Братья Тур. Рассвет над Гжатском

Mar 09, 2019 16:18


Бр.Тур || « Известия» №56, 9 марта 1943 года

С огромным воодушевлением встретил советский народ Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении товарищу Сталину военного звания Маршала Советского Союза, Советские люди на фронте и в тылу дают слово своему великому вождю ещё более упорно сражаться и работать во имя полного разгрома врага.

# Все статьи за 9 марта 1943 года.

Гвардейцы ворвались в Гжатск на рассвете. На низком облачном небе лежали сизые, лиловатые, фиолетовые тона - таким бывает зимний рассвет в этих местах российской равнины. Первые лучи солнца зажглись на гвардейских штыках. И от этого казалось, что гвардейцы внесли в город на своих штыках самое солнце, подняв низко над обугленными зданиями огромный раскалённый его шар.

На углу Московской улицы среди свежих пепелищ стоял рослый красноармеец с автоматом в руках и отирал пот со лба. Автомат был ещё горяч от уличного штурма. На другом конце улицы ещё сыпался горох выстрелов - это стреляли последние немецкие автоматчики, так называемые «смертники», засевшие в подвалах. Но гигант-гвардеец с руками пахаря смотрел на взятый Гжатск, не обращая внимания на выстрелы, и, отирая горячий пот битвы, улыбался. Так широка была эта улыбка, такой радостью дышало его большое русское лицо, что мы вспомнили слова одного участника Отечественной войны 1812 года: «Сколь приятно и сладко, друзья, освобождать города российские, взлетая орлами на стены фортеции!»

Никогда не забыть взгляда этого гвардейца, обращенного к отвоёванному городу. Он смотрел на распростершийся перед ним Гжатск, как смотрит мастер на дело рук своих - мастер войны, мастер победы.

На следующее утро на площади среди обугленных зданий происходил парад. Прекрасен был этот парад боевых частей, только-что отбивших у врага город. На многих бойцах были обожжённые выстрелами полушубки, руки черны от шанцевого инструмента. Глаза раскалены тревожной бессонницей боя. Но, оглядев ряды загорелых и таких разных лиц, мы увидели на всех то же выражение, что у давешнего гвардейца, - выражение мастерства, выражение уверенности и какой-то внутренней зрелости.

Это зрелость Красной Армии. Одним из свидетельств этого зрелого мастерства был и самый штурм Гжатска, взятого искусно разработанным охватывающим ударом, когда противник вынужден был отводить свои войска на фланги из-за боязни окружения, а в это время наши войска, ударив по центру его обороны, ворвались в город.

Народ благодарит армию за её мастерство. Разве не этим чувством был пронизан весь митинг - первый митинг в освобожденном Гжатске? На трибуну вышел мальчик, школьник, четырнадцатилетний пионер. Он снял шапку, поклонился бойцам и неокрепшим детским голосом, сильно волнуясь, сказал:

Спасибо вам, дорогие товарищи, за то, что вы вернули нам жизнь, а мне снова подарили моё потерянное будущее. Слушай, отец! Ты сражаешься сейчас под Ленинградом. Если бы ты посмотрел, папа, на меня, как я похудел, на мать, как она поседела, как мы все изменились, на наш разорённый Гжатск, - ты бы заплакал…

Мальчик не мог продолжать от подступивших к горлу слёз. Но он не сдерживал их, свои слёзы перед своими, русскими солдатами. И он плакал, стоя на трибуне, маленький исхудавший школьник, и по-детски тёр кулаком глаза, и слёзы текли по его лицу в ярком свете зимнего солнца. Рядом с пионером, отвернувшись, вытирал слёзы немолодой широкоплечий генерал.

Насупившись, стояли гвардейцы вокруг трибуны. У многих из них остались матери и дети где-то там, за неуклонно движущейся на Запад линией фронта, за отодвигающейся вперёд канонадой…

Слёзы текли из полуслепых глаз восемнадцатилетней девушки Анны Сергеевны Гнедковой, впервые за полтора года вышедшей на улицу. В первую же неделю пребывания немцев в Гжатске она приглянулась какому-то баварскому унтеру и он стал преследовать её своими домогательствами.

