Генплант Твери, разработанный архитектором П.Р. Никитиным
Собственно, это последний однозначно Никитинско - Казаковский отрезок улицы Советской. Далее начинается эпоха Львова и тех, кто пришёл за ним, хотя гений Никитина и Казакова парит и там - начинали эту застройку они. А ещё за Свободным переулком расположены блестящие образцы советской неоклассики или Сталинского ампира - называйте как хотите.
Центр Твери на Яндекс-карте
Ну что ж, отправляемся.
Дом №30 по улице Советская.
Если посмотреть
сюда, то легко заметить фамильные черты в декоре фасада этого дома и тех, что стоят на набережной Степана Разина. Так оно и есть - это продукт школы
П. Р. Никитина. Проект именно этого здания приписывают
М. Ф. Казакову, но доказательств тому, насколько мне известно, нет. С тем же успехом это мог быть и
В. С. Поливанов и сам
П. Р. Никитин.
Построено здание, как и его сосед, в период с 1775 по 1781 г. Стиль, как сами видите, переходный от барокко к классицизму, ближе к классицизму. Членение фасада осуществляется 9 осями проёмов и подчёркивается достаточно массивными рамочными наличниками. По оси симметрии здания расположена проездная арка, оформленная в стиле украинского барокко. А вот антаблемент с совершенно дорическими триглифами под карнизом 2-го этажа, осечённый снизу от плоскости фасада молдингом, а сверху поддержанный рядом дентикул имеет уже вполне классический вид.
Первоначально в части дома располагался архив Совестливого суда, а часть сдавалась в наём, потом дом находился в частном владении, а в 1917 - 1926 гг. тут находилась библиотека товарищества кооперативов (с 1920 им. Кропоткина, переведена на Первомайскую наб., с 1954 на ул. Фурманова), затем Госстройконтора, потом детский сад № 34, а сейчас администрация ТЮЗа, Дом Актёра и мастерская, совмещённая с художественной школой, известного тверского художника
Андрея Юдина.
Дом №28 по улице Советская.
Построен в период с 1775 по 1781 г. Автором проекта мог быть и П. Р. Никитин, и М. Ф. Казаков и В. С. Поливанов. В архитектурном плане куда более барочный, с типичными Никитинскими вытянутыми филёнчатыми рамочными наличниками и «бычьими глазами». Одно из немногих среди тверских «единых фасад» асимметричное здание. Ризалит с проездной аркой смещён в восточную часть дома и увенчан фронтоном, с декорированным штукатурными молдингами, тимпаном. Западная часть здания декорирована рустовкой и поддерживает часть дома №32, выходящую на улицу Советская, создавая симметрию общей композиции застройки.
До 1910-х гг. здание принадлежало различным частным владельцам и использовалось в качестве жилого дома. В 1910-х гг. здесь размещались Тверское посредническое кооперативное товарищество и кондитерский магазин Баранова, при Советской власти - различные потребсоюзы и СМУ Облпотребсоюза, в 1990-х гг. временно располагалась Городская Дума, а затем фирма АНТЭК и банк, а сейчас гнездятся различные коммерческие и не очень организации, а так же досуговый клуб, патронажная служба и отделение Союза театральных деятелей РФ.
Собор Вознесения Господня, улица Советская. дом 26.
Собор стоит на намоленном месте. Первая, ещё деревянная, церковь Вознесения Господня появилась тут в последней трети XVI в. Рядом с ней стояла, так же деревянная, церковь Богоявления Господня. Обе церкви сожгли поляки в 1612 г. В 1624 г. Вознесенскую церковь восстановили, а в 1709 г. к ней пристроили Богоявленский придел. Но и эта церковь сгорела в 1742 г. Однако, прихожане не сдавались и к 1751 г. насобирали денег на каменный храм, к которому в 1760 г. пристроили каменный же Богоявленский придел. И тут случился Великий Пожар 1763 г. Здание сильно пострадало, но к 1768 г. его полностью восстановили, а в 1805 г. пристроили колокольню.
Меж тем, город рос, население его увеличивалось и к 1818 г. стало ясно, что все прихожане в существующую церковь не влезают. Было принято решение существующий храм разобрать и построить на его месте что-то попросторнее. Архитектор
Н. Н. Ленгард (сын того самого
Леграна, что так плодотворно поработал в Москве) разработал проект, но средств на его реализацию не нашлось.
