Глава II. Стольный град Шенкурск.
01. Карта наших перегонов.
Ссылка на карту в любом масштабе. Вырулив из Верховажья на трассу мы поскакали в сторону Архангельска. Ну как поскакали - дорога шире не стала, а вот загруженность М8, по сравнению с участком от Ярославля до Вологды, изрядно снизилась, хотя, караваны, собравшиеся за фурами, никуда не делись. Следующей точкой нашего пути был город Шенкурск. Там, по слухам, распространяемым в этих ваших энторнетах, имелась преизрядная столовая, в которой мы собирались обедать. В своей «летописи» события прошлой главы и дорогу до Шенкурска я описал так:
«Вчерась об утро воссели мы с боярином Павлом Валерьевичем и боярыней Любовью Александровной в коляску самобеглую и стопы свои направили ко городу Архангельскому. И разверзлись тут хляби небесные, будто разгневался другорядь Господь Вседержитель и решил истребити ся всякое дыхание на Земле потопом. И объял нас страх Божий, и взмолили ся мы, и возопили... Однако, потопа не случ ся, но поливал дождь нас великий сто вёрст и ещё двадцать. А тракт ровен бысть, но вельми узок. Аще заехали мы от тракта в сторону в сельцо Верховажское, что на Ваге реке, и зрели там собор во времена оные пропушенный бысть, а ныне вновь возжидется. А ещё зрели идол памятный, ещё памятником именуемый ся, птице боровой - глухарю. Глухарь тот железный есть и кузнецами искусными выкован. И дивились мы рукоделию сему.
Подивившись снова на тракт выехали и через двести с гаком вёрст ко граду Шенкурску свернули, того ради, что на тракте баяли, есть во граде Шенкурске харчевня изрядная. Харчевня там и правда бысть изрядна, а, окромя той харчевни да сапог валяных, ничего в том Шенкурске и нет. Даже моста через Вагу реку, что там широка и быстра бысть. Купечество степенное шенкурское да людишки посадские шлют воеводе Архангельскому да боярину великому князю Мишустину слезницы да челобитные о мосте том, а бирюч для того нанятый о том возле тракта орёт беспрестанно, да видать считают во Архангельске да Москве стольной, что слова людишек шенкурских ситцевы».
Действительно, на трассе перед поворотом на Шенкурск, висит билборд с криком души: «Шенкурску нужен мост!». Подтверждаю - нужен. Это для нас переправа по понтонному мосту аттракцион, а для шенкурцев - задница. Особенно в период ледохода и ледостава - река Вага там широкая и быстрая.
02. Вид на реку Вага с подъезда к понтонному мосту.
03. Река Вага и мост.
04. Мы движемся по понтонному мосту.
05. Продолжаем движение.
Перебравшись через мост мы приступили к поиску едальни. После некоторых приключений, пункт общепита с гордым названием «Визит» (ул. Карла Либкнехта, 9) мы отыскали.
На площадке перед кафе-столовой развернулся базарчик. Торговали на нём, в основном, валенками, зато всех видов, размеров форм и расцветок. Разве что валенок на каблуках-шпильках мы не обнаружили, но, может быть, плохо искали.
Внутри заведения наблюдался почти аншлаг, но мы сумели занять столик, завладели подносами и пристроились в конец очереди. И тут мы поняли, что Белое море близко - изрядную часть меню занимали блюда из трески. Мы, не сговариваясь, поддались дыханию Беломорья и взяли запечёную треску с картофельным пюре. И не прогадали. Рекомендую. Заведение тоже. Аншлаг там явно не зря.
Сыто отдуваясь и цыкая зубом, мы выбрались из столовой, и тут на нас неожиданно напала незапланированная культурная программа. Но сначала надо о городе рассказать.
Город расположен на правом берегу реки Вага (приток Северной Двины), в 373 км на юг от Архангельска и в 143 км на север от Вельска по трассе М8.
06. Шенкурск и подъезды к нему на Яндекс-картах.
Упоминается в исторических актах с XIV в. как Шенга-Курья, то есть «селение на курье реки Шенги». В названии курья - «речной залив, заводь, узкий проток реки», а Шенга (ныне - Шеньга) - название реки, правого притока Ваги. Для сравнения саамское senn - «осоковое болото».
07. Герб Шенкурска с описанием.
08. Он же в цветном варианте.
