Сегодня пост не о природе, а об истории и архитектуре. Хотя, и о природе тоже - природе вещей, природе города, его живом организме. Без прошлого нет будущего, верно? А каменное кружево барокко, строгие античные формы классицизма, прихотливость модерна, бунтарский утилитаризм конструктивизма 30-х, доведённый до абсолюта, граничащего с абсурдом в хрущёвках, монументальность Сталинского ампира, безликость архитектуры периода «развитого социализма», извращения 90-х и жёлто-чётная кирпичность 2000-х, разбавленная стеклом и сэндвичем, создаёт физиономию и организм города, формирует мироощущение и характер горожан и от того, несомненно, является частью природы.
Я всегда пытался определить, а какова же физиономия моего родного города? Ничего умнее эклетичности придумать не удалось, ну так и фамилия у меня не Гегель, не Кант и даже не Бердяев. Или у города множество лиц? И их калейдоскоп составляет такую же эклектику городского характера, как эклектична его архитектура? Попробуем в очередной раз разобраться?
Итак, назначим лабораторной мышкой набережную Степана Разина на участке от костёла Преображения Господня до самого пешеходного моста через Тьмаку на остров Памяти.
Итак, начнём.
Дом №46 по улице Рыбацкая.
Я его уже упоминал, но повторение - мать учения.
Построен этот образец тверского модерна или постмодерна, или неомодерна в 2015 г. Главный архитектор проекта - А. Ю. Барковский. Отсылки к знаменитому
танцующему дому в Праге, а так же к творчеству Гауди и Шехтеля прослеживаются, но вторичным продуктом здание назвать нельзя - он самобытен, имеет собственный стиль и физиономию. Да и фирменные фишки товарища Барковского тоже налицо. Сравните с
отелем «Оснабрюк» его же авторства.
В общем, неплохо получилось - Цой модерн жив в Твери. Жаль только, что большинство исторических зданий, построенных в этом стиле, имеют состояние от терпимого до откровенно хренового. И пример тому стоит прямо тут.
Дом №44 по улице Рыбацкая, он же Дом Мутузова.
Дом Мутузова.
Здание построено в середине XIX века в стиле классицизма. Собственно, иначе тогда и быть не могло. Как писал о том времени Алексей Константинович Толстой:
Заметил я, что желтый этот цвет
Особенно льстит сердцу патриота;
Обмазать вохрой дом иль лазарет
Неодолима русского охота;
Начальство также в этом с давних лет
Благонамеренное видит что-то,
И вохрятся в губерниях сплеча
Палаты, храм, острог и каланча.
...
В мои ж года хорошим было тоном
Казарменному вкусу подражать,
И четырем или осьми колоннам
Вменялось в долг шеренгою торчать
Под неизбежным греческим фронтоном.
Во Франции такую благодать
Завел, в свой век воинственных плебеев,
Наполеон, - в России ж Аракчеев.
Таков изначально был и этот дом - квадратное в плане строение с полуподвалом и мансардой, перекрытое вальмовой кровлей. На симметричном уличном фасаде под высокими окнами первого этажа расположены квадратные окошки полуподвала. Фасад был декорирован четырьмя пилястрами. Но в 1900 г. он попал в лапки подрядчика С. И Мутузова и подвергся перестройке в модном тогда стиле модерн.
Архитектурные детали
Ещё
К первоначальному объёму с востока к была пристроена деревянная лестничная клетка - сени, выходящая на красную линию улицы, с юга (со двора) - каменная пристройка. Перестройка сильно изменила силуэт дома и декор фасада: были убраны центральные пилястры фасада (от них остались креповки на карнизе). Под креповками появились крупные лепные цветы. Окна подчеркнуты гладкими сандриками с замками. Замок среднего (центрального) окна украшен лепной женской маской. В основании оконных проемов - широкие подоконники с фартуками. Стилевое соответствие эпохе модерна придаёт дому Мутузова непропорционально большая мансарда, завершающая фасад по центральной оси. Её фасад порезан большим окном с дугообразной перемычкой. Форму перемычки дублирует аттик с вписанным в него картушем барочного рисунка. Мансарда фланкирована высокими пилонами. Пилоны дублируются в углах здания пониженными волютообразными тумбами, соединенными с фасадом мансарды металлическими решетками.
