Тверь. Часть XLVII. Улица Рыбацкая.

Sep 25, 2023 14:02


Рыбацкая улица начинается от улицы Андрея Дементьева недалеко от площади Михаила Тверского. Продолжается параллельно Советской улице в юго-восточном направлении. Пересекает улицу Салтыкова-Щедрина и переулок Татарский. Упирается в набережную Степана Разина.

Общая протяжённость Рыбацкой улицы составляет 650 метров



Улица Рыбацкая на карте Твери.



Рыбацкая улица была проведена в соответствии с первым планом регулярной застройки города 1763 г. Своё название получила потому, что в этой части Твери ещё перед регулярной застройкой существовала Рыбацкая слобода, которую заселяли рыбаки.

Улицу застраивали одно- и двухэтажными каменными, деревянными и полудеревянными домами.

В советское время улица не переименовывалась.

В 1930-х гг. построен кирпичный четырёхэтажный жилой дом № 3. В 1970-х гг. была снесена застройка нечётной стороны последнего квартала, там устроен сквер.

В 2003 г. сгорел дом № 40. В 2008 г. был снесён дом № 34.

Часть улицы я описывал, когда писал про набережную Степана Разина, но не грех и повториться. Итак, поехали.

Дом №46 по улице Рыбацкая.





Построен этот образец тверского модерна или постмодерна, или неомодерна в 2015 г. Главный архитектор проекта - А. Ю. Барковский. Отсылки к знаменитому танцующему дому в Праге, а так же к творчеству Гауди и Шехтеля прослеживаются, но вторичным продуктом здание назвать нельзя - он самобытен, имеет собственный стиль и физиономию. Да и фирменные фишки товарища Барковского тоже налицо. Сравните с отелем «Оснабрюк» его же авторства.

В общем, неплохо получилось - Цой модерн жив в Твери. Жаль только, что большинство исторических зданий, построенных в этом стиле, имеют состояние от терпимого до откровенно хренового. И пример тому стоит прямо тут.

Дом №44 по улице Рыбацкая, он же «Дом Мутузова».



Дом Мутузова.

Здание построено в середине XIX века в стиле классицизма. Собственно, иначе тогда и быть не могло. Как писал о том времени Алексей Константинович Толстой:

Заметил я, что желтый этот цвет
Особенно льстит сердцу патриота;
Обмазать вохрой дом иль лазарет
Неодолима русского охота;
Начальство также в этом с давних лет
Благонамеренное видит что-то,
И вохрятся в губерниях сплеча
Палаты, храм, острог и каланча.

...

В мои ж года хорошим было тоном
Казарменному вкусу подражать,
И четырем или осьми колоннам
Вменялось в долг шеренгою торчать
Под неизбежным греческим фронтоном.
Во Франции такую благодать
Завел, в свой век воинственных плебеев,
Наполеон, - в России ж Аракчеев.

Таков изначально был и этот дом - квадратное в плане строение с полуподвалом и мансардой, перекрытое вальмовой кровлей. На симметричном уличном фасаде под высокими окнами первого этажа расположены квадратные окошки полуподвала. Фасад был декорирован четырьмя пилястрами. Но в 1900 г. он попал в лапки подрядчика С. И Мутузова и подвергся перестройке в модном тогда стиле модерн.



Архитектурные детали.



Ещё.

К первоначальному объёму с востока к была пристроена деревянная лестничная клетка - сени, выходящая на красную линию улицы, с юга (со двора) - каменная пристройка. Перестройка сильно изменила силуэт дома и декор фасада: были убраны центральные пилястры фасада (от них остались креповки на карнизе). Под креповками появились крупные лепные цветы. Окна подчеркнуты гладкими сандриками с замками. Замок среднего (центрального) окна украшен лепной женской маской. В основании оконных проемов - широкие подоконники с фартуками. Стилевое соответствие эпохе модерна придаёт дому Мутузова непропорционально большая мансарда, завершающая фасад по центральной оси. Её фасад порезан большим окном с дугообразной перемычкой. Форму перемычки дублирует аттик с вписанным в него картушем барочного рисунка. Мансарда фланкирована высокими пилонами. Пилоны дублируются в углах здания пониженными волютообразными тумбами, соединенными с фасадом мансарды металлическими решетками.

