Кровавые злодеяния гитлеровцев в селе Алексеевка Сталинградской области

Apr 16, 2018 19:00


А.Чуянов || « Правда» №73, 17 марта 1943 года

На фабриках и заводах, в колхозах и совхозах, на стройках и транспорте всё шире развёртывается предмайское социалистическое соревнование. Пусть каждый день, каждый час работы в тылу будет отмечен дальнейшим усилением помощи фронту! Пусть ознаменуется соревнование новыми успехами, обеспечивающими Красной Армии все условия для победы над ненавистным врагом!

# Все статьи за 17 марта 1943 года.




Теперь, когда город Сталинград и все районы Сталинградской области очищены от гитлеровских оккупантов, одно за другим вскрываются кровавые злодеяния германских варваров.

На подступах к Сталинграду и в самом городе германские варвары устроили десятки лагерей голодной смерти для советских военнопленных и гражданского населения. Фашистские грабители и садисты обозначили свой путь следами невиданного в истории войн зверского обращения с военнопленными и гражданским населением. Немецкие оккупанты в организованных ими лагерях сознательно обрекали наших людей на смерть от голода и эпидемий, подвергали их пыткам, расстрелам, избиениям. Весь мир был потрясён опубликованными в «Правде» документами о кровавых злодеяниях гитлеровцев в хуторе Вертячем, Калачевского района, Сталинградской области. Но эти документы вскрыли лишь малую долю чудовищных преступлений, совершенных немцами в нашей области.

21 января 1943 года специальная комиссия зафиксировала неслыханные злодеяния немецких оккупантов над советскими военнопленными и мирным населением, находившимися в лагере №205, расположенном близ села Алексеевка, Песчанского сельсовета, Городищевского района, Сталинградской области. Здесь, за колючей проволокой, среди открытого поля, на площади в 1½-2 гектара было сделано несколько бункеров-землянок, каждая по 15-20 кв. метров. К моменту прихода советских войск в этих землянках содержалось 950 человек, среди которых были и мирные жители города Сталинграда. Обитатели лагеря в подавляющем большинстве так ослабли от голода, истощения, побоев и непосильной работы, что без посторонней помощи не могли передвигаться. По всей территории лагеря, перед проволочным заграждением и при входе в землянки-норы, валялось более 1.500 неубранных трупов. Обнаружена масса трупов с распоротыми животами, отрубленными конечностями, проломленными черепами, без голов. В разных местах обнаружено 59 человеческих голов без туловищ. Лица убитых настолько обезображены, что опознать их невозможно.

В 50-100 метрах от лагеря найдены три большие ямы, наполненные трупами, наспех засыпанные землей и заметенные снегом. Число сваленных в эти ямы убитых, согласно показаниям очевидцев, превышает 2.500 человек. Из опросов и документов установлено, что число военнопленных и мирных граждан в лагере доходило до 6 тысяч человек, при этом состав находившихся в лагере до конца ноября 1942 года, т.е. до окружения немецкой группировки под Сталинградом войсками Красной Армии, менялся. В октябре через лагерь прошли 4 тысячи граждан Сталинграда, которые в значительном большинстве отправлены на принудительные работы в Германию. В лагере содержалось много женщин и детей.

Весь режим в лагере был рассчитан на систематическое истребление военнопленных и мирных советских людей. Ежедневно в 5 часов 30 минут утра всех их выгоняли на рытьё окопов и блиндажей, заставляли откапывать из-под снега траву для лошадей, рыть могилы. Работа продолжалась дотемна, а иногда и позднее.

Невыполнявших нормы, отстававших от строя и жаловавшихся на плохое состояние здоровья немцы избивали палками, а часто пристреливали. Пленных убивали без всякого повода, Ивана Серкина немецкие бандиты застрелили «за грубость при обращении к немцу». 5 января 1943 г. начались повальные расстрелы в связи с попыткой нескольких пленных бежать из лагеря. 12 января немцы расстреляли 10 человек «за беспорядок в строю».

В так называемую санитарную часть лагеря каждый день доставляли по 5-8 человек с огнестрельными ранами. Убитых не убирали по нескольку дней. Особенно издевались немцы над пленными в часы раздачи пищи. Громкий разговор, опоздание в строй, всякие замечания вызывали со стороны охраны жестокую расправу. Гавриил Плотник был убит в строю прикладом за то, что просил налить побольше похлёбки. Часовые открывали стрельбу по всякому, кто приближался к колючей проволоке. Штаб-вахмистр Блюмшток, из роты охраны 205-го лагеря, глумился над пленными: ради забавы он стрелял в толпу безоружных людей, целясь им в живот, и любовался страданиями умирающих. Блюмшток открыто заявлял: «Если русские захватят лагерь, они не найдут здесь ни одного живого пленного». Немецкие офицеры держали в лагере специальных собак, «шутки ради» травили ими пленных, забавляясь этим зрелищем. Десятки человек ежедневно отводились на допросы в отделение гестапо, подвергались зверским избиениям, многие оттуда не возвращались.

