 года
24.03.43:
Творцы советской науки и техники || «Правда» №79, 24 марта 1943 года
23.03.43: И.Эренбург:
Панихида в Берлине ("Красная звезда", СССР)**
23.03.43:
Деятели передовой советской науки и техники ("Красная звезда", СССР)
22.03.43: А.Лобачев:
Злодеяния немцев на Смоленщине || «Правда» №78, 22 марта 1943 года
21.03.43:
Фронтовые дороги ("Красная звезда", СССР)
21.03.43: С.Маршак:
Настоящий певец ("Красная звезда", СССР)**
21.03.43: С.Романов:
Воздушные бои на центральных участках фронта ("Красная звезда", СССР)
21.03.43: Е.Кононенко:
Рассказ советских мальчиков || «Правда» №77, 21 марта 1943 года
21.03.43: А.Софронов:
Каменская трагедия || «Известия» №67, 21 марта 1943 года
20.03.43: А.Грабовой:
О штурмовых группах ("Красная звезда", СССР)
20.03.43: П.Бажов:
Иванко-Крылатко || «Красная звезда» №66, 20 марта 1943 года
19.03.43: И.Эренбург:
Негасимый огонь ("Красная звезда", СССР)*
19.03.43: А.Абрамов:
Гитлеровский работорговец в Греции ("Вечерняя Москва", СССР)
18.03.43: П.Павленко:
Кубань казачья ("Красная звезда", СССР)**
18.03.43: Н.Кружков:
Становление воина ("Красная звезда", СССР)
18.03.43: А.Копыленко:
Брат || «Известия» №64, 18 марта 1943 года
18.03.43: В.Полторацкий:
Орлёнок || «Известия» №64, 18 марта 1943 года
18.03.43: О.Курганов:
Настенька || «Правда» №74, 18 марта 1943 года
17.03.43:
Радио в наступлении ("Красная звезда", СССР)**
17.03.43:
Гордость Красной Армии ("Красная звезда", СССР)
17.03.43: К.Симонов:
На старой смоленской дороге ("Красная звезда", СССР)
17.03.43: А.Чуянов:
Кровавые злодеяния гитлеровцев в селе Алексеевка Сталинградской области ("Правда", СССР)
17.03.43: А.Булгаков:
На немецкой каторге || «Известия» №63, 17 марта 1943 года
17.03.43: Братья Тур:
Один на аэродроме || «Известия» №63, 17 марта 1943 года
17.03.43:
Всенародная забота о семьях защитников Родины ("Известия", СССР)
16.03.43: И.Эренбург:
Харьков ("Красная звезда", СССР)**
16.03.43:
Разгром румынской армии на советско-германском фронте ("Красная звезда", СССР)
14.03.43:
Советские военнопленные на каторге в Германии ("Красная звезда", СССР)**
14.03.43: П.Павленко:
На высоком мысу ("Красная звезда", СССР)
14.03.43: М.Калашников:
Кладбище гитлеровцев в Вязьме ("Правда", СССР)
13.03.43:
Ростов зовет к возмездию! || «Красная звезда» №60, 13 марта 1943 года*
13.03.43:
Зверства немецко-фашистских людоедов в Ростове на Дону ("Красная звезда", СССР)**
13.03.43: П.Слесарев:
Наши войска взяли Вязьму ("Красная звезда", СССР)
13.03.43: А.Булгаков:
Вязьма || «Известия» №60, 13 марта 1943 года
13.03.43:
Смерть немецко-фашистским людоедам! ("Известия", СССР)
13.03.43:
Месть фашистским извергам! || «Правда» №70, 13 марта 1943 года
13.03.43:
13 марта 1943 года || «Вечерняя Москва» №60, 13 марта 1943 года
12.03.43: И.Эренбург:
Конец палача ("Красная звезда", СССР)
12.03.43: К.Симонов:
"Сталинград" ("Красная звезда", СССР)
12.03.43: И.Эренбург:
Немцы 1943 || «Правда» №69, 12 марта 1943 года
11.03.43: Л.Славин:
А.Д.Д. || «Известия» №58, 11 марта 1943 года
11.03.43: К.Буковский:
Бои в районе Донбасс-Харьков ("Красная звезда", СССР)
11.03.43: В.Кожевников:
Лейтенант Колобухин || «Правда» №68, 11 марта 1943 года
10.03.43:
В немецкой кабале ("Красная звезда", СССР)**
10.03.43: И.Эренбург:
Последняя ночь ("Красная звезда", СССР)
10.03.43: А.Платонов:
Труженик войны ("Красная звезда", СССР)
10.03.43: А.Толстой:
"Сталинград" || «Правда» №67, 10 марта 1943 года
10.03.43: О.Курганов:
На Смоленщине || «Правда» №67, 10 марта 1943 года
10.03.43: Е.Кригер:
«Сталинград» || «Известия» №57, 10 марта 1943 года
10.03.43: В.Каверин:
