Тверь. Часть XLVIII. Улица Салтыкова-Щедрина.

Sep 27, 2023 14:04


Улица начинается от набережной Степана Разина, идёт до улицы Рыбацкой, прерывается площадью Пушкина и улицей Советской напротив стелы «Город воинской славы», о которой я писал здесь. Продолжается в юго-западном направлении. Пересекает улицы Крылова, Пушкинскую, Медниковскую, Симеоновскую, переходящую в улицу Чернышевского и заканчивается на площади Славы.



Улица Салтыкова-Щедрина на карте Твери.



Улица была проведена в 1760-х гг. по первому плану регулярной застройки центра города в составе предместья.

Улица Салтыкова-Щедрина изначально называлась Пивоварским или Пивоваренным переулком, так как всю чётную сторону северного квартала занимала пивоварня.

Улица застраивалась двух- и одноэтажными жилыми домами: северная половина главным образом каменными, а южная - в основном деревянными.

В 1939 г. Пивоваренный переулок переименовали в честь М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1950-1970-х гг. улицу, с позволения сказать, реконстуировали: часть старых домов снесли, часть отреставрировали, а на месте снесённых понастроили всякого и далеко не всегда удачного.

К памятникам архитектуры на улице относятся следующие здания:

- Дом 21 - деревянный жилой дом, памятник архитектуры регионального значения;

- Дом 27 - Романовская школа 1913 года постройки;

- Дом 37 - музей Салтыкова-Щедрина;

- Дом 44 - городская усадьба, памятник истории регионального значения;

- Дом 46 - флигель, памятник архитектуры регионального значения.

Что ж, поехали.

Дом №22 по набережной Степана Разина.





Этот дом один из представителей т. н. «тверской россики», ибо проектировал его Карл Иванович Росси. Да, тот самый. Подробно я описывал этот дом здесь.

Дом №46 по набережной Степана Разина.



Одно из 3 зданий бывшей пивоварни. Построено в 1770-1780 гг. в стиле классицизма. Изначально комплекс зданий состоял из трёх зданий: №46, №44 по улице Салтыкова-Щедрина, а тогда Пивоваренному переулку и дома №13/40 по улице Рыбацкой.

Дом неоднократно перестраивался, что, разумеется, не способствовало сохранению чистоты архитектурного стиля. Однако, дом был отреставрирован и ему вернули первоначальный облик. В паспорте охраняемого объекта здание описывается так: «Местоположение и градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании застройки ул. Салтыкова-Щедрина и наб. Степана Разина (здание флигеля закрепляет угол квартала), его роль в композиционно-пространственной структуре комплекса городской усадьбы; Объёмно-пространственная композиция двухэтажного здания флигеля второй половины, конца XVIII - начала XIX вв. с треугольным фронтоном центрального ризалита, в том числе высотные отметки по венчающему карнизу и конькам крыши. Крыша XIX в., конструкция, конфигурация, материал, характер кровельного покрытия. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов второй половины, конца XVIII - начала XIX вв., в том числе ленточный руст первого этажа, профилированный венчающий карниз, широкая подоконная полка, замковые камни над оконными проёмами, рамочные наличники оконных проёмов, лучковые перемычки оконных проёмов. Материал и характер отделки фасадных поверхностей второй половины, конца XVIII - начала XIX вв., в том числе белокаменные детали и цоколь. Колористическое решение фасадов (уточняется в процессе реставрационных работ); Пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен, перегородок и перекрытий второй половины, конца XVIII-начала XIX вв.; Конструкция и материал капитальных стен, опорных конструкций перегородок и перекрытий второй половины, конца XVIII - начала XIX вв.».

Дом №44 по улице Салтыкова-Щедрина.



Вид на здание с другой стороны улицы.



Проездные ворота между домами №44 и №46.

Главный дом комплекса пивоварни, но именно в нём пива не варили - здесь располагались лавка и хлебный магазин (склад). Ну и контора, само-собой.

