Итак, мы подошли к Тверскому Арбату - улице Трёхсвятской. Обычно, здесь приводят фотографию городских часов, но я этого делать не буду - Трёхсвятская отдана во власть брусчаточников и они возвели из подднонов с брусчаткой целую Бастилию вокруг часов - их просто не видно. Так что подождём до другого раза. А сейчас продолжим.
Дом №31/30 по улице Трёхсвятской.
Вид со стороны улицы Трёхсвятской
Вид со стороны бульвара Радищева.
А так он выглядел в 60-е.
Построен в 1948 г. по проекту архитектора Ф. И. Макарова на месте разрушенного в Войну. Стиль - советский неоклассицизм. Когда-то на первом этаже этого дома располагался магазин в котором продавались сборные модели - предмет моей детской мечты. Помню, мне там на день рождения купили сборную модель броненосца «Потёмкин» - сколько же у меня было счастья!
Дом №25/33 по бульвару Радищева.
Вид со стороны улицы Трёхсвятской.
Вид со стороны бульвара Радищева Горизонт завален, да..
Так он выглядел в 1948 г. незадолго до сдачи в эксплуатацию.
То же самое, что и предыдущий дом. Построен в 1948 г. на месте разрушенного в Войну, причём, были частично использованы фундаменты разрушенного здания - в разорённой Войной стране в дело шло всё. Автор проекта архитектор Ф. И. Макаров. Стиль - советский неоклассицизм. Что один, что другой дом получились весьма хорошо - архитекторы 30-50-х гг. знали своё дело и умели вписывать новые здания в историческую застройку. Вообще у меня есть мысль сделать отдельный цикл о тверских архитекторах этого периода, но пока не нарыл достаточно материала. Надеюсь, у меня получится - эти люди заслуживают того, чтобы о них помнили.
Дом №30 по бульвару Радищева.
Построен в конце XIX в. на месте ранее существовавших каменно-деревянных домов, так же, как и его соседи: №28, №26, №24. Стиль - тверская эклектика. Архитектор неизвестен, но особенности декора фасадов заставляют лично меня подозревать в авторстве этого здания архитектора
А. П. Федорова.
На фасаде можно наблюдать старую тверскую беду - сделанные левой ногой желоба и водосточные трубы. Фасад отремонтирован 3 года назад, но трубы и желоба текут и мокрую штукатурку рвёт морозом. Повбывав бы!
Дом №23 по бульвару Радишева.
Построен в 1968 г. на месте временных зданий, стоявших на фундаментах разрушенного в Войну здания. Что удивительно для этого периода, архитекторам Калинингражданпроекта удалось протащить на фасад хоть какой-то декор. В целом, здание улицу не портит. Больше сказать нечего.
Разве что стоит упомянуть, что напротив этого дома установлен памятник легенде русского блатняка Михаилу Кругу. Гордости города, мамкина норка! Как по мне - так себе гордость, но народу нравится.
Памятник Михаилу Кругу.
«Жители и гости нашего города» © наперегонки фотографируются с бронзовым лабухом и яростно натирают его шляпу и, почему-то, носок ботинка. Пришлось изрядно подождать, прежде чем удалось сфотографировать сию статую.
Дом №28 по бульвару Радищева.
Построен тогда же, когда и соседи - в конце XIX в. Но, в отличии от дома №30, выдержан в барочных формах с характерными для Твери «ушастыми» оконными наличниками. Так что стиль примем необарокко. Архитектор неизвестен.
Дом №26 по бульвару Радищева.
Построен тогда же, когда и соседи - в конце XIX в. Литаврин в своей
Энциклопедии тверских улиц утверждает, что дома №№ 24-30 возводились одновременно. С точки зрения декора и архитектурного стиля дом №26 повторяет дом №28 и выдержан в формах необарокко. Архитектор неизвестен.
Дом №24 по бульвару Радищева.
То же, те же, что и у соседей (№№ 30, 28 и 26). Но тут мы имеем уже тверскую эклктику, о чём свидетельствует сочетание элементов различных стилей и излюбленные в Твери лучковые перемычки. Ещё у нас в те годы очень любили арочные проёмы и полуциркульные перемычки - своего рода визитная карточка тверской эклетики. Архитектор неизвестен, но, учитывая информацию Литаврина, сдаётся мне, что все 4 дома проектировал А. П. Фёдоров. Но это только моё предположение и доказать я его не могу.
Да, фасады домов не мешало бы покрасить.
Дом №21 по бульвару Радищева.
