Алексей Толстой. «Сталинград»*

Nov 23, 2017 23:47


А.Толстой || « Правда» №67, 10 марта 1943 года

«Шире раздуть пламя партизанской борьбы в тылу врага, разрушать коммуникации врага, взрывать железнодорожные мосты, срывать переброску неприятельских войск, подвоз оружия и боеприпасов, взрывать и поджигать воинские склады, нападать на неприятельские гарнизоны, не давать отступающему врагу сжигать наши сёла и города, помогать всеми силами, всеми средствами наступающей Красной Армии».

# Все статьи за 10 марта 1943 года.




...Открывают огонь огромные орудия смерти, высовывающие длинные стволы из-под наваленных ветвей. Орудий так много, что конец их ряда едва различим в зимней мгле. Один за другим задранные стволы дёргаются и выпыхивают слабый дымок; в конце снежной равнины, за грядой, один за другим взвиваются чёрные смерчи, расстилается и всё выше встает непроглядная туча пыли и дыма.

Это бьёт русская - самая могучая в мире - артиллерия. От такого плотного огня немцам укрыться негде. Многопудовые снаряды вонзаются в землю в таком количестве, с такой чисто русской щедростью, какой немцы не ждали и не предусмотрели. Окопы, блиндажи, дзоты, батареи и сами немцы взлетают и распадаются в чёрных смерчах. Ближе к краю немецкой обороны беглым огнём бьют полевые батареи. Низко проносятся штурмовики, плывут и сыплют бомбы наши тяжёлые самолёты. Немецкие части отступают, бегут из этого ада взрывов, смертельных вихрей воздушных волн, свистящих осколков стали. Тогда начинают работать гвардейские миномёты... Это так фантастически страшно, что мы, сидящие, за просмотром документального фильма «Сталинград», - приподнимаемся в креслах.

Смерть и гибель своих надежд нашли немцы под Сталинградом. Город разрушен. Но Красная Армия под стенами его выиграла небывалую в истории битву.

Я был в Сталинграде, когда только что пускался в ход тракторный завод, ещё отделённый от города бурой холмистой степью. Самый город мало чем отличался от Царицына времен его славной обороны в гражданскую войну: унылые купеческие дома в центре, на улицах - ухабистый булыжник, а то и просто пыль по щиколотку, досчатые заборы - непременная принадлежность старороссийских городов, деревянные лачуги над оврагами и по берегу, пыльные заросли чахлой акации вокруг собора.

В 1936 году я снова был там. Город уже был прибран, намечалось большое строительство и озеленялись огромные площади, завоёвывающие степь. На тракторный завод вела асфальтовая дорога, и там, вокруг одноэтажных, окаймлённых газонами и цветниками щегольских заводских корпусов, вырос большой, красивый город, где порывы степного ветра смирялись пышной зеленью бульваров и парков.

Сталинград 1941 года увидел я только теперь, в этом фильме: он был весь залит асфальтом, с перспективами многоэтажных белых домов, с бульварами и парками, людный и оживлённый - столица Нижней Волги и Среднего Дона, город пшеницы, моторов, стального литья, угля, идущего с Дона на Волгу, и нефти, идущей с Волги на Дон. Он вырос за одно десятилетие на месте древнего переволока из Каспия в Чёрное море, из азиатского мира в европейский. Он был крупнейшим в Советском Союзе узлом железнодорожных и водных путей и воротами ко всему Волжскому бассейну, - воротами, в которые враг не должен был пройти.

Немцы еще в 18-м году понимали всё значение Царицына и пытались отбить его у Советской республики чужими руками, - своих для этого у них нехватало, потому что тогда шли решающие бои на севере Франции. Товарищ Сталин организовал тогда оборону Царицына, в которой было больше энтузиазма и воли к победе, чем оружия: налицо имелась 10-я армия, снабжённая много слабее противника, но закалённая в боях с немцами, и - отряды царицынских рабочих, ставших насмерть за революцию и родной город. После трёх опрокинутых, потопленных в крови штурмов долгие годы под Царицыном в степных бурьянах белелись белогвардейские кости. Оборона Царицына спасла Революцию, спасла Россию.

В 1942 году немцы, имея столь важную для них возможность вести войну на одном только фронте и не опасаясь быстрого возникновения ударов с Запада, двинули на Сталинград свою лучшую, усиленную, армию, особенно насыщенную всякими родами оружия и боеприпасов.

Ныне это богатейшее военное имущество используется нашей армией, либо стоит до времени в парках, либо переплавляется в доменных печах. Составители и режиссеры фильма нашли среди трофеев киноснимки наступления немцев и вмонтировали в фильм отдельные кадры, которые предназначались для триумфальных торжеств в Берлине, но попали в Москву.

