Тверь. Часть LIX. Улица Андрея Дементьева от набережной Степана Разина до улицы Симеоновской.

Apr 03, 2024 07:54





Для начала историческая справка.

Улица проведена в соответствии с планом застройки городской части в 1760-х гг. Являлась границей центра (западнее этой ул. севернее Мироносицкой ул.) с Мещанской слободой (западнее этой ул. южнее Мироносицкой ул.), с одной стороны, и предместья (восточнее этой ул.), с другой стороны. На этой улице начинаются или заканчиваются многие поперечные улицы.

Изначально называлась Скорбященским переулком, а с середины XIX в. стала Скорбященской улицей по Скорбященской церкви. Была застроена с севера каменными двухэтажными домами, а с юга деревянными одно- и двухэтажными. Пересекаясь с Советской улицей, образует площадь Михаила Ярославича Тверского.



На северо-восточном углу с Рыбацкой улицей находился особняк с колоннами, в котором в середине XIX в. жил И. И. Лажечников (д. № 48; сильно перестроен в 1938 г.), а на юго-западном углу с Симеоновской улицей - Сомовское училище. В период с 1803 по 1815 гг. построена гостиница П. Д. Гальяни. Кроме этого здания, памятниками архитектуры являются жилые дома №№ 5/29, 18 (в 2009 расселён, ведётся реконструкция), 23/51 (вероятно, в нём в начале ХХ в. находилась частная гимназия Римской-Корсаковой), 27 (флигель) и 29 (главный дом гор. усадьбы Селезнёва; здесь в 1840-х - 1860-х гг. жил А. М. Унковский, а в начале ХХ в. располагалось военое присутствие, хотя, возможно, оно было в соседнем д. № 25) и нежилые №№ 20/1 (размещался детский сад № 22 (вероятно, сначала под другим №, т. к. был одним из первых, создан в 1918 г.), затем методический центр РОНО), 33 (размещался областной телерадиокомитет, во дворе которого в 1926 г. была построена радиомачта радиостанции им. Ф. Э. Дзержинского, а в 1954 г. телевышка (на месте радиомачты) и телецентр, прекратившие работу после возведения новой вышки во дворе Дома радио в 2005 г.) и 44а .

В 1919 г. улицу переименовали в честь В. Володарского (М. М. Гольдштейна). С 1929 по 1940 гг. были построены жилые дома №№ 2 и 39, а также № 44 по Коммунальной улице (ныне улица Жигарева) и школа № 17 (затем № 4) напротив бывшей церкви (д. № 3; с 1974 г. одно из зданий НИИИТ). В 1960-х гг. снесены дома напротив начала Медниковской улицы, на их месте построен д. № 19 с булочной на первом этаже. Тогда же построен четырёхэтажный дом № 50 с поликлиникой детской городской больницы № 1 на первом этаже. В доме № 10/1 вплоть до его сноса находилось управление «Вторчермет», в доме № 6 был продовольственный магазин, в доме № 25 - д/у № 3, сейчас ЖЭУ-1 и участок ТДЕЗ. В деревянном доме № 17 был детский сад (создан в 1918, как и в доме напротив), затем спортклуб «Буревестник», сейчас там строительная фирма.

В 1980-х гг. снесена застройка чётной стороны от улицы Жигарева до улицы Желябова, на этом месте построены типовые пятиэтажки (д. № 4 с прод. маг-ном, а также № 31 по ул. Жигарева). Напротив на углу с улицы Желябова построено новое здание Сбербанка (д. № 7, пристроено к дореволюционному кирпичному с таким же №).