Построен дом в 1770-1780 гг. Изначально был одноэтажным и имел декор в стиле классицизма, аналогичный дому №46. В Войну серьёзно пострадал. Был восстановлен и надстроен 2 этажом в 1955-1956 гг. Получил декор в стиле советского неоклассицизма.

Дом 13/40 по улице Рыбацкой.



Третий дом комплекса пивоварни, от которого остался только фундамент. Подробно о нём я писал здесь.

Дом №22А по набережной Степана Разина.



Флигель усадьбы Хозинского, главный дом которой - №22 по набережной Степана Разина (описан здесь) спроектирован самим Карлом Росси. Возможно, что и этот дом его творение, но доказательств этому нет. Более того, есть свидетельства, что здание построено не позднее 1830 г., но позже 1816 г., когда Карл Росси уже покинул Тверь. Словом, здание построено в начале XIX в. в стиле классицизма. Архитектор неизвестен.

Сейчас здание занимает частная медклиника «Педиатр».

Дом №11А по улице Рыбацкой.



На фотографии справа. Примыкает к двухэтажному дому №11/37 по улице Рыбацкой.

Флигель городской усадьбы Берновых. Построен одновременно с главным домом - №11/37 по улице Рыбацкой в 1840-х годах. Архитектурный стиль - классицизм. Декор, как и положено флигелю, скромный. Вот интересно мне, сечение двух чрезмерно резвых юнкеров, о котором я писал здесь, состоялось во флигеле или в главном доме?

Дом 11/37 по улице Рыбацкой он же Музей Салтыкова-Щедрина.



Вид со стороны улицы Салтыкова-Щедрина.



Детали декора.



Ворота.

Об этом здании я подробно писал здесь. Добавить нечего. Хотя... Пожалуй, покажу дореставрационные интерьеры музея. Сейчас-то он на реставрации и что будет внутри по её окончании - тайна великая есть.

А было так:









И на этом улица Рыбацкая обрывается конструктивистской кляксой Пушкинской площади. Её ансамбль я описывал здесь и повторяться не буду. Чего город лишился из-за строительства этих коробок, описано там же. А мы пойдём туда, где улица начинается вновь. И как начинается!

Дом №20 по улице Крылова или «Аваевская богадельня».





Те, кто регулярно читает этот блог, уже знакомы с этим примечательным зданием. Я описывал его здесь. Но не упомянуть тверское «Ласточкино гнездо» было бы непростительно, правда?

Дом №22 по улице Крылова, он же «Старый чемодан».



Тоже старый знакомец. Описан здесь.

Дом №29 по улице Салтыкова-Щедрина.



Построен, предположительно, в последней трети XIX в. Больше никакой информации по этому зданию раздобыть не удалось.

Дом №1 по улице Серебряной или «Медсанчасть УВД».

Со стороны улицы Салтыкова-Щедрина здание полностью скрыто за деревьями.







Подробно описано здесь.

Дом №27 по улице Салтыкова-Щедрина или «Романовская школа».









Эта жемчужина улицы Салтыкова-Щедрина построена на средства горожан в 1912 - 1913 гг. к трёхсотлетию дома Романовых. Авторы проекта - инженеры П. Ф Богомолов и Н. Н. Покровский.

Изначально в здании располагалось начальное училище. После Революции училище было преобразовано в полную среднюю школу и переехало в другое здание, а здесь разместилась Областная библиотека. В 1954 г., когда на Свободном переулке было построено новое здание Областной библиотеки имени А. М. Горького, в этот дом въехала Детская школа искусств №1 имени М. П. Мусоргского, которая находится тут и по сей день.

Архитектурный стиль - а вот тут интересно. На моей памяти краеведами, историками и архитекторами было выдрано не мало виртуальных и реальных волос в спорах о том относится ли Романовская школа к стилю модерн или к неоготике. Сейчас, вроде, все согласились, что, таки модерн. Я согласен. И даже уточню - северный модерн. После поездок по Карелии, Финляндии и Швеции это убеждение у меня только окрепло.

Ну а теперь пришло время беспардонно ограбить паспорт охраняемого объекта и выдрать оттуда архитектурное описание здания.