Широко известный среди меня дом - тут прошли первые 7 лет моей жизни. Адрес помню до сих пор: «Радищева, 21, кавартира 8». 40 лет прошло, да...
Построен дом около 1850-х годов и изначально был двухэтажным. На рубеже XIX и XX вв. надстроен 3 и 4 этажом и к дому пристроено дворовое крыло. После чего дом эксплуатировался в качестве доходного, а вот фамилию владельца мне узнать пока не удалось.
Изначальный архитектурный стиль я бы определил, как классицизм, но на рубеже веков при надстройке 3 этажа на фасад ляпнули барочных наличников, что перевело здание в разряд эклектичных. Ну и хорошо - мы же в Твери, а это город эклектики. Фамилии архитекторов осуществлявших строительство здания и его перестройку мне не известны.
Дом №20 по бульвару Радищева.
Вид с бульвара Радищева
Вид со стороны Тверского проспекта.
Построен около 1950 г. на месте разрушенных в Войну исторических зданий по проекту архитектора Ф. И. Макаров в стиле советского неоклассицизма, называемого ещё Сталинским ампиром. Интересное решение с полупортиками, начинающимися с уровня 2 этажа и увенчанными массивными фронтонами. Придаёт не слишком-то декорированному фасаду интересный, хоть и несколько тяжеловесный, ритм и тектонику.
Дом №19 по бульвару Радищева.
Построен в 1963 г. Предполагаю, что изначально должен был иметь декор, сходный с тем, что мы видим на доме №20, но т.к. строился в разгар борьбы с «архитектурными излишествами», радикально избавлен от всяких «гирлянд из фруктов и прочих продуктов». Получилось функционально и безлико. Спасибо, что не хрущёвка - это здание всё же можно при желании стилизовать под неоклассическую советскую застройку, только кто этим займётся?
Ну а мы пересекаем Тверской проспект и перед нами...
Дом №13 по бульвару Радищева.
С другой стороны Тверского проспекта.
Поближе.
Со стороны бульвара Радищева в прогалах между деревьями.
А так он выглядел в 1960-е.
Построен в 1936 г. на месте двора снесённой церкви Жён Мироносиц и изначально считался крылом дома №9 по Тверскому проспекту, но в 70-е, когда Кооперативный переулок стал Тверским проспектом, получил «независимость» и свой номер. Но не надолго - в 80-е его снова присоединили к дому №9 и окончательно отпустили на волю только в конце 2010-х.
Архитектурный стиль - переходный от советского конструктивизма к советскому же неоклассицизму. Проект дома разработал архитектор Ф. И Макаров.
Дом №7А по Тверскому проспекту.
Вид с Тверского проспекта.
Вид с бульвара Радищева.
Построен в 1952 г. по проекту, предположительно, Ф. И Макарова в стиле советского неоклассицизма. Видите характерные Макаровские пилястры на фасаде? И такие же на доме №13? Лично для меня это является доказательством авторства, но краеведы спорят и потому пишу «предположительно».
Интересна тектоника фасада, построенная на сочетании параллельного руста, упомянутых выше пилястр, и больших оконных проёмов. Ну а лепные гирлянды просто расставляют акценты. Хорошо, что здание отреставрировали и ободрали с него чудовищные вывески. Вот как здание выглядело всего несколько лет назад.
Что, страшно? Вот и мне страшно от того, что много где такой беспредел с вывесками ещё цветёт и пахнет.
Дом №12 по Бульвару Радищева.
Построен в 1950-х, предположительно, в 1953 г. по проекту, опять же предположительно, Ф. И Макарова и, определённо, в стиле советского неоклассицизма. В 2001-2003 гг. перестроен до неузнаваемости по проекту архитектора А. Е. Жоголева. Теперь я затрудняюсь определить архитектурный стиль этого здания. Возможно, Лужковский ампир - общественный сортир кафелем наружу? В прочем, могло быть и хуже. Это ещё ничего, терпимо.
Дом №6 по бульвару Радищева или гостиница «Арена».
Построена в 1971 г. по типовому проекту, как гостиница для артистов цирка. В принципе, здание неплохое и где-нибудь в лесу, на берегу реки, озера или моря смотрелась бы вполне неплохо. Но в исторической застройке?
Жанровые скульптуры на бульваре Радищева.
А теперь немного отвлечёмся от архитектуры и посвятим часть времени элементам благоустройства, монументальному искусству и малым архитектурным формам. Как раз здесь стоят несколько скульптур, подаренных городу участниками всесоюзного слёта молодых скульпторов, прошедшего в Твери в 1988 г. С тех пор результаты творческого поиска таскают по разным местам города. Часть из них пала в неравной схватке с вандалами и 90-е, а большая часть уцелевшего сосредоточена здесь. Итак...