В конце 1990-х гг. внутри квартала за домом № 39 построен большой дом № 37, в народе именуемый «пауком» и «ухоглазым», в который заселились в основном чиновники, а также здание банка (д. № 22) и ЦИСИЗ (д. № 26). В 2003 г. снесён дом № 28/1, на его месте в 2004 г. построен двух-пятиэтажный кирпичный жилой дом. В 1990-х гг. снесены дома №№ 13 и 15, к середине 2000-х гг. на их месте построен новый жилой дом № 15. В середине 2000-х гг. расселены состроенные вместе двухэтажные дома №№ 36, 38 и 40, после ремонта там разместились медцентр и магазины. В доме № 16 было ПЖРЭУ Центрального района, сейчас там находится управление Росавтодорнадзора. Дом № 3 строение 14 находится на ул. Лидии Базановой и числился ранее по ней за № 24.

В 2013 г. в доме №18/20 открылся Дом поэзии Андрея Дементьева, а в 2018 г. улица была переименована в честь поэта. При всём уважении к земляку, я бы предпочёл видеть эту улицу Скорбященской, а имя поэта можно было дать и новой улице.

Ну вот, познакомившись с историей, можно отправляться смотреть саму улицу. Пойдём мы от конца к началу, т.е. от реки Волги до реки Лазурь. Итак



Екатерининский женский монастырь и церковь св. Екатерины. Вид с места пересечения улицы Андрея Дементьева и набережной Степана Разина



Ещё один



Вид оттуда же на Речной вокзал и Собор Успения Пресвятой Богородицы Отроч монастыря.

Всласть налюбовавшись на левый берег Волги, мы разворачиваемся и видим памятник Андрею Дементьеву.



И «скрижали» с его стихами.



Памятник установлен 19 июля 2021 г. Автор проекта - скульптор, народный художник России А. Н. Ковальчук. У меня неоднозначное отношение к творчеству этого скульптора, но тут у него памятник получился. И слава Богу!

Ну, а мы идём дальше. Посмотрим на тылы единой фасады набережной Степана Разина.



Тылы



Опять тылы

И, наконец, приступим к домам непосредственно по улице Андрея Дементьева.

Дома №41  и №43 по улице Андрея Дементьева.



Представляют из себя до неузнаваемости перестроенные флигель и службы большой городской усадьбы, главный дом которой - №16 по набережной Степана Разина описан мной здесь. Если присмотреться можно рассмотреть наличники в стиле классицизма, но они более поздние - XIX в. Изначально декор был барочным и более богатым. Построены здания, вероятно, одновременно с главным домом - в период с 1776 по 1784 гг. Архитектор неизвестен, но, скорее всего, автором проекта является кто-то из помощников Ф. Ф. Штенгеля - вряд ли мэтр занимался этими домами сам.

Дом №50 по улице Андрея Дементьева.



Ничем не примечательная, кроме расположенной на 1 этаже детской поликлиники, хрущёвка. Стоит тут с 1963 г. Одно время архитектурная общественность предавалась Маниловским мечтанием стилизовать этот дом под соседа - дом №1/48 по улице Рыбацкой, о котором я писал тут. В принципе, могло и получиться и даже хорошо, но кто ж даст слону вагон ананасов? Так что дальше трёпа дело не пошло.

Дом №39 по улице Андрея Дементьева.



С одной стороны



С другой стороны - целиком он в кадр не лезет.



Торец.

Построен в 1930 г. (некоторые источники говорят, что в 1936 г.) в узнаваемом стиле советского конструктивизма. Ещё бы скворечники самовольного остекления балконов с него ободрать - ненавижу этот маленький Тбилиси!

Автор проекта, скорее всего, архитектор В. Анфёров - создатель Дома Командиров Красной Армии на набережной Степана Разина (До сих пор идут споры кто же был автором проекта этого дома: В. Анфёров или И. С. Юрманов. Подозреваю, что они работали в соавторстве.).

Дом интересен. А по своему архитектурному решению перекликается с домами по проспекту Калинина и Улице Бебеля, автором которых точно был В. Анфёров.

Дом 1/48 по улице Рыбацкой.









