Парадное Трёхлучие закончилось (мы к нему ещё вернёмся, но позже). За Свободным переулком эпоха меняется - перед нами Сталинский ампир или советский нео-классицизм - как будет угодно. Мне больше нравится первый термин, ибо от барона Османа в нём больше, чем от Н. А. Львова и Огюста Монферрана. Но это строгое имхо - своего мнения я никому не навязываю.
Итак, вперёд.
Улица Советская от Свободного переулка до моста через Тьмаку.
Дом №16 по улице Советская или Тверской областной академический театр драмы.
Драмтеатр. Вид с перекрёстка улицы Советская и Свободного переулка.
Специально привожу не парадную фотографию театра, что красуется на всех проспектах (она ещё будет), а вот такую - по ходу движения.
Тот же ракурс, но без солнца - чтобы декор лучше рассмотреть.
Как видите, здание монументальное и богато декорированное даже на боковом фасаде. Немного деталей:
Как видите, весь антураж на месте и по-тверски эклектичен: и маски Мельпомены, и фонтан, символизирующий Кастальский источник, и мистерия Диониса, и ренессансные лебеди, и лира, купно со скрипками и балалайками, причём, лира заканчивается гусиными головами, и снопы со знамёнами - всё на месте. Немного озадачивают, правда, осетры, плещущиеся в кастальских струях, но когда здание строилось, стерлядь в Волге возле Твери ещё водилась (последние годы, в прочем, опять появилась) и это, видимо, отсылка к Волге или аллегория того, что родная земля даёт вдохновение. В любом случае я, как рыбак, не могу не питать симпатии к изображениям осетров где бы они не находились. Снопы гречихи под декоративной капителью тоже выбиваются из античной традиции, но это также традиционная для того времени тверская культура - хорошо что коноплю не вылепили, а то было бы сейчас...
Существующее здание построено в 1951 г. по проекту архитекторов
А.П. Максимова и
П.В. Кухтенкова, но история здания Драмтеатра не столь коротка. Начиналось всё в 1765 - 1772 гг., когда после Великого пожара 1763 г. на этом месте по проекту архитектора
П. И. Обухова был выстроен Гостинный двор.
Тогда это здание занимало целый квартал и представляло из себя четырёхугольную постройку, обнесённую аркадой. Словом, передовое по тем временам торговое помещение. Архитектурный стиль, как у всех тверских построек того времени - смесь барокко и классицизма. В первоначальном варианте Обухова, видимо, всё же ближе к барокко.
Однако, в 1859 г. случился новый пожар, и, так как, в здании горючих материалов хватало, пострадало оно очень сильно. Восстановление и реконструкция затянулись аж до 1888 г., когда здание, наконец, было полностью перестроено теперь уже в классических формах с примесью неорусского стиля (эклектика - наше всё) по проекту архитектора
А. П. Федорова.
Вид Гостинного двора после реконструкции по проекту А. П. Фёдорова.
Лавкам и магазинам пришлось потесниться - здесь разместилась Городская Дума (Общественное собрание), а в её зале - театр, существовавший при Думе с 1879-го. Так начинался тверской Драмтеатр.
Городскую Думу разогнали в 1918 г., а в здании последующие два года существовал клуб III Интернационала.
Судя по плакату на фасаде, это 1929 - 1930 гг. И перед нами Тверской № 1 театр РСФСР. Не очень-то похоже на конструктивизм, но возможно, переделке подверглись интерьеры.
А в 1920 г. грянула очередная реконструкция - часть Гостинного двора, вмещающую собственно клуб, перестроили в стиле конструктивизма. В 1921-м вместо клуба открыли Тверской № 1 театр РСФСР (с 1931-го Калининский гостеатр), с 1935-го - Калининский (с 1990-го - Тверской) областной театр драмы.
А потом была Война и общая судьба города не миновала и Драмтеатр.
Драмтеатр летом 1945 г. Вид со Свободного переулка.
Как видите, половину квартала разнесло до фундамента, а остальному крепко досталось. Долго судили-рядили и решили восстановить наименее пострадавшую часть Гостинного двора со стороны Свободного переулка (о ней мы поговорим когда будем гулять по Свободному переулку), а здание театра полностью перестроить. Что и было выполнено. В городе появился театр со зрительным залом на 800 мест, оборудованный по последнему слову тогдашней театральной техники.
