Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть II. Вологда.

Nov 12, 2024 07:17

Глава XXIV. Интерьеры Софийского собора. Иконостас (начало).



01. Вид на иконостас от главного входа.



Иконостас Софийского собора выполнен в стиле барокко. Имеет пирамидальную форму с выступающими вперёд тремя средними пряслами. Иконы размещены в пять ярусов (рядов). Ярусы разделены позолоченными резными карнизами и поясами, а иконы - золочёными каннелированными пилястрами. Всего в иконостасе находится 64 иконы (включая «Распятие»), 54 из них, судя по сведениям консисторского архива, написаны Максимом Искрицким. Манера письма этого мастера уже близка к светской живописи.

Подробнее с историей создания и бытования иконостаса можно познакомиться здесь, а мы, как говорится, «будем на него посмотреть».

И начнём с нижнего - местного ряда. Но не сразу. Сначала несколько моих фотографий:



Царские врата крупным планом.



03. Царские врата крупным планом.



04. Выступ средних прясел.



Левая часть иконостаса.



06. Левая часть иконостаса.



Правая часть



Ну, а теперь дадим слово специалистам. Все дальнейшие фотографии и описания взяты здесь.



09. Первый (местный) ряд иконостаса.

В первом ряду расположено 14 икон: «Снятие со креста» (между 1741 и 1764 гг.); «Сошествие во ад» (XVIII в., ранее 1741 г.); «Архангел Михаил» (икона на двери) (XVIII в.); «Преображение» (1736-1738 гг.); «Богоматерь на престоле» (София - киевский извод) (1736-1738 гг.); «Богоматерь Одигитрия» (1641 год, копия); «София Премудрость Божия» (1618 год, копия); Царские врата (XIX в.); «Христос с припадающими Корнилием Комельским, Димитрием Прилуцким, Зосимой и Савватием Соловецкими» (около 1657 года, копия); «Успение Богоматери с клеймами земной жизни и сказания об Успении Марии» (первая четверть XIX в.); «Троица Ветхозаветная» (1736-1738 гг.); «Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов» (XVIII в.); «Архидиакон Стефан» (икона на двери) (XVIII в.); «Николай Чудотворец» (1736-1738 гг.); «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (начало XVIII в.).

В местном ряду размещались разновременные образа. Несколько старейших из них, сохранившихся от предшествующих иконостасов, в интересах обеспечения сохранности в конце ХХ в. заменены копиями. Подлинники икон представлены в экспозиции музея-заповедника в Вологодском кремле.

Местный (первый) ряд.



10. Снятие со креста. Между 1741 и 1764 гг. 255×93.5 см. Устюжские иконописцы под руководством Емельяна Петрова Шушниных (?).



11. Сошествие во ад. XVIII в. (ранее 1741 г.) 240×121 см. Вологодские живописцы Иван Иевлев и Яков Швецов (?).



12. Архангел Михаил (икона на двери диаконника). (XVIII в.).



13. Преображение. 240×143 см. Максим Искрицкий. 1736-1738 гг.



14. Богоматерь на престоле (София - киевский извод). 244×125 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.



15. Богоматерь Одигитрия (1641 год, копия).



16. София Премудрость Слова Божия (1618 год, копия).



17. Спас Всемилостивый с припадающими Корнилием Комельским, Димитрием Прилуцким, Зосимой и Савватием Соловецкими (около 1657 года, копия).



18. Успение Богоматери с клеймами земной жизни и сказания об Успении Марии. Первая четверть XIX в. 194×152 см. Василий Медведев (с. Тейково Ивановской губ.).



19. Троица Ветхозаветная. 238×142.8 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.



21. Архидиакон Стефан (икона на двери диаконника). XVIII в.



22. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Богослов. XVIII в.



23. Николай Чудотворец. 255×93.5 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.



24. Усекновение главы Иоанна Предтечи. Начало XVIII в. Алексей Жданов (?).

Праздничный (второй) ряд.



25. Второй (праздничный) ярус иконостаса.

Во втором (праздничном) ряду иконостаса в овальных рамах расположено 12 икон: «Рождество Богородицы», «Введение Богородицы во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Обрезание», «Крещение», «Вход Господень в Иерусалим», «Преображение», «Воскресение», «Вознесение», «Сошествие Святого Духа на апостолов», «Вознесение Богоматери». Все они специально созданы для этого иконостаса Максимом Искрицким в 1736-1738 гг.



26. Рождество Богоматери. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.



27. Введение во храм. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.



28. Богоявление. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.



29. Благовещение. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.



30. Рождество Христово. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.



31. Обрезание Господне. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.



32. Вход Господень в Иерусалим. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.



33. Воскресение. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.



34. Сошествие Святого Духа. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.



35. Вознесение. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.



36. Преображение. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.



37. Вознесение Богоматери. 85×115 см. Максим Искрицкий, 1736-1738 гг.

Пожалуй, на этом пока закончим, а деисусный, пророческий и праотеческий ряды рассмотрим в следующий раз.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI, Часть I, Глава XII, Часть I, Глава XIII; Часть I, Глава XIV; Часть I, Глава XV; Часть I, Глава XVI; Часть I, Глава XVII; Часть I, Глава XVIII; Часть I, Глава XIX; Часть II, Глава I; Часть II, Глава II; Часть II, Глава III; Часть II, Глава IV; Часть II, Глава V, Часть II, Глава VI; Часть II, Глава VII; Часть II, Глава VIII; Часть II, Глава IX; Часть II, Глава X; Часть II, Глава XI; Часть II, Глава XII; Часть II, Глава XIII; Часть II, Глава XIV; Часть II, Глава XV; Часть II, Глава XVI; Часть II, Глава XVII; Часть II, Глава XVIII; Часть II, Глава XIX; Часть II, Глава XX; Часть II, Глава XXI; Часть II, Глава XXII; Часть II, Глава XXIII

Архитектура, Русский Север 2024, Путешествия, Фотографирую на утюг, Живопись, Вологда, Чужие картинки, История

Previous post Next post
Up