Тверь. Часть XLIII. Улица Чернышевского.

Sep 13, 2023 16:39


Улица Чернышевского является продолжением Симеоновской, начинается от улицы Салтыкова-Щедрина и продолжается в юго-восточном направлении, параллельно Медниковской улице. Пересекает Татарский переулок и упирается в Смоленский, где переходит в Московскую улицу.

Общая протяжённость улицы Чернышевского составляет 350 метров. Нумерация домов ведётся от улицы Салтыкова-Щедрина.



Улица Чернышевского на карте Твери.

Улица Чернышевского была проведена в соответствии с планом застройки 1760-х гг. в составе предместья. Носила название Барминая улица, или улица Бармина. Происхождение этого названия неизвестно; возможно, по фамилии кого-то из проживавших на ней.

Была застроена одно- и двухэтажными деревянными и каменными домами. Из застройки конца XVIII в. к настоящему времени сохранились дома № 4, 6 и 9, имеющие статус памятников архитектуры.

В 1919 г. Барминая улица была переименована в честь Николая Чернышевского. В 1950-х годах в начале чётной стороны было построено здание областного правительственного объединения по ремонту и пошиву обуви.

В 1961 г. в начале нечётной стороны был построен четырёхэтажный кирпичный жилой д. № 1. В конце 1990-х гг. началась реконструкция улицы: была снесена почти вся застройка нечётной стороны, в начале 2000-х годов на её месте было выстроено несколько малоэтажных кирпичных жилых домов. В начале 2000-х гг. была снесена застройка чётной стороны между домами № 16 и 30.



Здания и сооружения улицы, являющиеся объектами культурного наследия: дом №4, дом №6, дом №9, дом №24 (памятник истории) - в нём провёл свои детские годы руководитель тверских большевиков А. И. Криницкий, дом №29.

Мы, как обычно, идём от конца к началу. Итак, поехали.

Дом №31 по улице Чернышевского.



Вид со Студенческого переулка.

Построен в 2007 г. по проекту архитектора А. Е. Жоголева. Стиль, пожалуй, неоконструктивизм. В целом, получилось неплохо, особенно на фоне соседей.

Дом №19/32 по Смоленскому переулку.



Построен на рубеже XIX и XX вв. когда в Мещанской слободе начали появляться доходные дома. Таков и этот. Когда-то квартиры в нём сдавались в наём, а здание было щедро украшено прорезной резьбой. Теперь наличников не осталось совсем, а от всей роскоши уцелел только резной поясок по карнизу. Состояние - сами видите. Боюсь, и в нём скоро случится пожар...

Дом №30 по улице Чернышевского.



Построен в последней трети XIX в. и представляет собой типичный для бывшей Мещанской слободы рубленый и обшитый тёсом деревянный дом переходного от сельской избы к городскому дому типа. Я о них много писал здесь и здесь. Кстати, узор наличников иной, чем на улице Медниковской. Видимо, тема узора наличников всё же действительно была каким-то идентификационным признаком. Никаких историй, связанных с этим зданием мне не известно.

Дом №29 по улице Чернышевского.



Построен в середине XIX в. и тоже типичный для Мещанской слободы. Но тип уже иной - городской рубленный и обшитый тёсом дом на высоком кирпичном подклете. о них я тоже писал здесь и здесь. Декорировано здание скромно. Фактически, только ставнями с глухо-плоскостной резьбой. Было ли так всегда или декор утрачен в процессе бытования мне не известно.

Дом №27 по улице Чернышевского.



Построен на рубеже XIX и XX вв. Деревянный доходный дом. практически копия сносимого дома №7 по Медниковской улице, о котором я писал здесь. Дом богато декорирован резными наличниками, подчёркивающими ритмику фасада, задаваемую осями проёмов.

Дом №16 по улице Чернышевского.



Весь дом.



Часть более крупным планом.



Великая китайская стена...

Строили эту Великую китайскую стену с 2006 по 2022 г. Строили, строили и, наконец, построили, да. Глядя на здание, становится понятно, что и архитектору, и заказчику очень хотелось, таки, свой маленький Ист-Энд. И они его, таки, получили.



Историческая застройка Ист-Энда в Лондоне.

Источник вдохновения понятен, правда? Но, в целом, здание получилось неплохим и стилистически выдержано в духи оригинала. Так и пахнет Викторианской Англией. Вопрос в том, нужна ли она в Твери? Лично я взял бы за образец стилизации что-либо более привычное для города, благо источников вдохновения хватает, но бодливой корове Бог рог не даёт.

Дом №19 по улице Чернышевского.



Сей краснокирпичный прыщ вылез на теле города в 2003 г. Стоило сносить историческую застройку, чтобы построить ЭТО? Риторический вопрос...