Лично мне то, что получилось, нравится. Храм искусства, простите за избитое клише и помпезный двухрядный портик в 6 колонн коринфского ордера по фасаду тут к месту. Вот только со скульптурой рабочего и колхозницы с венком на фронтоне вышел перебор. Я её ещё помню - её демонтировали в начале 80-х. Видимо, городские власти пришли тогда к аналогичному выводу.
Несколько лет назад здание реконструировали, а в прошлом перекрасили. И вот что получилось.
Стало как-то строже и законченнее, если можно так выразиться. Мне нравится. И внутри не хуже. Стилистика выдержана.
После реконструкции даже лучше стало - убрали излишнюю фальшивую позолоту, которую в 80-е размазали помелом где можно и где нельзя. Акустика, кстати, тоже лучше стала.
Бюст Карла Маркса у ограды Горсада.
Про Горсад я писал
здесь и повторяться не стану. А вот про памятник с удовольствием расскажу. Это то ли первый, то ли второй памятник Карлу Марксу в РСФСР и находится он на этом месте аж с 1918 г. Даже оккупацию сумел пережить.
А вот с авторством история почти детективная. Существуют три версии. Согласно первой, бюст К. Маркса был выполнен А.А.
Шимкунасом. Апполинарий Александрович Шимкунас (Апполинарас Александрас Шимкявичюс, 1894-1935) - уроженец Литвы, жил в Твери в 1918-1919 гг., был комиссаром по ликвидации эвакуированных в Тверь в годы Первой мировой войны учреждений из Литвы, руководил изостудией при клубе III Интернационала. Осенью 1918 г. принимал деятельное участие в подготовке торжеств по случаю годовщины Октябрьской революции, был одним из руководителей декоративной подкомиссии.
Согласно другой точке зрения создателем бюста К. Маркса был московский скульптор Борис Владимирович Лавров (1887-1946) - автор воздвигнутого в Москве в 1918 г. памятника И. Каляеву. К первой годовщине революции Моссовет заказал Б.В. Лаврову памятник К. Марксу, который был отлит скульптором в 25 экземплярах. Некоторые из отливок памятника в дни октябрьских торжеств 1918 г. были установлены не только на улицах, но и в центральных общественных зданиях Москвы, другие - посланы в различные города России.
Сторонники третьей версии сделали попытку объединить эти точки зрения, высказав предположение о том, что проект памятника принадлежал А.А. Шимкунасу, но выполнен он был в мастерской скульптора Б.В. Лаврова.
В Областной картинной галерее считают, что правы сторонники второй точки зрения - не стану с ними спорить, ибо «эстетического образования», лишён.
Тот бюст, что вы видите на фотографии - копия. В 1991 г. какой-то ЛГБТ-активист расколотил оригинальное изображение на 178 фрагментов. Реставрация заняла 3 года и после её окончания было принято решение заменить памятник копией. С тех пор оригинал хранится в Областной картинной галерее.
А я помню памятник ещё таким.
Дом №14 по улице Советская. Он же Дворянское Собрание, он же Дом Офицеров.
Для начала несколько фотографий из интернета, ибо сейчас Дом Офицеров закрыт на реставрацию. В принципе, давно пора.
Сейчас он выглядит так.
Забор, как видите, здание не красит.
Построен этот дом в 1842 г. по проекту
И. Ф. Львова (это не тот Львов, который Приорат в Гатчине, а однофамилец, хотя в Торжке строили оба и одновременно) в стиле позднего классицизма на средства губернского дворянства. Во многом, интерьеры здания повторяют аналогичные в здании Московского Благородного Собрания (Дом Союзов) архитектора
М. Ф. Казакова: тот же двухсветный зал с колоннами и кариатидами, сходные решения лестниц и много чего ещё - таково было пожелание тверского дворянства. Колонный зал даже имеет те же самые размеры. До реставрации они выглядели так.
Что будет после - увидим.
История у здания насыщенная. Здесь выступали
Модест Петрович Мусоргский,
Дарья Михайловна Леонова,
Василий Васильевич Андреев. Тут в 1906 г. эсер Сергей Ильинский пятью выстрелами из револьвера убил графа генерала от кавалерии, члена Государственного совета Алексея Павловича Игнатьева - отца российского и советского военного деятеля
Алексея Алексеевича Игнатьева - автора книги «Пятьдесят лет в строю».
