Участок улицы Андрея Дементьева от улицы Симеоновской до реки Лазурь на карте города
Итак, продолжаем продолжать. Историческую справку об улице я приводил здесь, так что перейдём сразу к описанию домов.
Дом №60 по улице Симеоновская.
Об этом доме я подробно рассказывал
здесь.
Дом №22 по улице Андрея Дементьева.
Фантастический уродЪ. Можно, сказать, экологически чистый. Насладитесь, как ЭТО смотрится в исторической застройке.
Построено ЭТО в 1998 г. Архитектурный стиль - не знаю, моё воображение отказывает. Автор проекта мне не известен, но я читал, что несколько лет назад премию Дарвина получил один деятель, который надел на себя противогаз, а шланг от него вставил себе в задний проход, от чего и помер. Очень надеюсь, что это был тот самый человек, что вкорячил ТАКОЕ в исторический центр города.
Дом №17 по улице Андрея Дементьева.
Сейчас я буду пересказывать слухи. Никаких документальных подтверждений тому, что я сейчас расскажу, у меня нет, так что это может быть враньём городской легендой от первого до последнего слова.
Итак, дом построен на рубеже XIX и XX вв. Изначальное его назначение, то ли табачная, то ли москательная лавка. В 1918 г. в нём разместился детский сад, который в 1960-х сменил спортклуб «Буревестник». В 90-е спортклуб сменила строительная фирмёшка, которой дом обязан своими роскошными наличниками.
Роскошные наличники.
Хозяин фирмы посчитал это хорошей рекламой. Не знаю, пошла ли фирме на пользу такая рекламная акция, но дому точно пошла.
Ну а сейчас здесь гнездятся узаконенные упыри-парковщики, которые деньги за парковку берут, а парковки ни хрена не чистят. Посылаю в их сторону сноп самонаводящихся диарейных лучей!
Дом №20/1 по улице Андрея Дементьева.
Флигель
Главный дом
Дом с флигелем построены во 2-ой четверти XIX в. и перестроены в 1870-х. В каком архитектурном стиле здания были выполнены изначально неизвестно, но после перестройки, вероятно, связанной со сменой хозяина, декор фасада приобрёл эклектичные формы, что позволяет мне причислить его к изобретённому мною архитектурному стилю «тверская эклектика». :-)
С 1918 г. по конец 1960-х в здании размещался детский сад.
С 2018 по 2021 гг. здание находилось на реставрации и было отреставрировано вполне качественно, хоть градостроительная общественность и сильно сомневалась в таком исходе весь период производства работ.
Дом №15 по улице Андрея Дементьева.
Ещё один образец «современной» ухоглазой архитектуры. По счастью, не столь ядовитый. А прикрытый деревьями улицу и вовсе не портит, не выпячивая себя. Можно условно признать приемлемым для возведения в исторической застройки.
Стоит тут с 2002 г. Архитектурный стиль определить затрудняюсь. Видимо, претензия на конструктивизм. Имени архитектора знать не хочу.
Дом №18/20 по улице Андрея Дементьева или «Дом поэзии Андрея Дементьева», он же «Дом Татаринцева».
Что ж, для начала, пожалуй, украду описания здания из паспорта охраняемого объекта. Композиция торцового фасада в пять осей оконных проемов под фронтоном двускатной кровли. Композиция бокового фасада в четыре оси. Ритмическое членение фасадов оконным проемами и декоративными элементами. Декор фасада: венчающий карниз и фрагменты наличников окон.
Построено здание в конце XVIII в., а во второй половине XIX в. несколько раз перестроено. Во время последней переделки фасад приобрёл современный эклектичный лепной декор, представляющий собой лепные розетки по низу окон, а поверху - гирлянды, которые свисают между проёмов женскими головками. По карнизу проведены фризы и пояс сухариков. Архитектурный стиль - эклектика. Архитектор неизвестен.
Как минимум, с 1803 г. дом принадлежал купцу Якову Татаринцеву. Здание во второй половине XIX в. часто меняло хозяев. В советское время с северной стороны дома был пристроен вход с двухстворчатой дверью, а четырёхскатная крыша была заменена на двухскатную.
