Тверь. Часть XXXIV. Бульвар Радищева от улицы Андрея Дементьева до улицы Трёхсвятской.

Jul 18, 2023 16:51


Сначала небольшая вводная часть. Бульвар Радищева начинается от Тверской площади и продолжается в юго-восточном направлении. Пересекает Свободный переулок, Тверской проспект, улицу Трёхсвятскую, Студенческий переулок и упирается в улицу Андрея Дементьева, где переходит в Пушкинскую улицу.

Общая протяжённость бульвара Радищева составляет более 900 м.



Бульвар Радищева на карте.



Улица была проведена по первому плану регулярной застройки 1760-х гг. как улица, отделяющая «городскую часть» от Мещанской слободы. Называлась Мироночицкой улицей и одновременно, так как с самого начала посредине широкой улицы был проведён газон, а на нём высажены деревья, Мироносицким бульваром. Название было дано по храму Жён Мироносиц, разрушенному в советское время.



Мироносицкий бульвар в 1910-е



Церковь Жён Мироносиц

Мироносицкий бульвар застраивался главным образом в начале XIX в.: северная сторона одно- и двухэтажными каменными жилыми домами; южная сторона - двухэтажными каменными и деревянными. Многие из них, сохранившиеся до сих пор, имеют статус памятников архитектуры.

Расскажу немного о церкви Жён Мироносиц. Она была построена 1802-1811 гг. и стояла на месте нынешнего двора дома 9/50 по Тверскому проспекту. Церковь являлась ярким произведением зрелого классицизма. Трехчастная продольно-осевая композиция церкви состояла из храма с полукруглой апсидой, трапезной с сильно выступавшими приделами и четырехъярусной колокольни. Храм представлял собой двусветный четверик с пластично скругленными и раскрепованными углами, который нес купольную ротонду с арочными окнами. Перед фасадами четверика выступали четырехколонные портики с колоннами коринфского ордера.

Но вернёмся к бульвару Радищева В 1920 г. Мироносицкий бульвар переименовали в честь Александра Николаевича Радищева.

После Великой Отечественной войны бульвар Радищева подвергся частичной реконструкции, многие дома улицы были перестроены, а на месте нескольких разрушенных в Войну домов построены новые. Та же история повторилась и в 90-е, когда много зданий восточной части бульвара были снесены, а на их месте появились «шедевры современной архитектуры». Мату в горле тесно.



Бульвар Радищева в 1960-е. Дом №13 на пересечении с Тверским проспектом.



Тогда же. Возведённый после Войны дом №30 на пересечении с улицей Трёхсвятской (тогда Урицкого). По Урицкого ещё ходят трамваи.

Но тесно или не тесно, сейчас мы имеем то, что имеем. Давайте посмотрим, что получилось. Правда, выбрал я неудачное время для своей фотовылазки - бульвар Радищева и Трёхсвятскую улицу перекопали вдоль, поперёк и по диагонали - меняют плитку. Говорят, что и провода со столбов уберут под землю. Дай то бог, а то бесит этот маленький Банког с паутиной проводов несказанно. Придётся делать ещё один пост - после ремонта. Пойдём мы от улицы Андрея Дементьева. Итак, поехали.

Дом № 21/66 по улице Андрея Дементьева.



Фасад по улице Андрея Дементьева.



Фасад по бульвару Радищева

Построен в начале XIX в. в стиле, правильно, тверской эклектики. Неоднократно перестраивался. Отреставрирован в 2010 г., когда туда въехал Газпромбанк. Архитектор мне неизвестен.

Дом 23/51 по улице Андрея Дементьева и дом №49 по бульвару Радищева.



Вид с улицы Андрея Дементьева.



Вид с бульвара Радищева

Построены в начале XIX в. в стиле переходном от барокко к классицизму. Некоторые приписывают авторство здания К. И. Росси, некоторые - И. Ф. Львову, но доказательств ни тому, ни другому нет. Изначально здания были одноэтажными, но в последней четверти XIX в. их надстроили вторым этажом, причём, портик со стороны улицы Андрея Дементьева тоже нарастили. Дом этот то разделяли на два, то объединяли и сейчас они считаются отдельными зданиями. В Войну дома выгорели и утратили декор фасадов. То, что вы видите на 1 этаже восстановлено не так давно. Говорят, что и на 2 этаже восстановят, вот только когда?

