Тверь. Времена года. Часть XVI. Улица Советская от Свободного переулка до улицы Ивана Седых.

May 04, 2023 09:10


Парадное Трёхлучие закончилось (мы к нему ещё вернёмся, но позже). За Свободным переулком эпоха меняется - перед нами Сталинский ампир или советский нео-классицизм - как будет угодно. Мне больше нравится первый термин, ибо от барона Османа в нём больше, чем от Н. А. Львова и Огюста Монферрана. Но это строгое имхо - своего мнения я никому не навязываю.

Итак, вперёд.



Улица Советская от Свободного переулка до моста через Тьмаку.



Дом №16 по улице Советская или Тверской областной академический театр драмы.



Драмтеатр. Вид с перекрёстка улицы Советская и Свободного переулка.

Специально привожу не парадную фотографию театра, что красуется на всех проспектах (она ещё будет), а вот такую - по ходу движения.



Тот же ракурс, но без солнца - чтобы декор лучше рассмотреть.

Как видите, здание монументальное и богато декорированное даже на боковом фасаде. Немного деталей:





Как видите, весь антураж на месте и по-тверски эклектичен: и маски Мельпомены, и фонтан, символизирующий Кастальский источник, и мистерия Диониса, и ренессансные лебеди, и лира, купно со скрипками и балалайками, причём, лира заканчивается гусиными головами, и снопы со знамёнами - всё на месте. Немного озадачивают, правда, осетры, плещущиеся в кастальских струях, но когда здание строилось, стерлядь в Волге возле Твери ещё водилась (последние годы, в прочем, опять появилась) и это, видимо, отсылка к Волге или аллегория того, что родная земля даёт вдохновение. В любом случае я, как рыбак, не могу не питать симпатии к изображениям осетров где бы они не находились. Снопы гречихи под декоративной капителью тоже выбиваются из античной традиции, но это также традиционная для того времени тверская культура - хорошо что коноплю не вылепили, а то было бы сейчас...

Существующее здание построено в 1951 г. по проекту архитекторов А.П. Максимова и П.В. Кухтенкова, но история здания Драмтеатра не столь коротка. Начиналось всё в 1765 - 1772 гг., когда после Великого пожара 1763 г. на этом месте по проекту архитектора П. И. Обухова был выстроен Гостинный двор.

Тогда это здание занимало целый квартал и представляло из себя четырёхугольную постройку, обнесённую аркадой. Словом, передовое по тем временам торговое помещение. Архитектурный стиль, как у всех тверских построек того времени - смесь барокко и классицизма. В первоначальном варианте Обухова, видимо, всё же ближе к барокко.

Однако, в 1859 г. случился новый пожар, и, так как, в здании горючих материалов хватало, пострадало оно очень сильно. Восстановление и реконструкция затянулись аж до 1888 г., когда здание, наконец, было полностью перестроено теперь уже в классических формах с примесью неорусского стиля (эклектика - наше всё) по проекту архитектора А. П. Федорова.



Вид Гостинного двора после реконструкции по проекту А. П. Фёдорова.

Лавкам и магазинам пришлось потесниться - здесь разместилась Городская Дума (Общественное собрание), а в её зале - театр, существовавший при Думе с 1879-го. Так начинался тверской Драмтеатр.

Городскую Думу разогнали в 1918 г., а в здании последующие два года существовал клуб III Интернационала.



Судя по плакату на фасаде, это 1929 - 1930 гг. И перед нами Тверской № 1 театр РСФСР. Не очень-то похоже на конструктивизм, но возможно, переделке подверглись интерьеры.

А в 1920 г. грянула очередная реконструкция - часть Гостинного двора, вмещающую собственно клуб, перестроили в стиле конструктивизма. В 1921-м вместо клуба открыли Тверской № 1 театр РСФСР (с 1931-го Калининский гостеатр), с 1935-го - Калининский (с 1990-го - Тверской) областной театр драмы.

А потом была Война и общая судьба города не миновала и Драмтеатр.



Драмтеатр летом 1945 г. Вид со Свободного переулка.

