Тверь. Времена года. Часть XV. Улица Советская от площади Ленина до Свободного переулка.

Apr 28, 2023 08:55





Генплант Твери, разработанный архитектором П.Р. Никитиным



Собственно, это последний однозначно Никитинско - Казаковский отрезок улицы Советской. Далее начинается эпоха Львова и тех, кто пришёл за ним, хотя гений Никитина и Казакова парит и там - начинали эту застройку они. А ещё за Свободным переулком расположены блестящие образцы советской неоклассики или Сталинского ампира - называйте как хотите.



Центр Твери на Яндекс-карте

Ну что ж, отправляемся.

Дом №30 по улице Советская.



Если посмотреть сюда, то легко заметить фамильные черты в декоре фасада этого дома и тех, что стоят на набережной Степана Разина. Так оно и есть - это продукт школы П. Р. Никитина. Проект именно этого здания приписывают М. Ф. Казакову, но доказательств тому, насколько мне известно, нет. С тем же успехом это мог быть и В. С. Поливанов и сам П. Р. Никитин.

Построено здание, как и его сосед, в период с 1775 по 1781 г. Стиль, как сами видите, переходный от барокко к классицизму, ближе к классицизму. Членение фасада осуществляется 9 осями проёмов и подчёркивается  достаточно массивными рамочными наличниками. По оси симметрии здания расположена проездная арка, оформленная в стиле украинского барокко. А вот антаблемент с совершенно дорическими триглифами под карнизом 2-го этажа, осечённый снизу от плоскости фасада молдингом, а сверху поддержанный рядом дентикул имеет уже вполне классический вид.

Первоначально в части дома располагался архив Совестливого суда, а часть сдавалась в наём, потом дом находился в частном владении, а в 1917 - 1926 гг. тут находилась библиотека товарищества кооперативов (с 1920 им. Кропоткина, переведена на Первомайскую наб., с 1954 на ул. Фурманова), затем Госстройконтора, потом детский сад № 34, а сейчас администрация ТЮЗа, Дом Актёра и мастерская, совмещённая с художественной школой, известного тверского художника Андрея Юдина.

Дом №28 по улице Советская.



Построен в период с 1775 по 1781 г. Автором проекта мог быть и П. Р. Никитин, и М. Ф. Казаков и В. С. Поливанов. В архитектурном плане куда более барочный, с типичными Никитинскими вытянутыми филёнчатыми рамочными наличниками и «бычьими глазами». Одно из немногих среди тверских «единых фасад» асимметричное здание. Ризалит с проездной аркой смещён в восточную часть дома и увенчан фронтоном, с декорированным штукатурными молдингами, тимпаном. Западная часть здания декорирована рустовкой и поддерживает часть дома №32, выходящую на улицу Советская, создавая симметрию общей композиции застройки.

До 1910-х гг. здание принадлежало различным частным владельцам и использовалось в качестве жилого дома. В 1910-х гг. здесь размещались Тверское посредническое кооперативное товарищество и кондитерский магазин Баранова, при Советской власти - различные потребсоюзы и СМУ Облпотребсоюза, в 1990-х гг. временно располагалась Городская Дума, а затем фирма АНТЭК и банк, а сейчас гнездятся различные коммерческие и не очень организации, а так же досуговый клуб, патронажная служба и отделение Союза театральных деятелей РФ.

Собор Вознесения Господня, улица Советская. дом 26.









Собор стоит на намоленном месте. Первая, ещё деревянная, церковь Вознесения Господня появилась тут в последней трети XVI в. Рядом с ней стояла, так же деревянная, церковь Богоявления Господня. Обе церкви сожгли поляки в 1612 г. В 1624 г. Вознесенскую церковь восстановили, а в 1709 г. к ней пристроили Богоявленский придел. Но и эта церковь сгорела в 1742 г. Однако, прихожане не сдавались и к 1751 г. насобирали денег на каменный храм, к которому в 1760 г. пристроили каменный же Богоявленский придел. И тут случился Великий Пожар 1763 г. Здание сильно пострадало, но к 1768 г. его полностью восстановили, а в 1805 г. пристроили колокольню.

Меж тем, город рос, население его увеличивалось и к 1818 г. стало ясно, что все прихожане в существующую церковь не влезают.  Было принято решение существующий храм разобрать и построить на его месте что-то попросторнее. Архитектор Н. Н. Ленгард (сын того самого Леграна, что так плодотворно поработал в Москве) разработал проект, но средств на его реализацию не нашлось.