Многие историки отождествляют с Шенкурском населённый пункт Чудин, упомянутый как одно из множества мест для сбора урока в уставной грамоте новгородского князя Святослава Ольговича, выданной в 1137 г. Софийскому собору об изменении сборов в пользу новгородской епархии.
В 1315 г. Шенкурский погост был куплен новгородским посадником Своеземцевым. В 1446 г. упоминался как посад Шенкурье. В лицевом летописном своде Ивана Грозного посадник Исак Семенов Шенкурский и Иван Шенкурский упоминаются в числе челобитчиков, жаловавшихся на должностных лиц Великого Новгорода царю Ивану Васильевичу Третьему, когда тот пошёл с «мирным походом» на Новгород в 1475-1477 гг.
В 1565 г. - опричный город Вага, административный центр
Важского уезда-волости.
С 1586 г. Вага стала вотчиной будущего царя Бориса Годунова, который, в свою очередь, в крестоцеловальной грамоте 1602 г. завещал город герцогу Шлезвигскому и Голштинскому Гансу, жениху царевны Ксении. Из-за нежданной гибели герцога брак этот не состоялся, а Шенкурск был «прибран» во владение царями из рода Романовых.
В 1606 г. среди важских городков числилась крепость на горе Шеньг-Курье. Внутри острога находилась церковь Архистратига Михаила, воеводский двор, рядом с ним - съезжая изба, земский двор, кабак и тюрьма. У крепости находились гостиные дворы с 29 торговыми лавками. Кроме соборной церкви в Шенкурске было ещё два храма, восемь келий и пять дворов церковнослужителей. В Шенкурском посаде находилось 59 жилых дворов. Важские купцы были людьми состоятельными, они играли заметную роль в общественных делах города и Важского уезда. Торговые люди принимали самое деятельное участие в сборе средств на строительство новой крепости, построенной в 1640-1643 гг.. Остатки этой крепости частично сохранились до наших дней (А мы их не видели - рейд упущенных возможностей).
В Книге «
Большой Чертёж» (1627 г.) и в грамоте царя
Михаила Фёдоровича (1629 г.) селение было названо Шенкурском. За стенами деревянной крепости находился Важский Софийский двор, служащий резиденцией «владычных властителей», присылаемых из
Новгорода. Эти духовные иерархи окормляли жителей Ваги вплоть до учреждения в 1682 г. Холмогорской и Важской епархии.
В 1708 г. Вага с окрестными землями вошла в состав Архангелогородской губернии. С 1715 г. город Вага является административным центром Важской доли, с 1719 г. - центром Важского дистрикта Двинской провинции, с 1757 г. - центром Важской половины Важского уезда. С 1780 г. Вага - центр Шенкурского уезда.
С 1860-х гг. Шенкурск использовался в качестве места для политической ссылки. Здесь побывали такие известные личности, как
Г. А. Мачтет (автор песни «Замучен тяжелой неволей»),
В. В. Берви-Флеровский,
В. К. Курнатовский.
В Шенкурске ежегодно проводилась
Сретенская ярмарка.
09. Шенкурск в начале XX в.
10. Он же в 1912 г. Фото Прокудина-Горского.
В сентябре 1918 г. занят интервентами. В городе распологались британский штаб Важской колонны, штаб первого батальона 339 пехотного полка США, американские госпитали, канадская артиллерия. Освобождён частями Красной Армии в ходе
Шенкурской операции в январе 1919 г.
Население города - 4,5 тыс. человек.
Преобладает умеренный климат. Зимы в городе холодные и снежные, длятся с октября по апрель, средняя январская температура около −15 °C. Лето короткое, но довольно теплое, средняя температура июля +17 °C. Среднегодовая влажность 75-77 %. Июнь 2021 г.в Шенкурске стал одним из самых жарких июней с температурой +19.5°, был отмечен самый жаркий летний день солнцестояния, 22 июня температура повысилась до +34.4°, 21 июня был повторён рекорд 1939 г. с повышением температуры до +32.9°, а 24 июня температура достигла +33.9°.
Из достопримечательностей в Шенкурске имеются:
- Шенкурский районный краеведческий музей, работающий с 1920 г. - мы не были;
- Памятник солдатской матери Калисте Павловне Соболевой - не были;
- Руины Сретенского храма - не видели;
- Троицкий Шенкурский женский монастырь - посетили, расскажу ниже;
- Церковь Зосимы и Савватия Соловецких - на территории монастыря, осмотрели;
Был ещё гигантский деревянный собор Михаила Архангела, построенный в начале XVII в. и сгоревший в 1936 г.