Дома №64 и №62 по бульвару Радищева.



Слева №64, справа - №62.



Слева №64, справа - №62. Фронтальный вид.

Построены в начале XIX в. во время массовой застройки Мироносицкой улицы. Архитектор неизвестен. Изначально, как говорят, архитектурный стиль был с претензией на барокко, но, в конце-концов, всё кончилось тверской эклектикой, ибо у многочисленных хозяев этих домов были свои представления о прекрасном. Например, мезонин дома №64 обрёл свой нынешний вид в 1910-х гг. В центре тимпана мансарды долгое время сохранялся металлический знак страхового общества конца XIX в., но в 90-е  знак изчез.

В интерьере дома присутствовали двухпольные двери с рельефными ромбами, старинные кафельные печи и тянутые штукатурные карнизы. Этот уголок старой Твери был в 70-90 е годы чрезвычайно популярен у тверских художников, и они частенько изображали этот дом на своих картинах.



Вид дома №64 в 1980-е

Виднеющиеся сейчас на заднем плане, так скажем, объёмы, понастроены позже. В 2007 г. под видом реставрации дом был полностью переделан и утратил первоначальный облик. Деревянный мезонин вместе с крышей был уничтожен, вместо него "реконструкторы" возвели ложный мезонин из силикатного кирпича, а над ним построили эпических размеров теплицу, в которой нынче размещается кафе «На крыше». В самом же историческом здании расположен «Гастропаб», где страждущим наливают приличное крафтовое пиво.

Дому №62 повезло больше.  Его почти не испохабили. Сейчас дом занят нотариальной конторой.

Дом №47 по Бульвару Радищева.



Построен в 1946 г. на месте разрушенного во время Войны. Как видите, без претензий. Владельцев магазинов на 1 этаже обязали оживить фасад рустовкой. Вышло так себе. Хотя, по слухам, есть проект декорирования фасада со стилизацией под историческую застройку. Будем посмотреть. Пока покрасили хотя бы.

Дом №60 по бульвару Радищева.



Построен во второй половине XIX в. с претензией на барокко. Образец рядовой исторической застройки того периода. Чем-то подобным была застроена большая часть чётной стороны Мироносицкой улицы. Сохранился дом неплохо, да его ещё и подшаманили в 2010-х. Архитектор, традиционно. неизвестен.

Дом №58 по бульвару Радищева



Прекрасный образец рядовой исторической застройки. «На каменном подклете, обшит тёсом, в один этаж и три окна по фасаду», как писали в официальных документах до исторического материализма. Такие нет-нет, да встречаются по городу. Милые, домашние, по-хорошему мещанские. Этот построен во второй половине XIX в. и чудом уцелел до сих пор без перестройки. Пусть и дальше стоит!

Дом №56 по Бульвару Радищева.



Брат дома №62 и, явно, спроектирован тем же архитектором. Знать бы ещё его имя... А дом стоит тут с первой половины XIX в. Отличный образец рядовой исторической застройки и тверской эклектики. особенно хороши мелкие дентикульчики по фронтону и оконные обрамления, отсылающие одновременно и к классицизму, и к Нарышкинскому барокко. Жаль, не удалось выяснить: декор фасада был таким изначально или появился в последней трети XIX в.?

Дом №45 по бульвару Радищева.



Построен в 1900 году, причём, по некоторым данным, с самого начала был таким вот «маленьким Тбилиси» с остеклёнными балконами на 3 этаже. Так что во время гипотетической реставрации их можно оставить, качественно стилизовав, разумеется. Правда, декор был побогаче и не таким, как налепили, кто в лес, кто по дрова, владельцы магазинов на 1 этаже. Опять же ходят слухи, что проект воссоздания декора имеет место быть и его обещают воплотить в жизнь, но пока, как в анекдоте: «Ах, товарищ майор, вы всё обещаете!».