Мать спрятала девушку в подвал, и с тех пор Анна Гнедкова полтора года просидела в погребе, таясь от немцев. От долгого пребывания в темноте она полуослепла. Красная Армия в абсолютном значении этого слова вернула свет её глазам, вернула ей солнце.

В кромешную ночь погрузили немцы Гжатск. Счетовод Иван Андреевич Тихомиров рассказал нам, что стоявший у него немецкий офицер как-то разбил все электрические лампочки в его квартире, заявив, что русские должны жить при лучине. Гжатский комендант об'явил запрет держать в домах советские календари и буквари. Ведь в наших букварях на первых страницах написано: «Мы не рабы...»

Ко многим жителям Гжатска уже не вернется свет в глаза. Не вернётся солнце в очи 99-летнего старика Михаила Григорьевича Дударева, заколотого при отступлении штыком пьяного немецкого солдата.

- Годок не дали дожить старику до ста... - говорит его сын.

Уже много писалось о садистском исступлении немецких варваров, о их неистовой страсти к разрушению. Мы знаем, как они хладнокровно обливают бензином дома, поджигают вместе, с их жильцами. Но фанатизм разрушения здесь, в Гжатске, доведен до каких-то пределов сумасшедшей бессмыслицы. Например, во многих домах немцы, отступая, специально сжигали домашнюю утварь, корыта, швейные машины, горшки с фикусами… Трудно даже понять нормальному человеческому мозгу источники этого разрушительного пиршества. Впрочем, кое-что можно понять, взглянув на фотографию, найденную нами в доме, где мы ночевали. На этой фотографии изображён смеющийся немецкий солдат, какой-то Вилли Фиртель в обнимку со скелетом...

Пожалуй, нечто символическое есть в этой любительской фотографии-«шутке». В обнимку со смертью шагает по миру фашистская армия. Смерть, тьма, ночь - её, чёрные знамёна.

И, даже уходя, оставляют немецкие армии в своем арьергарде консервированную смерть. Это мины. Бесчисленные минные поля оставили они под Гжатском. Десятки тысяч смертей немецкие сапёры зарыли здесь под снег. В одной только лощине отделение лейтенанта Сущевского обезвредило тысячу сто восемьдесят пять мин. Отступая, немцы заминировали и город, во многих местах спрятав мины замедленного действия. Иные из них с часовыми механизмами, другие - кислотные. Наши минёры обходят город, влезают на чердаки, выискивая привычным ухом мирное, добродушное тиканье адских механизмов. Наши минёры отводят смерть от города.

Подчас - гримаса войны! - на снегу можно увидеть шест с надписью: «Ахтунг! Минен!» Это немцы в спешке отступления забыли снять предупредительную (для своих солдат) надпись с минированных ими участков...

Гвардейское соединение, взявшее Гжатск, имеет уже свою чудесную историю. Осенью 1941 гада во время великой московской битвы гвардейцы бились при Бородине. Во время боя с немцами на знаменитом поле Бородина одна из артиллерийских частей стояла там, где в тысяча восемьсот двенадцатом году находились флеши Раевского, а одно стрелковое подразделение обороняло знаменитый Шевардинский редут.

Достойные потомки великих предков! Солнце русской славы, солнце Бородина горит на знаменах гвардейских частей.

Когда-то в шутку говорили, что немцы выдумали луну. То была шутка. Но они похитили у мира солнце - это факт. Русский солдат возвращает миру погашенное нетопырями солнце. // Братья Тур. ГЖАТСК, 6-8 марта.

***********************************************************************************************
В ОСВОБОЖДЕННОМ ГЖАТСКЕ. 1. Подразделение гвардейской части, первым ворвавшееся в Гжатск, проходит по освобождённому городу. 2. Жители Гжатска. У многих из них родные и близкие замучены гитлеровцами.

