Тверь. Времена года. Часть XIII. Улица Советская от площади Михаила Тверского до площади Ленина.

Apr 24, 2023 12:09





Генплант Твери, разработанный архитектором П.Р. Никитиным





А так Парадное Трёхлучие выглядит на Яндекс-картах

И вот мы стоим на площади Святого Благоверного князя Михаила Тверского (заранее сочувствую тем, кому приходится писать такой адрес постоянно) - площади с самым длинным названием в стране. Точнее, ещё не на площади, а на улице Советской, у бывшего дома №46, а ныне №1 корпус 1 по вышеназванной площади.

Дом №1 корпус 1 по площади Святого Благоверного князя Михаила Тверского. Бывший №46 по улице Советская.



Право, затрудняюсь сказать в каком же году он построен. С одной стороны, в него вошел «Дом Уткиных с пекарней» и тогда это 1810 г. Но, с другой стороны, от дома Уткиных, после многочисленных надстроек, перестроек и переделок осталось примерно с воробьиный... клюв. Тогда, может быть, 1908, когда его по проекту чуть ли не самого В. К. Терского (Да, родственник. Да, сын. Да, тому самому Терскому, у которого Шехтель начинал) до неузнаваемости перестроили в стиле модерн? Или 1947, когда его восстановили по проекту А. С. Трайнина, вернув классические формы? Словом, выбирайте любую дату на свой вкус.

Сейчас здание занимают различные второстепенные подразделения  областной администрации. Могли бы себе хоть фасад покрасить что ли... Хотя, надо отдать должное, присутственные здания на Советской не обезображены вывесками, в отличии от тех, где гнездятся коммерсанты и из-за того на фасадах творится полнейший адЪ и Израиль.

И вот мы выходим на площадь с самым длинным в Твери названием. Раньше она с куда большим вкусом называлась Советской, а до того Почтовой, а до того Полуциркульной. Выходим и видим начало Никитинского Парадного Трёхлучия.



Вот это мы и видим

Фото с дрона покрадены в интернете, но они тут необходимы, а у меня дрона нет. И разрешения на его использование тоже.



Парадное Трёхлучие с дрона. Лето.



Парадное Трёхлучие с дрона. Лето. Рассвет.



Парадное Трёхлучие. Белая ночь.

Собственно, регулярная Тверь начиналась отсюда. По замыслу Никитина сердце города находилось именно тут. А ещё тут находилась Триумфальная арка, построенная на добровольно-принудительные народные пожертвования  в 1787 г. Инициатором строительства выступил генерал-губернатора Тверской и Новгородской губерний Николая Петровича Архаров. Да, тот самый от которого произошли «архаровцы». Зная к каким методам решения проблем был склонен этот достойный господин, я и делаю заключение о добровольно-принудительном характере сбора средств.

Но бог с ними, с генерал - губернаторами. Давайте лучше об арке. Известный тверской краевед В.И. Колосов в своём исследовании «Прошлое и настоящее города Твери» пишет, что это была деревянная трехпролетная двухъярусная арка, украшенная колоннами и пилястрами, расписанными под мрамор крепостными живописцами Казаковым и Сержанцевым, с изображениями мифологических персонажей и имитацией гипсовых барельефов. Венчал ворота герб Твери. Над аркой с обеих сторон были помещены четыре фигуры.

Эх, сухой ты век XX-й! В чуть не первом русском путеводителе «Ручной дорожник» 1801 г. издания его автор - Иван Фомич Глушков - целый статский советник и кавалер высших имперских орденов изъясняется куда изящнее: «На сей площади до 1796 года стояли великолепнейшие Триумфальные по образцу римских врата, воздвигнутые от благодарной Твери Екатерине Великой по случаю возвращения ее из полуденного края России. Какие дорогие были аллегорические картины! Какие выразительные надписи! Под одною великою картиною, на которой представлена российская законодательница, везомая в триумфальной колеснице всякого состояния народом по пути, устланному розами, было написано: Хоть не всегда лицо твое, Богиня, зрим/ Но вечным пламенем усердия горим. Никто без радостных слез не смотрел на сию картину! - ни один гражданин не проходил мимо ее без благоговения».

