Советская улица - главная ось исторической Твери, идущая с запада на восток от моста через Тьмаку до Смоленского переулка. Именно на неё нанизано Парадное Трёхлучие, остальные лучи которого составляют улицы Новоторжская и Вольного Новгорода (про них я обязательно расскажу). Своим появлением улица обязана генплану архитектора
П.Р.Никитина, разработанному в 1763 г. после Великого Пожара. Изначально она называлась Екатерининской, при императоре Павле I её императорским рескриптом переименовали в Милионную, а в 1919 г. - в Советскую. Сегодня у нас по программе самая молодая часть улицы - от Смоленского переулка до площади Святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского (бывшая Советская, бывшая Почтовая, бывшая Полуциркульная) от которой, собственно и начинается Парадное Трёхлучие.
Начало улицы Советской мой институтский преподаватель по архитектуре называл «Площадь архитектурных ошибок». Оно на самом деле так - здесь собран целый паноптикум зданий, как и вполне приличных, но стоящих не на месте или не в том окружении, так и откровенно уродливых. Всё вместе создаёт картину довольно сюрреалистичную.
Вид на "площадь архитектурных ошибок" с дрона. Покрадено в интернете.
Очаровательная вставка между двумя хрущёвками. На лекциях по архитектуре она выступала примером того, как не надо делать.
Торговый центр "Вагжанка" - похмельный сон Гауди.
Дом-утюг. Особенно прекрасно граффити в виде часов. Оно там уже лет 20.
Всё вместе это выглядит так ужасно, что даже прекрасно. Отдельного шарма добавляет паутина проводов, тянущихся от столба к столбу - мне Вьетнам напоминает, ей-богу!
Но вернёмся к улице Советской и начнём с одного из символов города.
Дом №29 по Смоленскому переулку, в просторечии «Рюмка».
Рюмка
Сейчас это бизнес-центр «Тверь», хотя изначально строилось, как гостиница к Олимпиаде-80. На строительстве этого здания впервые в тверской практике был применён метод непрерывного бетонирования в скользящей опалубке.
Высота здания - 77 м. И это одна из двух «пизанских башен» нашего города. Рюмка имеет отклонение от вертикали на 1,37°, но визуально это не особо заметно - нет ориентиров. Произошёл же этот казус из-за ошибки в инженерно-геологических изысканиях. Часть свай под фундаментной плитой попали в плывун, не обнаруженный геологами. И фундамент «пошёл». Мой отец как раз производил работы по стабилизации грунта - иглофильтрами в толщу основания было закачано просто эпическое количество жидкого стекла и просадку удалось остановить. Так что строилось здание с 1977 по 2013 г. Саму «коробку» закончили в 1989 г., до 2007 г. оно стояло заброшенным, а в 2007 начались работы по реконструкции.
Авторы проекта: главный архитектор проекта - Ольга Леонидовна Палиева, главный конструктор - Зиновий Моисеевич Ярмолинский. У них получилось уникальное здание. Пространственная монолитная оболочка в виде «чаши на ножке» на тот момент являлась прорывным конструктивным решением не только для Советского Союза - в мире тогда никто ничего подобного не делал.
Всего в здании 22 этажа включая технические. Над несущей оболочкой расположены 15 этажей номеров гостиницы, выполненных из сборных железобетонных (ЖБ) конструкций производства местного домостроительного комбината. В здании сборно-монолитное ядро жёсткости. Фундамент здания покоится на 900 глубоких ЖБ забивных сваях (30 рядов по 30 свай, с шагом 1 м). Над сваями установлен мощный монолитный ЖБ ступенчатый ростверк высотой 5 м.
Гостиница «Тверская» запроектирована Тверским проектным институтом «Калинингражданпроект». Расчёт здания был выполнен инженером З. М. Ярмолинским - главным конструктором проектного института. Проверочный расчёт на ЭВМ был выполнен московским проектным институтом «Моспроект-1». Инструментальное наблюдение за ростверком здания исполнено центральным московским институтом «Фундаментпроект».
Дом по улице Крылова №40/29.
Тоже вполне приличное само по себе здание. Вот только стоит не на месте. Ему бы располагаться на относительно просторной площади в окружении нескольких куп деревьев, а оно торчит под «Рюмкой», как мухомор под ёлкой.
Современный вид здания
Это сейчас его забрали в вентилируемый фасад в корпоративных цветах, что неожиданно пошло зданию на пользу, а изначально, оно ведь было облицовано керамическим кирпичом - форменный мухомор.
Вот так это выглядело несколько лет назад.
Здание построено в 1994 г. для банка «Престиж». Проект разработан Архитектурной студией «Перспектива». Архитекторы: А. А. Черкасов и Ш. Ю. Сабитов.