Внутреннее пространство дома разделено на два объёма капитальной стеной (по линии пристройки 1900 годов). Помещения имеют два самостоятельных выхода. В мансарду ведет лестница из южной части дома. В интерьерах сохранились тянутые карнизы, облицованные кафелем печи, двухстворчатые филенчатые двери и лестница в мансарду с точеными балясинами.

И вся эта красота теперь вот в таком состоянии. Грустно, девушки...

Сосед нашего предыдущего героя - дом №42 по ул. Рыбацкая, ничем не примечателен, построен в 1954 г. и заслужил упоминание здесь только тем, что стоит на месте, дома С.А. Бакуниной - сестры знаменитого теоретика и практика анархизма.

Дом № 38 по ул. Рыбацкая или «Дом Н. Г. Андреева».



Вот так он выглядит - обнять и плакать.

Тоже находится в состоянии «гроша выеденного не стоит». А он ведь опять же не просто так - сараюшка. Построен он в конце XIX в. и, как и его снесённый сосед - дом №40, принадлежал средней руки купцу Н. Г. Андрееву. Особыми архитектурными достоинствами дом не блещет, но для поддержания городской атмосферы и сохранения исторической городской среды привести его в пристойный вид стоит. А если не стоит, так надо сносить и строить нечто, хорошо стилизованное под тот период.

Дом №30 по улице Рыбацкая или «Баня на Советской».

Дело в том, что если назвать кому-то из тверяков этот адрес, то он, скорее всего, не вызовет никаких эмоций, а вот если произнести: «Баня на Советской», то... Всякие истории быть могут. От самых душещипетельных и умилительных, до таких, что ой. Культовое местечко. Было, увы. Теперь основную площадь бань занимает детско-юношеская спортивная школа, а от былого великолепия осталось 2 крошечные баньки-саунки-бордельчика, работающих по непонятному графику и не гуманному ценнику.



Обнять и плакать! А ведь здание, хоть и без изысков, но вполне интересное. Расчистить и отпескоструить фасад, заменить поздние закладки из силикатного кирпича на керамический соответствующей фактуры, произвести благоустройство - конфетка будет.



Фасад, выходящий на сквер Гумилёва.



Другой ракурс.

А ведь в 1930 г. здание строилось, как храм гигиены, и таким долгое время и являлось. Очень многие иной бани, кроме бани на Советской, и не признавали. Мои деды, в частности, хоть и жили в домах с ванными, но поход в баню - это святое. Да я и сам сгонял вес перед соревнованиями там, хотя имелась баня куда ближе к дому.

Сквер Гумилёва.

Задумка была хорошая, а вот воплощение подкачало. Начали, да не закончили, хотя скверик получился приятный, но, ёлки зелёные, за ним же следить надо и, самое главное, привести весь кусок Рыбацкой, выходящий на сквер, в божеский вид, а то сплошная срамота, тлен и запустение. А если ещё и бане на Советской вернуть прежний блеск и славу... Да в Водонапорной башне, о которой я писал здесь, музей тверского водопровода открыть... Мечты, мечты...



Так выглядел сквер осенью.







А так весной.









А сам сквер разбили в 2015-2016 годах, облагородив, зелёную зону, издавна существовавшую пред баней на Советской, но капитально загаженную и превращённую в свалку в 90-е. Вот только сделали только первую очередь, а вторую, включающую в себя памятник поэту и оборудование спуска к Волге и берега - увы.

Дом №23 по набережной Степана Разина, он же Новый корпус Детской областной больницы, он же Старый корпус Детской областной больницы (бывшее Епархиальное училище).