Да, мне так никогда не выразиться. Что делать будем? Завидовать будем! А Триумфальную арку разобрали в 1797 г. перед предстоящим проездом через Тверь императора Павла I, который матушку свою активно не любил. От неё осталась только аллегорическая картина, хранящаяся в Областной картинной галерее.

Как видно на фотографиях с дрона, от площади расходятся три основные лучевые улицы центра: Советская (ранее - Милионная, ещё ранее Екатерининская, вела к Присутственным местам), Новоторжская (ранее - Косая Новоторжская, вела к базару на Хлебной площади), Вольного Новгорода (ранее - Косая Новгородская, вела к перевозу через Волгу).

Эти три улицы и образуют тот самый Версальский трезубец или Парадное Трёхлучие - альфу и омегу исторического центра Твери.



Вид на начало Парадного Трёхлучия. Слева направо: Новоторжская улица, Советская улица, улица Вольного Новгорода.



Вид с другой стороны площади на улицу Советская и областные присутственные места.



Другой ракурс.



Вид на памятник князю Михаилу Ярославичу Тверскому и бывший кинотеатр "Вулкан"



Ещё один



Здание старого Почтамта



Казённый питейный дом, после Дом Учителя, а ныне Дом Народного Творчества



Дом науки и техники, а нынче Министерство туризма Тверской области - развелось министерств на Руси, мамкина норка!

Еще площадь с 2008 года украшает памятник великому князю Владимирскому и Тверскому Михаилу Ярославичу.









Разумеется, я только за. Увековечить память князя следовало давно. За то, что он первый смог наголову разгромить татар в Бортневской битве, за то, что пожертвовал своей жизнью ради спасения города и княжества, за то, что Тверь при нём достигла пика своего могущества, за то, что в Новгороде на памятнике 1000-летия России князь Михаил, есть, а в Твери его не было, но не так же, падшая женщина!

Автор проекта  народный художник России скульптор А. Н. Ковальчук пошёл по пути наименьшего сопротивления. И хоть в официальном релизе по поводу открытия памятника сказано:

«Памятник князю Михаилу отлит из бронзы и возвышается на постаменте, изготовленном из светло-серого гранита. Князь Михаил Тверской изображен сидящим на коне. Образ великого князя является олицетворением величия духа и источает уверенность и спокойствие государственного деятеля и великого человека. Жест князя - небесного защитника города, по замыслу скульптора, может говорить о разном. Это одновременно и приветствие, и прощание, и благословение. Вокруг постамента - пояс в форме славянского орнамента на православную тематику. Постамент также увенчан бронзовым щитом как символ защиты Тверской земли и всей Руси. Высота памятника составляем 8,5 м».

откровенную халтуру и эпигонство наблюдаю здесь я © Мастер Йода.

Судите сами.



Да-да, памятник Юрию Долгорукому на Тверской площади в Москве работы скульпторов С. М. Орлова, А. П. Антропова, Н. Л. Штамма. Найдите 10 отличий, как говорится. Мне эта коллизия напоминает книгу О. Генри «Короли и капуста». Там в столице Анчурии перед президентским дворцом стояла статуя президента, голова у которой крепилась на резьбе, чтобы не слишком тратиться после очередного переворота. Фу таким быть, г-н Ковальчук! Особенно в Вашем поделии умиляют шапка Мономаха, арабский конь под князем и плащ с бурбонскими лилиями. Fleur de lys, падшая женщина! Посылаю в сторону г-на Ковальчука и тех, кто принял у него работу лучи поноса!

Ну что ж, об ансамбле площади целиком мы представление получили, давайте теперь познакомимся с каждым зданием поподробнее.

Дом №1 по площади Святого Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского.







Здание, точнее комплекс зданий, построенных с 1780 по 1863 гг. В 1860-х  участок принадлежал купцу П.Г.Кобелеву, развернувшему тут изрядное строительство и превративший весь комплекс зданий в фешенебельную гостиницу «Европейская». Теофиль Готье впечатлился: «Постоялый двор, где я остановился, был размером с дворец - он мог бы служить караван-сараем для целого мигрирующего племени. Слуги в черном с белыми галстуками приняли меня и с английской серьёзностью проводили в огромную комнату, в которой парижский архитектор без труда разместил бы целую квартиру. Я шел по коридору, длиною своею напоминавшему монашеские кулуары Экориала. В столовой свободно можно было устраивать приём на тысячу человек… С балкона моей комнаты была видна главная площадь Твери, откуда звездой расходились лучи улиц…»

В 1890-х город выкупил главное здание комплекса и в нём разместилась Городская Земская управа.