Дом №18 по Татарскому переулку.



Про се чудище ухоглазое я расссказывал здесь.

Дом №17 по Татарскому переулку.



Про него тоже тут поведано.

Дом 14/16 по улице Чернышевского.



Построен в 2008 г. В принципе, стилизацию можно было бы признать условно удачной, если бы не ужасный красный кирпич. Ну оштукатурь ты весь фасад, хроняка! Так ведь нет! И что это дало ритм и тектонику фасаду? Да ничего подобного! Но, в целом, люди старались, что уже достойно похвалы. И привести здание к куда более историческому виду вполне возможно.

Дом 12/15 по улице Чернышевского.



Вид со стороны Татарского переулка.



Вид со стороны улицы Чернышевского.

Построен во второй половине XIX в. Очередной пример мещанской интерпретации деревянного ампира. Развитый мезонин, плоскостная резьба на ставнях и большей части наличников. Похоже, тут жил богатый мещанин или купец средней руки, не лишённый художественного вкуса. Интересный дом, но состояние - сами видите. Сруб явно подгнил, а фундамент просел. С другой стороны, свежая кровля на мезонине даёт надежду на то, что хозяин приведёт дом в порядок. Не мешало бы городским властям поддержать это благое начинание и финансово и проектным сопровождением - здание вполне достойно причисления к памятникам архитектуры регионального значения. Мечты, мечты...

Дом №8 по улице Чернышевского.



Он настолько ужасен, что даже прекрасен. Мне этот дом напоминает плод греховной связи покемона с телепузиком. И, возможно, что ещё бабушка покемона или телепузика согрешила с водолазом. Восторг! Стоит ЭТО здесь с 2001 г.

Дом №11 по улице Чернышевского.



Ещё один краснокирпичный «красавец». А ведь с достаточно небольшими затратами такой фасад можно было неплохо стилизовать под историческую застройку, но как бы не так. Вот и имеем оранжево-красный сарай под зелёной крышей. Вырви глаз, что называется. Стоит ОНО здесь с 1997 г.

Дом №6А по улице Чернышевского.



Построен в середине XIX в. В конструктивном плане представляет из себя трёхклетный сруб на высоком цоколе из старицкого белого камня. Ещё одно интересное переосмысление типичной тверской избы для городской жизни. Вот так, приблизительно, выглядит схема его плана:



Сходите сюда и посмотрите дом №54 и вам станет понятна эволюция от избы до городского дома.

Об архитектурном стиле здания сейчас судить затруднительно - декор практически утрачен, но наглухо заколоченная деревянная дверь с весьма прихотливой резьбой, ведущая с улицы в сени (на левой части заглавного снимка), заставляет подозревать деревянный ампир.

Дом №6 по улице Чернышевского.



Сейчас дом на реставрации и потому затянут тканевым экраном.



А так он выглядел до реставрации

Построен в конце XVIII в. Архитектор неизвестен. Возможно, что это самое старое здание на улице. Не буду ничего придумывать и просто приведу описание из паспорта памятника архитектуры: «Прямоугольный в плане объём в два этажа на невысоком цоколе. Двухэтажные сени на всю длину дворового фасада под одним скатом. Длинное вытянутое на поперечной оси слуховое окно, выходящее во двор. Кровля двускатная. Материал: кирпич, белый камень.

Главный фасад. Композиция фасада:

- Пять симметричных осей оконных проёмов прямоугольной формы в первом этаже и почти квадратной формы во втором этаже.

Декор фасада:

- Гладкие пилястры с аттическими базами на пьедесталах и без капителей, акцентирующие углы здания и чередующиеся с оконными проёмами.

- Выступающий профилированный карниз в завершении второго этажа. - Рамочные наличники оконных проёмов второго этажа.

- Профилированные подоконники и прямоугольные сандрики со срезанными торцами в оформлении оконных проёмов второго этажа.

- Горизонтальная плоская тяга под венчающим карнизом, опирающаяся на пилястры и находящаяся с ними в одной плоскости.

Западный фасад. Композиция фасада:

- Три оси оконных проёмов прямоугольной формы во втором этаже и почти квадратной формы в цокольном этаже основного объёма.

- Фронтон треугольной формы на центральной оси фасада основного объёма.

- Узкая пристройка двухэтажных сеней в южной части фасада (немного утопленная от фасадной плоскости) с входом и квадратным окном над ним.

Декор фасада:

- Выступающий профилированный карниз в завершении второго этажа основного объёма.

- Рамочные наличники оконных проёмов второго этажа основного объёма.

- Прямоугольные профилированные сандрики со срезанными торцами в оформлении оконных проёмов второго этажа основного объёма.