Как видите, половину квартала разнесло до фундамента, а остальному крепко досталось. Долго судили-рядили и решили восстановить наименее пострадавшую часть Гостинного двора со стороны Свободного переулка (о ней мы поговорим когда будем гулять по Свободному переулку), а здание театра полностью перестроить. Что и было выполнено. В городе появился театр со зрительным залом на 800 мест, оборудованный по последнему слову тогдашней театральной техники.



Лично мне то, что получилось, нравится. Храм искусства, простите за избитое клише и помпезный двухрядный портик в 6 колонн коринфского ордера по фасаду тут к месту. Вот только со скульптурой рабочего и колхозницы с венком на фронтоне вышел перебор. Я её ещё помню - её демонтировали в начале 80-х. Видимо, городские власти пришли тогда к аналогичному выводу.

Несколько лет назад здание реконструировали, а в прошлом перекрасили. И вот что получилось.



Стало как-то строже и законченнее, если можно так выразиться. Мне нравится. И внутри не хуже. Стилистика выдержана.









После реконструкции даже лучше стало - убрали излишнюю фальшивую позолоту, которую в 80-е размазали помелом где можно и где нельзя. Акустика, кстати, тоже лучше стала.

Бюст Карла Маркса у ограды Горсада.



Про Горсад я писал здесь и повторяться не стану. А вот про памятник с удовольствием расскажу. Это то ли первый, то ли второй памятник Карлу Марксу в РСФСР и находится он на этом месте аж с 1918 г. Даже оккупацию сумел пережить.

А вот с авторством история почти детективная. Существуют три версии. Согласно первой, бюст К. Маркса был выполнен А.А. Шимкунасом. Апполинарий Александрович Шимкунас (Апполинарас Александрас Шимкявичюс, 1894-1935) - уроженец Литвы, жил в Твери в 1918-1919 гг., был комиссаром по ликвидации эвакуированных в Тверь в годы Первой мировой войны учреждений из Литвы, руководил изостудией при клубе III Интернационала. Осенью 1918 г. принимал деятельное участие в подготовке торжеств по случаю годовщины Октябрьской революции, был одним из руководителей декоративной подкомиссии.

Согласно другой точке зрения создателем бюста К. Маркса был московский скульптор Борис Владимирович Лавров (1887-1946) - автор воздвигнутого в Москве в 1918 г. памятника И. Каляеву. К первой годовщине революции Моссовет заказал Б.В. Лаврову памятник К. Марксу, который был отлит скульптором в 25 экземплярах. Некоторые из отливок памятника в дни октябрьских торжеств 1918 г. были установлены не только на улицах, но и в центральных общественных зданиях Москвы, другие - посланы в различные города России.
Сторонники третьей версии сделали попытку объединить эти точки зрения, высказав предположение о том, что проект памятника принадлежал А.А. Шимкунасу, но выполнен он был в мастерской скульптора Б.В. Лаврова.

В Областной картинной галерее считают, что правы сторонники второй точки зрения - не стану с ними спорить, ибо «эстетического образования», лишён.

Тот бюст, что вы видите на фотографии - копия. В 1991 г. какой-то ЛГБТ-активист расколотил оригинальное изображение на 178 фрагментов. Реставрация заняла 3 года и после её окончания было принято решение заменить памятник копией. С тех пор оригинал хранится в Областной картинной галерее.

А я помню памятник ещё таким.



Дом №14 по улице Советская. Он же Дворянское Собрание, он же Дом Офицеров.

Для начала несколько фотографий из интернета, ибо сейчас Дом Офицеров закрыт на реставрацию. В принципе, давно пора.







Сейчас он выглядит так.





Забор, как видите, здание не красит.

Построен этот дом в 1842 г. по проекту И. Ф. Львова (это не тот Львов, который Приорат в Гатчине, а однофамилец, хотя в Торжке строили оба и одновременно) в стиле позднего классицизма на средства губернского дворянства. Во многом, интерьеры здания повторяют аналогичные в здании Московского Благородного Собрания (Дом Союзов) архитектора М. Ф. Казакова: тот же двухсветный зал с колоннами и кариатидами, сходные решения лестниц и много чего ещё - таково было пожелание тверского дворянства. Колонный зал даже имеет те же самые размеры. До реставрации они выглядели так.





Что будет после - увидим.