Современное здание Вознесенского Собора построено, точнее, перестроено из существующего, в 1826 - 1836 гг. по проекту знаменитого архитектора
И. Ф. Львова - да, того самого. Деньги на строительство дали, в основном, купцы И. Ф. Татаринцев и Ф. Н. Бобров. В процессе строительства, в 1831 г. храм прирос приделом Антония и Феодосия Печерских. Деньги не его устройство пожертвовал тверской купец И.Д. Подсыпанин - мой прапрадед.
Мы говорим Львов - подразумеваем классицизм, мы говорим классицизм - подразумеваем Львов. И здесь мы видим эталонный, можно сказать, выкристализованный классицизм. Он читается и в портике с колоннами дорического ордера, и в ризалите на противоположном фасаде с пилястрами того же дорического ордера, в строгих фронтонах с гладкими штукатурными тимпанами, и в антаблементе с дорическими триглифами, и в дентикулах, поддерживающих карниз, и в строгой рустовке, и в полукруглых фронтончиках над каждым нечётным окном барабана. Когда-то тимпаны фронтонов и плоскости стен были расписаны в технике грийзали, но росписи не сохранились.
Планировка и компоновка здания классическая - восьмерик (в данном случае, барабан) на четверике. Внутренний объём решён в двух уровнях: на первом расположены 3 нефа, а на 2-м - просторные хоры.
Здание в процессе бытования несколько раз подвергалось достройке и перестройке. Изначально оно было таким.
Здесь плохо видно, но 1903 г. колокольня была ниже.
Потом, в 1903 г. по проекту архитектора
В. И. Назарина надстроили колокольню. А потом случилась Революция и понеслось...
В 1935 г. храм закрыли. В 1936 г. в нём разместилась экспозиция Краеведческого музея. В 1972 г. в здание въехала Областная промышленная выставка. Для этой цели храм изрядно перестроили: сделалиы междуэтажные перекрытия, заменили систему отопления, с восточной стороны пристроили пандус, а на колокольню водрузили несколько табло, показывающих дату, точное время и погоду.
Интерьеры областной промышленной выставки. Школьником я бывал там на экскурсии - было интересно.
Световые табло на колокольне. Было очень удобно, проезжая мимо на трамвае или троллейбусе, посмотреть который час.
Но вот грянула перестройка, а за ней перестрелка. Промышленность легла на бок и едва шевелила жабрами. За отсутствием промышленности, отпала надобность и в промышленной выставке. Зато необходимость в Божьей помощи резко ощутили все, ибо выжить в 90-е получалось исключительно попущением Господним. Но Вознесенскому собору это смутное время пошло на пользу. В 1992 г. его вернули верующим и началась крайняя реконструкция: новозведённые в уровне хоров перекрытия уронили, с колокольни убрали табло и повесили колокола, а потом начали вдумчивую работу над интерьерами под руководством архитектора
В. А. Федотова. В результате получилось вот что:
Насколько я могу судить, интерьеры, в большинстве своём, удалось воссоздать. Другое дело, что материалов по ним было откровенно маловато, но В. А. Федотову прекрасно удалось передать тот Николаевский стиль церковных интерьеров, господствовавший в России до того момента, как
А. М. Горностаев заложил фундамент неорусского и неовизантийского стилей. Я писал о его работах
здесь,
здесь,
здесь и
здесь.
И на этом про Вознесенский Собор всё. Виноват, не всё. Раньше, к собору примыкал дом причта, построенный по проекту П. Р. Никитина, но в 1972 г. его снесли при расширении Тверского проспекта. Вот так он выглядел:
С одной стороны, жалко, а с другой стороны, город задыхался, втискивая всё движение по центру в улицу Советскую и узенькую Трёхсвятскую...
Вот теперь точно всё. А нас ждёт нечётная (северная) сторона Советской.
Дом № 9 по улице Советская.
Это сейчас перед нами один дом, а в конце XVIII - начале XIX вв. их построили аж 5. Тот, что примыкал к Ильинскому переулку - нынешнему Тверскому проспекту, в 1956 г. предвосхитил судьбу дома причта Вознесенского Собора, стоявшего напротив, и пал жертвой расширения тогда ещё Кооперативного переулка. А ведь это был один из первых трёхэтажных домов в Твери.
