Фронтовые дороги

Mar 22, 2018 12:18

« Красная звезда» №67, 21 марта 1943 года

Воины Красной Армии! В наступлении и в обороне действуйте смело и инициативно. В каждом бою наносите врагу мощные удары, расчищайте путь к нашей победе!

# Все статьи за 21 марта 1943 года.




Фронтовые дороги - это нерв войны. Когда дороги содержатся в хорошем состоянии, когда на них царит строжайший порядок, тогда и снабжение идет бесперебойно, и любая перегруппировка, любой маневр совершаются быстро, слаженно. В то же время малейшая неполадка в дорожном хозяйстве чрезвычайно остро, болезненно сказывается на боевой деятельности войск. Стоит нарушиться нормальному движению хотя бы на одном участке, как сразу возникают пробки, части не получают во-время боеприпасов и подкреплений, колонны, застрявшие в пути, становятся мишенью для воздушного противника. Война учит, что образцовая организация фронтового дорожного хозяйства является обязательным условием, непременной предпосылкой успешной боевой деятельности войск.

Отступая под натиском Красной Армии, немцы делали всё, чтобы нарушить наши коммуникации. Во многих местах противник разрушил железные дороги и привёл в негодность ряд шоссейных и грейдерных дорог. К чести бойцов и командиров дорожников нужно отнести то, что они в труднейших условиях сумели быстро привести в порядок наиболее жизненно важные коммуникации, обеспечив нормальную работу фронта и тыла. Это позволило нашим войскам, не снижая темпа наступления, углубиться на сотни километров вперед. Труд, потраченный на приведение дорог в порядок, окупился сторицей.

Хорошие дороги позволяют быстро обходить врага, проникать в его тыл, наносить ему внезапные удары. Опираясь на крепкое фронтовое дорожное хозяйство, наши войска на ряде участков имели возможность легко маневрировать живой силой и техникой, быстро перебрасывать резервы в нужном направлении, сосредоточивать их в одном месте и успешно парировать яростные контратаки немцев.

Было бы, однако, преступной самоуспокоенностью считать, что фронтовые дороги у нас всюду в хорошем состоянии, что везде о них заботятся так, как нужно, как требуют интересы войны. Нечего греха таить, - наряду c тем, что большинство наших соединений, правильно оценив огромную роль дорог, уделяют им максимум внимания, есть и такие соединения, где дорожное хозяйство почитается делом малозначащим, второстепенным. Здесь дорогами не интересуются, рук к ним не прикладывают. Суровая боевая действительность взыскивает дорогой ценой за такое недопустимое пренебрежение требованиями войны.

После перегруппировки войск на одном участке Н-ское соединение должно было с хода прорвать передний край обороны противника и, углубившись в его оборону, сложным маневром выйти к крупному населенному пункту и занять этот пункт. Боевые действия начались успешно, однако уже через несколько дней темп наступления стал падать из-за того, что дороги, отбитые у врага, были разрушены. Если бы дорожники, обслуживающие соединения, следовали в рядах наступающих, этого, конечно, не случилось бы, дороги были бы быстро восстановлены и движение налажено. Но дорожники остались далеко позади. Они не были учтены в боевом расписании подразделений, решавших главную задачу. По мнению командиров, недооценивших всего огромного значения фронтовых дорог, место дорожной службы было в глубоком тылу, она должна была плестись за последней подводой последнего тылового подразделения. В итоге, когда разрушенные дороги сковали усилия наступающих, чинить эти дороги оказалось некому. Только благодаря помощи извне соединению удалось наладить движение на своих коммуникациях и выполнить задачу.

Боевая действительность свидетельствует, что дорожники должны двигаться в первых частях наступающей армии, прокладывая ей пути к победе. В условиях маневренной войны служба дорог должна действовать бесперебойно на всю глубину операции - от передового отряда, вклинившегося в расположение неприятеля, до глубокого войскового тыла. Пусть то или иное шоссе только что отбито у немцев, пусть на нем будет много «гиблых мест», но если регулировщики и тракторы выйдут сюда вместе с авангардом, - движение остальных подразделений и тыла будет обеспечено. Следом за регулировщиками пройдут дорожники и мостовики, будут организованы заправочные пункты и пункты технической помощи, дорога сумеет безотказно питать фронт.

Дорожная служба, как и любое боевое дело, требует тщательной разведки. Почти всюду на фронте, неподалеку от постоянных магистральных дорог, пришедших во многих местах в негодность, имеются хорошие параллельные дороги, на которых только небольшие участки нуждаются в расчистке. Эти дороги подчас даже не нанесены на карту. Надо найти их, разведать и быстро привести в порядок. Это даст частям возможность лучше маневрировать, поможет тыловикам лучше снабжать действующие войска.