Внутреннее пространство дома разделено на два объёма капитальной стеной (по линии пристройки 1900 годов). Помещения имеют два самостоятельных выхода. В мансарду ведет лестница из южной части дома. В интерьерах сохранились тянутые карнизы, облицованные кафелем печи, двухстворчатые филенчатые двери и лестница в мансарду с точеными балясинами.
И вся эта красота теперь вот в таком состоянии. Грустно, девушки...
Сосед нашего предыдущего героя - дом №42 по ул. Рыбацкая, ничем не примечателен, построен в 1954 г. и заслужил упоминание здесь только тем, что стоит на месте, дома С.А. Бакуниной - сестры знаменитого теоретика и практика анархизма.
Дом № 38 по ул. Рыбацкая или дом Н. Г. Андреева.
Вот так он выглядит - обнять и плакать.
Тоже находится в состоянии «гроша выеденного не стоит». А он ведь опять же не просто так - сараюшка. Построен он в конце XIX в. и, как и его снесённый сосед - дом №40, принадлежал средней руки купцу Н. Г. Андрееву. Особыми архитектурными достоинствами дом не блещет, но для поддержания городской атмосферы и сохранения исторической городской среды привести его в пристойный вид стоит. А если не стоит, так надо сносить и строить нечто, хорошо стилизованное под тот период.
Дом №30 по улице Рыбацкая или Баня на Советской.
Дело в том, что если назвать кому-то из тверяков этот адрес, то он, скорее всего, не вызовет никаких эмоций, а вот если произнести: «Баня на Советской», то... Всякие истории быть могут. От самых душещипетельных и умилительных, до таких, что ой. Культовое местечко. Было, увы. Теперь основную площадь бань занимает детско-юношеская спортивная школа, а от былого великолепия осталось 2 крошечные баньки-саунки-бордельчика, работающих по непонятному графику и не гуманному ценнику.
Обнять и плакать! А ведь здание, хоть и без изысков, но вполне интересное. Расчистить и отпескоструить фасад, заменить поздние закладки из силикатного кирпича на керамический соответствующей фактуры, произвести благоустройство - конфетка будет.
Фасад, выходящий на сквер Гумилёва.
Другой ракурс.
А ведь в 1930 г. здание строилось, как храм гигиены, и таким долгое время и являлось. Очень многие иной бани, кроме бани на Советской, и не признавали. Мои деды, в частности, хоть и жили в домах с ванными, но поход в баню - это святое. Да я и сам сгонял вес перед соревнованиями там, хотя имелась баня куда ближе к дому.
Водонапорная башня. Улица Советская, дом №45.
Я о ней писал, но не грех и повториться.
Водонапорная башню построили в 1865 году, когда в городе, таки, смастырили водопровод. Изначально она была четырёхэтажной, в 1927 надстроили ещё 2 этажа - тот самый, хорошо видимый на фото, набалдашник.
А ещё это наша Пизанская башня - тоже имеет хорошо заметный наклон.
Сквер Гумилёва.
Задумка была хорошая, а вот воплощение подкачало. Начали, да не закончили, хотя скверик получился приятный, но, ёлки зелёные, за ним же следить надо и, самое главное, привести весь кусок Рыбацкой, выходящий на сквер, в божеский вид, а то сплошная срамота, тлен и запустение. А если ещё и бане на Советской вернуть прежний блеск и славу... Да в Водонапорной башне, о которой я писал выше, музей тверского водопровода открыть... Мечты, мечты...
Так выглядел сквер осенью
А так сейчас
А сам сквер разбили в 2015-2016 годах, облагородив, зелёную зону, издавна существовавшую пред баней на Советской, но капитально загаженную и превращённую в свалку в 90-е. Вот только сделали только первую очередь, а вторую, включающую в себя памятник поэту и оборудование спуска к Волге и берега - увы.
Новый и Старый корпуса Областной детской больницы. Набережная Степана Разина, дом №23.
Новый корпус
Так Старый корпус выглядел осенью 2022 г.
Так выглядит сейчас.