Современное здание Вознесенского Собора построено, точнее, перестроено из существующего, в 1826 - 1836 гг. по проекту знаменитого архитектора И. Ф. Львова - да, того самого. Деньги на строительство дали, в основном, купцы  И. Ф. Татаринцев и Ф. Н. Бобров. В процессе строительства, в 1831 г. храм прирос приделом Антония и Феодосия Печерских. Деньги не его устройство пожертвовал тверской купец И.Д. Подсыпанин - мой прапрадед.

Мы говорим Львов - подразумеваем классицизм, мы говорим классицизм - подразумеваем Львов. И здесь мы видим эталонный, можно сказать, выкристализованный классицизм. Он читается и в портике с колоннами дорического ордера, и в ризалите на противоположном фасаде с пилястрами того же дорического ордера, в строгих фронтонах с гладкими штукатурными тимпанами, и в антаблементе с дорическими триглифами, и в дентикулах, поддерживающих карниз, и в строгой рустовке, и в полукруглых фронтончиках над каждым нечётным окном барабана. Когда-то тимпаны фронтонов и плоскости стен были расписаны в технике грийзали, но росписи не сохранились.

Планировка и компоновка здания классическая - восьмерик (в данном случае, барабан) на четверике. Внутренний объём решён в двух уровнях: на первом расположены 3 нефа, а на 2-м - просторные хоры.

Здание в процессе бытования несколько раз подвергалось достройке и перестройке. Изначально оно было таким.



Здесь плохо видно, но 1903 г. колокольня была ниже.

Потом, в 1903 г. по проекту архитектора В. И. Назарина надстроили колокольню. А потом случилась Революция и понеслось...

В 1935 г. храм закрыли. В 1936 г. в нём разместилась экспозиция Краеведческого музея. В 1972 г. в здание въехала Областная промышленная выставка. Для этой цели храм изрядно перестроили: сделалиы междуэтажные перекрытия, заменили систему отопления, с восточной стороны пристроили пандус, а на колокольню водрузили несколько табло, показывающих дату, точное время и погоду.



Интерьеры областной промышленной выставки. Школьником я бывал там на экскурсии - было интересно.



Световые табло на колокольне. Было очень удобно, проезжая мимо на трамвае или троллейбусе, посмотреть который час.

Но вот грянула перестройка, а за  ней перестрелка. Промышленность легла на бок и едва шевелила жабрами. За отсутствием промышленности, отпала надобность и в промышленной выставке. Зато необходимость в Божьей помощи резко ощутили все, ибо выжить в 90-е получалось исключительно попущением Господним. Но Вознесенскому собору это смутное время пошло на пользу. В 1992 г. его вернули верующим и началась крайняя реконструкция: новозведённые в уровне хоров перекрытия уронили, с колокольни убрали табло и повесили колокола, а потом начали вдумчивую работу над интерьерами под руководством архитектора В. А. Федотова. В результате получилось вот что:













Насколько я могу судить, интерьеры, в большинстве своём, удалось воссоздать. Другое дело, что материалов по ним было откровенно маловато, но В. А. Федотову прекрасно удалось передать тот Николаевский стиль церковных интерьеров, господствовавший в России до того момента, как А. М. Горностаев заложил фундамент неорусского и неовизантийского стилей. Я писал о его работах здесь, здесь, здесь и здесь.

И на этом про Вознесенский Собор всё. Виноват, не всё. Раньше, к собору примыкал дом причта, построенный по проекту П. Р. Никитина, но в 1972 г. его снесли при расширении Тверского проспекта. Вот так он выглядел:



С одной стороны, жалко, а с другой стороны, город задыхался, втискивая всё движение по центру в улицу Советскую и узенькую Трёхсвятскую...

Вот теперь точно всё. А нас ждёт нечётная (северная) сторона Советской.

Дом № 9 по улице Советская.





Это сейчас перед нами один дом, а в конце XVIII - начале XIX вв. их построили аж 5. Тот, что примыкал к Ильинскому переулку - нынешнему Тверскому проспекту, в 1956 г. предвосхитил судьбу дома причта Вознесенского Собора, стоявшего напротив, и пал жертвой расширения тогда ещё Кооперативного переулка. А ведь это был один из первых трёхэтажных домов в Твери.