Не смотря на питерско-имперсо-доходнодомный вид, построен в 1938 г. по проекту архитектора  Ф. И. Макарова - это одна из первых его крупных работ. Подробно об этом здании я писал здесь.

Хотя, с тех пор у меня появилась и некоторая новая информация. Дело в том, что с 1-ой половины XIX в. на этом месте стоял одноэтажный особняк, в котором в середине XIX в. жил И. И. Лажечников. Ф. И. Макаров включил старый дом в состав нового. Так что 2/3 1-го этажа - начала XIX в. Видимо, декор фасада исторического здания и задал архитектурный облик нового. Но портик с протяжённой колоннадой, увы, канул в Лету.

Площадь Михаиля Ярославича Тверского я, с вашего позволения, описывать не буду, ибо подробнейшим образом сделал это здесь. Дам только несколько фотографий того, что видно с улицы Андрея Дементьева.



















Ну, а мы продолжим. И следующий на очереди у нас

Дом №33 по улице Андрея Дементьева.

Здание сейчас на реставрации и от того выглядит так:







Дом построен в 1 половине XIX в. Изначально он являлся жильём для чинов  Почтовой конторы и, в целом, сохранял эту функцию вплоть до Войны, благо, сначала Почтовая контора, а потом и Тверской почтамт располагались на соседнем участке.



Так дом выглядел в 2016 г. (Утянуто с портала "Тверские своды")

Архитектор лично мне не известен. Вполне возможно, что работал кто-то из помощников К. И. Росси, исполнявшего тогда должность тверского губернского архитектора. Стиль - переходный от барокко к классицизму.

Дом №40 по улице Андрея Дементьева.



Этот дом я описывал здесь и повторяться не вижу смысла.

Дома №29 и №27 по улице Андрея Дементьева или усадьба Селезнёва.



Дом №29 - главный дом усадьбы.



Фасад с мемориальной доской А. М. Унковскому, жившему в этом доме.



Мемориальная доска А. М. Унковскому.



Дом №27 - флигель усадьбы Селезнёва.

Оба здания - и главный дом, и флигель построены в первой половине XIX в. в стиле русского провинциального классицизма, но с очень интересными особенностями. Стержень архитектурной композиции и главного дома, и флигеля задаёт ризалит главного дома, украшенный в уровне 2 этажа полупортиком из 6 пилястр, увенчанных «египетскими» капителями типа «раскрытый цветок», что, мягко скажем, для русской архитектуры того периода совершенно не характерно, зато свидетельствует о том, что неизвестный архитектор был человеком весьма начитанным и следившим за мировыми новостями. По крайней мере, египетский бум, захвативший Европу после похода Наполеона в Египет, его не миновал.

Полупортик венчает классический треугольный фронтон с простым тимпаном, украшенным только круглым окном.  Простые штуктурные наличники и карнизы и главного дома, и флигеля поддерживают единство архитектурной композиции фасадов. Первый этаж главного дома украшен рустом вразбежку.

В этом доме в 1840-х годах жил А. М. Унковский - общественный деятель, юрист, лицеист, губернский предводитель дворянства Тверской губернии, один из идеологов крестьянской реформы 1861 г. и судебной реформы 1864 г.

В начале ХХ в. в этом здании располагалось военное присутствие, хотя, возможно, оно было в соседнем д. № 25.

Дом №25 по улице Андрея Дементьева.



Построен в 1 половине XIX в. Архитектор неизвестен. Изначально, по-видимому, имел декор в стиле классицизма и был одноэтажным, но в последней трети XIX в. был частично надстроен вторым этажом и получил довольно причудливый декор в стиле эклектики. Кто автор проекта перестройки так же не известно, но можно предположить, что он очень, очень любил дентикулы :-).

Возможно, в начале XX в. в этом доме располагалось Тверское военное присутствие, а 2000 - 2010-х - бар «Плантатор» - мекка тверских джазменов.

Ещё дом примечателен растущим перед ним дубом. Дуб  не простой - ему более 170 лет, и ему присвоен статус памятника природы, о чём и сообщает табличка на газоне.