Построен он был около 1780 г. по проекту архитектора
А. В. Квасова. Проект долго ждал реализации, ибо разработан был около 1770 г. Вообще, Никитин и Квасов поделили эту «единую фасаду» пополам: западную часть делал Квасов, а восточную - Никитин. Право, не знаю как они центральный дом поделили.
Судьба утраченного дома оказалась достаточно причудливой. С 1804 по 1888 г. здесь размещалась Городская Дума и Магистрат, а с 1860-х городская полиция; в 1860-х на крыше возвели пожарную каланчу, а в 1907 г. разобрали; на 1-м этаже в конце XIX - начале ХХ вв. находился кондитерский магазин Терентьева, с 1907 г. вместо него разместились компании «Проводник» и «Зингер», а на верхних этажах частное реальное училище; в 1930-х гг. здесь находилась школа № 6, после войны Музпед училище. Потом на его месте, вплотную построили маленькое одноэтажное кафе на месте восточной его части построено одноэтажное кафе, которое потом снесли и поставили на его месте стелу, посвящённая награждению Калинина в 1971 г. орденом Трудового Красного Знамени. Затем, в 90-е стелу убрали (подозреваю, в цветмет сдали) и в начале 2000-х гг. по проекту архитектора В. Н. Дякина построили здание кафе «Терентьевъ» (с 2008 Уралсиббанк; Тверской проспекткт, д. 15а)). Выделять отдельно эту пупырку я не стал.
Так выглядела стела
Вот так бывшая кафешка выглядит сейчас
С оставшимися 4 домами тоже вышло интересно. В конце 1940-х гг. их надстроили 3-м этажом и объединили в 1 дом. К вопросу о профессиональной подготовке архитекторов 40-х годов. Если не знать, никогда не догадаешься, что это не творения Казакова и Никитина - настолько хорошо выполнена стилизация: те же фронтоны, те же лопатки, те же филёнки и «бычьи глаза», те же вытянутые наличники, та же рустовка. Разве что лепнина на тимпанах фронтонов намекает, что что-то здесь не так, и то она смотрится, как вставка второй половины XIX в. Выдержаны все пропорции, ритмика, архитектурный язык, пластика. И это в стране, только что пережившей жутчайшую в мировой истории Войну!
В послевоенное время в здании размещалась парикмахерская «Тверичанка», магазины «Грампластинки» и «Книги» (со времён перестройки «Букинист, в котором я оставил немало денег), а сейчас их сменил ресторан-пекарня »Штолле« (рекомендую - не дёшево, но пироги отличные) и салон часов.
А мы переправляемся на другую сторону Тверского проспекта.
Тверской проспект и застройка на другой его стороне
Перешли? Перешли! И вот перед нами снова 2 «единые фасады». Давайте на них посмотрим.
Дом № 24 по улице Советская.
Что-то слышится родное в грустной песне ямщика, верно? Правильно слышится, ибо построен этот дом в конце XVIII в. по проекту, а чёрт знает по чьему - автором быть Казаков, мог Никитин, а мог и Штенгель. Краеведы до сих пор спорят.
Изначально дом был двухэтажным, но в 1932 г. его надстроили до 4 этажей, как и остальные здания южной стороны Советской улицы на этом участке. Здесь это сразу бросается в глаза, хотя, надо отдать должное, к со зданием обошлись довольно бережно и постарались сохранить хоть какое-то единство архитектурного облика, что, в целом, получилось.
Проездную арку в этом доме ликвидировали ещё в XIX веке, приспособив под торговое помещение. Сейчас 1 этаж здания занимает парикмахерская с каким-то претенциозным названием.
Со зданиями на южной и северной сторонах этого участка улицы Советская у меня связано глубоко личное воспоминание - я осуществлял технадзор со стороны заказчика при ремонте и реставрации фасадов этих зданий в далёком 1999 г. Моя первая серьёзная самостоятельная инженерная работа. Справился как-то. А теперь пора снова приводить фасады в порядок - летит время...
Дом №22 по улице Советская.
Видите, насколько он более барочный? Причём, при реставрации в 1999 г. были обнаружены выступы кладки, срубленные в процессе бытования, и по этим участкам кладки декор здания и был восстановлен.