Свыше восьмидесяти дивизий, включая Шестую армию, наступало на наш фронт от Воронежа до Ростова. Огнём и мечом шли немцы и их сообщники по донским станицам и городам. Первый удар на Сталинград немцы направили cо стороны Сальских степей. Красная Армия остановила их на этом направлении, и они захлебнулись в собственной крови. Тогда они собрали кулак из танков и моторизованной пехоты и перелезли через Дон на западе от Сталинграда. Военный совет Сталинградского фронта об'явил город на осадном положении. Сто пятьдесят тысяч сталинградцев вышли на строительство оборонительных рубежей. Как четверть века тому назад, поднялись на оборону все рабочие - Тракторного завода, «Красного Октября» и «Баррикад»: одни сели на танки, из других сформировали истребительные батальоны. Немецкая авиация обрушила на город тысячи бомб, и весь Сталинград запылал. Танковая дивизия пробилась к Тракторному заводу, но дальше не прошла. Штурм был отбит, и враг остановлен у самого города. В Берлине отменили торжества. Со дня этого неудавшегося штурма началась медленная гибель отборных фашистских дивизий.

image You can watch this video on www.livejournal.com



День за днём операторы фильма снимали различные эпизоды борьбы, закончившейся для советских войск - славой, для немцев - неслыханным позором. Операторы вплотную подбирались к местам, где шла драка, и запечатлевали на пленку сцены и лица, которых мы никогда не забудем, которые станут примером для всего света: как нужно бороться и умирать со славой, как нужно побеждать.

Немцы неистовствовали от упорного сопротивления русских. Гитлеру, хоть плыть, да быть, понадобилось до осени бросить на колени Советский Союз. Взятие Сталинграда он назначил на 25 июля, а уже 19 сентября по этому графику немцы, заняв Арзамас, ударяли бы по Москве с востока, а с запада ударяли бы по Москве отборные дивизии с позиций Ржева и Гжатска (городах - ныне освобождённых Красной Армией). Таким образом, по планам гитлеровцев, - Москва раздавливалась, как орех в челюстях щелкунчика.

Но упорство Сталинграда путало все гитлеровские сроки, а немецкая стратегия не переносит подобных неувязок. Гитлер изыскивал всяческие способы, чтобы сломить волю защитников Сталинграда, - ужаснуть их, оглушить, сравнять с землей и щебнем. Немцы наваливались десятикратными силами. Бомбили город, делали по тысяче и более налётов в день.

Но славная 62-я армия встала насмерть в Сталинграде. Защитники города писали мелом на стенах: «Встали насмерть». Русский народ встал насмерть в борьбе с проклятым немцем, твердо зная, что немца он побьёт и святыню из святынь - Землю свою - очистит от захватчиков.

К середине ноября немцы, оставляя за собой целые поля деревянных крестов, всё же захватили большую часть города. Полки 62-й армии удерживали узкие полосы в прибрежной части. Гитлер снова назначил последний и окончательный день взятия Сталинграда, при упоминании о котором у немцев мороз продирал по коже.

Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин приказал начать выполнение великого стратегического плана - окружения и разгрома фашистских армий под Сталинградом. Самое трудное, быть может, и хитрое в этой операции заключалось в том, чтобы сосредоточить незаметно на исходных позициях большие войсковые массы. Немцы догадывались о наших передвижениях, но не понимали их общего смысла и не представляли размера нашей мощи и наших возможностей. Они бомбили железные дороги и переправы и продолжали лезть на Сталинград, как медведь на рогатину.

Девятнадцатого ноября советские армии ударили по сталинградской группировке немцев с трёх фронтов: Юго-Западного, Донского и Сталинградского. Немцы ожидали чего угодно, но только не такого артиллерийского огня, не таких танковых атак, не такого красноармейского порыва. Красная Армия поднялась во весь могучий рост и зашагала к победам. Фашистские дивизии оказались в полном окружении.

Режиссёрам фильма, к сожалению, не удалось обнаружить среди трофеев кадры беснующеюся Гитлера. Во всяком случае в Берлине уже не могли скрыть растерянности от нежданного поворота событий, и по Германии поползли слухи о крупных неприятностях. Гитлер бросил сотни транспортных самолётов для снабжения своих окружённых войск. Наши зенитчики и истребители стали сбивать этих гусей, набитых хлебом, патронами и консервами. В фильме это хорошо показано. Гитлер бросил мощный танковый кулак, чтобы прорвать кольцо, удушающее Шестую армию. Но наступавшие со стороны Котельникова немецкие танковые дивизии и мотопехота были наполовину разгромлены и отброшены в Сальские степи. Стальной ошейник защелкнулся на замок на тощей шее фон Паулюса.