Дом №52 по Бульвары Радищева.



Ну вот, дожили до светлого денёчка - начинается «архитектура» середины 90-х, вкоряченная на место уничтоженной исторической застройки. Грустно, девушки. Конкретно, даже «чисто конкретно» этот сарай построен в 1995 г. Без комментариев.

Дом №50 по бульвару Радищева.



Этот «чисто конкретный хаус» смастырен в 1993 г. В принципе, он даже ничего, если бы стоял не здесь.

Дом №30 по бульвару Радищева.



Вид на главный дом и флигель с бульвара Радищева



Флигель крупным планом.



Главный дом.



Вид с другой стороны Студенческого переулка.

В отличии от двух предыдущих строений, это настоящая жемчужина. Яркий представитель тверской «россики». Это один из лучших сохранившихся памятников жилой архитектуры, созданных в 1810-1820-х гг. по проекту К.И.Росси. Комплекс построен в стиле ампир. Для главного фасада дома использован один из образцовых проектов 1816 г. для Павловска. Во второй половине 19 века городская усадьба принадлежала Корвин-Литвицким.  В 1890 г. усадьбу капитально отремонтировали и вскоре продали. Точно неизвестно, кто стал покупателем, но в начале ХХ в. усадьба принадлежала московскому Трёхгорному пивоваренному заводу, который устроил там склад пива.

Дом соединен воротами с флигелем, который торцом выходит к бульвару Радищева. Второй флигель, стоявший вдоль переулка и также соединявшийся с домом воротами, был сильно повреждён в Войну, а остатки его разобрали в 1970-х гг.

С конструктивной точки зрения дом одноэтажный с полуподвалом и мезонином кирпичный оштукатуренный прямоугольный в плане. С бокового торца к основному объему примыкают более низкие сени (парадный вход со стороны переулка, возможно, построен позднее).

Ритм и тектоника фасада задаётся полупортиком в 4 колонны ионического ордера, поддерживающими фронтон мезонина, который поддерживает рустовка вразбежку и штукатурные обрамления окон, а так же дентикулы по карнизам.

Флигель декорирован скромнее - пилястрами дорического ордера, штукатурными тягами и дентикулами.

Долгое время комплекс зданий находился в преотвратнейшем состоянии, но 2 года назад его отреставрировали, что не может не радовать.



Так дом выглядел в 1910-х



Вид дома в межвоенный период.



А вот так в конце 70-х - начале 80-х - в пору моего дошкольного детства.

Дом №46 по бульвару Радищева.





По известному сюжету басни, жемчужину должна окружать куча навоза. Вот она - энжойте, как говорили во времена моей юности. Ещё одно поделие «святых 90-х». Шанхай 1920-х, прости, Господи!

Дом №39 по бульвару Радищева.



Образец рядовой исторической застройки. Находится на углу квартала. Построен в конце XVIII в. в переходных от барокко к классицизму формах. Во второй половине XIX в. дом был увеличен в западном направлении вдвое и примкнул вплотную к соседнему зданию. В результате многочисленных ремонтов частично сбит декор и заложены некоторые проёмы. Планировка и отделка интерьеров полностью утрачена. Обещают вернуть всё взад, но когда это будет?

Дом №44 по бульвару Радищева.



Это уже начало нулевых. Точнее 2002 г. Сарай настолько ужасен, что даже прекрасен в своей уродливости. Похоже, архитектор вдохновлялся турецкими, сдаваемыми внаём, домишками.

Дом №37 по бульвару Радищева.



Построен в середине XIX в. в стиле классицизма. Изначально был одноэтажным. В 1948 г. надстроен 2 этажами и декорирован в стиле неоклассицизма. Получилось, в целом, неплохо. Кто конкретно был архитектором, разработавшим проект надстройки, мне выяснить не удалось.

Дома №33 и №35 по бульвару Радищева.