В 2012 г. дом перешёл то ли в собственность поэта Андрея Дементьева, то ли Ассоциации тверских землячеств, то ли в собственность Библиотеки им. М. Горького, а в 2012 - 2013 гг. отреставрирован, что характерно, за казённый счёт. После реставрации в здании открылся Дом поэзии Андрея Дементьева. В этом качестве здание до сих пор и используется.
Благодаря этому факту, Тверь украсился творением Зураба Церетелли. К счастью, не таким, как на Красной Пресне в Москве, а более приличным и камерным.
Памятник поэтам-шестидесятникам в палисаднике Дома поэзии Андрея Дементьева.
Что ж, памятник, пожалуй, даже неплох. И, к счастью, не стоил городу ни копейки.
Дом №16 по улице Андрея Дементьева.
Фантастика, но про этот дом я не смог выяснить ничего. От слова «совсем». Невероятно, но факт.
Дом, как видите, никакими архитектурными достоинствами не блещет, сайдинг и вовсе приводит меня в содрогание. Словом, ещё один твёрдый шанкр на теле улицы, а ведь можно было бы и привести его в соответствие исторической застройке...
Дом №53 по улице Желябова или дом Садовниковых.
Как видите, это ещё один сохранившийся образец исторической застройки Мещанской слободы, о которой я много писал
здесь,
здесь,
здесь,
здесь,
здесь,
здесь и
здесь. Да, собственно, и сейчас продолжаю.
Но вернёмся к рассматриваемому зданию. Построено оно в первой половине XIX в. в стиле позднего классицизма. Декор фасада всегда имело скромный - мещанам, даже зажиточным, каменное кружево не по деньгам, да и не по статусу. С момента постройки и, как минимум, до Войны, дом принадлежал мещанской семье Садовниковых. В 1990-х гг. дом был реставрирован по проекту архитектора
В.В.Курочкина.
Дом №57 по улице Желябова.
Построен в 1874 г. в стиле позднего провинциального классицизма, что, в переводе с учёного на человеческий, означает, что фасад был украшен прямыми штукатурными наличниками. Этот приём сохранился в частном тверском домостроении, как минимум, до 1970-х - традици-с. Архитектор здания неизвестен, да, скорее всего, его и не было.
Дом №7 по улице Андрея Дементьева.
Состоит из двух частей: исторической и поздней пристройки. Начнём с последней. Она введена в эксплуатацию в 2010 г. Архитектурный стиль пристройки я определить затрудняюсь. В голове крутится определение «Лужковское барокко» :-). Хотя, могло быть и хуже. Но могло быть и лучше - кто мешал стилизовать фасад по цветовому решению с исторической частью здания? И выполнить в «кирпичном стиле»? Никто. Но надо же решить в «корпоративных цветах Сбербанка», который в здании и гнездится. И расстекловку стоило бы сделать, если не перекликающуюся с исторической, то хотя бы соответствующую ритму и тектонике фасада.
Историческая часть здания построена около 1900 г. по проекту, предположительно, тверского епархиального архитектора Владимира Ивановича Назарова в «кирпичном стиле. Когда им завладел Сбербанк, исторический фасад был тщательно и аккуратно покрашен в тот винно-красно-бордовый цвет, который так любили наши железнодорожники и до сих пор любят шведы. Возникает вопрос - зачем? Я бы даже усилил - на фига? Чем кирпич-то мешал?
Дома №4 и №6 по улице Андрея Дементьева.
Дом №6
Дом №4
Ничего писать не буду - на фотографиях всё и так видно.
Дом №5 и №5А по улице Андрея Дементьева.
Ну, вы поняли, да? А исторические деревянные здания рубежа XIX и XX вв. тю-тю. Не то, чтобы они представляли собой какую-то историческую или архитектурную ценность, но этот краснокирпичный уродец меня просто оскорбляет.
Дом №27 по улице Жигарева или дом Доможировых.
Построен во второй четверти XIX в. в стиле позднего классицизма. Наверное, самый старый из уцелевших домов на бывшей Прогонной улице. Классическая для Твери деревянная городская усадьба богатого мещанина или купца выше среднего уровня, хотя не брезговали такими владеть и чиновники достаточно высокого ранга. Конкретно этот дом принадлежал владельцам школы верховой езды Доможировым. К сожалению, в конце 50-х дом был переобшит заново, в процессе чего утратил много архитектурных деталей, но классическое полукруглое окно всё же сохранил.