После Революции, когда здание Дворянского Собрания стало Домом Красной Армии, здесь читали свои стихи
Сергей Александрович Есенин и
Владимир Владимирович Маяковский, проводил сеансы одновременной игры
Хосе Рауль Капабланка.
Удивительно, но это единственное здание в центре города, которое не было разрушено или сожжено в Войну. И именно на нём 16 декабря 1941 года, в день освобождения Калинина от оккупации, воинами
243-й дивизии генерал-майора
В. С. Поленова, части которого первыми вошли в город, над зданием был водружён красный флаг, а меньше, чем через месяц после этого выступал
М. И. Калинин.
В 90-е тут гремели дискотеки, а потом Гарнизонный дом офицеров тихо съехал отсюда и наступила тишина. В 2015 г. фасады здания более-менее привели в порядок, а сейчас наступило время комплексной реставрации. Надеюсь, она пройдёт как положено.
Дом №12 по улице Советская, он же «Флигель».
Построен в 1776-1778 гг. вместе с остальными зданиями Воеводского двора, а позже Епархиального управления, о котором речь впереди. Автор проекта -
Фёдор Фёдорович Штенгель. На самом деле, Штенгель капитально перестроил уже существовавший комплекс Воеводского двора (складывался с 1698 по 1770 гг.) в стиле раннего классицизма.
Дом №14 по улице Советская, он же «Воеводский двор», он же «Дворец губернатора», он же Епархиальное управление.
Построен в 1776 г. по проекту
Фёдора Фёдоровича Штенгеля в стиле раннего классицизма. Штенгель умело включил в в свой проект уцелевшие и не слишком сильно пострадавшие от Великого Пожара 1763 г. постройки Воеводского двора оформив, разумеется, застройку в соответствии с собственными понятиями о прекрасном и генпланом
П. Р. Никитина.
Стиль, безусловно, узнаваем: характерные для тверской исторической застройки филёнчатые наличники, карнизы с дентикулами, рустовка. А вот пилястры, ради разнообразия, с ионическими капителями и филёнки украшены лепниной.
С момента постройки дом стал именоваться «Дворец губернатора» и пробыл таковым до 1898 г., когда губернатор по высочайшему разрешению переехал в Путевой дворец, а сюда въехало Епархиальное управление.
В здании по долгу службы бывали и живали: в 1856 г. - драматург А.Н. Островский, в 1859 г. - писатель Ф.М. Достоевский. Писатель М.Е. Салтыков-Щедрин с 1860 по 1862 гг. был Тверским вице-губернатором и по долгу службы посещал губернатора. Знаменитый геолог и химик
П. Р. Багратион был в 1862-1868 гг. губернатором Твери и тоже квартировал здесь.
С 1898 по 1918 гг. в этом доме располагалась городская резиденция правящего архиерея тверской епархии. В результате этого домовая церковь, расположенная в западном крыле под куполом сменила свой статус на крестовую Во имя 12-ти и 70-ти Апостолов.
В январе 1918 года Тверской губисполком национализировал архиерейские дома в губернии, в них были размещены различные учреждения. В Тверском городском архиерейском доме последовательно размещались губоно (1918-1919 гг.), отдел соцобеспечения и биржа труда (1918-1928 гг.), рабочий клуб швейников (1930 г.).
В период боев за освобождение города Калинина в декабре 1941 года здание частично пострадало, но было восстановлено. В 1942-1948 гг. здесь располагался Калининский облисполком, в 1949-1952 гг. - областное управление сельского хозяйства, в 1953-1970 гг. - областное управление сельского хозяйства и заготовок, областная «Сельхозтехника», в 1970-1991 годах - Калининский горпищеторг. В 1991 г. губернаторский дом передали Тверской областной картинной галерее.
В конце 1995 г. областная администрация передала архиерейский дом Тверской епархии в безвозмездное пользование, сохранив, однако, здание в городской собственности, что изрядно раздражает правящих архиереев.
Дом №10 корпус 2 по улице Советская.