Табличка



Сам дуб. (Покрадено в интернете)

Дома №38 и 36 по улице Андрея Дементьева.





Здания построены в последней трети XIX в. на месте деревянных и несколько раз перестроены до полной утраты индивидуальности. Больше ничего сказать о них не могу.

Дом №34 по улице Андрея Дементьева.



Главный дом



Всё здание



Северный флигель



Южный флигель

Помните Пушкинское:

У Гальяни иль Кольони
Закажи себе в Твери
С пармазаном макарони,
Да яичницу свари.

Помните? Так вот, это оно и есть - гостиница Гальяни, точнее, её часть. Соседний дом №32 и ещё 2 дома по нынешней улице Пушкинской тоже относился к гостинице Гальяни - это было немаленькое заведение. Ну а дом №34 появился в конце XVIII в. Вот как описывается история здания в альбоме «Моя Тверь», изданном в 1994 г. ТОО «Россия-Великобритания» - бывали в те времена и более причудливые конторы:

«В конце XVIII века Павел Дементьевич Гальяни приобрёл на Скорбященском переулке участок с деревянным домом. Дом этот он сломал и в 1803 - 1805 годах выстроил двухэтажный каменный дом с каменным одноэтажным флигелем с северной стороны. По всей вероятности, в 1814 - 1815 годах северный флигель надстроен вторым этажом, выстроен второй (деревянный на каменном основании) флигель к югу от главного дома, и оба они соединены с домом переходами на уровне второго этажа. Это домовладение Гальяни сдавал внаём по частям, а потом устроил здесь гостиницу с рестораном. Павел Дементьевич скончался в 1831 году, и хозяйкой гостиницы стала его вдова Шарлотта Ивановна. В гостинице неоднократно останавливался А. С. Пушкин, а в 1859 году, с августа по декабрь, жил Ф. М. Достоевский на обратном пути из ссылки в ожидании разрешения на проживание в столицах.
В начале 1860-х годов гостиница за долги продана купцу Ивану Дмитриевичу Боброву. Он изменил облик здания, объединив флигели с домом, растесав окна и убрав две из четырёх колонн. Впоследствии здесь разместился банк Тверского Общества Взаимного Кредита. Здание также принадлежало этому Обществу, но когда и каким образом состоялся переход его от Бобровых, неизвестно.
После революции Тверское Общество Взаимного Кредита прекратило своё существование, а в здании бывшего банка разместилась школа второй ступени. Потом она стала средней школой № 4, а её соседями по зданию во второй половине 1930-х и в начале 1940-х годов были областные конторы Торгового банка и Сельхозбанка СССР.
После немецкой оккупации здесь поселили детский дом, который пробыл тут до 1955 года. Его сменило музыкально-педагогическое училище.
Поскольку, кроме рассматриваемого дома, семейству Гальяни в XIX веке принадлежало четыре дома в начале северной стороны улицы, которая сейчас называется Пушкинской (а тогда она из-за этого получила название Гальяновой), то в научной среде сложилось устойчивое (хотя и ошибочное) мнение, что гостиница Гальяни находилась на углу Скорбященского переулка и Гальяновой улицы, и что здание гостиницы не сохранилось. Поэтому на угловой дом повесили мемориальную доску, повествующую о том, что на этом месте находилась гостиница, в которой останавливался Пушкин. Но в 1990 году искусствовед Н. А. Курочкина (Майорова) установила по архивным документам настоящее местонахождение и первоначальный облик гостиницы Гальяни. В том же году состоялся переезд училища в новое здание в "Южном", а через несколько лет мемориальную доску перевесили на 34-й дом (хотя лучше было бы изготовить другую, так как текст «На этом месте находилась» неверен, надо: «В этом доме находилась»)».