Сейчас на 1 этаже сидит какой-то табачно-кальянный магазинчик, ногтевая студия и ещё что-то, а ранее размещался культовый гастроном, носивший в народе имя «У Попа». По городской легенде, завмаг этого магазина, по прозвищу Поп (от фамилии Попов), занимал эту должность с 1910 по 1959 г. с перерывом на 2 мировые войны. Матёрый был человечище! Сюда любили захаживать Борис Полевой (который «Повесть о настоящем человеке») и граф Игнатьев (который дважды генерал-лейтенант и «Пятьдесят лет в строю») - они жили тут рядом.
А построено здание, как и вся «единая фасада» в конце XVIII в.
Дом №20 по улице Советская.
Тоже барочный. И построен тогда же, когда и соседи. И архитектором его могли быть те же самые. И вообще провести границу между №22 и №20 трудновато. Но попробуем. Видите водосточную трубу примерно посередине на второй фотографии, слева от которой рустовка и проездная арка? Это здесь. От трубы и до окончания второго участка рустовки.
Сейчас тут кофейня-кальянная и что-то косметическое, а раньше 1 этаж до арки тоже занимал гастроном «У Попа». Бакалейно-кондитерский отдел. До сих пор помню громадные треугольные резервуары с сиропом на прилавке, где наливали газировку.
Дом №18 по улице Советская.
То же, тогда же, те же. Но построен на казённые средства, как образцовый дом. Западная часть имеет рустовку на фасаде и тем поддерживает дом №24, создавая акценты на концах «единой фасады».
В конце XVIII - начале XIX в. это была резиденция вице-губернатора, с 1840-х - жильё председателя Казённой палаты, во второй половине XIX в. дом передали Министерству финансов. Сейчас здесь располагается оптика, магазин «Ростовская финифть», сувенирнвй магазин и магазин всяческих изотерических товаров. Ну и люди живут. Финифть и сувенирный - старожилы, оптика завелась лет 15 назад, а на месте изотерических товаров до середины 90-х располагался самый фешенебельный в городе табачный магазин. Помню, году в 87-ом мы чуть ли не половиной класса купили там вскладчину кубинскую сигару. За рубль. И нам её продали. Видимо, в воспитательных целях, ибо мы после дегустации чуть лёгкие не выхаркали, что надолго отвратило нас от курения.
Дом №7 по улице Советская.
Изначально это не один, а целых 5 двухэтажных домов, выстроенный «единой фасадой» по проекту П. Р. Никитина, и М. Ф. Казакова в период с 1767 по 1775 г. в том же переходном стиле от барокко к классицизму. Как видно на фотографии, северная сторона улицы больше тяготела к классицизму, чем к барокко - так оно было задумано авторами. Здесь, в отличии от южной стороны, основной ритм фасаду задаёт рустовка, а любимые в Твери филёнчатые оконные наличники выполняют акцентную функцию.
Кстати, западный дом «единой фасады» включил в себя часть дорегулярной застройки. Если зайти во двор, то видно, как Казаковское творение вот уже больше 250 лет алчно заглатывает, но никак не может заглотить угол каменных палат рубежа XVII - XVIII вв.
Эти дома принадлежали купцам, и от того их первые этажи занимали лавки, а когда это слово перестало быть модным - магазины. Так что проездные арки к концу XIX в. приспособили под торговые помещения. В уже упоминавщемся западном доме находилась гостиница Барсукова, в которой в 1856 г останавливался А. Н. Островский, о чём сообщает мемориальная табличка на здании. С 1865 по 1915 гг. здесь же размещалось губернское отделение Государственного банка России, а с 1919 по 1941 гг. тут находилась Центральная детская библиотека имени Пушкина, переехавшая в 1953 г. в новое здание на Московской площади.
В 1947-1948 г. все дома этой «единой фасады» надстроили 3 этажом и объединили в один дом. И опять с историческим наследием обошлись очень бережно. Даже лучше, чем на южной стороне - не зная и не поймёшь, что 3 этаж не является творением Казакова и Никитина.
Сейчас в здании расположен бар «Будвайз», кофейня, сетевой книжный магазин «Читай-город», косметический салон, цветочный магазин Горзеленстроя и отделение Альфа-банка.
Вот и всё на сегодня.
Предыдущие части:
Часть I,
Часть II,
Часть III,
Часть IV,
Часть V,
Часть VI,
Часть VII,
Часть VIII,
Часть IX,
Часть X,
Часть XI,
Часть XII,
Часть XIII,
Часть XIV