Но получить в свои руки надежную дорогу - только полдела. Нужно еще поддерживать на ней строжайший порядок, железную дисциплину, без которых немыслимо нормальное движение. Стоит водителю остановить свою машину в дефиле или, двигаясь левой стороной, закрыть путь, стоит танкисту пройти там, где нельзя, и разрушить дорогу, как тотчас же возникает пробка, движение обрывается. Малейшая расхлябанность на фронтовых дорогах пагубно влияет на фронт, на бой, который идет в десятках километров впереди, но остро нуждается в боеприпасах и бензине, простаивающих на дороге. Нельзя также забывать, что авиаразведка врага, обнаружив скопление машин, может привести бомбардировщиков, взять под удар ценнейшие грузы, ценнейшую технику. Вот почему святой долг каждого воина Красной Армии, каждого командира - всеми силами поддерживать твердый воинский порядок на дорогах. Работники дорожной комендантской службы, отвечающие за это в первую голову, обязаны во что бы то ни стало добиваться точного и четкого выполнения правил движения, сурово взыскивая за малейшее нарушение их.

Началась весна, а вместе с ней - распутица. Это обязывает к особенной заботе о фронтовых дорогах. Нужно сделать всё, чтобы пути сообщения действующих частей с тылом работали безотказно. Во многих местах потребуется навести новые мосты, подготовить новые дороги, - надо браться за дело не медля, помнить, что время не терпит. Крайне важно также сохранить как можно дольше зимние дороги. Подбрасывая на них снег, укрепляя их щебнем, навозом и соломой, нужно до последней минуты эксплоатировать и держать в приличном состоянии все зимние пути. Это позволит избежать перерыва в движении, а следовательно, и перерыва в боевых действиях, в маневрировании войсками.

Само собой разумеется, что только собственными силами дорожники не справятся с такой колоссальной работой. Местное население должно деятельно помочь войскам в этом почетном и важном деле. Сплошь да рядом население по собственной инициативе берется за работу на дорогах. Требуется только правильно организовать дело и наряду с мобилизацией своих сил умело использовать все силы местного населения, все местные средства.

Дороги питают войну, дороги питают победу. Привести все фронтовые дороги в образцовое состояние и поддерживать на них воинский порядок, железную дисциплину - боевая задача первостепенной важности. С честью решим эту важнейшую задачу!
_______________________________________
И.Эренбург: Путь свободен* ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: По дорогам войны* ("Красная звезда", СССР)

************************************************************************************************************
ЮЖНЫЙ ФРОНТ. Военфельдшер комсомолка Мария Лагутина, награжденная за самоотверженную работу на поле боя орденом Красной Звезды, перевязывает раненого красноармейца. (См. статью К.Симонова « Малышка» в «Красной звезде» № 5426).

Снимок нашего спец.фотокорр. Я.Халипа.



************************************************************************************************************
Преследование противника
Из опыта боев в Донских степях

Успех наступательной операции будет далеко не полным и не даст существенных выгод, если эта операция не завершается решительным преследованием отступающего противника вплоть до окончательного разгрома его войск. Как известно, наступление советских войск минувшей зимой в районе среднего Дона закончилось разгромом целого ряда вражеских корпусов и дивизий. Это было достигнуто, главным образом, в результате стремительного и неотступного преследования.

Преследование противника на среднем Дону протекало в различных условиях. После прорыва главной линии сопротивления наши части вели ожесточенные бои внутри оборонительной полосы. Здесь им приходилось преодолевать сопротивление вражеских резервов, опиравшихся на глубоко эшелонированную систему обороны. Отличительной чертой этого периода явилась упорная борьба за промежуточные рубежи, на которые немецкое командование бросало все наличные силы и средства, лишь бы остановить наступающих.

Однако попытки врага задержать наше продвижение провалились. Советские войска, энергично развивая успех наступления, заставили гитлеровцев изменить прежнюю тактику. Немецкое командование начало поспешно отводить в тыл потрепанные в боях части, стремясь сохранить их от окончательного поражения. Это, разумеется, изменило и самые условия борьбы. Потеряв оборонительные рубежи, враг уже не мог опираться на заблаговременно укрепленные позиции и не имел времени создавать надежную линию обороны. Наши войска получили большую свободу маневра, создались все предпосылки для обходов, охватов и окружения отступающих частей противника, вследствие чего отход гитлеровцев нередко превращался в беспорядочное бегство.

Типичным явлением для этого периода стала борьба с прикрывающими частями противника, которые цеплялись за населенные пункты на основных коммуникациях. Особенно упорно обороняли немцы узлы дорог. Закрепляя за собой дороги, они старались навязать преследующим фронтальный бой и тем самым выиграть время для более или менее успешного отвода остальных войск. Опыт показал, что в процессе преследования не нужно бросать все силы на борьбу с прикрывающими частями. Надо обходить их, не прекращая преследования главных сил противника. Уничтожение заслонов на коммуникациях осуществляют вторые эшелоны наступающих войск.