Возможно, не доказано, что к строительству комплекса приложил руку тогдашний губернский архитектор К. И. Росси. По крайней мере, некоторые Россиевские фишки в архитектурном решении здания присутствуют, но, как уже писалось выше, современный облик здания сложился в 1860-х гг., когда им владел купец И. Д. Бобров, изрядно перестроивший дом. Кто разработал проект той перестройки мне не известно.

Во время Войны весь комплекс очень сильно пострадал - в здание попало несколько бомб и оно выгорело, однако, в 1944 г. комиссия по восстановлению города приняла решение о реставрации и самого здания, и флигелей.

В конце 90-х здание выкупил «Торжокуниверсалбанк» и, ко всеобщему удивлению, произвёл вполне качественную реставрацию. Ну, а сейчас в здании сидит банк и какие-то конторы.

Дом №32/1 по улице Андрея Дементьева.



Фасад по улице Андрея Дементьева



Фасад по улице Пушкинская

Тоже часть гостиницы Гальяни, только перестроенная почти до неузнаваемости. Подробно об этом здании я писал здесь.

Дом №23 по улице Андрея Дементьева.



Фотография сделана летом 2023 г.

Об этом здании я подробно писал здесь.

Дом №2А по улице Пушкинской.



Подробно об этом здании я писал здесь.

Дом №21 по улице Андрея Дементьева.





И этот дом я уже описывал. Прочитать о нём можно здесь.

Дом №28/1 по улице Андрея Дементьева.





Об этом здании я писал здесь, но не скажу, что подробно. «Подробно» выпущено самоцензурой. И ведь если бы этот домище построили где-нибудь в новом районе, я его, пожалуй, счёл бы ещё относительно приличным, но тут - «чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Дом №19 по улице Андрея Дементьева.



В самом здании ровным счётом ничего примечательного - хрущёвка она хрущёвка я есть. А вот элементы озеленения придомовой территории, пожалуй, интересны, от чего этот дом в этой статье и появился.



Камень. Вполне себе малая архитектурная форма. Колонка, кстати, рабочая, что удивительно.



Дом №26 по улице Андрея Дементьева.



Построен в 1997 г. Об остальном я громко промолчу.

Дом №63 по улице Симеоновская.



Об этом доме я подробно писал здесь. Добавить нечего.

Дом №24 по улице Андрея Дементьева.





Здание построено между 1870 и 1890 гг. с претензией на классицизм. Архитектор неизвестен, и, подозреваю, его и не было - справился строительный подрядчик. Дом перестраивался три раза: между Гражданской и Великой Отечественной войнами, в конце 1950-х и в конце нулевых. Во время последней перестройки ему, якобы, вернули первоначальный декор. Подозреваю, что врут, ибо никаких документов, подробно описывающих облик здания, насколько мне известно, нет. Видимо, реставраторами был подготовлен проект стилизации, который собственника и заставили воплотить в жизнь.

Пожалуй, на сегодня всё. Продолжение следует...

Предыдущие части:

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII, Часть IX, Часть X, Часть XI, Часть XII, Часть XIII, Часть XIV, Часть XV, Часть XVI, Часть XVII, Часть XVIII, Часть XIX, Часть XX, Часть XXI, Часть XXII, Часть XXIII, Часть XXIV, Часть XXV, Часть XXVI, Часть XXVII, Часть XXVIII, Часть XXIX, Часть XXX, Часть XXXI, Часть XXXII, Часть XXXIII, Часть XXXIV, Часть XXXV, Часть XXXVI, Глава XXXVII, Часть XXXVIII, Часть XXXIX, Часть XL Часть XLI, Часть XLII, Часть XLIII, Часть XLIV, Часть XLV, Часть XLVI, Часть XLVII, Часть XLVIII, Часть XLIX, Часть L, Часть LI, Часть LII, Часть LIII, Часть LIV, Часть LV, Часть LVI, Часть LVII, Часть LVIII

Архитектура, Скульптура, История, Родной город, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up