Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От Твери до Вологды.

Sep 18, 2024 07:18

Глава X. Ильинская церковь изнутри. Иконостас Главного храма Ильи Пророка.



01. План церкви Ильи Пророка.

Одновременно со строительством храма Ильи Пророка по заказу купца Скрипина был сделан и тябловый иконостас в 4 бруса, который уступал ныне существующему по высоте. На нем, по древнему обычаю, стояли иконы. Его тябла (брусья) были расписаны травным орнаментом по серебряному фону. Перед иконами на железных шандалах возвышались деревянные с резным узором позолоченные подсвечники (перед наиболее почитаемыми образами стояли серебряные подсвечники). Иконы были украшены дорогими пеленами из цветного атласа, парчи и шелков, вышитыми золотыми и серебряными нитями, унизанными жемчугом и драгоценными камнями. Ныне существующий иконостас сооружен предположительно в 1696 г. столярных дел мастером ярославцем Ильей Якимовым. > Составляющие его иконы являются безусловными шедеврами древнерусского искусства, особенно иконы нижнего местного яруса, большая часть которых приписывается выдающемуся иконописцу XVII в. Федору Зубову (он написал храмовый образ Ильи Пророка, «Благовещение», «Вознесение «и др.).



Храм в своем первоначальном виде выглядел необычайно праздничным и нарядным. Но изменившиеся в XVIII в. вкусы перестала удовлетворять несколько наивная декоративность расписного иконостаса и икон, окруженных пеленами. Их заменили высоким торжественным иконостасом со сложной замысловатой позолоченной резьбой, в которой угадывается влияние стиля барокко. Иконы уже не стояли, как Прежде, а были наглухо вделаны в широкие золотые узорчатые переплеты. И вот что получилось в результате.



02. Северная часть иконостаса.



03. Фотография не передаёт и сотой доли впечатления...



04. Северные Диаконские врата.



05. Иконостас переходит в фрески. Или наоборот. Стенопись и иконостас составляют единый художественный комплекс, разделить который, пожалуй, невозможно.



06. Видите?



07. Центральная и южная часть иконостаса.



08. Кажется, всё же сумел вместить в один кадр почти всё.



09. Царское место.



10. Царское место с другого ракурса.

Высокий шестиярусный иконостас Ильинского храма имеет четкое горизонтальное деление, характерное для тябловых иконостасов, но выступающие карнизы нарушают плоскостное решение, создавая впечатление легкого движения.



11. Действительно, иллюзия движения создаётся.

Иконостас выполнен в стиле московского барокко, крупная, сочная, высокорельефная и сквозная резьба выполнена выразительно: круглые колонки между иконами имеют резные капители и украшены пышной вьющейся золоченой виноградной лозой с серебристыми гроздьями винограда. Ильинский иконостас занимает одно из первых мест в ряду лучших русских иконостасов XVII столетия.



12. Вид иконостаса.



13. Детали резьбы.



14. Ещё детали.



15. Северные диаконские врата в окружении витых колонн с иконами "Архангел Михаил, Спас Еммануил, Архангел Гавриил" и "Ложе Авраамово".



16. Икона "Архангел Михаил, Спас Еммануил, Архангел Гавриил"



17. Икона "Ложе Авраамово".

В настоящий момент в состав центрального иконостаса входит около 100 икон, различных по времени создания, это иконы местного, праздничного, деисусного, вкладного, пророческого и праотеческого ярусов. Среди богатейшего иконного убранства храма наибольший интерес представляют иконы местного яруса. Слева от царских врат находится икона "старого мирского строения" "Богоматерь Тихвинская" XVI в.



18. Царские врата. Слева икона "Богоматерь Тихвинская", справа - "Спас Смоленский".

Ко времени окончания строительства Ильинской церкви Скрипины заказали ярославским и костромским иконописцам иконы центрального и придельных храмов, некоторые из них занимают свои изначальные места, это прежде всего такие местные иконы, как "Спас Смоленский" справа от царских врат, шесть вставных икон в царские врата, северная дверь с легендой о просфоре, над ней - небольшая икона "Эммануил с двумя ангелами". Эти иконы упоминаются в "Книге церковного строения", составленной Скрипиными после окончания строительства храма, их отличает определенное стилистическое единство, они принадлежат кисти ярославца Стефана Дьяконова и мастеров его круга.

После "великого" пожара в Ярославле летом 1658 г. возникла необходимость обновления ряда икон, и Скрипины пригласили из Великого Устюга известного художника Федора Зубова, ставшего впоследствии жалованным иконописцем Оружейной палаты, руководителем иконного цеха царских изографов. Зубову, работавшему в Ярославле в 1660 - 1662 гг., приписывают ряд икон местного яруса - "Благовещение", "Покров","Вознесение", "Иоанн Предтеча Ангел пустыни", храмовую икону "Илья Пророк в пустыне". Их объединяет мягкая, изысканная манера письма, отточенный рисунок, легкий, прозрачный колорит. Иконы верхних ярусов созданы в 1660-х гг., они отличаются стройными пропорциями фигур, красивым линейным ритмом, просветленным колоритом.



19. Часть иконостаса с иконами "Илья Пророк в пустыне" и "Богоматерь Феодоровская".



20. Храмовая икона "Илья Пророк в пустыне".



21. Икона "Иоанн Предтеча Ангел пустыни".



22. Икона "Вознесение". Покрадено в интернете.



23. Икона "Благовещение". Покрадено в интернете.



24. Икона "Спас с предстоящими Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским". Покрадено в интернете.



25. Икона "Архангел Михаил". Покрадено в интернете.



26. Южные Диаконские врата с иконой "Митрополит Иона".

Особняком стоят небольшие скрипинские вкладные иконы моленного ряда, которые, несмотря на строгий наказ храмоздателей "стояти им в церкви вечно", были утрачены и заменены в XIX в. новыми.

Вдоль стен храма и вокруг столбов стояли иконы большого формата, две из них представлены в экспозиции древне-русского отдела ярославского музея - заповедника - "Спас Нерукотворный" Петра Костромитина`(?), "Апостольская проповедь" Федора Зубова (?).



27. Алтарная икона "Спас Нерукотворный". Покрадено в интернете.



28. Икона "Спас Нерукотворный "Не рыдай мене, мати". Покрадено в интернете.

Иконы центрального иконостаса неоднократно поновлялись и реставрировались: в 1836 - 1838 гг. М.В.Сарафанниковым и С.С.Завязошниковым, в 1840 - 1842 гг. Е.С.Мухиным частично прописывались иконы местного яруса, в 1902 г. М.И.Дикаревым и в 1927 г. Н.И.Брягиным были промыты и частично раскрыты иконы всего иконостаса, в 1974 - 1975 гг. Е.П.Юдиной были раскрыты иконы местного яруса.

Вот, пожалуй, и всё, что я могу сказать про иконостас главного храма. В следующей главе попробую описать храмовые приделы.

Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX

Архитектура, Русский Север 2024, Путешествия, Фотографирую на утюг, Живопись, Ярославль, Чужие картинки, История

Previous post Next post
Up