Так здание Губернской Земской управы выглядело в 1910-х.

В Войну весь квартал сильно пострадал и 1944 - 1949 году был реконструирован по проекту архитекторов Н.Я.Колли и А.С.Трайнина; все дома были объединены в единый 3-этажный дом, а над скругленным угловым зданием надстроили бельведер, в результате чего получился отличнейший образец Сталинского ампира. Как по мне, здание получилось даже лучше, чем было.



А так выглядит теперь.

Сейчас здесь и в здании напротив гнездятся Администрация Тверской области и наш нежно любимый губернатор.

Дом №2 по площади Святого Благоверного князя  Михаила Ярославича Тверского, бывший дом №24 по улице Новоторжкая, он же «Старый Почтамт».







Удивительное дело, но это здание использовалось именно по тому назначению, для которого проектировалось. Строили почтамт и находился тут почтамт, вплоть до того момента, как кварталом восточнее не построили нечто «из стекла и бетона»с глобусом на фасаде, неплохое само по себе, но совершенно чуждое исторической застройке.

А так Старый Почтамт построили в 1913 г. и первый раз перепланировали уже 1917 г. На удивление, архитектор И.В. Скрутковский решил фасады здания не в модном тогда модерне, а в неоклассическом стиле. Нарушил тверской принцип, что эклектика - наше всё.



Губернская Земская управа (слева) и дом купца Волкова (справа). Около 1905 г.

Ранее на этом месте стоял дом купца Волкова  XVIII в. постройки, выкупленный в конце этого же века почтовым ведомством. С 1978 года в здании размещался Центральный телеграф, сейчас - Министерства (эконом.развития, имущественных и земельных отношений). Здесь же в 2010-х находилась последняя - предсмертная резиденция некогда славного проектного института Калинингражданпроект, вечная ему память. Sic transit gloria mundi.

Дом №42 по Улице Советская, он же «Дом Учителя».









Построен в 1869 г. по проекту, вроде как,самого П.Р. Никитина в стиле классицизма. Изначально тут находились Казенный питейный дом и харчевня. Однако, в 1786 г. городское начальство смекнуло, что такое соседство некомильфо для фешенебельной гостиницы и быстро выставило из здания пьяниц и запустило на их место начальную городскую школу - эмбрион будущей гимназии.

В 1804 г. после перестройки на базе Главного народного училища в нем размещают Тверскую мужскую гимназию с педагогическим штатом в 5 человек, которая тут не задержалась и переехала в новое здание к Императорскому Путевому дворцу. А на её место стараниями тверского вице-губернатора М. Е. Салтыкова-Щедрина 1861 г., въехало Высшее женское шестиклассное училище, тут же преобразованное в Тверскую Мариинскую женскую гимназию. В 1882 году здание расширили пристройкой по Миллионной улице. А в 1907-м, когда число учениц достигло 600, надстроили третий этаж.

После революции, в 1918 г, в здании находилась единая трудовая школа первой ступени № 25, а с 1937 года Мариинская женская гимназия стала Домом учителя. С 1942 по 1949 г. здесь размещалась Областная библиотека. Ныне это Тверской областной дом народного творчества.

Дом №4 по площади Святого Благоверного князя Михаила Ярославича Тверского, бывший дом №21 по ул. Советская, он же «Дом науки и техники».





Построен в то же время, что и Дом Учителя и тоже по проекту Никитина. В стиле классицизма, разумеется, в чём можно убедиться, взглянув на фасады - большинство архитектурных деталей уцелели. Оба эти дома строились «но казённой надобности и на казённые средства».

Первоначально здесь размещалась почтовая станция. Внутри угадывается прежнее расположение комнат: «покой по приёму писем», сени, кладовая и караульня - на первом этаже и квартира почтмейстера и комната для посетителей - на втором. Рядом с этим зданием располагались его конюшни. Здесь перепрягались лошади, происходила посадка пассажиров омнибусов. В начале XIX в. здание продали частному лицу, а то лицо сдало его внаём под трактир. Позже его выкупили знаменитые в тверской истории купцы Коняевы и в 1893 г. надстроили 3 этажом, где в начале XX в. открыли синематограф «Модерн». До 1930 г. здесь помещался концертный зал, играл симфонический оркестр, с гастролями выступали театры, а потом разместился Дом науки и техники.