Сквер Героев Чернобыля.
Расположен на другой стороне улицы и тянется до Соборной мечети.
Сквер Героев Чернобыля. Вид от "Рюмки"
Сквер Героев Чернобыля и памятник Ликвидаторам чернобыльской катастрофы. Фотография покрадена в интернете.
Сквер носит это название с 2008 г. До того это был «сквер у Рюмки», а до того «сквер у мечети». Один из самых старых скверов города. Мне не удалось установить точно когда он был разбит, но точно в довоенный период.
В сквере находятся памятник Ликвидаторам чернобыльской катастрофы и фонтан.
Памятник открыт 21 октября 2006 г. На памятнике изображён человек, который, раскинув руки, защищает мир от альфа- и бета- излучений. Мемориал выполнен из чёрного мрамора и бронзы в черно-желтых тонах. Памятник проектировался скульптором Е. А. Антоновым и архитектором А. Е. Жоголевым.
Фонтаном же сквер обязан меру Твери О. С. Лебедеву и его компании по украшению города фонтанами.
Фонтан в сквере.
По мне, фонтан мог быть и получше, но, в целом, очень даже ничего. Особенно летом, когда струя бьёт и из верхней чаши.
Дом №33 по Смоленскому переулку и дом №64 по улице Советская.
Вид на дом №64 по ул Советская от Соборной мечети.
Фасад по Смоленскому переулку.
Дом №33 по Смоленскому переулку. Покрадено в интернетет
Первый на нашем пути образец Сталинского ампира. Фактически составляют одно здание и известны в городе, как «Дом со шпилем». Построены в 1954 г., на месте разрушенного во время Войны Кузнечного переулка, по проекту архитектора
И. П. Изотова, и изначально имели №2 и №4 по Московской площади. Сейчас о существовании этой площади мало кто догадывается, а между тем, именно на ней расположен сквер Героев Чернобыля.
Вот с такого ракурса можно представить, что это была площадь
Когда-то здесь располагалось трамвайное кольцо, но потом трамвай пустили дальше по улице Вагжанова, и, безымянный тогда сквер вернул себе отнятое
Так это всё выглядело в 1956 г.
А сама площадь организована в 1947 г., когда стало окончательно ясно, что восстанавливать полностью разрушенные здания Кузнечного переулка и Кузнечной слободы не имеет никакого смысла. Вот и появился тут блестящий образец Сталинского ампира со всей присущей этому стилю монументальностью. Однако, архитектор И. П. Изотов умел сделать так, чтобы ордерная система этого стиля не выглядела тяжеловесной. Посмотрите на открытку - здание выглядит и монументальным, и лёгким, и изящным.
Вообще, я считаю, что Изотова у нас в городе незаслуженно не ценят - талантливейший был архитектор! Мы ещё не раз столкнёмся с его творениями. Строить в архитектурном ансамбле, созданном Никитиным, Росси, Казаковым, Львовым и не уступить им - это надо быть Архитектором. И доказательство этого ждёт нас в начале Парадного Трёхлучия. А пока идём дальше.
Дома №28 по Смоленскому переулку и №63 по улице Советская - Тверская Соборная мечеть и Костёл Преображения Господня.
О них я писал
здесь, так что давайте просто посмотрим на фотографии.
Дом №57 по улице Советская.
Главный дом и флигель городской усадьбы конца XVIII - начала XIX вв. В прошлом их соединяла ограда с воротами. Кирпичные стены обоих зданий оштукатурены, цоколи белокаменные. Главный дом городской усадьбы имеет низкий первый этаж, чуть ли не подклет. Второй этаж богато декорирован в стиле барокко. Флигель первоначально имел только 1 этаж, а второй этаж возвели позднее, во второй трети XIX в. Изначально нижний этаж флигеля использовали под лавку. Фамилию архитектора мне выяснить не удалось.
Дом №51 по улице Советская.
Построен третьей четверти XIX века в период эклектики, но при этом сохраняет черты архитектуры позднего классицизма.
Главный фасад здания - симметричный в семь осей окон. Цоколь белокаменный, нижний этаж кирпичный, верхний деревянный.
Фамилия архитектора неизвестна.
Дом №49 по улице Советская.
Построен во второй трети XIX в. неизвестным архитектором в стиле классицизма. В средней части фасада имеет слабо выраженный ризалит с четырехпилястровым портиком во втором этаже. Кирпичные стены здания оштукатурены, цоколь белокаменный.
А того, кто согласовал такие вывески, я отправил бы убирать снег в Сибири. Весь.
Дом №47 по улице Советская.
Поразительный дом - я не нашёл по нему никакой информации! Судя по виду, построен в начале XX в., а позже надстроен.
