С.Маршак || «
Красная звезда» №67, 21 марта 1943 года
Воины Красной Армии! В наступлении и в обороне действуйте смело и инициативно. В каждом бою наносите врагу мощные удары, расчищайте путь к нашей победе!
# Все статьи за
21 марта 1943 года.
Лауреат Сталинской премии Михаил Исаковский - человек счастливого таланта. Ему удается сочинять подлинно народные песни, песни, которые прочно и надолго входят в быт. Слушая их, почти всегда думаешь: неужели этого раньше не было? Исаковский учился у народа, воспринял богатое наследство русской песни и с лихвой вернул народу то, что получил от него.
Искусство Исаковского на первый взгляд кажется простым и незатейливым, а между тем многие из лучших поэтов могли бы
позавидовать его замечательному мастерству.
Мало сочинить песню. Нужно так ее сочинить, чтобы она жила долго и чтобы с каждым днем она казалась нам свежее, роднее, ближе. Песни Исаковского были до сих пор более знамениты, чем его имя. Это и не удивительно. Песню о комсомольцах, уходивших на войну, «Катюшу», «Гармонь - золотые планки» народ воспринимает, как что-то, созданное им самим. А такая оценка высшая награда за труд художника. //
С.Маршак.
**************************************************************************************************************************************************
Кинохроникеры-фронтовики
Фронтовые киноработники - верные друзья бойцов. Вместе с ними мы совершаем тяжелые переправы, идем на штурм дзотов, совершаем водные переправы под бомбежкой врага, участвуем в уличных боях. Рядом с ними плечом к плечу выступаем в атаку.
Маленькое «Аймо», привязанное кожаным ремнем к руке кинохроникера, - это оружие бойца. Через его крохотный глаз мы должны увидеть и точно запечатлеть исторические моменты великой отечественной войны.
Однажды я с группой операторов снимал захват Красной Армией Абганерово под Сталинградом. В это время мы узнали, что к станции прорвалась группа вражеских танков, а фашистские стервятники начали бомбить станцию. Забыв про опасность, киноработники продолжали с'емки.
Во время работы над фильмами «
Разгром немцев под Москвой» и «
Сталинград» многие наши кинохроникеры показали себя бесстрашными патриотами. С передовой цепью стрелков сквозь минометный обстрел врага в атаку на немцев шел оператор Теодор Бунимович. На боевых самолетах снимал кадры фильма «Сталинград» Иван Беляков. Мастер альпийского спорта оператор Валентин Орлянкин часто переправлялся через Волгу под непрерывным обстрелом врага. Во время ожесточенных уличных боев хроникер Софьин был вместе с бойцами на самых опасных местах. Операторы Вакар и Ибрагимов, неизменные спутники летчиков, засняли несколько кадров воздушных боев нашей истребительной авиации с фашистскими стервятниками.
You can watch this video on www.livejournal.com
Присуждение мне Сталинской премии совпало с получением нового боевого задания. На-днях я выезжаю на один из фронтов для с'емок документального фильма.
Своей новой работой надеюсь оправдать высокую честь, оказанную мне правительством. // Режиссер
Л.В.Варламов.
**************************************************************************************************************************************************
Леонид Соболев
Леонид Соболев в дни обороны Одессы находился в Одессе и в дни обороны Севастополя - в Севастополе. Это были трудные дни, наполненные величественными, героическими и кровавыми событиями. Это были дни, когда с особенной полнотой и ясностью раскрывается душа человека,
душа солдата, отходит в сторону всё мелкое, всё случайное, всё внешнее, что часто в людях заслоняет их истинную сущность.
Жить в осажденной Одессе, отбиваться вместе с моряками в осажденном Севастополе - это была трудная и в то же время счастливая для писателя доля. Здесь можно было подглядеть в людях то, чего никогда не увидишь в них в спокойной и мирной обстановке.
В Севастополе трудная и счастливая доля быть свидетелем и летописцем его обороны выпала Леониду Соболеву. Он был там военным корреспондентом, газетчиком. Он работал там, прежде всего, как газетчик. То, что он писал, отправлялось в качестве корреспонденций в газету, и газета определяла и размеры очерков, которые он посылал, и ту быстроту, с которой они должны были быть написаны и отправлены.
Но, придя в газету и работая как военный корреспондент, Соболев в каждой своей вещи, присланной из Одессы или Севастополя, оставался писателем. Из многого, что он видел, он всегда умел отбирать то, что важно не только сегодня и завтра, но что будет и через год и пять лет находить отклик в сердцах людей, потому что это самое главное, самое задушевное и большое.
Рассказы и очерки Леонида Соболева, собранные впоследствии в книге под общим названием «Морская душа», - это рассказы об отдельных случаях из фронтовой жизни, короткие истории о людях, действительно живших и дравшихся, о людях, с которыми Соболев встречался сам, с которыми он лежал бок о бок, или иногда о людях, о которых ему рассказывали, потому что они пали смертью храбрых и с ними самими было уже поздно говорить.