Интересно, что практически в каждой губернии рождалась своя вариация городского деревянного дома с мезонином и тёплыми сенями. Олды помнят, как в начальной школе им загоняли с казённой части, как снаряды, строки:
Дом с мезонином. Маленький музей.
Сюда приходит множество гостей,
И здесь для них уже не первый раз
Звучит простой волнующий рассказ
Рассказ о Ленине, мечтавшем с юных лет
Дать людям правду, дать им хлеб и свет,
Чтоб с плеч своих навеки сбросил гнёт
На всей земле трудящийся народ.
Таки, да - семейство губернского инспектора народных училищ Ульянова жило в Симбирском варианте такой городской усадьбы - с двумя крыльями-флигелями. Но у нас климат посуровее, так что такой вариант был не очень популярен.
Дом потерял большую часть внешнего декора, зато сохранил кое-что из лепнины.
Вот эту розетку, например.
Ей-ей, стоило бы выделять жильцам таких домов деньги на содержание зданий и приведение их в соответствие с историческим обликом. И ведь приведут в лучшем виде - примеры имеются. Хотя, жёсткий контроль за расходованием средств, разумеется, нужен.
Дом №44 по улице Жигарева.
Построен в 1938 г. для командно-преподавательского состава
Калининского военно-химического училища в переходном от советского конструктивизма к советскому же неоклассицизму стиле. Автором проекта, возможно, был архитектор В. Анфёров, но доподлинно это не известно. Подозреваю, что автору Дома Командиров Красной Армии на набережной Степана Разина этот дом просто приписывают, по принципу «и там, и там для красных командиров». А, может быть, и нет.
Кроме вполне добротной архитектуры того периода, дом ещё украшен мемориальной доской
главному маршалу авиации П. Ф. Жигареву - второму начальнику нашей
Академии ВКО.
Мемориальная доска главному маршалу авиации П. Ф. Жигареву.
Вот, пожалуй, и всё, что я могу рассказать об этом доме.
Дом №1 по улице Андрея Дементьева. Скорбященская церковь.
Вот мы и дошли до второй жемчужины улицы Андрея Дементьева - Скорбященской церкви.
Сначала на этом месте был дом призрения убогих, бесприютных и беспомощных людей, при котором было церковное место, где хоронили умерших. В 1750 г. епископ Тверской и Кашинский Митрофан решил устроить на этом месте богадельню и при ней - храм во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость». И в том же году на возвышении была построена деревянная церковь во имя Иконы Божией Матери «Живоносный источник». Это «возвышение» позже получило название «Скорбященский холм». Церковь была не приходная и содержалась на домовом архиерейском коште.
В 1763 г. церковь сгорела во время Великого пожара и затем была вновь отстроена. Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» пережила пожар и была перенесена в уцелевший храм Живоносного Источника. Новая деревянная церковь того же посвящения стала кладбищенской для всего города.
С 1768 г., когда был утвержден и стал выполняться общий план застройки Твери, при церкви образовался приход. В 1782 - 1792-х гг. была возведена каменная однопрестольная церковь с трапезным храмом и стоящей рядом каменной колокольней. Проект этой церкви приписывали самому Ф. Ф. Штенгелю, но я в этом сомневаюсь. Скорее всего, работал кто-то из его помощников.
В 1852 - 1855-х гг. был устроен второй придел во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» за счет «кошельковой суммы» в 200 рублей серебром и пожертвований горожан, а также установлен новый иконостас. Строительство и отделка церкви велись под руководством известных архитекторов
И. Ф. Львова (не князя) и
К. Б. Гейденрейха. В 1897 г. на средства прихожан позолотили главу церкви.
Вид церкви в 1900-х годах
Это единственный в городе храм с объемным семигранным алтарем с элементами стиля барокко и ротондальной основой в стиле классицизма.
Закрыли церковь довольно поздно - в 1937 г. Разобрали паперть, стиснули пристроенными вплотную жилыми домами. В 1961 - 1994-х гг в церкви располагался склад учебных пособий.
Церковь где-то около 1930 - 1935 гг.