Старый корпус был построен в 1898-1900 годах по проекту губернского епархиального архитектора Владимира Ивановича Назарова. После окончания строительства, этот достойный человек получил заслуженное повышение - стал тверским губернским архитектором.
Изначально здание предназначалось для размещения Епархиального женского училища и его строительство финансировалось епархиальным управлением.
Вот так здание выглядело в 1900 году.
Вытянутое вдоль набережной здание с двумя внутренними прямоугольными дворами имеет симметричную относительно поперечной оси композицию. Монументальный главный фасад пластично подчеркнут тремя увенчанными апиками ризалитами - центральным в пять осей и одноосевыми по бокам. Над западным ризалитом, в котором размещалась церковь, располагалась небольшая главка. Вообще здание эклектично - в Твери это всегда любили.
Тектонику фасада создаёт противопоставление грузных монументальных форм и мелкой, дробной отделке фасадов. Тут вам и колонны конического и ионического ордеров, и мелкая рустовка, и сложные карнизы с зерцалами. Лично у меня складывается впечатление, что здание Епархиального училища предвосхитило монументальные городские постройки Сталинской эпохи: стадион «Химик», Драмтеатр, Библиотека имени Горького, «Дом со шпилем на Советской - чувствуется влияние.
В 1918 году Епархиальное училище было закрыто и в здании разместилась Объединённая трудовая школа. Детская больница обосновалась тут в 1938 году. Тогда ещё не областная.
Во время Войны европейские цивилизаторы разрушили здание. Восстановление затянулось до 1953 года.
Здание Нового корпуса начали строить самом конце 1990-х гг. на месте небольших послевоенных двухэтажных домов. Стилистику старались выдерживать - здание также завершили куполочком, фасады выполнили приблизительно следующими пышному классицистическому декору старого здания. Строили его аж 12 лет (корпус открыт в 2010 году). Со старым зданием Новый корпус соединен надземным крытым переходом. И получилось, в целом, неплохо.
В 2017 г. в Старом корпусе произошёл сильный пожар, чудом обошедшийся без жертв. Для леквидации последствий пожара выполнили усиление строительных конструкций здания и на том всё. Оно с тех пор пребывает в заброшенном виде и непонятном статусе, как и многие исторические здания города. Грустно.
Улица Салтыкова-Щедрина
Да, когда-то Салтыков-Щедрин был гражданским губернатором Твери, причём оставил о себе в городе добрую память. Работал мужик. Так что улица, на которой расположен его музей, носит его имя. Логично и правильно.
Вид на нечётную сторону улицы
А теперь на чётную
Не смотря на свой крошечный размер, улица достойна рассказа, но, пожалуй, я сделаю это когда буду писать об улице Рыбацкой. А пока нас ждёт набережная с её весьма примечательными зданиями.
Перспектива набережной от пересечения с улицей Салтыкова-Щедрина.
Дом № 22 по набережной Степана Разина
Дом осенью 2022 г.
И весной 2023 г.
Дом строился с 1810 по 1820 г. по проекту самого Карла Росси. Заказчиком выступил купец Е. Хозинский. В архитектурном плане здание относится к стилю позднего классицизма. Главный фасад здания имеет строго симметричную композицию в пять осей окон. Ритм фасада задан 6-ю квадратными пилястрами центрального ризалита и рустовкой флигелей, примыкающих к нему. Карнизы первого этажа украшены зерцалами.
Перед Революцией в доме обитала примечательная семья. Её глава - полковник С. В. Агокас был первым профессором математики первого ВУЗа Твери - Учительского института (Ныне Тверской Государственный университет). А до того полковник Агокас служил в артиллерии, преподавал математику, физику, механику и артиллерийское дело в Тверском кавалерийском училище, математику, физику и космографию - в женской гимназии А.А. Римской-Корсаковой. После Революции он, вплоть до увольнения из РККА по предельному возрасту в 1926 г., преподавал в Тверской кавалерийской школе РККА, Учительском институте и ещё нескольких учебных заведениях. Среди его курсантов был сам будущий маршал К. К. Рокоссовский. После увольнения из армии С. В. Агокас сосредоточился на преподавании в Учительском институте, к тому времени преобразованном в Педагогический институт. Именно он создал тверскую математическую школу. Знаменитый В. М. Брадис был его учеником. Вот такие дела.