- Рамочные наличники оконного проёма в пристройке. - Филёнчатые входные двери в пристройке.

Южный (дворовый) фасад: Композиция фасада:

- Три массивных невысоких (в высоту цокольного этажа) столба, членящие первый этаж на прясла.

- Верандные окна со сплошным застеклением.

- Пристройка закрытого крыльца с входом в восточной части фасада.

- Слуховое окно, вытянутое на поперечной оси, завершённое треугольным фронтончиком.

Интерьеры:

- Капитальные стены и перегородки.

- Лестница с балясинами, связывающая два этажа от западного входа в пристройке сеней.

- Лестница, ведущая на второй этаж от входа со стороны двора.

- Двупольная филёнчатая дверь в интерьере второго этажа.

- Печь со срезанным зеркалом, облицованная белым кафелем, в центральной комнате второго этажа.

- Тянутые профилированные карнизы в интерьере второго этажа».

Исчерпывающе. Добавить нечего.

Дом №9 по улице Чернышевского.



Построен в конце XVIII в. Вытянут в глубь квартала. Изначально здание было одноэтажным, но в 1970 г. надстроено вторым этажом. Тогда же появилась пристройка с северной стороны здания. Композицию фасада определяют четыре симметричные оси оконных проёмов прямоугольной формы и треугольный фронтон. Декор фасада составляют пилястры пилястрами с профилированными базами на пьедесталах по краям фасада и оконные наличники. До реконструкции и надстройки мансардного этажа в 2010-х был еще двухуступный карниз в уровне перекрытия 1 этажа, пилястры членили всю плоскость 1 этажа, а наличники, наоборот, отсутствовали. Вот так здание выглядело до реконструкции и превращения в гостиницу:



Но здание утеплили и обшили имитирующим рейку сайдингом и вышли сплошные «Унесённые ветром» - так и ждёшь что выскочит Вивьен Ли Скарлетт О'Хара в поисках Кларка Гейбла Эшли Уилкса. В прочем, могло быть и хуже.

Дом №4 по улице Чернышевского.







Оригинал дома был построен в 1770 - 1780-е гг., но уцелела от него одна боковая стена и примерно на метр от земли - главный фасад. Остальное - новодел 2015 г. Изначально, здание было построено в стиле Никитинского барокко со всеми его атрибутами, а рамочные наличники и расширенные оконные проёмы - продукт ремонта во второй половине XIX в.

Застройщик честно старался, но имевшиеся в его распоряжении, наловленные в аулах и кишлаках индейцы, которых, по недоразумению, называют нынче строителями, физически не способны вести реставрационные работы или грамотную стилизацию. Вот и получилась ещё одна Тара из Унесённых ветром на пару к №9. Грустно, девушки, но всё же лучше, чем ничего.

Дом №7 по улице Чернышевского.



Ещё один пример того, что могло быть и хуже. Если бы не морковного цвета облицовочный кирпич и штукатурка цвета хаки, я был бы склонен счесть стилизацию удовлетворительной. Построен дом в 2000-х. Когда точно - установить не удалось, как и фамилию архитектора.

Дом №1 по улице Чернышевского.



Ничем не примечательный четырёхэтажный сарай, построенный в 1961 г. Хотя карниз с дентикулами на нём имеется. И вот этот карниз наводит на размышления о том, что на таком чистом листе, каким является фасад этого здания, можно нарисовать всё: и красоту, и уродство. Почему бы не придать ему во время капремонта черты советского неоклассицизма или тверской эклектики? Мечты, мечты...

Дом №2/16 по улице Чернышевского он же фитнес-клуб «Атлант».



Экая. прости Господи, мандибула! Особенно умиляют фасадные касеты цвета детской неожиданности. Превосходный пример Лужковского ампира, захватившего просторы нашей необъятной. В принципе, у фасада есть и ритм и тектоника, но текстуры портят всё: этот цвет, этот блеск сортирного кафеля... Фу!

Построили здание в 2006 г. Фамилию архитектора и узнавать не хочу.

Предыдущие части:

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII, Часть IX, Часть X, Часть XI, Часть XII, Часть XIII, Часть XIV, Часть XV, Часть XVI, Часть XVII, Часть XVIII, Часть XIX, Часть XX, Часть XXI, Часть XXII, Часть XXIII, Часть XXIV, Часть XXV, Часть XXVI, Часть XXVII, Часть XXVIII, Часть XXIX, Часть XXX, Часть XXXI, Часть XXXII, Часть XXXIII, Часть XXXIV, Часть XXXV, Часть XXXVI, Глава XXXVII, Часть XXXVIII, Часть XXXIX, Часть XL Часть XLI, Часть XLII

Архитектура, История, Родной город, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up