Вид с угла Татарского переулка и улицы Рыбацкой.



Вид с улицы Рыбацкой.

О нём я писал здесь, так что повторяться не буду.

Дом №35 по улице Рыбацкая или «Дом Тихоновой».



так дом выглядит сейчас.



А так - 2 года назад.

Построен на рубеже XIX и XX вв. в модном тогда кирпичном стиле. Архитектор неизвестен. Возможно, что его и не было, а подрядчик справлялся своими силами. Принадлежал купчихе Тихоновой.

Дом №22 по улице Рыбацкая.



Соседствует с домом №35 и расположен на той же стороне улицы. «Позвольте?» - спросите вы: «Как это? У улиц есть чётная и нечётная сторона и дом №35 и дом №22 никак не могут стоять на одной стороне!». А вот так - это Тверь, детка. У нас и не такое возможно. Особенно в новых районах. Да и в старых тоже случается то ещё Зазеркалье...

Но вернёмся к зданию. Построено оно в 1937 г. в стиле переходном от советского конструктивизма к советскому же неоклассицизму. Проект типовой. Ранее в здании размещался родильный дом № 4, потом Тверская гинекологическая больница, а теперь - Неврологическое и Педиатрическое отделения Детской областной больницы.  В 1972 г. произведен капитальный ремонт здания, надстроен третий этаж. В конце 2010-х здание ремонтировали ещё раз.

Дом №13 по улице Рыбацкая.



Он, для симметрии с домом №22, стоит на чётной стороне. Построено здание в 1900 г. по проекту епархиального архитектора В. И. Назарина в стиле неоклассицизма. В 1950-е по проекту И. П. Изотова надстроено до 4 этажей и приобрело черты уже советского неоклассицизма. Сейчас в здании располагается Консультативная поликлиника Областной детской больницы.

Отремонтировать фасад, конечно, не помешало бы. И уродские козырьки заменить на что-то соответствующее архитектурному облику здания.



Мемориальная доска в память Е. А. Савченко - Врачу и Человеку с большой буквы.

Дворовый фасад Старого корпуса Детской областной больницы - бывшего Епархиального училища.



Тыльный фасад Старого корпуса.

Об этом здании я писал здесь. Добавлю только, что эта сторона дома пострадала от пожара меньше.



Занятный мурал на хозпостройке.

Дом №35 по улице Советская.



Зады областного Управления статистики. О нём я писал здесь. Добавить к уже написанному нечего.

Дом №13/40 по улице Рыбацкой. Он же Научная библиотека Тверского государственного медицинского университета.





Удивительно, но здание построено в 1954 г. на месте построек снесённого по судебному решению ещё до Революции алебастрового завода Коняевых. Точнее, восстановлено после Войны на уцелевшем фундаменте. А вот фундамент относится к концу XVIII в. и принадлежит одному из 3 зданий бывшей пивоварни, о которой я расскажу, когда стану писать про улицу Салтыкова-Щедрина.

Да, противоречие между алебастровым заводом и пивоварней кажущееся. Здание успело побывать и пивоварней и конторой алебастрового завода. Вот только мне не удалось установить, было ли историческое здание снесено в 1910-е вместе с остальным алебастровым заводом или разрушено в войну - говорят и так, и эдак.

Стиль существующего дома - советский неоклассицизм. Стилизация вышла настолько удачной, что я даже сам не поверил в своё время, когда узнал, что здание построено в середине XX в. Архитектор, предположительно, И. П. Изотов. В здании, с момента его постройки, располагается Научная библиотека Мединститута.

Дом №33 по улице Советской. Точнее, его зады, носящие название «Киноконцертный зал на Рыбацкой».



О нём я тоже писал здесь.

Дом №11/37 по улице Рыбацкой, он же Музей Салтыкова-Щедрина. Он же «Дом поручика Никанора Александровича Бернова».