Дом №45 к.2 по улице Советская.
Построен в 1870 г. Первоначально в здании размещались Торговые бани. В 1925 г. надстроен 2 этажом. В начале 2000-х полностью перестроен и надстроен 3 и мансардным этажами. По архитектурному стилю - вариация на тему позднего классицизма. Фамилию архитектора мне установить не удалось.
Дом №62 по улице Советская.
Дом №62. Фотография, примерно, пятилетней давности. Утянуто в интернете.
Вид на "Рюмку через арку между домами №64 и №62.
Построен в 1951 г. по проекту
И. П. Изотова в стиле Сталинского ампира. В архитектурном плане поддерживает соседний дом №64, который является акцентным для всего квартала.
Дом №60 по улице Советской он же «Дом ИТР», он же «Дом Брадиса».
Построен в 1932 году в стиле советского конструктивизма по проекту, предположительно, архитектора А. П. Иваницкого, так же разработавшего генеральный план Твери 1927 г.
В этом доме долгое время жил известный математик
Владимир Модестович Брадис. Да, тот самый составитель Таблиц Брадиса.
Перед домом в сквере стоит напоминание о первом фестивале скульпторов в тогда ещё Калинине в конце 80-х. Когда-то скульптуры, созданные во время этого мероприятия, стояли по всему городу, но «иных уж нет, а те далече».
А сквер не мешало бы привести в порядок.
Дом №41 по улице Советская.
Построен в 1917 г. по проекту епархиального и городского архитектора Александра Петровича Федорова. Хотя, некоторые источники приписывают авторство проекта губернскому архитектору Виктору Ивановичу Назарину и даже неизвестному подрядчику, возводившему здание.
Изначально дом был двухэтажным, но в 50-е на нём надстроили ещё 2 этажа. Архитектурный стиль я, право, затрудняюсь определить. Пусть будет тверская эклектика.
Дом №37 и дом №39 по улице Советская.
Первый построен в середине XIX в. в стиле классицизма, а второй - неизвестно. Хотя, вполне возможно, что и он примерно того же времени, просто утратил весь декор в процессе бытования. Архитектор неизвестен.
Дом №58 по улице. Советская.
Главный фасад
Вид с площади Пушкина
Построен в конце XVIII - начале XIX в. в стиле классицизма. Изначально 2-этажный, но в 1947-1948 гг. перестроен и надстроен 3 этажом. Сейчас в здании размещается филиал МЭСИ.
Дома №№31, 33, 35, 54, 56 по улице Советская или во что превратили площадь Пушкина.
Мы идём от конца Советской к её началу, так что дом №34 открывает ансамбль площади Пушкина, о котором, по-хорошему, писать надо матом.
Дом №35 или "Статистика"
Дом №56 или "Кириллица" - по названию некогда очень хорошего книжного магазина, расположенного в здании.
№54. В нём расположен выставочный зал Областной картинной галереи.
Современный ансамбль площади сложился в 70-х, когда исторические здания были тупо снесены в 1966 г. и на их месте понастроили ЭТО. В принципе, этот конструктивизм 70-х сам по себе и не плох, хоть я его и не люблю. Ни наш, ни западный, ни азиатский. «Из стекла и бетона»™. Где-нибудь в чистом поле, в новых кварталах, это поделие архитектора Владимира Образцова смотрелось бы более-менее прилично, особенно, если его покрасить в светлый цвет, а то, ей-ей, зигануть хочется от сочетания цвета и формы. Но здесь - среди исторической застройки, ансамбль смотрится, как, извините, твёрдый шанкр.
Стелла "Город Воинской славы".
Памятная стела представляет собой гранитную колонну дорического ордера, увенчанную гербом России установленную на постаменте в центре квадратной площади. На передней части постамента расположен картуш с текстом указа Президента о присвоении Твери звания «Город воинской славы», с обратной стороны постамента - картуш с изображением герба Твери. По углам площади установлены четыре пилона со скульптурными барельефами с изображением событий, в связи с которыми городу присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы»: Бортеневская битва, освобождение Твери от польско-литовских интервентов, Отечественная война 1812 года, освобождение Калинина от немецкой оккупации.
Высота стелы - 11 м, диаметр - 0,85 м. Каждая сторона квадратной площади равна 17 м. Высота каждого пилона - 2 м, ширина - 1,2 м
Открыт памятник в 2011 г. Авторы проекта: скульптор Е. А. Антонов и архитектор Л. Комиссарова.
В другое время и с другого ракурса
Ещё один ракурс
А вот так всё это выглядит с высоты птичьего помёта крыши Заксобрания.