За всё время, с сентября по январь, находившиеся в лагере получили хлеб всего четыре раза по 50-75 граммов на человека. Ежедневной пищей служила похлёбка из дохлой конины. Этого «супа» выдавалось по поллитра на день, его готовили из расчета по 50 граммов мяса - дохлой конины в день на человека, а если «суп» заправлялся пшеницей, то пшеницы опускалось на одного человека от 5 до 20 граммов. Вода в лагере совершенно отсутствовала. Осенью дождей не выпадало, люди изнывали от жажды, пили мочу, многие погибали. С начала декабря выдача пищи вообще прекратилась, вместо супа начали выдавать поллитра воды. Те из пленных, кто ещё в состоянии был ходить на работу, подбирали дохлую конину и ели её сырой. На почве голода люди сходили с ума и умирали. В сентябре умирало от голода по 30-40 человек в день, а в декабре в отдельные дни умирало уже до 130-145 человек.

Многие пленные и захваченные немцами мирные граждане, находившиеся в лагере, настолько изголодались, что, когда наши бойцы 23 января дали некоторым из них пищу, они умирали, с’ев два-три куска хлеба. От голода, истощения и болезней в лагере погибло, по сообщениям советских военнопленных и мирных жителей, до 4.500 человек, а остальные настолько ослабли, что не могли выползти из землянок-ям даже на четвереньках.

Землянки не имели никакого отопления и были рассчитаны на 25-30 человек. Однако командование лагеря загоняло в эти норы по 120-140 человек. Люди могли спать только сидя или на корточках, или даже стоя. Тела умерших не убирались, оставались тут же среди живых, ослабевшие от голода люди падали и гибли, будучи сжатые со всех сторон своими соседями, многие были обморожены.

Военнопленные, с которых германские варвары на поле боя не успели содрать обмундирование, подвергались в лагере полному ограблению. Гитлеровские бандиты забирали себе всё, что понравится из личных вещей бойцов и мирных граждан, а все теплые вещи передавали в распоряжение интендантства.

Медицинская помощь в лагере отсутствовала. Врачебному персоналу из советских пленных немцы не давали никаких медицинских средств. На всю «санчасть» один лишь раз выдали только пять бинтов. Попасть в санчасть больному, раненому или избитому при допросе означало погибнуть наверняка. Больные, как и другие узники лагеря, не получали воды, вши заедали и больных, и здоровых. Массовые заболевания дизентерией не прекращались. Все обращения медицинского персонала из числа пленных к начальнику лагеря оставались без внимания. Многие наши красноармейцы и мирные жители после нескольких месяцев пребывания в плену выглядят стариками.

Советские военнопленные и мирные граждане, освобождённые частями Красной Армии, побывавшие в ряде немецких лагерей, в один голос заявляют, что злодейское истребление пленных и гражданского населения также зверски проводится и в других лагерях и является санкционированной германским командованием политикой. Непосредственными исполнителями этих преступлений в лагере №205 были гитлеровцы - обер-лейтенант Мазантин, обер-цальмейстер Либазах, обер-цальмейстер Реберх, начальник охраны лагеря капитан Фриштер, майор Яух и полковник - комендант лагеря, фамилию которого установить не удалось (он сбежал вместе с другими гитлеровцами, бросив лагерь во время наступления Красной Армии). Эти офицеры германской армии повинны в варварском уничтожении беззащитных людей в лагере №205, в селе Алексеевка, Сталинградской области.

Германским оккупантам не уйти от ответственности за чудовищные злодеяния. Даже видавшие немало немецких зверств и злодеяний немецкие военнопленные офицеры, осмотревшие этот лагерь, были поражены тем, что творилось в нем. В своем заявлении они сообщают: «Нас - группу немецких офицеров: обер-лейтенанта Вернера фон Куновского (штаб 6-й армии), майора Франца Кинле (297 артиллерийский полк), капитана Фрица Фрей (штаб 6-й армии), обер-лейтенанта Иоганна Фюльзак (297-й артиллерийский полк), лейтенанта Гейнца Аустера (штаб 4-го армейского корпуса) 28 января 1943 года провели по Алексеевскому лагерю военнопленных №205 близ Сталинграда. Мы никогда не поверили бы, если бы не увидели там собственными глазами. На опоясанном колючей проволокой поле из-под снега торчало множество трупов. Мы подошли ближе и увидели много ям, заполненных трупами умерших от голода и замёрзших военнопленных. Многие трупы изувечены, тела и руки обезображены иногда до неузнаваемости, у других разрезаны животы и пробиты черепа. Из некоторых ям команды санитаров извлекли ещё живых военнопленных. Они были в таком состоянии, что не могли передвигаться самостоятельно, их увезли на санитарных санях. Как нам рассказал один из оставшихся в живых военнопленный, в лагере было 4.000 пленных, из них выжило 1.000 человек. Многие из уцелевших сошли с ума от голода и всяких кошмаров. Мы все, увидевшие эту ужасающую картину, глубоко потрясены условиями, неповторимыми в их жестокости». Следуют подписи: лейтенант Аустер, капитан Фрей, майор Кинле, обер-лейтенант Фюльзак, обер-лейтенант фон Куновский.