Вступая на эту часть бульвара, вы не ожидаете того, что вас встретит.
Вид на бульвар от Тверского проспекта в сторону Тверской площади.
А там, внезапно, начинается царство отвязного творческого недержания. Сначала нас встречает скульптура «Каменный человек», а в народе, пардон, «Памятник онанисту».
Каменный человек.
Потом идёт памятник Культовому Зверю - Жабе. Или официально скульптура «Лягушка».
Культовый Зверь!
Жаба ждёт своих верных фидошников.
И возлияния пивом.
На бульвар Жаба попала в начале 90-х, когда бульвар, при мэре Е. В. Белоусове, не смотря на жуткую разруху, привели в порядок. Тогда Жаба стояла рядом с Трёхсвятской.
И тогда же среди тверских фидошников и прочего околокомпьютерного люда зародилась традиция. Я бы даже сказал, культ. До сих пор в 256-ой день года теперь уже поседевшие и постаревшие фидошники собираются возле Культового Зверя, задушившего половину человечества и производят возлияние пивом Жабе...
А далее у нас идёт жанровая скульптура «Камень».
Камень он камень и есть.
Чуть дальше расположилась скульптура «Морж». На моржа она совершенно не похожа и от того носит в народе имя «Мороженое упало».
Морж, похожий на упавший рожок с мороженым.
За моржом следует жанровая скульптура без официального названия. А в народе её зовут «Ты меня уважаешь?» или «Встреча узбеков на базаре». Совершенно не политкорректно, да.
Ты меня уважаешь?
За обнимающимися тружениками базара уселась «Каменная женщина», именуемая в народе «Дарагой, давай пагадаю!». Почему ей так прозвали - тайна великая есть. Как по мне, на цыганку совершенно не похоже, но народ у нас мудёр и ему виднее.
Жанровая скульптура "Каменная женщина".
Завершает этот ряд жанровая скульптура без названия.
Мои друзья медики зовут её «В операционной свет отключили». В прочем, врачебный юмор всегда был своеобразным.
Ну и завершает ряд малых архитектурных форм, появившиеся несколько лет назад, чугунные качели.
Качели на бульваре Радищева. Фотография, кажется позапрошлогодняя - я устал ждать, когда они освободятся и сейчас фотографировать не стал.
Ну а теперь вернёмся к зданиям.
Дом №11 по бульвару Радищева.
Архитектурные детали.
Построен в последней трети XIX в. После Войны надстроен 3 этажом. Стиль - тверская эклектика. Архитектурные детали опять заставляют подозревать авторство А. П. Фёдорова, но доподлинно это не известно.
Дом №7 по бульвару Радищева.
Построен в первой трети XIX в в стиле классицизма. Изначально был одноэтажным. В 1949 г. надстроен двумя этажами по проекту, предположительно, Ф. И. Макарова и приобрёл черты эклектики. Автор проекта изначального дома не известен. По крайней мере, мне.
Дом №4 по Бульвару Радищева.
Построен в 1998 г. Яркий образец современной тверской эклектики, тяготеющей к Лужковскому ампиру. Этот дом, в принципе, более-менее, но скромнее надо быть - башня и фронтоны и крыша в стиле «АнтиКарлсон» (чтобы Карлсону домик приткнуть негде было) явно лишние. Как ни удивительно, но установить фамилию архитектора мне не удалось. Наверное, искал плохо.
Дом №5 по бульвару Радищева.
Вид с Тверской площади.
Вид с бульвара Радищева.
Построен в 1951 г. по проекту Ф. И. Макарова в стиле советского неоклассицизма. Все любимые Макаровские приёмы на месте. Получилось хорошо, как, в прочем, и все здания этого архитектора.
И на этом бульвар Радищева кончился. Дальше Тверская площадь.
Предыдущие части:
Часть I,
Часть II,
Часть III,
Часть IV,
Часть V,
Часть VI,
Часть VII,
Часть VIII,
Часть IX,
Часть X,
Часть XI,
Часть XII,
Часть XIII,
Часть XIV,
Часть XV,
Часть XVI,
Часть XVII,
Часть XVIII,
Часть XIX,
Часть XX,
Часть XXI,
Часть XXII,
Часть XXIII,
Часть XXIV,
Часть XXV,
Часть XXVI,
Часть XXVII,
Часть XXVIII,
Часть XXIX,
Часть XXX,
Часть XXXI,
Часть XXXII,
Часть XXXIII,
Часть XXXIV