Как же лучше организовать преследование? Какие формы его целесообразнее применять в каждом конкретном случае? Известно, что существуют три вида преследования: фронтальное, параллельное и комбинированное. Недостаток фронтального преследования тот, что в его рамках маневр сильно ограничен: возможны только прорывы и неглубокие охваты флангов. Разумеется, в таких условиях слишком трудно опередить противника, отрезать ему пути отхода, и все действия преследующих сводятся к простому выталкиванию отступающих, а не к уничтожению их. В ходе боев, о которых идет речь, наши войска прибегали к этой форме преследования лишь в тех случаях, когда по условиям обстановки иного выхода не было. Наиболее выгодно параллельное или же комбинированное преследование, и это снова десятками примеров подтвердила боевая практика. Сошлемся на некоторые из них, самые поучительные.

В результате упорного боя за крупный населенный пункт части гвардейской дивизии заставили немцев отступать. Враг стал отходить по грейдерной дороге на запад. Можно было думать, что он попытается закрепиться в ближайшем населенном пункте. Таким пунктом как раз могла быть деревня Иловка, расположенная на той же дороге. Местность здесь была выгодна для обороны.

Быстро оценив обстановку, командир гвардейской дивизии решил упредить немцев и организовал параллельное преследование. Части получили задачу: двигаясь по проселочным дорогам, форсированным маршем выйти на Иловку раньше противника и отрезать ему путь отхода. Расстояние до населенного пункта для обеих сторон было примерно одинаковое. Между тем, немцы двигались по лучшей дороге. Чтобы выполнить боевой приказ, преследующие должны были добиться выигрыша в темпе движения, в чем и заключалась сложность поставленной задачи.

Нашим войскам удалось опередить немцев. Через два часа передовые подразделения были уже у цели, совершив 15-километровый переход. Немецкий гарнизон Иловки оказал сильное сопротивление, но всё же был выбит из деревни. Вскоре сюда начали подходить головные подразделения отступающей немецкой колонны. Они двигались без охранения, не предполагая, очевидно, встретить у себя в тылу наши войска. Этим, конечно, воспользовались преследующие. Подпустив противника на выгодную дистанцию, они открыли внезапный огонь из всех видов оружия. В рядах немцев возникла паника. Последовала стремительная атака наших частей, и немцы потерпели полное поражение. Свыше 1.000 вражеских солдат и офицеров было убито, 1.500 человек взято в плен.

Разгром отходящей немецкой колонны был достигнут исключительно благодаря разумно организованному и умело проведенному параллельному преследованию, причем главную роль здесь сыграл быстрый темп движения. Если бы наступающие ограничились в данном случае фронтальным преследованием, то даже при самых благоприятных условиях они не добились бы столь серьезных результатов в своих действиях.

Наши войска широко применяли на среднем Дону и комбинированное преследование (параллельное в сочетании с фронтальным), которое тоже помогало достигнуть полного разгрома отходящего противника. Приведем характерный пример из боевого опыта той же гвардейской дивизии.

Потерпев тяжелую неудачу в боях за острогожский плацдарм и потеряв, в конце концов, город Острогожск, остатки многочисленных вражеских частей начали быстро откатываться на Старый Оскол, куда немецкое командование стягивало крупные силы для организации сопротивления на новом рубеже. Отход совершался по единственному тракту. Сотни автомашин с войсками и грузами, многие десятки тягачей с материальной частью артиллерии, тысячи повозок, пешие колонны - всё это растянулось буквально на десятки километров.

Создалась исключительно благоприятная обстановка для решающего удара по отходящим войскам противника. Наше командование организовало на этот раз комбинированное преследование, которое более соответствовало условиям обстановки. Отсутствие параллельных дорог, глубокий снежный покров, изрезанность рельефа местности - всё это вместе взятое делало нежелательным одно только параллельное преследование, которое стоило бы слишком больших усилий. К тому же немецкая колонна была настолько растянута, что в условиях бездорожья крайне трудно было бы отрезать ей путь отхода. Командование гвардейской дивизии решило уничтожать вражескую колонну по частям посредством комбинированного преследования.

Из отборных бойцов и подразделений были созданы особые отряды преследования. Во главе их встали самые смелые и способные командиры. Часть этих отрядов действовала на санях, часть в конном и часть в пешем строю. Вооружение отрядов состояло главным образом из автоматов, ручных пулеметов и станковых пулеметов, установленных на санях. Некоторым отрядам были приданы минометы и отдельные орудия полковой артиллерии. Эти отряды были предназначены для параллельного преследования. Остальные силы дивизии, за исключением резерва, должны были осуществлять фронтальное преследование.