Но эти рассказы о разрозненных случаях и разных людях стали книгой цельной и большой, о которой хочется думать именно как о книге, потому что в каждом случае, о котором он писал, и в каждом человеке, о котором он рассказывал, Соболев сумел подглядеть то главное, о чем должен писать литератор во время войны, то, чего от него больше всего ждут читатели. Открывая книгу, они хотят знать не только о самом подвиге, но и о том, что толкнуло человека на этот подвиг, что его заставило сделаться таким, каким он стал, откуда у него взялись эти
великие душевные силы.
Соболев почувствовал это, и в своих скупо, сдержанно написанных рассказах он показал много раз, на примере многих людей, что именно делает их героями. Он показал их русскую простоту, их решимость перед лицом опасности, их привычку к трудовой, скромной жизни, их неприхотливость перед лицом военных тягот, их умение улыбнуться в самую страшную минуту. Он увидел в этих людях такие чувства, которые близки бесконечно многим.
Поэтому его книга «Морская душа» стала у нас в последнее время одной из любимых книг. Это книга прежде всего о моряках, и моряки, конечно, читают ее с особенно горделивым чувством. Но эта книга не только о моряках, не только о морской душе - это книга о русской душе, о русском воине. Во вступлении к ней Соболев очень хорошо сумел сказать об этом сам:
«Морская душа - это огромная любовь к жизни. Трус не любит жизни: он только боится ее потерять. Трус не борется за свою жизнь: он только охраняет ее. Трус всегда пассивен, - именно отсутствие действия и губит его жалкую, никому ненужную жизнь. Отважный, наоборот, любит жизнь страстно и действенно. Он борется за нее со всем мужеством, стойкостью и выдумкой человека, который отлично понимает, что лучший способ остаться в бою живым - это быть смелее, хитрее и быстрее врага».
Когда литератор пишет большую, настоящую правду о войне, даже когда это пишется по горячим следам во фронтовой обстановке, в трудных условиях - всё равно это становится книгой, которая будет существовать и читаться много лет спустя. Так будет и с книгой Леонида Соболева, написанной со страстью солдата и мастерством талантливого литератора. //
Константин Симонов.
**************************************************************************************************************************************************
БОЛЬШОЕ СЧАСТЬЕ ПОЛУЧИТЬ НАРОДНОЕ ПРИЗНАНИЕ
У меня нехватает слов, чтобы выразить благодарность за присуждение мне высокого звания лауреата. Сталинской премии.
До революции была целая плеяда писателей - были среди них и мировые имена, и средние писатели, и совсем некрупные, но честные писатели, - все они в меру своих сил помогали борьбе за счастье народов. А теперь оглянешься - почти всех унесло неумолимое время. Немногие из стариков остались. Жестокие времена мы прожили с Викентием Викентьевичем Вересаевым. Когда при царизме нас топтали, наступали сапогами на горло, душили самые лучшие, самые чистые и молодые порывы. Несмотря на подлое и жестокое время, Вересаев никогда не произнес в своих писаниях ни одного лукавого, неверного слова. Правдивостью, искренностью проникнуты все его произведения, и они оказали громадное влияние на формирование сознания дореволюционной молодежи и интеллигенции.
Большое у нас с Викентием Викентьевичем счастье. Наша многолетняя работа удостоилась самой высокой оценки - народного признания. //
А.С.Серафимович.
**************************************************************************************************************************************************
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЛИТЕРАТУРЫ
Для восстановления библиотек, разрушенных фашистами в городах Советского Союза, создается Государственный фонд литературы при Наркомпросе РСФСР. В фонд войдет не менее 4 миллионов книг, которые сосредоточиваются, кроме Москвы, в 34 филиалах Государственного фонда: в Ленинграде, Свердловске, Саратове, Уфе, Горьком и других крупных городах.
Книги в Государственный фонд литературы выделяются всеми библиотеками и высшими учебными заведениями. Кроме того, фонд будет пополняться новыми изданиями, на приобретение которых ассигновано свыше 3 миллионов рублей.
В фонд поступило много книг от населения. Врач поликлиники Дзержинской железной дороги тов. Королев внес свыше 500 книг. В сопроводительном письме он пишет: «Мы, родители погибшего единственного сына Георгия Королева, студента-медика третьего курса, в память его отдаем его книги освобожденному от фашистской оккупации Воронежу в восстановительный фонд областной библиотеки». (ТАСС).
____________________________________________
Е.Кригер:
Школа мужества* ("Известия", СССР)
И.Бачелис:
Николай Тихонов ("Известия", СССР)
К.Симонов:
Писатель-боец ("Красная звезда", СССР)**
А.Серафимович:
Веселый день ("Красная звезда", СССР)
Бессмертное сражение за Москву ("Красная звезда", СССР)
Н.Тихонов:
Певец боевой молодости ("Красная звезда", СССР)
Газета «Красная Звезда» №67 (5438), 21 марта 1943 года