Более ста тысяч немецких трупов лежало под крестами или просто валялось, как падаль, по оврагам и разметанным окопам вокруг Сталинграда. В берлинских кафе за кружками жидкого пива, придавленные событиями, немцы ожидали новых ударов. Но Гитлер до тех пор не понял всех размеров настигающей его катастрофы, покуда Красная Армия, согласно плану Верховного Главнокомандующего, не нанесла еще один, не менее страшный, удар в районе Среднего Дона, и десятки тысяч итальянцев, румын и венгров, - целые их дивизии вместе с генералами и штабами, - потянулись по дымящейся позёмке в русский плен.

Сильнее и сильнее нажимали войска Донского фронта, а тем временем 62-я армия отбивала у немцев траншею за траншеей, погреб за погребом, развалины домов, норы и щели в самом городе. Наконец, в одном секторе войска Донского и Сталинградского фронтов встретились, и воины обнялись.

Но предстояло еще немало трудов. Около двухсот тысяч немцев сидело на окраинах и в центре города. Паулюс упорствовал. Он не мог не видеть, что игра кончена, но он не хотел признать этого. Чтобы покорно склонить голову перед русским оружием, ему нужно было шлепнуться с высоты традиционного немецкого высокомерия, раздутого Гитлером, как в басне о лягушке и быке. Его солдаты ели падаль и овес и мрачно гадали на чёт и нечёт, - смерть или плен…




Наш майор получает пакет с пятью чёрными печатями и кладёт его в полевую сумку под целлулоид, - в пакете - судьба 190 тысяч немцев. Майор берёт белый флаг и, помахивая им, идёт по изрытому полю в сторону дымящихся развалин огромных домов с пустыми окнами. Десятого января в ответ на отклонение ультиматума загрохотало небо и застонала земля от решительного разговора нашей артиллерии... Завыли мины, затряслись пулеметы. Красноармейские цепи пошли на штурм. Штаб-квартира фельдмаршала Паулюса окружена. Фельдмаршал медленно вылез из убежища и поднял руку к козырьку. У него «все смешалось». Тут-то он и шлепнулся, его немецкое сверхчеловеческое высокомерие лопнуло, как в басне у лягушки, захотевшей надуться до размеров быка.




Изо всех домов, подвалов и щелей стали вылезать немцы с флагами и поднятыми руками. В фильме есть кадр - парад в Берлине: вот какие они стояли перед Гитлером! Молодец к молодцу, лощёные, сытые, со смертным приговором миру в весёлых глазах. Вот какие они стоят теперь перед нами! - Действительно, богопротивные рожи, - грязные, небритые, гадкие, с тухлыми глазами. Вот как они шагали перед Гитлером. - Гусиным шагом, выпятив под пуговицами грудь колесом. Вьются флаги со свастикой, ревут трубы... И вот, так они шагают у нас, - в кофтах поверх шинелей, с завязанными ушами, засунув руки в карманы, - девяностотысячной колонной, уползающей, как чёрная змея в зимнюю мглу, в плен. Показан один из таких завоевателей, - он шел на Волгу и он, действительно, пришёл, вот он: в соломенных калошах, длинный, рваный, бредёт по льду, опустив голову...




Фильм «Сталинград» - живой документ о советском военном гении, о славе русского народа, возлюбившего свободу больше жизни, документ о трудных делах, которые совершает непокорный и гордый народ, устремивший прозорливые глаза свои к осуществлению добра и справедливости. Горе немцам, всколыхнувшим глубокие чувства русского народа. // Алексей Толстой.

*Новый документальный фильм. План фильма составлен Л.Варламовым и Л.Кузнецовым. Режиссёр - Л.Варламов. Текст - В.Гроссмана. Снимали кинооператоры группы кинохроники Сталинградского и Донского фронтов. Производство Центральной студии кинохроники.

______________________________________________
Н.Вирта: Твердыня* || «Правда» №32, 1 февраля 1943 года
К.Симонов: "Сталинград"* || «Красная звезда» №59, 12 марта 1943 года
А.Толстой: В час добрый!* || «Красная звезда» №18, 22 января 1943 года
Н.Вирта: Как был взят в плен Паулюс* || «Правда» №35, 4 февраля 1943 года
Поражение гитлеровской пропаганды* || «Правда» №27, 27 января 1943 года
Наступление Красной Армии в оценке наших врагов и друзей* ("Правда", СССР)***

Газета «Правда» №67 (9203), 10 марта 1943 года

Алексей Толстой, март 1943, битва за Сталинград, газета «Правда», весна 1943

Previous post Next post
Up