11. Собор Михаила Архангела в 1890 г.
Ну и природа вокруг города впечатляет.
Ну, а теперь о внезапно напавшей на нас культурной программе. Оказывается, Троицкий монасьтырь расположен на задах столь приглянувшейся нам едальни.
Основан монастырь был в 1664 г. в Шенкурске на месте приходских Екатерининской и Троицкой церквей, при которых жили престарелые бедные женщины, называвшиеся екатерининскими старицами. Разрешение на открытие монастыря исходатайствовала у царя Алексея Михайловича инокиня Марфа, которая и стала первой игуменьей.
В 1764 г. в ходе секуляризационной реформы монастырь был упразднён, а 4 монахини его были переведены в Холмогорский Успенский женский монастырь.
В 1778 г. восстановлен и стал мужским.
1 ноября 1853 г. был заложен крестообразный по плану огромный каменный храм, в продолжении 12 лет здание не доведено было даже до сводов за недостатком денег. Церковный собор был очень скуден, добровольных пожертвований почти не поступало, по газетным объявлениям было получено до 890 рублей, а требовалось 8 тысяч.
11 августа 1857 г. случился пожар, нанесший непоправимый ущерб монастырю: сгорела церковь Святой Троицы (Екатерининская церковь сгорела ещё раньше), колокольня, кладовые, часть монастырской стены, монастырский архив и церковное имущество: дорогие оклады, икона пожертвованная Анной Иоанновной и многое другое.
В 1865 г. обращён в женский. Тридцать сестёр из Холмогорской обители во главе с настоятельницей Феофанией деятельно принялись за возобновление пришедшего в упадок монастыря.
Игуменья
Феофания (Сидорова), настоятельствовавшая в обители в 1866-1888 гг., была «старица милосердия, кроткая, а сестрам мать чадолюбия», а так же дама весьма предприимчивая и оборотистая. В её управлении обитель пришла в цветущее состояние, было возведено множество каменных построек, за что она была награждена сребропозлащенным крестом Синода и золотым крестом с брильянтовыми украшениями.
Главными занятиями сестер были уход за животными и обработка земли.
В монастыре хранилась чтимая икона Божией Матери Троеручицы; в день празднования этой св. иконы и в день Св. Троицы вокруг монастыря совершался крестный ход, а 25 июля - в Макарьевскую пустынь.
При монастыре действовали
странноприимный дом и мастерская: иконописная, золотошвейная, рукодельная и пр.
К монастырю были приписаны:
Макарьевская пустынь (в 16 верстах от него) и
Уздринская пустынь, близ впадения реки Уздры в реку Пую, в 112 верстах на юго-западе от Шенкурска.
Рост благосостояния Шенкурской обители позволил содержать значительное число сестёр. В 1917 г. в монастыре находилось 64 монахини и 54 послушницы.
В 1918 г. земельные угодья монастыря были национализированы.
В феврале 1920 г. в помещении бывшего монастыря были размещены отделы здравоохранения и социального обеспечения.
Весной 1922 г., в связи с голодом в Поволжье, церковные ценности монастыря были изъяты.
17 июля 1923 г. губисполком принял решение о закрытии монастыря.
После переустройства Свято-Троицкой церкви в 1926 г. в верхнем этаже разместили «кино» «Революция», в нижнем - краеведческий музей.
Со временем Свято-Троицкий храм пришёл в полный упадок и с конца 1980-х находится в руинированном состоянии, хотя следы работ по консервации, а, может, и реставрации заметны. Зосимо-Савватьевскую же церковь в 1990 г. вернули верующим.
Ну и, традиционно, подомовой обход:
1. Собор Троицы Живоначальной.
Сооружён в 1853-1872 гг. в неорусском стиле с некоторой примесью украинского барокко.
12. Собор в 1890-х.
13. Троицкий собор в 1912 г. на фотографии Прокудина-Горского.
14. Ещё одна цветная фотография 1910-х гг. Возможно, тоже Прокудин-Горский, но авторство в источнике указано не было.
Кирпичный четырёхстолпный храм, квадратный в плане, с западным притвором и полукруглой апсидой, с декором в русско-византийском стиле, завершавшийся небольшим восьмериком под барочным куполом, с трёхъярусной колокольней, увенчанной куполом с высоким шпилем.
В цокольном этаже размещались Покровский и Никольский престолы, наверху Троицкий храм с приделом Богоматери Троеручица.