Таковы чудовищные злодеяния гитлеровских варваров в лагере №205 близ села Алексеевка, Песчанского сельсовета, Городищенского района, Сталинградской области. Такие же злодеяния немцы творили и во многих других местах.

Советский народ запомнит и отомстит фашистским варварам за все преступления, которые они совершили на нашей земле. // Председатель Сталинградского городского комитета обороны А.Чуянов.

********************************************************************************************************************
ЗАПИСКА ТАНИ В.

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 16 марта. (Воен. корр. «Правды»). Наши войска в упорных боях освобождают от гитлеровцев деревни и сёла Смоленщины. Отступая, немцы предают огню и разрушению населённые пункты, истребляют мирных жителей, а оставшихся в живых угоняют в рабство в Германию.

В освобождённой от оккупантов деревне вблизи станции Милятинский завод красноармеец нашёл на улице спичечную коробку, в которой оказалась записка. Вот этот простой, но потрясающий документ:

«Кто подымет эту записку, прошу переслать по адресу: Москва, Арсеньевский переулок, дом 7, квартира 1, Екатерине Михайловне В.

Дорогая мамочка, сообщаю тебе, что из нашей семьи остались живы только я да Кляня. Остальные все погибли. Дарья умерла от тифа. Кляня же находится с тёткой Аксиньей. Вот уж четвёртый месяц я о них ничего не знаю. Меня угнали работать, а их выгнали из той деревни, где мы жили. В то время как немцы убили нашего Мишу, они ранили и Мишку (маленького) очень тяжело и его положили в лазарет. Но когда немцы отступали, то не знаем, куда его девали. Тётка Аксинья имеет при себе теперь троих - Нину, Васю и Кланю, если только они живы. А нас, которые побольше, всех угнали. Ты ещё не видела, сколько здесь умерло людей, как их хоронили. Из нашей деревни умерло ещё до августа 1942 года 36 человек. Погибли дядя Костя и тётка Анна.

Нас из дому выгнали 3 января. Я вышла только в том, в чём была одета. И то всё уже давно изношенное. Тётка Маша погибла в июне 1942 года. Таня В.».

Эти скупые, наспех написанные строки раскрывают трагедию целой семьи. Таня томится на немецкой каторге. Крик её исстрадавшегося сердца услышан теми, к кому он обращен: наши воины идут вперёд, на запад, где ждут освобождения тысячи советских девушек.



Мать Тани В. - Екатерина Михайловна, работница одной из московских плодоовощных баз, рассказала следующее:

- Мои дети учились в школе №553. В мае 1941 года, когда Таня окончила семилетку, Миша - шестой класс, а Клава - четвертый, - они поехали в деревню Ивищи, Износковского района, где проживали наши родные.

В октябре 1941 г. деревню заняли немцы. Начался дикий произвол. Все продукты были отобраны, ребята пухли от голода. Наконец, наступил долгожданный день, когда к селу стали приближаться наступающие части Красной Армии. Это было в феврале 1942 года. Но изверги угнали всех жителей, в том числе и моих детей. Об этом мне сообщил один юноша, проживавший в этой же деревне, которому удалось сбежать от немцев. После этого гитлеровцы перегоняли несчастных из одной деревни в другую, а теперь угнали в свою проклятую Германию. // О.Курганов.

********************************************************************************************************************
Отступление с преступлением
Берлинское радио 13 марта передало следующее сообщение: «При отступлении из Вязьмы германские войска вывезли из города все исторические ценности»... На самом деле фашистские бандиты украли не только исторические ценности... Они похитили имущество общественных и культурных учреждений города и очистили буквально все квартиры мирных жителей.

Немецкий вор в припадке откровенности
По радио нескромно сообщил
О том, что исторические ценности
Он под полой из Вязьмы утащил.

Что ценности украдены, не спорю я.
Их унесло фашистское жульё.
Но почему относятся к истории
Часы, кастрюли, ложки и бельё?

С.МАРШАК.

______________________________________________
Кровавые злодеяния гитлеровцев* ("Правда", СССР)**
Чудовищное преступление гитлеровцев в хуторе Вертячем ("Красная звезда", СССР)
Е.Чернов: Что творили фашистские палачи в Морозовском* ("Красная звезда", СССР)
В.Коротеев: Зверства гитлеровских разбойников в районе Сталинграда* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Правда» №73 (9209), 17 марта 1943 года

С.Маршак, зверства фашистов, 1943, март 1943, битва за Сталинград, газета «Правда», весна 1943

Previous post Next post
Up