Прямоугольное в плане, двухэтажное здание, завершенное двускатной кровлей, с двумя слабо выступающими ризалитами, увенчанными щипцовыми аттиками, поставленное с отступом от красной линии улицы, на которую обращено главным восточным фасадом, с сохранением палисада бывшего Пивоварского переулка, появившегося здесь согласно плану в 1760-х гг. Композиция главного фасада с двумя слабо выступающими ризалитами, увенчанными щипцовыми аттиками: треугольным с южной стороны и полуциркульным с северной; композиция центральной части фасада в три оси с попарно сгруппированными узкими окнами; композиционное членение фасада рустованными пилонами, вертикальными декоративными полосами, оконными проемами. Декор фасада: рустованные угловые пилоны; узкие вертикальные полосы со стреловидным завершением и основанием, в простенках между окнами; штукатурный декор между оконными проемами первого и второго этажей; штукатурный декор в виде вертикальных полос на ризалитах; основной штукатурный декор выполнен «под шубу»; лучковая перемычка и рустованное обрамление оконного проема северного ризалита; венчающий карниз.

Интерьеры: капитальные стены, перегородки; двухмаршевая, железобетонная лестница(как бы не первая в городе); тянутые карнизы под лестницей в холлах первого и второго этажей; арочный входной проем с двустворчатой дверью.

Кстати, Детская школа искусств имени М. П. Мусоргского не всегда размещалась в этом здании. Основана она в 1932 г. известным тверским музыкантом и педагогом Николаем Пименовичем Иешевым. Сначала школа кочевала по разным зданиям, а в 1954 г., ещё при жизни Н. П. Иешева въехала в это здание. А имя М. П. Мусоргского школе присвоили в 1939 г. Н. П. Иешев директорствовал в школе до 1961 г., о чём свидетельствует мемориальная доска.



После ухода Н. П. Иешева на пенсию, его сменил на посту директора сын - Л. Н. Иешев.

Вообще Н. П. Иешев сделал для развития музыкального и художественного образования в городе и области очень много. С его подачи и при его непосредственном участии открылись музыкальные школы в в Калинине, Ввшнем Волочке, Кимрах, Ржеве, Осташкове. Он же стоял у истоков создания Калининского музыкально - педагогического училища (ныне Тверское училище культуры и искусств) и Калининского (ныне Тверского) музыкального училища.

Дома №13 по Пушкинской улице и №25 по улице Салтыкова-Щедрина.



Вид со стороны улицы Салтыкова-Щедрина.



Ещё.



Вид со стороны улицы Пушкинской.

Об этой усадьбе я писал здесь. Добавлю только, что дом №25 по улице Салтыкова-Щедрина во времена, когда усадьба принадлежала И. Д. Боброву работал каретным сараем, а сейчас гаражом.

Дом №20 по улице Салтыкова-Щедрина или гостиница «Оснабрюк».

Единственный известный мне дом, который разделяеется на части улицей.



Часть здания к северу от улицы Медниковской. Вид с улицы Салтыкова-Щедрина. Справа третья очередь строительста, слева - вторая.



А это - справа от Медниковской. Первая очередь строительства..

Одно из самых спорных зданий в городе. Например, на портале Тверские своды по его поводу рвут, мечут и требуют крови. А мне это творение А. Ю. Барковского скорее нравится, чем нет.

Налицо попытка современного переосмысления модерна и её, по здравому размышлению, следует признать удачной. Явно читаются отсылки и к зданию Романовской школы, и к расположенному неподалёку дому №28 по улице Медниковской, и к Аваевской богадельне, и к её соседу - Карповскому начальному училищу.

Но! Всегда это «но». Лично меня откровенно смущает колористика фасада, но бог бы с ней - с этим ещё можно смириться, но трапециевидные окна и не то башенка, не то шпиц на более старом здании. Понятно, что башенка-шпиц - это отсылка к Аваевской богадельне и, заодно, к традиционной северогерманской архитектуре - гостиница названа в честь города-побратима, но надо же и честь знать!

