Тверь. Времена года. Часть IX Набережная Степана Разина и её ближайшие окрестности. Продолжение.

Apr 11, 2023 17:09


Итак, мы дошли до улицы Андрея Дементьева. Улица тоже примечательная и я о ней ещё расскажу. А пока бросим мимолётный взгляд на прекрасный образец конструктивизма 1930-х, уже начинающий перерастать в Сталинский ампир,





бросим взгляд на нехарактерную для Твери краснокирпичную хрущёвку и прячущийся за ней доходный дом начала XX в. в стиле модерн,



оглянемся назад на Волгу и стрелку Речного вокзала





и пересечём улицу.

За ней нас ждёт одно из главных украшений города - «единая фасада» - плод гения архитекторов Петра Романовича Никитина и Фёдора Фёдоровича Штенгеля. Именно по его генплану застраивалась Тверь после Великого пожара 1763. Усилия этого выдающегося архитектора императрица Екатерина Великая оценила так: «Тверь - второй по красоте город, после Петербурга». Государыня в архитектуре понимала. Что ж, начнём.

Дома с №16 по №11 составляют единый архитектурный ансамбль.  Все его постройки были сооружены двухэтажными еще в конце XVIII века (с тех пор внешний облик практически дошел до наших дней в неизменном виде, лишь главный фасад дома №13 основательно был переделан во второй половине XIX в. в духе эклектики). В 1910-е гг. шесть домов на набережной были поделены между девятью владельцами (документы сохранили имена и фамилии большинства из них).
Главный фасад всей застройки квартала делится на шесть равных секций в девять осей проемов с проездной аркой в центре (у углового дома № 16 арка отсутствует, поскольку въезд во двор осуществлялся здесь со стороны ул. Андрея Дементьева). Проездная арка делит каждую секцию на две изолированные половины с четырьмя крестообразно расположенными помещениями. Владение дома №16 включает одноэтажный кирпичный оштукатуренный флигель, стоящий вдоль улицы Андрея Дементьева (дом №41).

Дом №16 по Набережной Степана Разина.



Дом №16 и памятник поэту Андрею Дементьеву



Главный фасад дома №16

Здание построено в период с 1776 по 1784 гг. в переходном стиле от барокко к классицизму. Композиция фасада определяется 9-ю осями проёмов и едва выделенным ризалитом. Ритм задаётся рустовкой ризалита и обрамлением проёмов в виде пилястр, штукатурных зерцал и сандриков. Горизонтальное членение фасада осуществляется за счёт рустовки, и карнизов в уровне междуэтажных перекрытий. Подобное решение характерно для всей «единой фасады». Тут же появляется характерная фишка этой части набережной - барочные окна «бычий глаз» - овальные окошки в верхней части ризалита. Они разбивают тяжеловесность рустовки и добавляют вертикального ритма ризалиту. А обязаны мы их появлению тут более старой части набережной, рассказ о которой впереди.

Дом №15 по набережной Степана Разина.



Построен в те же годы, что и соседи. Архитектурное решение фасада так же перекликается с соседями и выдержано в едином стиле. Индивидуальность декору здания придают  окна «бычий глаз» в верхней части ризалита, выделенный фронтон с декорированным тимпаном, а, так же, иная форма сандриков и зерцал.

Дом №14 по набережной Степана Разина.



То же, те же. Но времена тогда были иные, и даже типовой застройке придавали индивидуальную физиономию. Так и здесь. Ризалит - на месте, проездная арка - присутствует, рустовка - тут, окна «бычий глаз» - имеются, а вот фронтон уже лучковый с нарочито простым ничем не декорированным тимпаном в сочетании с нарочито простыми оконными обрамлениями придают зданию индивидуальность.

Дом №13 по набережной Степана Разина.



А тут, при сохранении общей стилистики, мы не наблюдаем барочных элементов. Зато характерные приёмы классицизма в полный рост: двойные пилястры с отсылкой к зубчатому римскому дорическому ордеру, оконные карнизы, ризалит с замкнутым треугольным фронтоном, тимпан которого декорирован штукатурными тягами, повторяющими форму фронтона, цветовое решение. Вспоминается Рим или Тоскана. И, при этом, общая концепция ансамбля не нарушена - рустовка вокруг проездной арки работает на общий ритм «единой фасады» и связывает дом с соседями. Умели же люди работать!