Построен он был около 1780 г. по проекту архитектора А. В. Квасова. Проект долго ждал реализации, ибо разработан был около 1770 г. Вообще, Никитин и Квасов поделили эту «единую фасаду» пополам: западную часть делал Квасов, а восточную - Никитин. Право, не знаю как они центральный дом поделили.

Судьба утраченного дома оказалась достаточно причудливой. С 1804 по 1888 г. здесь размещалась Городская Дума и Магистрат, а с 1860-х городская полиция; в 1860-х на крыше возвели пожарную каланчу, а в 1907 г. разобрали; на 1-м этаже в конце XIX - начале ХХ вв. находился кондитерский магазин Терентьева, с 1907 г. вместо него разместились компании «Проводник» и «Зингер», а на верхних этажах частное реальное училище; в 1930-х гг. здесь находилась школа № 6, после войны Музпед училище. Потом на его месте, вплотную построили маленькое одноэтажное кафе на месте восточной его части построено одноэтажное кафе, которое потом снесли и поставили на его месте стелу, посвящённая награждению Калинина в 1971 г. орденом Трудового Красного Знамени. Затем, в 90-е стелу убрали (подозреваю, в цветмет сдали) и в начале 2000-х гг. по проекту архитектора В. Н. Дякина построили здание кафе «Терентьевъ» (с 2008 Уралсиббанк; Тверской проспекткт, д. 15а)). Выделять отдельно эту пупырку я не стал.



Так выглядела стела



Вот так бывшая кафешка выглядит сейчас

С оставшимися 4 домами тоже вышло интересно. В конце 1940-х гг. их надстроили 3-м этажом и объединили в 1 дом. К вопросу о профессиональной подготовке архитекторов 40-х годов. Если не знать, никогда не догадаешься, что это не творения Казакова и Никитина - настолько хорошо выполнена стилизация: те же фронтоны, те же лопатки, те же филёнки и «бычьи глаза», те же вытянутые наличники, та же рустовка. Разве что лепнина на тимпанах фронтонов намекает, что что-то здесь не так, и то она смотрится, как вставка второй половины XIX в. Выдержаны все пропорции, ритмика, архитектурный язык, пластика. И это в стране, только что пережившей жутчайшую в мировой истории Войну!

В послевоенное время в здании размещалась парикмахерская «Тверичанка», магазины «Грампластинки» и «Книги» (со времён перестройки «Букинист, в котором я оставил немало денег), а сейчас их сменил ресторан-пекарня »Штолле« (рекомендую - не дёшево, но пироги отличные) и салон часов.

А мы переправляемся на другую сторону Тверского проспекта.



Тверской проспект и застройка на другой его стороне

Перешли? Перешли! И вот перед нами снова 2 «единые фасады». Давайте на них посмотрим.

Дом № 24 по улице Советская.





Что-то слышится родное в грустной песне ямщика, верно? Правильно слышится, ибо построен этот дом в конце XVIII в. по проекту, а чёрт знает по чьему - автором быть Казаков, мог Никитин, а мог и Штенгель. Краеведы до сих пор спорят.

Изначально дом был двухэтажным, но в 1932 г. его надстроили до 4 этажей, как и остальные здания южной стороны Советской улицы на этом участке. Здесь это сразу бросается в глаза, хотя, надо отдать должное, к со зданием обошлись довольно бережно и постарались сохранить хоть какое-то единство архитектурного облика, что, в целом, получилось.

Проездную арку в этом доме ликвидировали ещё в XIX веке, приспособив под торговое помещение. Сейчас 1 этаж здания занимает парикмахерская с каким-то претенциозным названием.

Со зданиями на южной и северной сторонах этого участка улицы Советская у меня связано глубоко личное воспоминание - я осуществлял технадзор со стороны заказчика при ремонте и реставрации фасадов этих зданий в далёком 1999 г. Моя первая серьёзная самостоятельная инженерная работа. Справился как-то. А теперь пора снова приводить фасады в порядок - летит время...

Дом №22 по улице Советская.



Видите, насколько он более барочный? Причём, при реставрации в 1999 г. были обнаружены выступы кладки, срубленные в процессе бытования, и по этим участкам кладки декор здания и был восстановлен.