Шпиц для модерна слишком массивен, а сочетание геометрически правильных трапециевидных окон и таких же, но с одним из рёбер в виде дуги - так себе идея. Модерн требует всё же плавных природных форм, а тут смешали одно с другим, подчеркнув диссонанс - посмотрите на вторую фотографию, там это хорошо видно. Стеклянные вставки с островерхим завершением тоже довольно спорны - плавные формы подошли бы лучше, особенно в расстекловке.

Чрезмерно массивная полукруглая лоджия второй очереди тоже доставляет, особенно в сочетании со слишком крупными для ритма фасада прямоугольными окнами. Что-то тут лишнее - или дугообразное завершение ризалита, либо лоджии с окнами.

Пожалуй, наиболее гармоничной вышла третья очередь, но цветовое решение... На мой мало просвещённый взгляд, в процессе строительства она выглядела лучше.



Строительство 3 очереди. Фотография с портала Тверские своды.

Стоило ли ради этого сносить историческую застройку или нет - вопрос дискутируемый. Дом Денисовых, построенный во второй половине XIX в, безусловно, жалко. В конце-концов, его можно было и на другое место перенести в той же Мещанской слободе. Было за что.



Главный фасад дома Денисовых. Взято с портала Тверские Своды.



Боковой и задний фасады. Взято с портала Тверские Своды.



План. Взято с портала Тверские Своды.

Этот дом был известен в тверской истории тем, что в конце XIX в. принадлежал потомкам Карла Шнабеля, того самого, у которого в доме на Троицкой останаваливались Клара и Роберт Шуман. Шнабели честно и скромно жили в Твери, к сожалению, их дом никакого мемориального значения не имел. Это был просто городской особняк в стиле позднего классицизма, с поздними обшивкой и наличниками, имевший статус памятника архитектуры. Почему его - деревянный дом нельзя было паскатать по брёвнышку и собрать, скажем, на оставшемся после пожара пустыре на улице Симеоновской и разместить там выставочное пространство, для меня тайна великая есть. Не космических денег это стоило.

Но получилось, что получилось:



Вид на отель с дрона. Найдено в интернете.



Вся гостиница целиком со стороны 3 очереди. Найдено в интернете.



Со стороны 1 очереди. Тоже найдено в интернете.

Словом, двойственное у меня впечатление от этого здания.

Да, совсем забыл, первая очередь здания построена в 1997 г., вторая - в 2002 г. и третья - в 2015 г.

Дом №23/24 по улице Салтыкова-Щедрина.



Вид с пересечения улиц Пушкинской и Салтыкова-Щедрина.

Об этом доме я писал здесь.

Дом №21/21 по улице Салтыкова-Щедрина.



И этот дом мы уже видели. Подробно он описан тут.

Дом №24 по улице Медниковской.



И это чудовище ухоглазое моим читателям уже знакомо. Оно описано здесь.

Дом №89 по улице Симеоновской.









И с этим домом мы уже знакомы. О его непростой судьбе я рассказывал тут.

Вот, собственно и всё на сегодня - улица Салтыкова-Щедрина закончилась. Бросим на неёё прощальный взгляд



И отправимся на площадь Славы



Но о ней в следующий раз.

Предыдущие части:

Часть I, Часть II, Часть III, Часть IV, Часть V, Часть VI, Часть VII, Часть VIII, Часть IX, Часть X, Часть XI, Часть XII, Часть XIII, Часть XIV, Часть XV, Часть XVI, Часть XVII, Часть XVIII, Часть XIX, Часть XX, Часть XXI, Часть XXII, Часть XXIII, Часть XXIV, Часть XXV, Часть XXVI, Часть XXVII, Часть XXVIII, Часть XXIX, Часть XXX, Часть XXXI, Часть XXXII, Часть XXXIII, Часть XXXIV, Часть XXXV, Часть XXXVI, Глава XXXVII, Часть XXXVIII, Часть XXXIX, Часть XL Часть XLI, Часть XLII, Часть XLIII, Часть XLIV, Часть XLV, Часть XLVI, Часть XLVII

Архитектура, История, Родной город, Фотографирую на утюг

Previous post Next post
Up