Фото специального военного корреспондента «Известий» С.Гурарий. Снято 7 марта 1943 года











Командир дивизии СС "Мертвая голова" убит на советско-германском фронте

СТОКГОЛЬМ, 7 марта. (ТАСС). Берлинский корреспондент газеты «Свенска моргенбладет» сообщает, что генерал Эйке - командующий дивизией СС «Мертвая голова» - один из виднейших германских военных, убит на Восточном фронте.



Женщины США приветствуют советских женщин

НЬЮ-ЙОРК, 7 марта. (ТАСС). Бюро военной информации США получило для передачи советским женщинам многочисленные приветствия от общественных деятельниц США.

Супруга президента США Элеонора Рузвельт в своём приветствии пишет: «Я счастлива послать приветствие советским женщинам. Они с честью выдержали испытания войны, и я уверена, что когда история их участия в военных мероприятиях станет полностью известной другим об'единённым нациям, то женщины всех стран испытают чувство глубокого удовлетворения тем, что сделали их сестры. Американские женщины, поддерживая женщин Советского Союза, принимали участие во всех военных мероприятиях. Они исполнены решимости не только помогать в обеспечении победы, но и достигнуть её как можно скорее.

Когда закончится война, женщины различных стран будут стремиться сотрудничать в той созидательной работе, которую нужно будет осуществить в каждой стране. Я убеждена, что русские женщины встретят со стороны американских женщин такое желание сотрудничать. Женщины об’единённых наций могут совершить великие дела, если они будут работать совместно».

Министр труда США г-жа Перкинс пишет: «Всё большее число американских женщин приходит на военные заводы, чтобы увеличить выпуск вооружения и других материалов, необходимых для бойцов об'единённых наций. Они идут в ногу с женщинами России и всех других стран, производя вооружение для борьбы против держав оси. Американские женщины приветствуют женщин России. В настоящее время в США работает около 16 млн. женщин. До конца года к ним присоединится ещё по крайней мере два миллиона. Женщины всего мира, борющиеся против держав оси, могут положиться на американских женщин в том, что они примут активное участие в производстве для обеспечения победы».

Руководительница женского вспомогательного корпуса американской армии полковник Оветта Хобби заявляет: «Невозможно выразить и описать потрясающую эпопею мужества и патриотизма советских женщин, за великолепной борьбой которых с восхищением следят американские женщины. Все американские женщины гордятся той ролью, которую русские женщины выполняют в борьбе. Неутомимые усилия советских женщин являются примером для нас».

Женский отдел Конгресса Производственных Профсоюзов приветствует женщин об'единённых наций и в особенности женщин Советского Союза. «Многие из нас, - говорится в приветствии, - имели честь встретиться с Людмилой Павличенко, которая воплощает в себе удивительное мужество советских женщин. Мы знаем, что миллионы таких женщин на заводах и на полях вашей великой страны выполняют повседневную производственную работу, которая делает возможными ваши военные успехи. В нашей стране женщины, как никогда раньше, принимают участие в производстве боеприпасов, самолётов, танков, орудий, необходимых для победы над Гитлером. Опыт вашей страны по внедрению в широких масштабах женского труда, ваша забота о детях работающих женщин, ваш порядок, при котором женщины имеют равные с мужчинами возможности труда и заработка, - всё это является источником вдохновения для всех нас».

Получены также приветствия женщинам СССР от руководительницы женского вспомогательного корпуса американского военно-морского флота лейтенанта Макафи, советника министерства груда, бывшего профессора Гарвардского университета Алисы Гамильтон, бывшего американского посланника в Норвегии г-жи Гарриман, члена исполнительного комитета Конгресса Производственных Профсоюзов Элеоноры Нельсон и других.

_______________________________________
К.Симонов: Трое суток ("Красная звезда", СССР)
Н.Тихонов: Советская гвардия ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Кровь детей вопиет ("Красная звезда", СССР)**
К.Симонов: Малышка || «Красная звезда» №55, 7 марта 1943 года
В.Василевская: Месть немецким рабовладельцам! || «Правда» №60, 1 марта 1943 года

Газета «Известия» №56 (8049), 9 марта 1943 года

газета «Известия», март 1943, немецкая оккупация, братья Тур, весна 1943

Previous post Next post
Up