Тверь. Часть XXXVI. Тверская площадь.

Jul 21, 2023 11:36


Площадь это странная. Разделённая на 2 части: одну из них занимает большой сквер Салтыкова-Щедрина, о котором я писал здесь, а другую - остров из зданий разных лет постройки. Когда-то здесь стояли Торговые ряды, спроектированные самим Карлом Ивановичем Росси и проходила Новоторжская улица, но в 60-е Новоторжскую повернули, а Торговые ряды снесли.



Так выглядели Торговые ряды на рубеже XIX и XX веков.



Ну а теперь мы имеем, то, что имеем.



Карта-схема Тверской площади.

Я не стану повторять то, что писал ранее, и расскажу о неохваченном. Сразу должен предупредить - фотографии Тверского цирка старые и взяты из интернета, ибо сейчас цирк на капитальной реконструкции, окружён забором и выпотрошен. Если верить картинке на заборе, выглядеть он по окончании процесса будет весьма хорошо, но посмотрим по окончании. Итак, поехали.

Для начала, в качестве исторической справки, приведу цитата с сайта tverplanet : «Тверская площадь расположена в самой древней части старой Твери. Когда-то здесь, на берегу реки Тьмаки, стояла Тьмацкая башня, запирая дорогу из Литвы, а вдоль одной из сторон современной площади проходила стена Тверского кремля. К месту, занимаемому цирком, со стороны горсада мимо Дома офицеров шёл ров с водой. Впоследствии здесь была Мытная площадь,
затем возникли толкучий рынок и Хлебная площадь, на которой торговали зерном.После 1917 года современная Тверская площадь называлась Крестьянская площадь, а с 1965 по 1976 гг. площадь Победы.
На Тверской площади находится здание цирка, сквер с фонтаном (возник в 1978 году), памятник М.Е. Салтыковув-Щедрину (открыт в 1976 году). На площадь выходят улицы Брагина, Ивана Седых, бульвар Радищева, Театральный проезд».

Теперь, зная с чем имеем дело, начнём подробное знакомство.

Дом №9 по Свободному переулку.



Вид с бульвара Радищева





Вид с Тверской площади от фонтана.

Построено здание в 1965 г. и было совершенно безликим - коробка в 4 этажа ядовито-зелёного цвета. В конце 200-х - начале 2010-х по проекту архитектора А. Е. Жоголева надстроено двумя этажами и облеплено вентфасадом, в результате чего здание получило хоть какую-то физиономию. Можно спорить о том, оправданно ли в этом месте такое архитектурное решение, но, в любом случае, стало лучше, чем было.

Дома №7 по Тверской площади и №5 корпус 1 по Свободному переулку.



Вид от Свадебного сквера.





Панно у входа в один из магазинчиков на 1 этаже.

Ещё одно творение Архитектурного бюро Жоголева. Здания построены в 2009 г. Стиль, видимо, современный конструктивизм. Об оправданности этого стиля именно здесь опять же можно спорить, но, в целом, неплохо.

Дом №2А по Тверской площади. Тверской цирк.



Тверской цирк по состоянию на май этого года.



А таким он был большую часть моей жизни.

Здание построено в 1971 г. по типовому проекту №264-11-1, разработаному ЦНИИЭП им Б.С. Мезенцева, мастерская №4, арх. Л. Сегал, Э. Акопов, Р. Логинова, инж. Д. Леонтьев, В. Миронович во второй половине 1960-х годов. Подобные здания можно встретить во многих городах: Омске, Курске, Рязани и др.). Привязывал архитектурную часть проекта архитектор А. Л. Сегал. Кто сказал «семейственность»? Правильно сказал!

Газета «Калининская правда» 30 января 1966 года писала: «Не правда ли, какое интересное, необычное здание: восьмигранник с куполом! Так будет выглядеть Калининский цирк, подготовительные работы к строительству которого начнутся уже в этом году. Место для цирка выбрано на площади Победы. Там, где сейчас стоят мебельный павильон и старое кирпичное здание колбасного цеха горпищекомбината.