Дом №21 по набережной Степана Разина.
Построен в те же годы, что и дом №22. Возможно, к нему тоже приложил руку Карл Росси, но доподлинно это не известно. Фактически, состоит из двух объёмов: двухэтажного собственно дома и, соединённого с ним проездной аркой, одноэтажного флигеля.
Дом и флигель
Дом и арка
Флигель
Композиция основного объёма решена строго симметрично в стиле позднего классицизма. Ритм фасада задают неглубокие квадратные пилястры 2-го этажа, решённые в дорическом ордере, а так же рустовка 1-го этажа и окна, карнизы которых украшены зерцалами. Композиционно объединяют фасад горизонтальные штукатурные тяги.
Флигель почти не декорирован - только декоративные карнизы через окно. Подозреваю, что первоначальный декор утрачен со временем, а расположение карнизов намекает на то, что раньше окна были выше.
Дом №20 по набережной Степана Разина.
Построен в стиле позднего классицизма в первой половине XIX в. Главный фасад здания насчитывает десять осей окон и необычен для классицизма (художественные нормы этого стиля требовали нечетного числа осей в композиции, что было закреплено в строительном законодательстве). Во второй половине XIX в. при ремонте фасада здание получило барочный штукатурный декор, пополнив когорту тверской эклектики. Любят у нас это дело. А вот имени архитектора мне выяснить не удалось.
Дом №19 по набережной Степана Разина.
Построен во второй половине XIX века. Усадьба состоит из главного дома, флигеля с одной стороны и стены с воротами с другой. Главный дом представляет из себя двухэтажное прямоугольное здание с балконом, который был сделан в конце 1990-х годов, но при строительстве использовались старые чугунные кронштейны.
И тут у нас опять излюбленная в Твери эклектика: барочные лопатки по углам фасада, классическая рустовка по центру 1-го этажа, арочные ампирные окна 2-го - всё, как мы любим. И ведь получилось у неизвестного архитектора очень неплохо. Вот только состояние фасада и, подозреваю, всего дома, цензурными словами не описывается. Когда же займутся набережной, наконец? Забыл уже сколько лет обещают.
Дом №18 по набережной Степана Разина.
При упоминании этого адреса невольно ёкнет сердце у любого, кто служил в армии в Твери, ибо именно тут расположено главное пугало личного состава - гарнизонная гауптвахта. Я и сам тут..., кх-м, не будем о грустном.
Построено в начале XIX неизвестным архитектором. Изначально было решено строго в стиле классицизма, но это же Тверь - добавили барочных рюшечек: аттик, прихотливые штукатурные медальоны, тяги. Эклектика - наше всё! Но получилось-то хорошо!
Инициалы на аттике принадлежат одному из бывших владельцев. Краеведы до сих пор спорят кому. Есть несколько кандидатур.
Дом №17 по набережной Степана Разина.
На сегодня крайний - размер поста в жж имеет значение. Тем более, что дальше начинается главная фишка набережной - «единая фасада».
Таким он был позапрошлой осенью.
А сейчас завешен сеткой, якобы, для реставрации. Дай то Бог...
С информацией же о доме №17 всё вообще грустно. Даже дата постройки определяется, как «Вторая половина XVIII - середина XIX в.». Где-то в эти сто лет. Хотя, называют и более узкий временной промежуток - 1780-1790 гг.
Архитектор неизвестен. Фасад здания решён в стиле классицизма и, что в нашем, городе редкость, сохранил это решение по сей день - всё строго, сдержанно, лаконично. Но пребывает, как многое в городе, в мерзости запустения.
И после этого его губернаторское высокопревосходительство и вся его рать на серьёзных щах рассуждают о туристической привлекательности региона. Два слова Лаврова! У них главная визитная карточка города - Речной вокзал рухнул и вторая - набережная Степана Разина стоит обшарпанной. Реклама - лучше не придумаешь.
Предыдущие части:
Часть I,
Часть II,
Часть III,
Часть IV,
Часть V,
Часть VI,
Часть VII