Глава XXIV. Интерьеры Софийского собора. Иконостас (начало).
01. Вид на иконостас от главного входа.
Иконостас Софийского собора выполнен в стиле барокко. Имеет пирамидальную форму с выступающими вперёд тремя средними пряслами. Иконы размещены в пять ярусов (рядов). Ярусы разделены позолоченными резными карнизами и поясами, а иконы - золочёными каннелированными пилястрами. Всего в иконостасе находится 64 иконы (включая «Распятие»), 54 из них, судя по сведениям консисторского архива, написаны Максимом Искрицким. Манера письма этого мастера уже близка к светской живописи.
Подробнее с историей создания и бытования иконостаса можно познакомиться
здесь, а мы, как говорится, «будем на него посмотреть».
И начнём с нижнего - местного ряда. Но не сразу. Сначала несколько моих фотографий:
Царские врата крупным планом.
03. Царские врата крупным планом.
04. Выступ средних прясел.
Левая часть иконостаса.
06. Левая часть иконостаса.
Правая часть
Ну, а теперь дадим слово специалистам. Все дальнейшие фотографии и описания взяты
здесь.
09. Первый (местный) ряд иконостаса.
В первом ряду расположено 14 икон: «Снятие со креста» (между 1741 и 1764 гг.); «Сошествие во ад» (XVIII в., ранее 1741 г.); «Архангел Михаил» (икона на двери) (XVIII в.); «Преображение» (1736-1738 гг.); «Богоматерь на престоле» (София - киевский извод) (1736-1738 гг.); «Богоматерь Одигитрия» (1641 год, копия); «София Премудрость Божия» (1618 год, копия); Царские врата (XIX в.); «Христос с припадающими Корнилием Комельским, Димитрием Прилуцким, Зосимой и Савватием Соловецкими» (около 1657 года, копия); «Успение Богоматери с клеймами земной жизни и сказания об Успении Марии» (первая четверть XIX в.); «Троица Ветхозаветная» (1736-1738 гг.); «Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов» (XVIII в.); «Архидиакон Стефан» (икона на двери) (XVIII в.); «Николай Чудотворец» (1736-1738 гг.); «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (начало XVIII в.).
В местном ряду размещались разновременные образа. Несколько старейших из них, сохранившихся от предшествующих иконостасов, в интересах обеспечения сохранности в конце ХХ в. заменены копиями. Подлинники икон представлены в экспозиции музея-заповедника в Вологодском кремле.
Местный (первый) ряд.
10. Снятие со креста. Между 1741 и 1764 гг. 255×93.5 см. Устюжские иконописцы под руководством Емельяна Петрова Шушниных (?).
11. Сошествие во ад. XVIII в. (ранее 1741 г.) 240×121 см. Вологодские живописцы Иван Иевлев и Яков Швецов (?).
12. Архангел Михаил (икона на двери диаконника). (XVIII в.).
13. Преображение. 240×143 см. Максим Искрицкий. 1736-1738 гг.
14. Богоматерь на престоле (София - киевский извод). 244×125 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.
15. Богоматерь Одигитрия (1641 год, копия).
16. София Премудрость Слова Божия (1618 год, копия).
17. Спас Всемилостивый с припадающими Корнилием Комельским, Димитрием Прилуцким, Зосимой и Савватием Соловецкими (около 1657 года, копия).
18. Успение Богоматери с клеймами земной жизни и сказания об Успении Марии. Первая четверть XIX в. 194×152 см. Василий Медведев (с. Тейково Ивановской губ.).
19. Троица Ветхозаветная. 238×142.8 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.
21. Архидиакон Стефан (икона на двери диаконника). XVIII в.
22. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов. XVIII в.
23. Николай Чудотворец. 255×93.5 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.
24. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Начало XVIII в. Алексей Жданов (?).
Праздничный (второй) ряд.
25. Второй (праздничный) ярус иконостаса.
Во втором (праздничном) ряду иконостаса в овальных рамах расположено 12 икон: «Рождество Богородицы», «Введение Богородицы во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Обрезание», «Крещение», «Вход Господень в Иерусалим», «Преображение», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Вознесение Богоматери». Все они специально созданы для этого иконостаса Максимом Искрицким в 1736-1738 гг.
26. Рождество Богоматери. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.
27. Введение во храм. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.
28. Богоявление. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.
29. Благовещение. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.
30. Рождество Христово. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.
31. Обрезание Господне. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.
32. Вход Господень в Иерусалим. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.
33. Воскресение. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.
34. Сошествие Святого Духа. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.
35. Вознесение. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.
36. Преображение. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.
37. Вознесение Богоматери. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.
Пожалуй, на этом пока закончим, а деисусный, пророческий и праотеческий ряды рассмотрим в следующий раз.
Предыдущие части:
Часть I, Глава I;
Часть I, Глава II;
Часть I, Глава III;
Часть I, Глава IV;
Часть I, Глава V;
Часть I, Глава VI,
Часть I, Глава VII,
Часть I, Глава VIII;
Часть I, Глава IX;
Часть I, Глава X,
Часть I, Глава XI,
Часть I, Глава XII,
Часть I, Глава XIII;
Часть I, Глава XIV;
Часть I, Глава XV;
Часть I, Глава XVI;
Часть I, Глава XVII;
Часть I, Глава XVIII;
Часть I, Глава XIX;
Часть II, Глава I;
Часть II, Глава II;
Часть II, Глава III;
Часть II, Глава IV;
Часть II, Глава V,
Часть II, Глава VI;
Часть II, Глава VII;
Часть II, Глава VIII;
Часть II, Глава IX;
Часть II, Глава X;
Часть II, Глава XI;
Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII;
Часть II, Глава XIV;
Часть II, Глава XV;
Часть II, Глава XVI;
Часть II, Глава XVII;
Часть II, Глава XVIII;
Часть II, Глава XIX;
Часть II, Глава XX;
Часть II, Глава XXI;
Часть II, Глава XXII;
Часть II, Глава XXIII