Площадь Победы с партерной зеленью сквера с восточной стороны, открытое пространство с севера и зеркальная гладь реки Тьмаки на западе будут подчеркивать особую градостроительную значимость этого здания.

Цирк рассчитан на две тысячи мест. Проектом предусмотрено использование его зала для демонстраций кинофильмов и эстрадных представлений».

Статью сопровождал вот такой рисунок, выполненный моим будущим преподавателем по архитектуре - Генадием Михайловичем Шиловым.



Рисунок Г. М. Шилова, напечатанный в газете "Калининская правда".

Вообще, самое интересное в цирке находится внутри - купол со стрелой подъёма, равной 18 м из деревоклееных конструкций, перекрывающий 1657 зрительских мест, распределённых по 15 рядам вокруг арены. Жаль только, что хороших фотографий купола я не нашёл. Ну, что есть.



Арена, зрительские места и часть купола.



То же, но в чёрно-белом виде. Так лучше видны конструкции.

Ну, а после реконструкции цирк обещают вернуть городу вот в таком виде.





Будем посмотреть, как говорится.

Дом №9 по Тверской площади.



Построен на рубеже XIX и XX вв. Стиль - тверская эклектика, но, в данном случае, довольно скромная. В 1960-е годы подвергся реконструкции - были заменены перекрытия на железобетонные. Архитектор не известен.

Нижний этаж здания занимает ювелирный магазин «Александрит». Его владельцы довольно оригинально и со своеобразным юмором подошли к оформлению витрин, а это, согласитесь, тоже архитектурный элемент.



Модный зайчик в домике. Или ослик? С этим современным искусством всё так сложно...



Не менее модный пёс. И тоже в домике.



От такого зайца я бы держался подальше - по морде видно, что опасен.



А кто живёт в этом домике я, право, затрудняюсь определить.

А вот с оформлением примыкающей к зданию территории у владельцев магазина получилось, кхм, получилось, в общем. ЭТО носит название «Свадебный сквер»:



Это поделие настолько совершенно в своей безграмотности и пошлости, что даже прекрасно. Правда, я, чтобы предать маразму законченность, впендюрил сюда ещё чего-нибудь розовенького. Например, деревце с искусственными розовыми розанчиками.

Дом №8 по Тверской площади.



Практически, брат-близнец соседа. То же, те же, тогда же. Только лавки в нём не предполагалось и потому витринных окон нет. Дом был доходным и квартиры в нём сдавались в наём.

Дом №3 по Тверской площади.





Построен во второй четверти XIX в. Это один из лучших сохранившихся в Твери образцов жилой архитектуры в стиле ампир.

Уличный фасад украшен развитым декором. Высокие окна второго этажа сочетаются с низкими, над которыми расположены антресольные окна. Архитектор, к сожалению, мне не известен. Некоторые подозревают в авторстве И. Ф. Львова.

В советское время здесь размещался Дом колхозника (позже гостиница «Колос») - адовый клоповник.

Дом №2 по Тверской площади.



Ну, вы поняли, да? Построен во второй половине XIX в с претензией на классицизм, а возможно, и ампир - декор 2 этажа утрачен, а, может, его и не было. В начале 2000-х надстроен мансардой. Архитектор неизвестен.

Дом №1 по Тверской площади.



Построен в 1770-1780 гг. Многие подозревают в авторстве П. Р. Никитина, но доказательств этому нет. Ранее здание входило в комплекс застройки "сплошной фасадой", которая в конце XVIII в. оформляла всю западную сторону бывшей Хлебной площади. Во второй половине XIX в. здание увеличилось в размерах за счет пристроек, а фасады переделаны в формах эклектики. Под окнами первого этажа находятся  фартуки, сохранившиеся от первоначального декора. В начале 2000-х здание отреставрировали, но, за всё надо платить, надстроили мансардой. В прочем, это наименьшее зло.