Построены в 1863 г. в стиле тверской эклектики, но бюджетно - без претензий. В 2010-х годах на дом №35 натянули очередную «теплицу», но она в глаза особо не бросается. Больше сказать нечего. Разве что покрасить бы дом надо и с вывесками порядок навести.

Дом №42 по бульвару Радищева.



То немногое, из исторической застройки этого участка чётной стороны бульвара Радищева, что пережило «святые 90-е». Построен в последней трети XIX в. В 1930-е надстроен двумя этажами. В процессе бытования утратил декор. Какой он был мне неизвестно. Будем надеяться, что в управлении реставрации знают.

Дом №40 по бульвару Радищева.



Очередное поделие начала нулевых. Построен в 2003 г. В каком-то смысле эпохальное для тверской архитектуры здание, ибо в его экстерьере, чуть не первый раз в городе была применена облицовка, как это называет мой друг, «обоссанным кирпичом», пардон. И от этого, с позволения сказать, архитектурного решения, у нас уже 20 лет не могут избавиться. Повбывав бы, ей-богу!

Дом №29 по Бульвару Радищева.





Построен в 1830 г., а в 1870-х надстроен 2 этажами. Здание являлось частью большой усадьбы, протянувшейся до улицы Новоторжской через весь квартал и включавшей в себя собственно особняк, дворовой флигель и трёхэтажный доходный дом, который мы сейчас и рассматриваем. До 1870-х участок принадлежал Удельному ведомству, а потом был продан швейцарскому подданному временному тверскому купцу Э. Г. Шиндлеру, при котором, собственно, и надстроили этажи, превратив вспомогательные помещения усадьбы в доходный дом. Возможно, изначально зданий было два, а проездная арка появилась при надстройке дома. Изначальное здание было построено в стиле классицизма, при надстройке приобрело черты эклектики, а в Войну утратило большую часть декора. Надеюсь, реконструкция бульвара не ограничится только устройством новых тротуаров, но и до реставрации зданий доберутся.

Дом №38/26 по бульвару Радищева



Тут я приведу цитату - всё равно добавить мне к ней нечего. «Кирпичный оштукатуренный дом - хороший образец жилой архитектуры Твери в стиле раннего классицизма, сохранивший, несмотря на позднейшие переделки, свои первоначальные черты. Западная часть здания, расположенная на углу квартала, возведена на рубеже XVIII - XIX вв. (после 1797 г.). Она имела семь осей окон по главному фасаду, выходящему на бульвар, с трёхосевым средним ризалитом. Во второй четверти XIX в. была пристроена восточная часть дома, а во второй половине XIX в. (до 1880 г.) - парадные сени с Трёхсвятской улицы и дворовые сени. В 1880 г. дом принадлежал Волковым» - цитата из книги Г. К. Смирнова и др. о памятниках архитектуры.
В 1917 году дом принадлежал Арсению Арсеньевичу Коняеву, после революции национализирован. С 1930-х годов здесь находилась часовая мастерская артели «Точмеханик», а после войны также универсальная мастерская той же артели. В 1960 году мастерские преобразованы в ателье (бюро) добрых услуг горбыткомбината, в 1980-х годах - бюро обслуживания населения. В 1991 - 1995 годах дом отреставрирован силами Творческой мастерской архитектора А.И. Кустова (ТМА А. И. Кустова), внутренняя планировка и отделка интерьеров при этом изменены. Больше сказать нечего.

Ну вот мы и дошли до улицы Трёхсвятской - нашего тверского Арбата, сейчас отданного на поток и разграбление ордам брусчаточников, хотя, положа руку на печень, плитку давно уже следовало заменить. Продолжение следует.

Предыдущие части:

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII, Часть IX, Часть X, Часть XI, Часть XII, Часть XIII, Часть XIV, Часть XV, Часть XVI, Часть XVII, Часть XVIII, Часть XIX, Часть XX, Часть XXI, Часть XXII, Часть XXIII, Часть XXIV, Часть XXV, Часть XXVI, Часть XXVII, Часть XXVIII, Часть XXIX, Часть XXX, Часть XXXI, Часть XXXII, Часть XXXIII.

Архитектура, Скульптура, История, Родной город, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up