А вот так площадь выглядела в те времена, когда называлась Восьмиугольной.
Вид на Лютеранскую кирху и Восьмиугольную площадь. Конец XIX в.
До реконструкции 60 - 70-х гг. площадь была застроена двухэтажными кирпичными жилыми домами, стоявшими по её очертаниям. В начале XIX в. разбили четыре сада, которые были разделены между собой проезжими частями Екатерининской (Советской) улицы и Пивоварского переулка (ныне ул. Салтыкова-Щедрина). А в начале ХХ в. в садах на этой площади были открыты детские площадки. Из-за этого площадь стала называться площадью Детских садиков. И лишь в 1937 г. она была переименована в честь А. С. Пушкина в связи со 100-летием со дня его гибели. Через год в южной половине площади был установлен гипсовый памятник А. С. Пушкину, сады объединили попарно, перекрыв проезд по улице Салтыкова-Щедрина.
Но главным украшением площади, безусловно, являлась Лютеранская кирха, построенная в 1849 г. по проекту архитектора К.Б. Гейнрейх (он же спроектировал здание Тверской мужской гимназии, речь о котором впереди) в неоготическом стиле.
Вот так выглядела кирха.
И что самое обидное, кирха сильно пострадала в Войну, но её восстановили и отреставрировали, как и весь исторический ансамбль площади. А потом снесли. Не понимаю...
Дома №№52, 50 и историческая часть дома №54 по улице Советской.
Слева - трёхэтажная историческая часть дома №54, маленький посередине - №52, справа - №50
Историческая часть дома №54. Вид с площади Пушкина.
Историческая часть дома №54 так же, как и дом №58 построена в конце XVIII - начале XiX в. в стиле русского классицизма и, похоже, тем же архитектором. Да и вообще полностью повторил судьбу «брата» с другой стороны площади - в те же годы перестроен и надстроен 3 этажом.
Дом №52 построен одновременно с домом №54 и когда-то был флигелем при нём.
А вот с домом №50 всё интереснее.
Дом №50 сразу после реставрации.
Построили его одновременно с соседями, в стиле классицизма, а вот в начале XX в. его перестроили в модном тогда стиле модерн. Получилось весьма интересно. Сейчас в здании расположена общественная приёмная президента.
Дом № 48 по улице Советская.
Во времена оны - флигель дома Уткиных, но после того, как главный дом был поглощён и переварен домом №46 (ныне 1А по площади Михаила Тверского), получил независимость и собственный номер. Построен примерно в 1810-х в стиле классицизма. Архитектор неизвестен, но сдаётся мне, что это был
А. А. Трофимов или кто-то из его учеников. Думаю, весь участок от бывшей Почтовой до бывшей Восьмиугольной площади, включая и последнюю, его рук дело.
Дом №29 по ул Советская или «Дом Коняевых».
Построен в конце XIX в. в стиле тверской эклектики. А что? Наша эклектика вполне тянет на отдельный архитектурный подстиль.
Главный фасад здания, который насчитывает одиннадцать осей проемов, симметричен. На фасаде четко читается поэтажное деление, выявленное карнизами, фризами и филенками. А про архитектора опять информации ноль, но рискну предположить, что это был А.П. Федоров - он дружил с владельцами дома.
Владели домом хлеботорговцы Коняевы. Ещё у них в загашнике имелись паровая мельница, элеватор, целый флот барж и парочка пароходов. А ещё художественный вкус и техническая грамотность
Дом № 27 по улице Советской.
Построен в 1917 г. Говорят, был умеренно декорирован, но в процессе бытования (немцы постарались, развалив до уровня 1 этажа). После войны отстроили как получилось - не до декора было.
Дом №25 по улице Советская.
Построен перед 1 Мировой войной с претензией на модерн. Изначально, по некоторым источникам, был 2-этажным. В Войну так же сильно пострадал, так что от декора уцелели только пилястры. Когда дом приобрёл 3 этаж мне установить не удалось, как и имя архитектора.
Здесь размещается Аптека №1 - когда-то самая атмосферная аптека города с мозаичными полами из метлахской плитки, деревянными витринами и аптечными шкафами в стиле русского модерна, хотя и изготовленными уже после Войны. Увы, от того великолепия ничего не осталось - сейчас внутри стандартный пластик и корпоративный стиль, прости, Господи.
Вот и всё. Дальше у нас площадь Михаила Ярославича Тверского, бывшая Советская, бывшая Почтовая. С неё начинается Парадное Трёхлучие и о нём в следующий раз.
Предыдущие части:
Часть I,
Часть II,
Часть III,
Часть IV,
Часть V,
Часть VI,
Часть VII,
Часть VIII,
Часть IX,
Часть X,
Часть XI