«Гнездо альбатросов» ("Известия", СССР)
09.03.43: К.Симонов:
Трое суток ("Красная звезда", СССР)
09.03.43:
Под водительством Сталина вперед, к победе! ("Красная звезда", СССР)**
09.03.43:
Сталин - это победа!* || «Известия» №56, 9 марта 1943 года
09.03.43: Бр.Тур:
Рассвет над Гжатском* ("Известия", СССР)*
09.03.43:
9 марта 1943 года || «Вечерняя Москва» №56, 9 марта 1943 года
08.03.43: В.Попадченко:
Мы отомстим за тебя, сестра! ("Правда", СССР)
08.03.43: Е.Кононенко:
Девушка в шинели || «Правда» №66, 8 марта 1943 года
07.03.43:
Славные дочери великой матери-Родины ("Красная звезда", СССР)*
07.03.43: К.Николаева:
Советская женщина в отечественной войне ("Красная звезда", СССР)**
07.03.43: К.Симонов:
Малышка || «Красная звезда» №55, 7 марта 1943 года
07.03.43: Н.Тихонов:
Советская гвардия ("Красная звезда", СССР)
07.03.43: Е.Кригер:
Два русских города* ("Известия", СССР)
07.03.43: Братья Тур:
Жена капитана* ("Известия", СССР)
07.03.43:
Героические дочери советского народа ("Известия", СССР)
06.03.43:
Награда в бою || «Красная звезда» №54, 6 марта 1943 года
06.03.43: И.Эренбург:
Кровь детей вопиет ("Красная звезда", СССР)**
06.03.43: А.Шныркевич:
Штурмовые отряды ("Красная звезда", СССР)
06.03.43: Е.Габрилович, К.Токарев:
На Демянском плацдарме ("Красная звезда", СССР)
06.03.43: А.Исбах:
Немцы о «демянском котле» || «Правда» №64, 6 марта 1943 года
06.03.43:
Дневник киевлянина* || «Известия» №54, 6 марта 1943 года
05.03.43:
О Международном коммунистическом женском дне - 8 марта ("Красная звезда", СССР)
05.03.43:
Москва, Кремль товарищу Сталину ("Красная звезда", СССР)**
05.03.43:
В освобожденном Ржеве ("Красная звезда", СССР)
05.03.43: М.Шагинян:
Возвращение ("Красная звезда", СССР)
05.03.43: С.Гурарий:
Сегодня в Ржеве* ("Известия", СССР)**
05.03.43: И.Эренбург:
Верность || «Правда» №63, 5 марта 1943 года
04.03.43: Т.Лильин, М.Тихомиров:
Харьков оживает ("Красная звезда", СССР)
04.03.43:
Демянск-Ржев-Льгов ("Красная звезда", СССР)
03.03.43:
Кровавый путь дивизии «Адольф Гитлер» ("Красная звезда", СССР)
03.03.43: И.Эренбург:
Фон Кессель растерялся ("Красная звезда", СССР)*
02.03.43:
В Демянске ("Красная звезда", СССР)
02.03.43:
Закреплять победу! ("Красная звезда", СССР)
02.03.43:
2 марта 1943 года || «Вечерняя Москва» №50, 2 марта 1943 года
01.03.43: В.Василевская:
Месть немецким рабовладельцам! ("Правда", СССР)
01.03.43:
1 марта 1943 года || «Вечерняя Москва» №49, 1 марта 1943 года
Февраль 1943:
28.02.43:
Помощь семьям фронтовиков || «Красная звезда» №49, 28 февраля 1943 года
28.02.43: Н.Тихонов:
Ленинград в феврале ("Красная звезда", СССР)**
28.02.43: Н.Кружков:
Книга на фронте ("Красная звезда", СССР)
28.02.43: В.Антонов:
Весна в Харькове* ("Известия", СССР)
28.02.43:
Священный долг работников тыла ("Известия", СССР)
27.02.43:
Новый фотодокумент о немецких зверствах + Армия мстителей ("Красная звезда", СССР)**
27.02.43: И.Эренбург:
"Новый порядок" в Курске-2 ("Красная звезда", СССР)
27.02.43: К.Симонов:
Путь на запад ("Красная звезда", СССР)
27.02.43:
27 февраля 1943 года || «Вечерняя Москва» №48, 27 февраля 1943 года
26.02.43: П.Трояновский:
В родной станице ("Красная звезда", СССР)
26.02.43: И.Эренбург:
"Новый порядок" в Курске ("Красная звезда", СССР)
26.02.43: Н.Денисов:
Воздушные операции на Кубани ("Красная звезда", СССР)
26.02.43: Н.Тихонов:
Долг мстителя и судьи || «Известия» №47, 26 февраля 1943 года*
26.02.43: О.Войтинская:
Письма, написанные кровью* ("Известия", СССР)
26.02.43: Д.Руднев:
Камера №4 || «Правда» №57, 26 февраля 1943 года
Газета «Известия» №71 (8064), 26 марта 1943 года