В течение первых суток частям дивизии удалось значительно расстроить колонну противника. Отряды преследования наносили ей короткие, чередующиеся удары с флангов, выбирая удобные участки местности. При этом особенно большой ущерб причинял противнику огонь минометов и отдельных орудий, стрелявших прямой наводкой. Части, осуществлявшие фронтальное преследование, со своей стороны сильно нажимали на немцев, неотступно двигаясь по их пятам. В результате немцы начали бросать на дороге машины, артиллерию и другое военное имущество. Но всё же в течение первых суток враг оказывал организованное сопротивление и продолжал отход.

Однако в дальнейшем картина изменилась. Систематические комбинированные удары наших частей совершенно деморализовали врага. Началось паническое бегство гитлеровцев, и в этот период особо заметную роль сыграли отряды преследования. Они перешли от коротких фланговых ударов к расчленению вражеской колонны и уничтожению ее по частям, не давая немцам ни часа передышки.

Насколько сильно был ошеломлен противник, до какой степени была подавлена его воля к сопротивлению, показывают такие факты. Группы наших автоматчиков в составе 15-20 человек уничтожали по 100-150 и брали в плен до 300-400 вражеских солдат и офицеров. Дивизия совместно с приданными специальными подразделениями захватила только одних пленных около 7.000 человек. Всё вооружение, автотранспорт и обозы противника попали в наши руки.

Какие выгоды давало в данном случае комбинированное преследование?

Во-первых, преследующие войска были развернуты на фронте, который превышал ширину фронта отступающего врага. Такое построение обеспечивало выигрыш фланга и создавало условия для обходов по кратчайшим путям. Наши части полностью использовали эти преимущества. Систематическими фланговыми ударами они способствовали деморализации противника, а затем, расчленяя и окружая по частям немецкую колонну, довели дело до полного ее разгрома.

Во-вторых, решительное и неотступное фронтальное преследование влекло за собою уничтожение прикрывающих подразделений противника. Немцы не имели возможности отходить планомерно, цепляясь за выгодные рубежи, поскольку они постоянно ощущали на своих плечах преследующие войска. Это обстоятельство также немало содействовало общему успеху наших частей.

В-третьих, комбинированное преследование вынуждало противника выделять большие силы и средства в охранение, что вело к распылению и физическому изматыванию его частей.

Определяя причины поражения немцев в результате этой операции, следует особо отметить дерзкие и инициативные действия наших отрядов преследования, а также высокую скорость движения частей, наседавших на врага с фронта.

Опыт, накопленный многими нашими частями в зимних наступательных боях, позволяет сделать некоторые выводы относительно форм и способов преследования.

Решительный успех может быть достигнут только при параллельном или же комбинированном преследовании, когда наступающие могут охватывать врага с флангов, создавая реальную угрозу окружения для его отходящих войск. Это, конечно, отнюдь не значит, что фронтальное преследование совершенно неприемлемо. Оно будет применяться в тех случаях, когда обстановка не позволяет организовать комбинированное или параллельное преследование. Задача наступающей стороны - всемерно стремиться к тому, чтобы фронтальное преследование перерастало в параллельное или комбинированное, как только для этого создадутся условия.

Громадное значение в ходе преследования имеет личная инициатива командиров всех степеней. Как только обозначится отход противника, пехота, не ожидая приказа свыше, немедленно переходит к преследованию. Стремительный темп движения зачастую решает всё. Надо гнать противника, не давая ему ни минуты покоя, окружать его по частям и уничтожать.

Разгром 3-го венгерского пехотного корпуса в январе текущего года явился результатом ошеломляюще быстрого преследования. Наши войска прорвали оборону этого корпуса на фронте Семидесятское-Кочетовка-Александровка, и уже через несколько суток все части корпуса были уничтожены или взяты в плен. По признанию командира корпуса генерала Штомма, попавшего в плен вместе со своим штабом, преследование было настолько стремительным, что он и его штаб с первого же дня потеряли всякое управление частями.

В настоящей статье мы вели речь главным образом о формах преследования, не касаясь его планирования, организации взаимодействия, приемов управления войсками и т.д. Эти крайне важные вопросы требуют специального рассмотрения. // Майор Г.Меньшиков. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

____________________________________________
И.Эренбург: Путь народа* ("Красная звезда", СССР)
К.Симонов: Дорога на Запад ("Красная звезда", СССР)
К.Симонов: Дорога к Азовскому морю* ("Красная звезда", СССР)
К.Симонов: На старой смоленской дороге* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №67 (5438), 21 марта 1943 года

март 1943, газета «Красная звезда», весна 1943

Previous post Next post
Up