История у здания насыщенная. Здесь выступали Модест Петрович Мусоргский, Дарья Михайловна Леонова, Василий Васильевич Андреев. Тут в 1906 г. эсер Сергей Ильинский пятью выстрелами из револьвера убил графа генерала от кавалерии, члена Государственного совета Алексея Павловича Игнатьева - отца российского и советского военного деятеля Алексея Алексеевича Игнатьева - автора книги «Пятьдесят лет в строю».

После Революции, когда здание Дворянского Собрания стало Домом Красной Армии, здесь читали свои стихи Сергей Александрович Есенин и Владимир Владимирович Маяковский, проводил сеансы одновременной игры Хосе Рауль Капабланка.

Удивительно, но это единственное здание в центре города, которое не было разрушено или сожжено в Войну. И именно на нём 16 декабря 1941 года, в день освобождения Калинина от оккупации, воинами 243-й дивизии генерал-майора В. С. Поленова, части которого первыми вошли в город, над зданием был водружён красный флаг, а меньше, чем через месяц после этого выступал М. И. Калинин.

В 90-е тут гремели дискотеки, а потом Гарнизонный дом офицеров тихо съехал отсюда и наступила тишина. В 2015 г. фасады здания более-менее привели в порядок, а сейчас наступило время комплексной реставрации. Надеюсь, она пройдёт как положено.

Дом №12 по улице Советская, он же «Флигель».



Построен в 1776-1778 гг. вместе с остальными зданиями Воеводского двора, а позже Епархиального управления, о котором речь впереди. Автор проекта - Фёдор Фёдорович Штенгель. На самом деле, Штенгель капитально перестроил уже существовавший комплекс Воеводского двора (складывался с 1698 по 1770 гг.) в стиле раннего классицизма.

Дом №14 по улице Советская, он же «Воеводский двор», он же «Дворец губернатора», он же Епархиальное управление.



Построен в 1776 г. по проекту Фёдора Фёдоровича Штенгеля в стиле раннего классицизма. Штенгель умело включил в в свой проект уцелевшие и не слишком сильно пострадавшие от Великого Пожара 1763 г. постройки Воеводского двора оформив, разумеется, застройку в соответствии с собственными понятиями о прекрасном и генпланом П. Р. Никитина.

Стиль, безусловно, узнаваем: характерные для тверской исторической застройки филёнчатые наличники, карнизы с дентикулами, рустовка. А вот пилястры, ради разнообразия, с ионическими капителями и филёнки украшены лепниной.

С момента постройки дом стал именоваться «Дворец губернатора» и пробыл таковым до 1898 г., когда губернатор по высочайшему разрешению переехал в Путевой дворец, а сюда въехало Епархиальное управление.

В здании по долгу службы бывали и живали: в 1856 г. - драматург А.Н. Островский, в 1859 г. - писатель Ф.М. Достоевский. Писатель М.Е. Салтыков-Щедрин с 1860 по 1862 гг. был Тверским вице-губернатором и по долгу службы посещал губернатора. Знаменитый геолог и химик П. Р. Багратион был в 1862-1868 гг. губернатором Твери и тоже квартировал здесь.

С 1898 по 1918 гг. в этом доме располагалась городская резиденция правящего архиерея тверской епархии. В результате этого домовая церковь, расположенная в западном крыле под куполом сменила свой статус на крестовую Во имя 12-ти и 70-ти Апостолов.

В январе 1918 года Тверской губисполком национализировал архиерейские дома в губернии, в них были размещены различные учреждения. В Тверском городском архиерейском доме последовательно размещались губоно (1918-1919 гг.), отдел соцобеспечения и биржа труда (1918-1928 гг.), рабочий клуб швейников (1930 г.).

В период боев за освобождение города Калинина в декабре 1941 года здание частично пострадало, но было восстановлено. В 1942-1948 гг. здесь располагался Калининский облисполком, в 1949-1952 гг. - областное управление сельского хозяйства, в 1953-1970 гг. - областное управление сельского хозяйства и заготовок, областная «Сельхозтехника», в 1970-1991 годах - Калининский горпищеторг. В 1991 г. губернаторский дом передали Тверской областной картинной галерее.

В конце 1995 г. областная администрация передала архиерейский дом Тверской епархии в безвозмездное пользование, сохранив, однако, здание в городской собственности, что изрядно раздражает правящих архиереев.

Дом №10 корпус 2 по улице Советская.