Ныне это  Министерство туризма Тверской области - зачем городу свой, хоть и маленький Политехнический музей. И общество изобретателей ни к чему. Грустно, девушки.

Дом №23 по улице Вольного Новгорода. Бывший кинотеатр «Вулкан».





Этот декор не исконный, а появился вместе с синематографом.

Здание было построено ориентировочно в 1765-1770 гг. веке и служило обозначением правого «луча», идущего от площади. Если источники не врут, фасад здания изначально был решён в стиле классицизма без барочных элементов. В начале XX в. домом владели две приятные во всех отношениях дамы: М.Д. Арефьева и Е.Е. Попова. Именно последняя - хозяйка западной половины постройки XVIII века, открыла в 1915-1916 гг. синематограф, названный необычно «Вулкан». Городская легенда гласит, что хозяйка вдохновлялась популярной в то время фильмой (так тогда говорили) «Вулкан чувств».

в 1918 - 1921 гг. здесь был красноармейский клуб и театр, в 1920 - 1921 гг. называвшийся «Возрождение», в 1921 - 1923 гг. 2-й Гостеатр, в 1923 снова открыт как кинотеатр, в 1925-1938 носил название «Ударник», с 1939 концертный зал филармонии, с 1949 снова кинотеатр «Вулкан»), в 1932 дом надстроен 3-м и 4-м этажами, в 1941 разрушен, в 1945-1948 восстановлен и перестроен.

В процессе всех перетрубаций большая часть изначального декора, к сожалению, погибла. Ходили слухи, что здание собираются реставрировать и даже вернуть в него кинотеатр, сделав площадкой для показа лент с претензией на артхаус, но опять же по слухам, нашла коса на камень - в охране памятников не могут решить по состоянию на 1770 или 1916 г. здание реставрировать. По-моему, постановка вопроса отдаёт маразмом - два этажа с дома не снимешь, так что 1916 без вариантов, но решения принимаю не я.

В части дома, принадлежавшей  Арефьевой, находилось самое престижное фотографическое заведение Твери, в котом в конце XIX в. работали С.Д. Кринский и Я.А. Элленгорн. Сын Элленгорна после смерти отца достиг такого высокого уровня мастерства, что стал лучшим фотографом Твери.

А сейчас в бывшем кинотеатре находится барахолка, где проводятся выставки-продажи всякого, а на первом этаже дома сменяют друг-друга  едальни.

Дом №23 по улице Советская.





Тоже проект архитекторов Н.Я.Колли и А.С.Трайнина. Построено тоже в 1944-1949 гг. В том же стиле Сталинского ампира и составляет единый ансамбль с домом №1 по площади Михаила Тверского.

Изначально тут стоял дом купца Юргенсона с аптекой, построенный в 1810-х в стиле классицизма, а севернее него (вплоть до угла с Рыбацкой ул.) находился одноэтажный кирпичный жилой дом с мезонином  (в 1930-х угловой дом надстроили до 4 этажей (там были обком комсомола и редакция газеты «Сталинская молодёжь»).

В Войну здания сильно пострадали и архитекторы  Н.Я.Колли и А.С.Трайнин реконструировали всю эту застройку, протянув здание вплоть до Рыбацкой улицы. и вдоль неё, включив единый объём и соседний по Советской улице дом купца Зверькова. Здесь размещалось УНКВД (УМВД), затем (с 1961м г.) облисполком, с 1991 г. различные органы власти, в т. ч. арбитражный суд, Облизбирком, судебный департамент и комитеты Обладминистрации. Последние находятся там и по сей день.

Дом №19 по улице Советская.



Построен на рубеже XVIII - XIX в. Стиль, как вы уже догадались, Тверская эклектика, хотя, изначально был выдержан в рамках строгого классицизма, но в процессе бытования обогатился декором. Автором изначального проекта мог быть и Никитин, и Штенгель, и кто-то из их учеников. Мне это не известно. Так же мне не удалось выяснить, кто придал зданию современный облик. Но фасад, тектонику которого задают боковые ризалиты и центральный ложный портал, выглядит нарядно и, не смотря на пестроту декора, не перегружен.