Дом №12 по набережной Степана Разина.



Вы заметили, что архитектор использует одни и те же элементы в решении фасадов? Всё, что мы видим на фасаде этого здания, уже использовалось. Но скомпонованы они по-иному и, оп-ля, фасад обретает собственную физиономию.

Дом №11 по набережной Степана Разина.



Служит продолжением дома №12, хотя решён в несколько более бедном и строгом декоре. Причём, правая, относительно проездной арки, часть фасада декорирована более богато - вертикальные тяги вдоль окон 2-го этажа визуально замыкают квартал.

Соседний квартал отделён Студенческим переулком - тоже весьма примечательной и достойной отдельного рассказа улицей. Надеюсь, у меня хватит времени и терпения добраться и до него. А пока давайте бросим на него взгляд.



Есть на что посмотреть, правда?

Но давайте всё же пересечём Студенческий переулок и окажемся перед второй «единой фасадой», построенной, в среднем, на 15 лет раньше - в 1760 - 1770 гг. Над ней Пётр Романович Никитин работал вместе с другим своим и не менее талантливым помощником - Алексеем Васильевичем Квасовым.

Довольно интересно наблюдать, как развивалась архитектурная концепция набережной. Правда, идём мы по ней против течения времени, но так даже интереснее.



Вид на дом №10

На фотографии выше дом №10. Видите насколько он похож на соседа - дом №11? Почти одинаковые. Но отличия есть. И сейчас мы на них посмотрим.

Дом №10 по набережной Степана Разина.



Дом №10.

Видите, тут барокко больше, чем классицизма. Декор более вычурный, нет излюбленных в классицизме вертикалей и отсылок к античной архитектуре. И неудивительно - Алексей Васильевич Квасов, как и его старший брат Андрей, архитекторы барочные. Выдающиеся представители Елизаветинского и Украинского барокко. А вот Пётр Романович Никитин тяготел уже к классицизму. Приходилось находить компромисс.

Результат этого мы тут и наблюдаем. Характерное для классицизма членение фасада нечётным количеством осей проёмов, так, чтобы центральная ось здания совпадала с вертикальной осью проёма. Однако, классицизма декор здания слишком вычурный, а для барокко - слишком бедный. Но тем не менее здание вышло органичным: по-барочному нарядным и по-классически строгим. И этот компромисс отразился в архитектурных решениях домов с №11 по №16, хотя они уже больше относятся к классицизму, чем к барокко.

Да, забыл сказать - балкон на фасаде появился на рубеже XIX и XX веков. Во времена Никитина и Квасова они ещё не вошли в моду.

Дом №9 по набережной Степана Разина.



И опять барочные финтифлюшки и отсутствие выраженных вертикалей. И Хотя здесь лопатки поскромнее, чем на доме №10. Зато вычурные тяги над аркой, обрамляющие медальон видны во всей красе - балкон их не закрывает. Но членение фасада опять нечётным числом осей - компромисс.

Дом №8 по набережной Степана Разина.





То же, те же, но уже появляется рустовка и лучковый фронтон с штукатурным медальоном на тимпане - помните, нечто подобное мы видели на доме №14?

Вообще, почти каждому дому можно найти условную «пару» в соседнем квартале. Перекрёстные ссылки, как сказали бы сейчас. И это, в том числе, создаёт единый и гармоничный архитектурный ансамбль.

Дом №7 по набережной Степана Разина.



«Брат-близнец 8-го», - скажет невнимательный читатель. «Они зеркальные», - заметит более внимательный. И оба будут не правы. Да, они очень похожи, да они зеркальны, относительно общей оси, подчёркнутой рустовкой, но есть и отличия. И я не про балкон - он тоже поздний. Но посмотрите: у 8-го над аркой «бычий глаз», а у 7-го - нет, иной порядок чередования «слепых» и настоящих маленьких окошек 2-го этажа. Но построены оба в 1868 году.

Дом №6 по набережной Степана Разина.





Стоп, моторы! Какое барокко? Какой классицизм? Это что за зверь вообще? Спокойно, товарищи - это представитель излюбленного тверского семейства эклектики. В конце XIX века хозяева этого особняка снесли второй этаж, ликвидировали проездную арку, увеличили высоту этажа и оконных проёмов, завершив их лучковыми перемычками и вообще перестроили дом в соответствии со своими представлениями о прекрасном, замешав сюда и классицизма, и барокко, и неорусского стиля, и тосканского плеснули - не забыли, балкончиков добавили. И ведь неплохо получилось - это вообще свойство тверской эклектики - неплохо получаться. Вот и здесь совершенно чуждое по стилистике здание вписалось в «единую фасаду».

