Тверь. Времена года. Часть X Набережная Степана Разина и её ближайшие окрестности. Окончание.

Apr 12, 2023 14:47


Итак «XX век начинается» ©. Хотя, я не совсем прав - в этом цикле статей мелькнёт и Императорский путевой дворец, а он создан в XVIII веке. Но Путевой дворец достоин целой серии постов (в одну не уложиться), а всё остальное создано в веке двадцатом. Что ж, грех не процитировать Гагарина в День Космонавтики: «Поехали!»

Дом №18 по Тверскому проспекту.





Как видите, он тоже выходит на набережную. Построен дом в 1963 году на месте разрушенного во время войны здания. Точнее, не совсем так - на месте аж двух разрушенных и одного пострадавшего здания. Если присмотреться, то видно, что часть дома, выходящая на набережную, надстроена. Для строительства использовали трёхэтажный доходный дом начала XX в. На фотографии 1957 года это хорошо видно.



Видите трёхэтажный дом? Он теперь в составе того, что на заглавной фотографии. А среди рыбаков, возможно, и мой отец стоит...

Проект здания разработан проектной конторой «Облжилпроект» (нынешний проектный институт «Тверьжилкоммунпроект») - старейшей проектной организацией области. Нетривиальная, надо сказать, задача.

К несчастью, проектирование и строительство прошло в годы яростной борьбы с «архитектурными излишествами» и это не пошло на пользу панораме набережной. Здание в стиле «Сталинского ампира смотрелось бы тут куда органичней. И за примерами далеко ходить не нужно - он на другой стороне Тверского проспекта стоит.



Вид на Тверской проспект с Нового моста.

Новый мост.

О нём я писал здесь, так что повторяться не буду. Давайте просто на него посмотрим.



















Дом №2 по набережной Степана Разина.

А вот и обещанный пример - Дом командиров Красной армии, который, с какого-то перепугу, нынче начали именовать »Дом Ворошиловских стрелков» Никогда он так не назывался!









Построен  дом в 1935 году по проекту архитектора В. Анфёрова. Здание пятиэтажное. Фасад решён в ордерных формах, характерных для предвоенного неоклассицизма, хотя, лично мне, милее термин «Сталинский ампир».

Над этим стилем до сих пор принято смеяться, мол, «гирлянды из фруктов и прочих продуктов», но над чем смеются-то? Архитектурный стиль монументальный, органичный, внутренне непротиворечивый и несёт, помимо идеологической, ещё и воспитательную функцию. Над Les champs Elysеes ведь никто не смеётся? А над немецкой архитектурой 30-х? А над небоскрёбами Нью-Йорка и Чикаго того же периода? И не надо мне про Людвига Мис ван дер Роэ - не он погоду в 30-е в американской архитектуре делал. Время было такое - неоампирное и наш Сталинский ампир тут, право, не худший, если не лучший.

В плане здание имеет форму прямоугольного треугольника, стороны которого образованы Тверским проспектом, набережной Степана Разина и улицей Вольного Новгорода.

В 1938-1940 годах в доме размещался штаб Калининского военного округа. В 1940-1941 годах дом принимал Высший военно-педагогический институт, сформированный на базе педагогического факультета Военно-политической академии имени В. И. Ленина, которому также был передан строящийся корпус штаба округа. Во время Великой Отечественной войны в доме находился штаб Калининского фронта, затем - госпиталь. После окончания войны дом был зданием Академии химзащиты, впоследствии - административным корпусом и жилым комплексом офицерского состава Военной академии противовоздушной обороны. Сейчас в здании располагаются гостиница и общежитие Военной академии воздушно-космической обороны имени Г. К. Жукова.

До прошлого года дом находился в отвратном состоянии - куски декора с фасадов спрыгивали на головы прохожим, но, вдруг, нашлись деньги на реставрацию и, через пол года работ, здание предстало перед нами во всей красе. И слава Богу!

Дом №30 по Свободному переулку.



Ещё один яркий представитель Сталинского ампира. Построен в 1950 году по проекту архитектора Ивана Петровича Изотова. Достаточно тяжеловестный объём разбит рустовкой 1-2 этажей,  арочными окнами и оконными обрамлениями 1-го этажа и колоннами 3-4. Как ни странно, на лёгкость восприятия здания работает массивный карниз. И посмотрите как здание вписано в окружающую застройку!









Оно, при всей своей пышности, не притягивает внимание на себя, а служит связующим звеном между Домом командиров Красной Армии и кинотеатром «Звезда» - куда более активными видовыми точками панорамы. Так и надо!

Если что его и портит, так это входная группа едальни, пристроенная в 1990-е в модном тогда стиле «общественный сортир кафелем наружу». Не знаю почему, но едальню, с первого дня эксплуатации расположенную на этом месте, всегда в народе звали «Дохлая лошадь», как бы она не называлась в тот момент официально. И традиция держится. Собственно, это один из тестов, по которому определяется коренной тверяк.

Кстати, у «Дохлой лошади» есть пара. Она носит в народе название «Три поросёнка» и расположена в доме №18 по Тверскому проспекту, с которого я начал своё повествование. Так же сменялись заведения, но народное название оставалось прежним. Я об этом расскажу подробнее когда очередь дойдёт до улицы Вольного Новгорода - одной из составляющих Парадное Трёхлучие.

А козырёк над входом в «Дохлую лошадь» надо снести и, если без этого нельзя, выполнить его в стилистике здания, не нарушая замысла И. П. Изотова. Ибо нефиг!

Дом №1 по набережной Степана Разина.



Да, это кинотеатр «Звезда» о котором я рассказывал здесь. Так что давайте просто полюбуемся на этот блестящий образец советского конструктивизма.

















Удачный пример иллюминации здания.

И на этом набережная Степана Разина кончилась. С некоторых пор та её часть, что проходит по Горсаду, носит название набережная Михаила Ярославича Тверского. Но для меня набережная Степана Разина заканчивается стадионом «Химик». Да, я ретроград! И потому в следующей части мы поговорим о Горсаде, стадионе «Химик» и Старом мосту. Это набережная!

Предыдущие части:

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII, Часть IX

Архитектура, История, Родной город, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up