Ещё один флигель Воеводского двора. Так же построен по проекту Ф. Ф. Штенгеля в 1776-1778 гг., но, в отличии от восточного собрата, сильно развит вглубь квартала и служил когда-то разделителем парадного и хозяйственного дворов воеводской/губернаторской резиденции. В плане представляет из себя длиннющую Г-образную кишку. В здании помещались канцелярии и службы губернской администрации, а в советское время - склады и архив Управления сельского хозяйства. Подо что его нынче приспособила епархия - тайна великая есть.
Дом №5 по улице Советская.
Изначально это была «образцовая усадьба» - каменный дом с флигелем, построенные по проекту
М.Ф. Казакова или
П. Р. Никитина в переходном от барокко к классицизму стиле.
В 1801 г. это здание продали причту Спасо-Преображенского собора, а в 1809 г. выкупили обратно в казну. В 1809-1812 гг. и дом, и флигель вошли в состав нововозведённого Конюшенного корпуса Путевого дворца. Автором проекта этого здания предположительно являлся губернский архитектор
Андрей Алексеевич Трофимов. Эта реинкарнация здания была выдержана в стиле классицизма.
В 1830 г. конюшенный корпус заняло юнкерское кавалерийское училище - будущее Николаевское. К 1860 г. господа юнкера ушатали его до полного безобразия, и в 1860 г. здание продали некоему Юлиусу Пирангу из латвийского города Бауска. Каким ветром этого господина занесло в Тверь - тайна великая есть.
В 1875 г. пришедшее в совершенную ветхость здание перестроили по проекту архитектора
П. Ф. Фёдорова. В каком стиле? Мы же в Твери - в эклектике, разумеется!
В результате получилось длинная П-образная двухэтажная постройка со срезанными углами, обращенными на улицу. Окна здания в первом этаже украшены простыми арками, во втором - более пышными. Срезанные углы дополнительно украшены двухколонными двухэтажными портиками. Колонны портиков имеют квадратное сечение на 1-м и круглое на 2-м этаже и выдержаны в дорическом ордере.
После реконструкции в здании разместилось Тверское реальное училище, в 1918 г. его сменила единая трудовая школа 2-й ступени № 2, потом Педагогическое училище, затем Совпартшкола, после Областное управление сельского хозяйства с трестами Лёнсемтрав и Свинопром, а с 1995 г. Краеведческий музей.
Дом №8 по улице Советская или «Дом Вульфа».
Построен в 1767 - 1770 гг. в стиле классицизма по проекту П. Р. Никитина для Ивана Петровича Вульфа - деда Анны Керн. Выглядел он тогда примерно так.
Обратите внимание, что дом имеет фасад, близкий к домам "второго номера" в центре Твери - с рамочными наличниками и плоскими сдвоенными пилястрами, что поддерживает версию об авторстве Никитина.
Здание принадлежало семье Вульфов до 1814 г., когда его выкупили в казну и перестроили по проекту
К.И. Росси под дом соборного причта. Хотя, есть мнение, что Вульфы профукали этот дом раньше - при Павле I и с 1798 там размещались казармы. Росси добавил добавил эффектный карниз с мутулами.
Между 1874 и 1891 гг. дом удлинили вдоль улицы до нынешних габаритов и добавили довольно-таки вычурный фронтон. Кто был архитектором этой перестройки мне выяснить не удалось. А дом в результате приобрёл такой вид.
В 1969 г. состоялась последняя переделка - над домом достроили 3 этаж.
Помимо известной на весь мир, кгхм, красавицы Анны Керн, в доме останавливались и другие знаменитости. В 1910-х здесь квартировал композитор А. В. Александров - автор музыки "Священной войны" и гимна СССР.
Сейчас идут разговоры о том, чтобы стилизовать здание под его вид в 1910-х годах, но пойдёт ли дело дальше разговоров? А пока от Никитина и Росси осталась только изящная рустовка.
И вот перед нами улица Ивана Седых - бывший Соборный переулок, а за ней Соборная площадь, с которой, собственно, улица Советская и начинается. Но о ней в следующий раз.
Предыдущие части:
Часть I,
Часть II,
Часть III,
Часть IV,
Часть V,
Часть VI,
Часть VII,
Часть VIII,
Часть IX,
Часть X,
Часть XI,
Часть XII,
Часть XIII,
Часть XIV,
Часть XV