Ещё один флигель Воеводского двора. Так же построен по проекту Ф. Ф. Штенгеля в 1776-1778 гг., но, в отличии от восточного собрата, сильно развит вглубь квартала и служил когда-то разделителем парадного и хозяйственного дворов воеводской/губернаторской резиденции. В плане представляет из себя длиннющую Г-образную кишку. В здании помещались канцелярии и службы губернской администрации, а в советское время - склады и архив Управления сельского хозяйства. Подо что его нынче приспособила епархия - тайна великая есть.

Дом №5 по улице Советская.







Изначально это была «образцовая усадьба» - каменный дом с флигелем, построенные по проекту М.Ф. Казакова или П. Р. Никитина в переходном от барокко к классицизму стиле.

В 1801 г. это здание продали причту Спасо-Преображенского собора, а в 1809 г. выкупили обратно в казну. В 1809-1812 гг. и дом, и флигель вошли в состав нововозведённого Конюшенного корпуса Путевого дворца. Автором проекта этого здания предположительно являлся губернский архитектор Андрей Алексеевич Трофимов. Эта реинкарнация здания была выдержана в стиле классицизма.

В 1830 г. конюшенный корпус заняло юнкерское кавалерийское училище - будущее Николаевское. К 1860 г. господа юнкера ушатали его до полного безобразия, и в 1860 г. здание продали некоему Юлиусу Пирангу из латвийского города Бауска. Каким ветром этого господина занесло в Тверь - тайна великая есть.

В 1875 г. пришедшее в совершенную ветхость здание перестроили по проекту архитектора П. Ф. Фёдорова. В каком стиле? Мы же в Твери - в эклектике, разумеется!

В результате получилось длинная П-образная двухэтажная постройка со срезанными углами, обращенными на улицу. Окна здания в первом этаже украшены простыми арками, во втором - более пышными. Срезанные углы дополнительно украшены двухколонными двухэтажными портиками. Колонны портиков имеют квадратное сечение на 1-м и круглое на 2-м этаже и выдержаны в дорическом ордере.

После реконструкции в здании разместилось Тверское реальное училище, в 1918 г. его сменила единая трудовая школа 2-й ступени № 2, потом Педагогическое училище, затем Совпартшкола, после  Областное управление сельского хозяйства с трестами Лёнсемтрав и Свинопром, а с 1995 г. Краеведческий музей.

Дом №8 по улице Советская или «Дом Вульфа».



Построен в 1767 - 1770 гг. в стиле классицизма по проекту П. Р. Никитина для Ивана Петровича Вульфа - деда Анны Керн. Выглядел он тогда примерно так.



Обратите внимание, что дом имеет фасад, близкий к домам "второго номера" в центре Твери - с рамочными наличниками и плоскими сдвоенными пилястрами, что поддерживает версию об авторстве Никитина.

Здание принадлежало семье Вульфов до 1814 г., когда его выкупили в казну и перестроили по проекту К.И. Росси под дом соборного причта. Хотя, есть мнение, что Вульфы профукали этот дом раньше - при Павле I и с 1798 там размещались казармы. Росси добавил добавил эффектный карниз с мутулами.

Между 1874 и 1891 гг. дом удлинили вдоль улицы до нынешних габаритов и добавили довольно-таки вычурный фронтон. Кто был архитектором этой перестройки мне выяснить не удалось. А дом в результате приобрёл такой вид.



В 1969 г. состоялась последняя переделка - над домом достроили 3 этаж.

Помимо известной на весь мир, кгхм, красавицы Анны Керн, в доме останавливались и другие знаменитости. В 1910-х здесь квартировал композитор А. В. Александров - автор музыки "Священной войны" и гимна СССР.

Сейчас идут разговоры о том, чтобы стилизовать здание под его вид в 1910-х годах, но пойдёт ли дело дальше разговоров? А пока от Никитина и Росси осталась только изящная рустовка.

И вот перед нами улица Ивана Седых - бывший Соборный переулок, а за ней Соборная площадь, с которой, собственно, улица Советская и начинается. Но о ней в следующий раз.

Предыдущие части:

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII, Часть IX, Часть X, Часть XI, Часть XII, Часть XIII, Часть XIV, Часть XV

Архитектура, История, Родной город, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up