В 1975 г. кому-то пришла в голову светлая мысль, что так обращаться с уникальным архитектурным памятником негоже, и в 1975 - 1977 гг. церковь отреставрировали по проекту А.В. Соколова. В ходе этих работ были воссозданы разобранные конструкции. Зданию вернули облик, близкий к первоначальному. Отреставрированная церковь даже попала в набор открыток с видами Калинина.
Вид на отреставрированную церковь со стороны алтарной апсиды. Конец 1980-х.
В 1991 г. Скорбященскую церковь вернули епархии. В том же году она получила статус приходской, и там начали проводиться регулярные богослужения.
Дом №3 по улице Андрея Дементьева или НИИИТ.
Бывшая школа №17, потом №4. Здание построено в 1936 г. по типовому проекту. В 1974 г. школу выселили, а в здание въехал НИИ Информационных технологий. Под этот НИИ планировали отдать всю территорию, вплоть до реки Лазурь, а нынешняя улица Андрея Дементьева должна была стать внутриквартальным проездом. Потом, правда, передумали, но несколько здании НИИ успели построить, из-за чего остаток улицы Андрея Дементьева приобрёл причудливую нумерацию домов, а улица Лидии Базановой приобрела «эротичный» изгиб.
Что же до НИИ, то на то, какими информационными там занимаются, намекает МиГ-23, установленный за забором и сейчас почти скрытый разросшейся живой изгородью. Вот фотография памятника тех лет, когда туи ещё не выросли.
В общем,
На восток уходит краснозвёздный МиГ,
В Лувре разгорается пожар.
Эйфелевой башни проржавевший пик
С корнем вырвал ядерный удар
Писано именно об этом самолёте.
Дом №2 по улице Андрея Дементьева.
Ещё один образец советского конструктивизма. От всего его облика веет годом 1930 - 1938, но это обманчивое впечатление. Построен он в 1964 г. Каким образом довоенный проект смог воплотиться в поздние Хрущёвские времена - тайна великая есть. Архитектор мне неизвестен, о чём я весьма сожалею - дом очень интересный, хотя и испорченный маленьким Тбилиси самовольно остеклённых балконов и уродливой вывеской. Но некоторые детали ещё сохранились.
Например, вот такая парадная дверь.
На торцевой стене здания я заметил занятный мурал. Кто его автор, и что он означает - не знаю.
Дом №20 по улице Лидии Базановой.
Ещё одна великая китайская стена с крышей типа «антиКарлсон», из целого сонмища подобных, выросших по всему городу на рубеже девяностых и нулевых. Конкретно это угрёбище стоит тут с 2002 г. Никогда не думал, что буду считать панельные девятиэтажки серии 121К приличными в архитектурном плане, но глядя на ЭТО, такая мысль невольно закрадывается. Кто был архитектором - знать не хочу.
Дом №2Б по улице Андрея Дементьева.
Ещё один дом-невидимка. Про него я не смог выяснить вообще ничего. И такое бывает в наш информационный век.
Ну вот мы и дошли от Волги до Лазури, хотя река Лазурь давно уже превратилась в цепь непроточных прудов. Но романтичный кадр, для завершения статьи, я всё же нашёл :-)
Река Лазурь на закате
Предыдущие части:
Часть I,
Часть II,
Часть III,
Часть IV,
Часть V,
Часть VI,
Часть VII,
Часть VIII,
Часть IX,
Часть X,
Часть XI,
Часть XII,
Часть XIII,
Часть XIV,
Часть XV,
Часть XVI,
Часть XVII,
Часть XVIII,
Часть XIX,
Часть XX,
Часть XXI,
Часть XXII,
Часть XXIII,
Часть XXIV,
Часть XXV,
Часть XXVI,
Часть XXVII,
Часть XXVIII,
Часть XXIX,
Часть XXX,
Часть XXXI,
Часть XXXII,
Часть XXXIII,
Часть XXXIV,
Часть XXXV,
Часть XXXVI,
Глава XXXVII,
Часть XXXVIII,
Часть XXXIX,
Часть XL Часть XLI,
Часть XLII,
Часть XLIII,
Часть XLIV,
Часть XLV,
Часть XLVI,
Часть XLVII,
Часть XLVIII,
Часть XLIX,
Часть L,
Часть LI,
Часть LII,
Часть LIII,
Часть LIV,
Часть LV,
Часть LVI,
Часть LVII,
Часть LVIII,
Часть LIX