Дом №5 по Свободному переулку. Он же «Старый автовокзал», он же «Новый ЗАГС».



Да, в Твери и так бывает. Что такого? Сначала был автовокзал, потом куча всякого разного, а потом ЗАГС. У нас и в Казённый Питейный дом мужскую гимназию заселяли, о чём я уже писал.

Здание построено на месте церкви Симеона Столпника, построенной в 1676 г. и разрушенной в 1930 г. Вот такой она была:



Церковь Симеона Столпнинка. Начало XX в.



Обмерные чертежи церкви Симеона Столпника.

А нынешнее здание построено в 1958 г по проекту Е.С. Резницкого и В.А.Титова в стиле советского неоклассицизма. Изначально оно было двухэтажным, но через 10 лет его надстроили 3 этажом.

В 2021 г. здание переделали под Дворец бракосочетаний. Интерьеры выдержаны в пастельных тонах и бордельной эстетике, а снаружи, в целом, получилось ничего. Авторов проекта знать не хочу. Насладитесь этой квинтэссенцией пошлости.

Так она выглядит на чертежах:



Главный фасад. Удивительно, но испортить замысел советских архитекторов не удалось.



Фасад с отмывкой.



Развёртка северной стены зала бракосочетаний. Началась мякотка. Главное, розовенького побольше. Удивительно, почему нет амурчиков ибн купидончиков и голубков. Недоработочка!



Планы полов и потолков зала бракосочетаний.



Развёртка северной стены вестибюля. Фреска над входом изрядно доставляет.

А так это воплотили в натуре:



Ну ведь прелесть же!



Розовенькое, золотое - всё, как мы любим.



Прозрачный золотой лифт. Он меня убил, съел и закопал.

Правда шикарно? Вот и я икаю.

А перед главным фасадом, где раньше было троллейбусное кольцо, разбили скверик. Неплохой, кстати. Так он выглядел в проекте:



А как его воплотили, можно увидеть на заглавной фотографии. Сквер украшает скульптурная композиция "Венчание князя Михаила Ярославича Тверского и княгини Анны Дмитриевны Кашинской", работы скульптора Василия Фильшина.



Скульптурная композиция "Венчание князя Михаила Ярославича Тверского и княгини Анны Дмитриевны Кашинской".

Ну как украшает - лично у меня от этого памятника ассоциация, что св. Михаил Тверской и св. Анна Кашинская рады бы дёрнуть с криком в разные стороны, да не могут. Словом, иллюстрация к утверждению «Хорошее дело браком не назовут». Вот только у реальных Михаила и Анны было по другому - трагическая и романтическая история любви и супружества вышла.

В общем, разучились современные скульпторы эмоции передавать: то из М. Т. Калашникова «братка» сделают, то такое вот, прости Господи. Грустно, девушки.

Дом №7 по Свободному переулку.





Последний дом «острова» Тверской площади. Построен в 1911 г. Стиль - тверская эклектика. Архитектор неизвестен.

Ну и в завершение поста несколько фотографий Тверской площади и окрестностей.



Вид на Свободный переулок от сквера Михаила Тверского и Анны Кашинской.



То же, но с другой стороны площади.



Западный проезд площади.

И на этом всё.

Предыдущие части:

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII, Часть IX, Часть X, Часть XI, Часть XII, Часть XIII, Часть XIV, Часть XV, Часть XVI, Часть XVII, Часть XVIII, Часть XIX, Часть XX, Часть XXI, Часть XXII, Часть XXIII, Часть XXIV, Часть XXV, Часть XXVI, Часть XXVII, Часть XXVIII, Часть XXIX, Часть XXX, Часть XXXI, Часть XXXII, Часть XXXIII, Часть XXXIV, Часть XXXV

Архитектура, Скульптура, История, Родной город, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up