Построен в 1840-х гг. в стиле классицизма. Архитектор неизвестен. В 1860-1862 гг. здесь квартировал тверской вице-губернатор М. Е. Салтыков-Щедрин, тогда ещё не обретший своей литературной славы.

Дом известен весьма пикантной историей, произошедшей в нём и отразившейся в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Итак, дом принадлежал местному дворянину Никанору Александровичу Бернову, владельцу земель в Тверском, Ржевском, Старицком и Новоторжском уездах Тверской губернии.

В семье Берновых, Никанора Александровича и Александры Ивановны, было трое сыновей. Все они избрали воинскую службу. Старший - Александр состоял в звании полковника, начальника штаба 7 кавалерийской дивизии, расквартированной в Твери. В 1860 г. ему было 36 лет. Средний сын - Алексей, 31-го года, в это время состоял в звании майора. От правительства он был направлен служить мировым посредником Вышневолоцкого уезда Тверской губернии, где и поселился в имении Цнинское вместе с женой Екатериной Федоровной, дочерью вице-адмирала Федора Тимофеевича Можайского. Младший из братьев - Павел, 27-ми лет, поручик, служил асессором военно-судной комиссии 7 кавалерийской дивизии с 1858 по 1859 гг. В октябре 1859 г. уволен "по домашним обстоятельствам" и переехал с супругой Надеждой Ивановной, урожденной Чагиной, дочерью отставного капитана, на жительство в Москву, где остановились в корпусной квартире. Уход со службы и переезд Павла Никаноровича в Москву явился, по-видимому, следствием истории, произошедшей в семье его старшего брата, который попал под суд.

Полковник Бернов, ревнуя свою жену Елену Александровну (урожденная Буксгевден, дочь действительного камергера царского двора, графа), с помощью слуг высек двух юнкеров - Самарджи и Римского-Корсакова, посещавших его квартиру. Полковник был арестован и отдан под суд "за незаконное в высшей степени превышение власти и причинение насильственным образом тяжкой обиды двум юнкерам". Однако наказания не последовало, кроме недельного сидения на гауптвахте. Император Александр II, приняв во внимание его былые заслуги и то обстоятельство, что совершенное им было продиктовано «чувствами глубокого оскорбления в семейных отношениях», перевел полковника служить в другой город. Брак с графиней был расторгнут.

Впоследствии, будучи уже в звании генерал-майора, Александр Никанорович получил от отца, после его смерти, в наследство в 1872 г. дом на Рыбацкой, но жить в нем не стал, продав коллежской советнице Елизавете Тимофеевне Архангельской.
События, происходившие в доме поручика Н.А.Бернова, стали известны новому постояльцу - вице-губернатору, писателю Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину. Позднее, выйдя в окончательную отставку с государственной службы, работая в 1870-х гг. над новым циклом очерков: «Благонамеренные речи», он вспомнит тверской инцидент в таком контексте: «Ничто не изменилось кругом, ничто не прекратило обычного ликования, и только он, злосчастный простец, тщетно вопиет к небу по делу о побеге его жены с юнкером, с тем самым юнкером, который при нем столько раз и с таким искренним чувством говорил о святости семейных уз!».

Вот такая нравоучительная история, а взял я её здесь.



Оттуда мы пришли.



А туда только идём.

А на рубеже веков усадьбой владело известное тверское купеческое семейство Коняевых, при которых фасад здания и приобрёл свой несколько эклектичный декор.

Дом №31 по улице Советской.



Зады здания Главпочтамта. О нём я писал здесь.

Дом №7 по улице Рыбацкой или Детская больница №1.





По правде говоря, это не одно здание, а целый их комплекс, построенный в разное время: с 1810-х по 1987 г. Историческая часть выходит на набережную Стенана Разина и то прирезается к №21 по набережной Степана Разина, то отрезается от него. Описана здесь под №21 по набережной Степана Разина.

Остальные здания построены в послевоенный период и, если честно, ничего особенного из себя не представляют.