Дом №17 по улице Советская или «Военная прокуратура».



Построен 1870-х, как административное здание на месте более раннего, хотя, есть информация, что изначально часть этого участка занимал то ли сквер, то ли огород. Как видите, архитектурное решение фасадов перекликается с Домом науки и техники, поддерживает его и разбавляет пышность соседа. Хотя, подозреваю, что дом №19 приобрёл свой декор в те же времена, когда строился №17, но это только мои догадки. Архитектор мне не известен, но дело своё он знал. Почти не выраженный центральный ризалит под лучковым фронтоном и арочными окнами 2-го этажа, а так же членение фасада при помощи чередующихся фронтончиков надоконных карнизов (всего в здании 4 типа надоконных карнизов) придают зданию оригинальную и запоминающуюся физиономию.

Дом №40 по улице Советская.



Не примечателен ничем. Построен в 1960 г. на месте развалившегося от старости исторического здания. На плоской поверхности его фасада можно было написать всё, что угодно - и красоту, и уродство. При разумном подходе, этот дом мог стать хорошим переходным звеном между Домом Учителя и гостинницей «Селигер», но не судьба - имеем, что имеем. Расширение гастронома на 1 этаже в начале 2000-х ситуацию только ухудшило. Грустно, девушки.

Дом № 38 по улице Советская он же гостиница «Селигер».





Построена в 1936 г. на месте снесённой Владимирской церкви XVII в., правда, неоднократно перестроенной. Вот так она выглядела.



Проект гостиницы «Селигер» разработали архитекторы братья Ю.Н. Яковлев и К.Н. Яковлев. Здание довольно интересное. В нём явно заметен переход от советского конструктивизма к Сталинскому ампиру, но пока это больше конструктивизм, чем ампир. Декор ещё довольно скуп, ритм и тектоника фасадов задаётся конструктивными элементами здания. Если присмотреться, то видны фамильные фишечки братьев Яковлевых, достигшие своего расцвета в проектах, выполненных братьями для Московского метрополитена. Например, в станции метро «Сокол».

Когда-то гостиница «Селигер» являлась наиболее престижной в городе, а её ресторан - самым знаменитым его злачным местом. Здесь, кстати, выступал первый тверской джаз-банд. Так что истоки тверского джаза здесь, а Тверь город джазовый.

Сейчас «Селигер» в полузапущенном состоянии, но жизнь теплится. Долгое время на 1 этаже обитал клуб «Зебра», теперь на его месте гнездится «Магнит». Но, в целом, всё выглядит довольно грустно, а от былой славы остались одни воспоминания.

Дом №36 по улице Советская.





Построен в 1787 г. по проекту, предположительно, Штенгеля. Изначально был 2-этажным. Главный фасад решён в стиле раннего классицизма. Видите, декора ещё многовато? Это влияние барокко. Зрелый классицизм более строг.

Сначала тут размещалась банковская контора, но вскоре не её место въехал ордонансгауз (воен. комендатура) с квартирой коменданта на 2-м этаже. С 1845 по 1918 гг. здесь находился городской детский приют, потом начальная школа № 2, после Войны здание надстроили 3-м этажом для вечерней школы № 1, затем здание отдали 16-й школе, ныне здесь находится институт «Верхневолжье».

Дом №15 по улице Советская.



Построен в 1780-х. Архитектор неизвестен, но, возможно, его проект разрабатывали Штенгель или Никитин, ибо этот дом единственный уцелел от «единой фасады» занимавшей пространство от Фонтанной площади до Пятницкого переулка (нынешние площадь Ленина и Студенческий переулок). Как видите, является образцом раннего классицизма. Ритм фасада задаётся рустовкой 1 этажа и оконными обрамлениями 2-го.

Дом №13 по улице Советская.



Та часть, что выходит непосредственно на улицу Советскую, исторического значения не имеет и представляет собой не слишком удачную стилизацию под историческую застройку, выполненную в 70-х - госбанк не влезал в существующее здание. А «единую фасаду» Никитина и Штенгеля снесли к нехорошей бабушке.

Предыдущие части:

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII, Часть IX, Часть X, Часть XI, Часть XII

Архитектура, История, Родной город, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up