Сейчас на 1 этаже сидит какой-то табачно-кальянный магазинчик, ногтевая студия и ещё что-то, а ранее размещался культовый гастроном, носивший в народе имя «У Попа». По городской легенде, завмаг этого магазина, по прозвищу Поп (от фамилии Попов), занимал эту должность с 1910 по 1959 г. с перерывом на 2 мировые войны. Матёрый был человечище! Сюда любили захаживать Борис Полевой (который «Повесть о настоящем человеке») и граф Игнатьев (который дважды генерал-лейтенант и «Пятьдесят лет в строю») - они жили тут рядом.

А построено здание, как и вся «единая фасада» в конце XVIII в.

Дом №20 по улице Советская.





Тоже барочный. И построен тогда же, когда и соседи. И архитектором его могли быть те же самые. И вообще провести границу между №22 и №20 трудновато. Но попробуем. Видите водосточную трубу примерно посередине на второй фотографии, слева от которой рустовка и проездная арка? Это здесь. От трубы и до окончания второго участка рустовки.

Сейчас тут кофейня-кальянная и что-то косметическое, а раньше 1 этаж до арки тоже занимал гастроном «У Попа». Бакалейно-кондитерский отдел. До сих пор помню громадные треугольные резервуары с сиропом на прилавке, где наливали газировку.

Дом №18 по улице Советская.



То же, тогда же, те же. Но построен на казённые средства, как образцовый дом. Западная часть имеет рустовку на фасаде и тем поддерживает дом №24, создавая акценты на концах «единой фасады».

В конце XVIII - начале XIX в. это была резиденция вице-губернатора, с 1840-х - жильё председателя Казённой палаты, во второй половине XIX в. дом передали Министерству финансов. Сейчас здесь располагается оптика, магазин «Ростовская финифть», сувенирнвй магазин и магазин всяческих изотерических товаров. Ну и люди живут.  Финифть и сувенирный - старожилы, оптика завелась лет 15 назад, а на месте изотерических товаров до середины 90-х располагался самый фешенебельный в городе табачный магазин. Помню, году в 87-ом мы чуть ли не половиной класса купили там вскладчину кубинскую сигару. За рубль. И нам её продали. Видимо, в воспитательных целях, ибо мы после дегустации чуть лёгкие не выхаркали, что надолго отвратило нас от курения.

Дом №7 по улице Советская.



Изначально это не один, а целых 5 двухэтажных домов, выстроенный «единой фасадой» по проекту П. Р. Никитина, и М. Ф. Казакова в период с 1767 по 1775 г. в том же переходном стиле от барокко к классицизму. Как видно на фотографии, северная сторона улицы больше тяготела к классицизму, чем к барокко - так оно было задумано авторами. Здесь, в отличии от южной стороны, основной ритм фасаду задаёт рустовка, а любимые в Твери филёнчатые оконные наличники выполняют акцентную функцию.

Кстати, западный дом «единой фасады» включил в себя часть дорегулярной застройки. Если зайти во двор, то видно, как Казаковское творение вот уже больше 250 лет алчно заглатывает, но никак не может заглотить угол каменных палат рубежа XVII - XVIII вв.

Эти дома принадлежали купцам, и от того их первые этажи занимали лавки, а когда это слово перестало быть модным - магазины. Так что проездные арки к концу XIX в. приспособили под торговые помещения. В уже упоминавщемся западном доме находилась гостиница Барсукова, в которой в 1856 г останавливался А. Н. Островский, о чём сообщает мемориальная табличка на здании. С 1865 по 1915 гг. здесь же размещалось губернское отделение Государственного банка России, а с 1919 по 1941 гг. тут находилась Центральная детская библиотека имени Пушкина, переехавшая в 1953 г. в новое здание на Московской площади.

В 1947-1948 г. все дома этой «единой фасады» надстроили 3 этажом и объединили в один дом. И опять с историческим наследием обошлись очень бережно. Даже лучше, чем на южной стороне - не зная и не поймёшь, что 3 этаж не является творением Казакова и Никитина.

Сейчас в здании расположен бар «Будвайз», кофейня, сетевой книжный магазин «Читай-город», косметический салон, цветочный магазин Горзеленстроя и отделение Альфа-банка.

Вот и всё на сегодня.

Предыдущие части:

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII, Часть IX, Часть X, Часть XI, Часть XII, Часть XIII, Часть XIV

Архитектура, История, Родной город, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up