И на этом выходящая на набережную часть квартала почти закончилась. Остался только занятное граффити с Цоем



А неплохо вышло - пусть остаётся. А вот мусорный клён, что растёт из самой стены - спилить к чёртовой матери!

Да, пожалуй, удачная беседка-пергола, выстроенная относительно недавно (погуглил - 8 лет назад - недавно, ага...).





И вот уже в набережную врезается улица Трёхсвятская - наш тверской Арбат. О ней я точно расскажу.



Улица Трёхсвятская



Немного иной ракурс. Бирюзовое здание на переднем плане - Торговый техникум. Принципиально не хочу знать каким колледже-лицеем он сейчас стал. А дальше бывшее здание Облвоенкомата.

И вот мы пересекаем Трёхсвятскую и оказываемся на самой старой части и, одновременно, одной из самых молодых частей набережной.



Как так? А очень просто - часть этого участка по генплану 1763 года отводилась под казённые Винный, Провиантский и Соляной склады. Склады снесли в середине XIX века, то, что построили на их месте было разрушено в Войну и окончательно снесено во время строительства Нового моста, а оставшаяся часть (от Нового моста до ул. Трёхсвятская) хоть и была построена «единой фасадой», но имела высоту в 1 этаж (только дом №3 был двухэтажным) и в начале-середине XIX в. эти здания надстроили и перестроили до неузнаваемости. Так что пойдёмте знакомиться с тверской эклектикой на основе классицизма и ампира.

Дом №5 по набережной Степана Разина.







Заметно, что надстроено. И заметно, что классицизм - уж очень характерные вертикали и сухарики. К сожалению, фамилию архитектора, по проекту которого осуществлялась перестройка, я не нашёл. Наверное, плохо искал.

И в компенсацию этого я расскажу вам немного об истории этого дома. Здесь жил сам Алексей Фёдорович Головинский (тыц и тыц) - наверное, самый популярный глава города за всю его историю. Потомственный почётный гражданин Твери.Спаситель города от ежегодных наводнений. Построенные его попечением Головинский и Волжский валы прикрыли Затьмачье и Ямскую слободу от разливов Волги. Кстати, по Волжскому валу мы с вами уже гуляли - на нём стоит сквер Гумилёва, и Областная детская больница.

О том, что дом когда-то принадлежал Головинскому, напоминает мемориальная доска.



Мемориальная доска Алексею

А вот вторая его часть.



Не удивляйтесь - это один дом. Просто в XIX веке хозяин продал половину дома, а у нового владельца имелись свои представления о прекрасном. А Галерею над проездной аркой и вовсе построили в 1990-е. Вот такие перетрубации случались на тверской земле. Я сам не поверил, когда узнал.

Сейчас в западной части дома располагается едальня «Вкусно». Ничего про неё не могу сказать. А до этого всё здание занимало заведение с оригинальным названием «Пельмень-бар «Матрёшка». А до того казино, а до казино, ещё в советское время - ресторан «Россия». Боже, какое там было мороженое...

Дом №4 по набережной Степана Разина.





Тоже дом из двух половин. Бежевая носит название «Дом Панова». Её выкупил и надстроил в в 1849-1851 гг. титулярный советник Иван Михайлович Панов. Он же пробил проездную арку. Интересно, откуда деньжата у человека в столь незначительном чине?

Синяя часть оставалась одноэтажной аж до 1974 года, когда её надстроили и, удивительно, стилизовали под восточную часть дома.

Архитектурный стиль определить затрудняюсь. Пусть будет «тверская эклектика».

На восточной части дома висит ещё одна мемориальная доска.



Им было по 16-17 лет...

Вот здесь рассказ об их подвиге. Прочтите.

Дом №3 по набережной Степана Разина.



Единственный в этом квартале дом, сохранивший свой исторический облик. Узнаёте знакомые барочные элементы? И руку Никитина и Квасова?

Ну и хватит на сегодня. Дальше у нас уже век XX-й и о нём в следующий раз.

Предыдущие части:

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII

Архитектура, История, Родной город, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up