К концу 1980-х пришёл в руинированное состояние, перекрытия обрушились. В 2010 г. частично накрыт временной консервационной кровлей, на которой установлена маленькая временная звонница.
15. Современное состояние здания.
2. Зосимо-Савватьевская церковь.
Построена в 1880-1884 гг. в неорусском стиле.
16. Церковь в 1890-х.
Квадратный в плане бесстолпный четверик с апсидой, увенчаный небольшим восьмериком под шатром, примыкает к прямоугольному в плане келейному корпусу. Арочные проёмы первого яруса четверика и апсиды обрамлены узкими рамочными наличниками. Арочные проёмы второго яруса четверика утоплены в толщу кладки. Фасад четверика членён пилястрами, поддерживающими арочные завершения. Углы восьмерика декорированы сходными пилястрами и завершаются килевидными кокошниками. Свод восьмерика шатровый, восьмигранный, увенчан небольшим барабаном с узкими арочными световыми проёмами и завершается луковичной главкой. Изначально луковичная главка была гранёной.
17. Церковь в 1980-е.
Закрыта не позже 1930-х. В процессе приспособления под иное назначение восьмерик был разобран. Возвращена верующим в 1990 г., восьмерик, барабан и главки восстановлены в конце 2010-х.
18. Современное состояние здания.
19. Современный интерьер церкви.
Вот так - свинья везде грязь найдёт, а ваш покорный слуга - историю с архитектурой.
Ну, а мы, отобедавши и окультурившись, решили на часик предаться пляжному отдыху на прекрасных пляжах реки Вага. Пляжи действительно великолепные, но вот ветер был резкий и холодный. И вода тоже не шибко тёплая. Но ножки мы омочили.
06. Пляжи реки Вага. Вид на понтонный мост.
07. Река.
08. Река и пляжи.
09. Павел Валерьевич полез в воду. Как всегда, первым.
10.
11.
12. Прощальный взгляд на реку.
Час пролетел быстро. Пора было ехать, чтобы успеть на паром через Северную Двину. Через Архангельск мы ехать не хотели - крюк на три сотни вёрст получается. Но об этом в следующей главе.
А наше пляжное разложение в своей «летописи» я описал так:
«Во продолжение сей грамоты цифирной спешу поведать вам, бояре, что брега у Ваги реки близ града Шенкурска песчаны и пологи есть, а вода в Ваге реке быстра, чиста и холодна есть, о чём, омывши в ней телеса свои, не ложно свидетельствую».
Продолжение следует...
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X,
Часть I, Глава XI,
Часть I, Глава XII,
Часть I, Глава XIII;
Часть I, Глава XIV;
Часть I, Глава XV;
Часть I, Глава XVI;
Часть I, Глава XVII;
Часть I, Глава XVIII;
Часть I, Глава XIX;
Часть II, Глава I;
Часть II, Глава II;
Часть II, Глава III;
Часть II, Глава IV;
Часть II, Глава V,
Часть II, Глава VI;
Часть II, Глава VII;
Часть II, Глава VIII;
Часть II, Глава IX;
Часть II, Глава X;
Часть II, Глава XI;
Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII;
Часть II, Глава XIV;
Часть II, Глава XV;
Часть II, Глава XVI;
Часть II, Глава XVII;
Часть II, Глава XVIII;
Часть II, Глава XIX;
Часть II, Глава XX;
Часть II, Глава XXI;
Часть II, Глава XXII;
Часть II, Глава XXIII;
Часть II, Глава XXIV;
Часть II, Глава XXV;
Часть II, Глава XXVI;
Часть II, Глава XXVII;
Часть II, Глава XXVIII;
Часть II, Глава XXIX;
Часть II, Глава XXX;
Часть II, Глава XXXI;
Часть II, Глава XXXII;
Часть II, Глава XXXIII;
Часть II, Глава XXXIV;
Часть II, Глава XXXV;
Часть II, Глава XXXVI;
Часть II, Глава XXXVII;
Часть II, Глава XXXVIII;
Часть II, Глава XXXIX;
Часть II, Глава XL;
Часть II, Глава XLI;
Часть II, Глава XLII;
Часть II, Глава XLIII;
Часть II, Глава XLIV;
Часть II, Глава XLV;
Часть II, Глава XLVI;
Часть II, Глава XLVII;
Часть II, Глава XLVIII;
Часть II, Глава XLIX;
Часть III, Глава I;