Дом №5 по улице Рыбацкой.



Построен в конце XVIII - начале XIX в. Не скажешь, верно? Но здание статуса памятника архитектуры не имеет и, следовательно, владельцы могут воплощать в отношении него любые свои представления о прекрасном. Ладно, хоть не снесли. До ремонта было ещё хуже.



Таким дом был до ремонта

Как видите, цокольный этаж был декорирован разбежным рустом, который не составляло особого труда восстановить. По некоторым сведениям, когда-то окна 1 этажа обрамляли рамочные наличники. Похоже на правду - они сюда просятся. Словом, из здания можно было сделать конфетку без особых затрат. А сделали то, что мы видим на заглавной фотографии.

Дом №23/46 по улице Советской.



Вид со стороны улицы Андрея Дементьева.

Об этом здании я подробно писал здесь.

Дом №3 по улице Рыбацкой.





Ви хочете советского конструктивизма? Его, таки, есть у меня. Вот, например, это здание, построенное в 1931 г. Автор проекта, предположительно (я в этом уверен, но формальные доказательства так себе), бывшего епархиального архитектора Тверской епархии, бывшего губернского архитектора Тверской губернии, бывшего его высокоблагородия В. И. Назарина. А вот архитектора очень даже не бывшего, хотя, формально, в этот момент В. И. Назарин архитектором не являлся, а был преподавателем в Индустриальном техникуме, председателем технического совета управления строительного контроля и инженером городского отдела коммунального хозяйства города. В те времена на формальности смотрели проще: можешь - делай. Вот Назарин и делал.

Говорят, что старого пса не обучишь новым трюкам. Перед нами яркий пример обратного. В. И. Назарин отдал дань, ампиру, кирпичному стилю и иным видам эклектики, модерну и вот, на старости лет, поработал и в стиле конструктивизма. И вполне успешо.

Кстати, это одно из первых, если не первое в городе жилое здание с железобетонными перекрытиями.

Дом №1/48 по улице Рыбацкой.



Вид с улицы Рыбацкой.









Вид с улицы Андрея Дементьева.

А это уже переходный этап от советского конструктивизма к советскому неоклассицизму, хотя здание кажется старше и имеет вполне себе «питерский» вид. Даже кое-где это здание, видимо, по аналогии с питерскими доходными домами рубежа XIX-XX вв., называют доходным домом и относят к 1910 гг.

Это не так - в Твери в то время вообще не было четырёхэтажных домов. А рассматриваемый нами построен в 1938 г. по проекту талантливого архитектора уже нового поколения - Ф. И. Макарова. Стилизация под Санкт-Петербург вышла совершенна гениальная, хотя истинный расцвет творчества Ф. И. Макарова пришёлся на послевоенные годы. Вот так и соседствуют на улице Рыбацкой последняя крупная работа последнего губернского архитектора Тверской губернии и первая крупная работа будущего главного  архитектора Горпроекта и Областной проектной конторы, под руководством которого область восставала из руин Войны.

Вот такая улица. А я свернул на набережную и знакомой дорогой пошёл домой, фотографируя на ходу.













Предыдущие части:

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII, Часть IX, Часть X, Часть XI, Часть XII, Часть XIII, Часть XIV, Часть XV, Часть XVI, Часть XVII, Часть XVIII, Часть XIX, Часть XX, Часть XXI, Часть XXII, Часть XXIII, Часть XXIV, Часть XXV, Часть XXVI, Часть XXVII, Часть XXVIII, Часть XXIX, Часть XXX, Часть XXXI, Часть XXXII, Часть XXXIII, Часть XXXIV, Часть XXXV, Часть XXXVI, Глава XXXVII, Часть XXXVIII, Часть XXXIX, Часть XL Часть XLI, Часть XLII, Часть XLIII, Часть XLIV, Часть XLV, Часть XLVI

Архитектура, История, Родной город, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up